Лекции по "Предпринимательскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:47, курс лекций

Краткое описание

Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:
1) как комплексную отрасль права - совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере организации, осуществления, а также государственного регулирования предпринимательской деятельности;
2) как науку - совокупность концепций, идей, теорий, изучающих правовые вопросы осуществления предпринимательской деятельности и направленных на совершенствование современного законодательства;
3) как учебную дисциплину - совокупность знаний, составляющих часть учебной программы образовательных учреждений, необходимых для подготовки специалистов в области юриспруденции.
Среди ученых-юристов нет единого мнения по вопросу о том, является ли российское предпринимательское право самостоятельной отраслью права.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции рпп.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

 

20.3. Правовое  положение аудиторских организаций

(индивидуальных  аудиторов) и аудируемых лиц

 

Особенности правового положения аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) и аудируемых лиц определены Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:

- самостоятельно  определять формы и методы  проведения аудита;

- проверять  в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной  деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие  любого имущества, учтенного в  этой документации;

- получать  у должностных лиц аудируемого  лица разъяснения в устной  и письменной формах по возникшим  в ходе аудиторской проверки  вопросам;

- отказаться  от проведения аудиторской проверки  или от выражения своего мнения  о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

- непредставления  аудируемым лицом всей необходимой  документации;

- выявления  в ходе аудиторской проверки  обстоятельств, оказывающих либо  могущих оказать существенное  влияние на мнение аудиторской  организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;

- осуществлять  иные права, вытекающие из существа  правоотношений, определенных договором  оказания аудиторских услуг, и  не противоречащие законодательству РФ.

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

- осуществлять  аудиторскую проверку в соответствии  с законодательством РФ;

- предоставлять  по требованию аудируемого лица  необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

- в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

- обеспечивать  сохранность документов, получаемых  и составляемых в ходе аудиторской  проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

- исполнять  иные обязанности, вытекающие из  существа правоотношений, определенных  договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ (ст. 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности").

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

- получать  от аудиторской организации или  индивидуального аудитора информацию  о законодательных и нормативных  актах Российской Федерации, на  которых основываются выводы  аудиторской организации или  индивидуального аудитора;

- получить  от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;

- осуществлять  иные права, вытекающие из существа  правоотношений, определенных договором  оказания аудиторских услуг, и  не противоречащие законодательству РФ.

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязаны:

- заключать  договоры на проведение обязательного  аудита с аудиторскими организациями  в сроки, установленные законодательством РФ;

- создавать  аудиторской организации (индивидуальному  аудитору) условия для своевременного  и полного проведения аудиторской  проверки, осуществлять содействие  аудиторским организациям (индивидуальным  аудиторам) в своевременном и  полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;

- не предпринимать  каких бы то ни было действий  в целях ограничения круга  вопросов, подлежащих выяснению  при проведении аудиторской проверки;

- оперативно  устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- своевременно  оплачивать услуги аудиторских  организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам;

- исполнять  иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ (ст. 6 Федерального закона "Об аудиторской деятельности").

 

20.4. Порядок  проведения аудита

 

Процедура проведения аудиторской проверки включает в себя несколько этапов.

Планирование аудита предполагает определение стратегии и тактики аудиторской проверки, выбор процедур и методов аудиторской деятельности.

По итогам предварительного планирования аудиторская организация или индивидуальный аудитор и аудируемое лицо заключают договор оказания аудиторских услуг, который является разновидностью договора возмездного оказания услуг (ст. ст. 779 - 783 ГК РФ).

В процессе проведение аудита аудитор собирает аудиторские доказательства на основе изучения следующих документов: первичные документы, инвентаризационные описи, бухгалтерская и статистическая отчетность, договоры, распорядительные документы и др.

При этом аудитор может использовать следующие подходы к оценке достоверности бухгалтерской отчетности: юридический, бухгалтерский, специальный, отраслевой.

Завершение аудита предусматривает выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица, которое оформляется аудиторским заключением.

Аудиторское заключение - это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

Аудиторское заключение состоит из трех частей:

1) вводная  часть, которая содержит общие  сведения об аудиторской организации (индивидуальном аудиторе): юридический  адрес, сведения о государственной  регистрации, лицензии и др.;

2) аналитическая  часть, в которой содержится отчет  аудитора об общих результатах проверки бухгалтерского учета и отчетности. Она адресуется исполнительным органам аудируемого лица;

3) итоговая  часть, которая содержит мнение  аудитора о достоверности бухгалтерской  отчетности аудируемого лица. Она  адресуется учредителям.

Выделяют следующие виды аудиторских заключений:

- безусловно  положительное аудиторское заключение;

- условно  положительное аудиторское заключение;

- отрицательное  аудиторское заключение;

- аудиторское  заключение, содержащее отказ от  выражения мнения (в случаях непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации, а также выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица).

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Заведомо ложным аудиторским заключением признается аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.

 

 

Тема 21. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

21.1. Понятие  и виды оценки

 

К числу нормативных правовых актов, регулирующих оценочную деятельность, относятся:

- Федеральный  закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об  оценочной деятельности в Российской  Федерации";

- Стандарты  оценки, обязательные к применению  субъектами оценочной деятельности, утвержденные Постановлением Правительства  РФ от 6 июля 2001 г. N 519 и др.

Под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Выделяют следующие виды стоимости объекта оценки:

1) рыночная стоимость объекта оценки - наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т.е. когда:

- одна из  сторон сделки не обязана отчуждать  объект оценки, а другая сторона  не обязана принимать исполнение;

- стороны  сделки хорошо осведомлены о  предмете сделки и действуют  в своих интересах;

- объект  оценки представлен на открытом  рынке посредством публичной  оферты, типичной для аналогичных  объектов оценки;

- цена сделки  представляет собой разумное  вознаграждение за объект оценки  и принуждения к совершению  сделки в отношении сторон  сделки с чьей-либо стороны не было;

- платеж  за объект оценки выражен в  денежной форме;

2) стоимость  объекта оценки с ограниченным  рынком - стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом  рынке невозможна или требует  дополнительных затрат по сравнению  с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров;

3) стоимость  замещения объекта оценки - сумма  затрат на создание объекта, аналогичного  объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения  оценки, с учетом износа объекта оценки;

4) стоимость  воспроизводства объекта оценки - сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения  оценки, на создание объекта, идентичного  объекту оценки, с применением  идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки;

5) стоимость  объекта оценки при существующем  использовании - стоимость объекта  оценки, определяемая исходя из  существующих условий и цели  его использования;

6) инвестиционная  стоимость объекта оценки - стоимость  объекта оценки, определяемая исходя  из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях;

7) стоимость  объекта оценки для целей налогообложения - стоимость объекта оценки, определяемая  для исчисления налоговой базы  и рассчитываемая в соответствии  с положениями нормативных правовых актов (в том числе инвентаризационная стоимость);

8) ликвидационная  стоимость объекта оценки - стоимость  объекта оценки в случае, если  объект оценки должен быть  отчужден в срок меньше обычного  срока экспозиции аналогичных  объектов;

9) утилизационная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки;

10) специальная  стоимость объекта оценки - стоимость, для определения которой в  договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в настоящих стандартах оценки.

Под объектами оценки понимаются любые объекты гражданских прав, участвующие в гражданском обороте.

К объектам оценки относятся:

- отдельные  материальные объекты (вещи);

- совокупность  вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного  вида (движимое или недвижимое, в  том числе предприятия);

- право  собственности и иные вещные  права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

- права  требования, обязательства (долги);

- работы, услуги, информация;

- иные объекты  гражданских прав, в отношении  которых законодательством РФ  установлена возможность их участия  в гражданском обороте.

Выделяют два вида оценки:

1) обязательная  оценка;

2) инициативная (добровольная) оценка.

Обязательная оценка осуществляется в случаях, прямо предусмотренных законодательством. В соответствии со ст. 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично РФ, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

Информация о работе Лекции по "Предпринимательскому праву"