Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:47, курс лекций
Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:
1) как комплексную отрасль права - совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере организации, осуществления, а также государственного регулирования предпринимательской деятельности;
2) как науку - совокупность концепций, идей, теорий, изучающих правовые вопросы осуществления предпринимательской деятельности и направленных на совершенствование современного законодательства;
3) как учебную дисциплину - совокупность знаний, составляющих часть учебной программы образовательных учреждений, необходимых для подготовки специалистов в области юриспруденции.
Среди ученых-юристов нет единого мнения по вопросу о том, является ли российское предпринимательское право самостоятельной отраслью права.
20.3. Правовое
положение аудиторских
(индивидуальных аудиторов) и аудируемых лиц
Особенности правового положения аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) и аудируемых лиц определены Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:
- самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
- проверять
в полном объеме документацию,
связанную с финансово-
- получать
у должностных лиц аудируемого
лица разъяснения в устной
и письменной формах по
- отказаться
от проведения аудиторской
- непредставления
аудируемым лицом всей
- выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;
- осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ.
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:
- осуществлять
аудиторскую проверку в
- предоставлять
по требованию аудируемого
- в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
- обеспечивать
сохранность документов, получаемых
и составляемых в ходе
- исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ (ст. 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности").
При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:
- получать
от аудиторской организации
- получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;
- осуществлять
иные права, вытекающие из существа
правоотношений, определенных договором
оказания аудиторских услуг, и
не противоречащие
При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязаны:
- заключать
договоры на проведение
- создавать
аудиторской организации (индивидуальному
аудитору) условия для своевременного
и полного проведения
- не предпринимать
каких бы то ни было действий
в целях ограничения круга
вопросов, подлежащих выяснению
при проведении аудиторской
- оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам;
- исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ (ст. 6 Федерального закона "Об аудиторской деятельности").
20.4. Порядок проведения аудита
Процедура проведения аудиторской проверки включает в себя несколько этапов.
Планирование аудита предполагает определение стратегии и тактики аудиторской проверки, выбор процедур и методов аудиторской деятельности.
По итогам предварительного планирования аудиторская организация или индивидуальный аудитор и аудируемое лицо заключают договор оказания аудиторских услуг, который является разновидностью договора возмездного оказания услуг (ст. ст. 779 - 783 ГК РФ).
В процессе проведение аудита аудитор собирает аудиторские доказательства на основе изучения следующих документов: первичные документы, инвентаризационные описи, бухгалтерская и статистическая отчетность, договоры, распорядительные документы и др.
При этом аудитор может использовать следующие подходы к оценке достоверности бухгалтерской отчетности: юридический, бухгалтерский, специальный, отраслевой.
Завершение аудита предусматривает выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица, которое оформляется аудиторским заключением.
Аудиторское заключение - это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.
Аудиторское заключение состоит из трех частей:
1) вводная
часть, которая содержит общие
сведения об аудиторской
2) аналитическая часть, в которой содержится отчет аудитора об общих результатах проверки бухгалтерского учета и отчетности. Она адресуется исполнительным органам аудируемого лица;
3) итоговая
часть, которая содержит мнение
аудитора о достоверности
Выделяют следующие виды аудиторских заключений:
- безусловно
положительное аудиторское
- условно
положительное аудиторское
- отрицательное аудиторское заключение;
- аудиторское заключение, содержащее отказ от выражения мнения (в случаях непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации, а также выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица).
Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Заведомо ложным аудиторским заключением признается аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.
Тема 21. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
21.1. Понятие и виды оценки
К числу нормативных правовых актов, регулирующих оценочную деятельность, относятся:
- Федеральный
закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об
оценочной деятельности в
- Стандарты
оценки, обязательные к применению
субъектами оценочной
Под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
Выделяют следующие виды стоимости объекта оценки:
1) рыночная стоимость объекта оценки - наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т.е. когда:
- одна из
сторон сделки не обязана
- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
- объект
оценки представлен на
- цена сделки
представляет собой разумное
вознаграждение за объект
- платеж за объект оценки выражен в денежной форме;
2) стоимость
объекта оценки с ограниченным
рынком - стоимость объекта оценки,
продажа которого на открытом
рынке невозможна или требует
дополнительных затрат по
3) стоимость
замещения объекта оценки - сумма
затрат на создание объекта, аналогичного
объекту оценки, в рыночных ценах,
существующих на дату
4) стоимость
воспроизводства объекта оценки
- сумма затрат в рыночных ценах,
существующих на дату
5) стоимость
объекта оценки при
6) инвестиционная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях;
7) стоимость
объекта оценки для целей
8) ликвидационная
стоимость объекта оценки - стоимость
объекта оценки в случае, если
объект оценки должен быть
отчужден в срок меньше
9) утилизационная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки;
10) специальная стоимость объекта оценки - стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в настоящих стандартах оценки.
Под объектами оценки понимаются любые объекты гражданских прав, участвующие в гражданском обороте.
К объектам оценки относятся:
- отдельные материальные объекты (вещи);
- совокупность
вещей, составляющих имущество лица,
в том числе имущество
- право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
- права требования, обязательства (долги);
- работы, услуги, информация;
- иные объекты
гражданских прав, в отношении
которых законодательством РФ
установлена возможность их
Выделяют два вида оценки:
1) обязательная оценка;
2) инициативная (добровольная) оценка.
Обязательная оценка осуществляется в случаях, прямо предусмотренных законодательством. В соответствии со ст. 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично РФ, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе: