Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:34, курсовая работа
Картофель практически единственная сельскохозяйственная культура массового потребления, объемы производства которой остаются на стабильно высоком уровне, несмотря на общее падение показателей развития АПК. Картофель для России - это не только «второй хлеб», но и социально значимая культура, которой занимается более 30 млн. человек. Картофелеводство может быть важным компонентом Госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы - новая эффективная аграрная политика» по устойчивому развитию сельских территорий и повышению ресурсов личных подсобных и дачных хозяйств /2/.
Введение 4
1.Научные основы организации производства картофеля 5
1.1. Народнохозяйственное значение картофеля 5
1.2. Сущность перспективной технологии производства картофеля 7
1.3. Организация рыночных отношений в сельскохозяйственном производстве 10
1.4. Совершенствование организации труда в картофелеводстве 11
1.5. Совершенствование оплаты труда в картофелеводстве 13
1.6. Организация крестьянских хозяйств 15
2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственного предприятия 17
2.1. Местонахождение, размеры, организационная структура предприятия, хозрасчетных подразделений 17
2.2. Специализация хозяйства 20
2.3. Продажа сельскохозяйственной продукции 21
2.4. Поступление средств и результаты от реализации картофеля 22
3. Современное состояние производства картофеля за 2009-2011гг 27
3.1. Размеры и значение для предприятия производства картофеля 27
3.2. Структура посевных площадей 30
3.3. Экономические показатели производства картофеля 30
3.3.1. Затраты труда на производство картофеля 32
3.3.2. Динамика и структура себестоимости картофеля 34
3.3.3. Себестоимость, цены реализации продукции, рентабельность производства
3.3.4. Экономическая оценка картофеля 36
4. Перспективы развития производства картофеля 2015 год 38
4.1. Специализация и концентрация производства картофеля 38
4.2. Задание по продаже картофеля и внутрихозяйственные потребности в нем …………………………………………………………………………..….40
4.3. Перспективная технология производства картофеля 40
4.4. Обоснование уровня нормативной урожайности картофеля 44
4.5. Улучшение организации хранения, товарной обработки и реализации картофеля, повышение его качества. Каналы реализации картофеля и их эффективность 45
4.6.Совершенствование организации труда в производстве картофеля 46
4.7. Совершенствование оплаты труда в производстве картофеля 48
4.8.Организация крестьянских хозяйств 49
4.9. Экономическая эффективность перспективной технологии производствакартофеля 50
Выводы и предложения для внедрения в производство 52
Список литературы 54
Основными направлениями
совершенствования
2.2. Специализация хозяйства.
Под специализацией предприятия понимают сосредоточение его деятельности на производстве определенного вида или нескольких видов продукции. На сельскохозяйственных предприятиях этот процесс обычно связан с расширением одной или нескольких отраслей при соответствующем сокращении других. Он может осуществляться до тех пор, пока это экономически выгодно.
Цель специализации сельскохозяйственных предприятий - создание условий для увеличения прибыли, объема производства продукции, снижения издержек, повышения производительности труда, улучшения качества продукции.(1) Переход от многоотраслевых к специализированным хозяйствам с высокой (оптимальной) степенью концентрации производственных ресурсов приобретает особое значение в условиях, когда перед сельским хозяйством стоят задачи повышения эффективности и улучшения качественных показателей. Специализация выступает как организационная предпосылка обеспечения устойчивости сельского хозяйства, роста выхода продукции при высокой эффективности производства, решения социальных проблем деревни.
Хозяйство специализируется: в животноводстве - на производстве молока, в растениеводстве - на выращивании зерна и картофеля.
В настоящее время основное внимание уделяется производству молока, так как от его реализации предприятие получает наибольшую прибыль. Размер и структура товарной продукции предприятия приведены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Размер и структура товарной продукции отделение «Русь» в 2011году
Продукты отрасли |
Сумма, в тыс.руб. |
В % |
Зерно |
68124 |
21 |
Картофель |
68853 |
21 |
Итого по растениеводству |
136977 |
42 |
Продукция скотоводства |
- |
- |
в т.ч молоко |
165962 |
51 |
Прочая продукция животноводства |
22203 |
7 |
Итого по животноводству |
188165 |
58 |
Всего |
325142 |
100 |
Отделение «Русь» специализируется на скотоводстве. Хозяйство имеет молочное направление (58%). Дополнительной отраслью является производство картофеля (21%), и производство зерна (21%).
2.3. Продажа
сельскохозяйственной
В настоящее
время сельское хозяйство России
находится в состоянии
Для повышения экономического роста в аграрном секторе необходимы оперативные меры воздействия на производственный сектор, направленный на поддержание доходности товаропроизводителей агропромышленного комплекса, расширение сбыта отечественной продукции на внутреннем рынке и обеспечение условий для нормальной конкуренции, необходимо комплексное решение вопросов обеспечивающих стабильность производства и развитие инфраструктуры продовольственного рынка.(2)
Объем продаж сельскохозяйственной
продукции в хозяйстве представ
Таблица 2.4 - Продажа сельскохозяйственной продукции, ц.
Виды продукции |
2010 |
2011 |
2010г. в % к 2011г. |
Зерновые и зернобобовые |
37814 |
191367 |
510 |
Картофель |
138707 |
114895 |
80 |
КРС |
5030 |
4774 |
95 |
Молоко |
114102 |
125184 |
110 |
Мясо |
1150 |
1014 |
90 |
Продажи зерна и картофеля по годам резко отличаются, так как идет смена культур в севообороте. Растениеводство в отделении не является товарной отраслью, так как продукция идет на переработку в ПК «Вологодский картофель» на производство чипсов, каш, хлопьев и др.
Пунктами сдачи молока являются ОАО «Сухонский молочно-консервный комбинат», мяса - СПК «Сокольский мясокомбинат».
В целях развития товарно-денежных отношений следует укреплять производственные связи колхозов, сельскохозяйственных предприятий с организациями потребительской кооперации и личными подсобными хозяйствами граждан. Сельскохозяйственные предприятия могут продавать потребительской кооперации и на колхозных рынках по ценам согласно договоренности значительную часть урожая картофеля, зерновых культур. Важно и то, что скот и птицу, выращенные в личных подсобных хозяйствах граждан в соответствии с договорами, можно продавать непосредственно организациям потребительской кооперации или через колхозы и совхозы.
2.4. Поступление
средств и результаты от
В современных условиях важно не только выпустить качественную сельскохозяйственную продукцию, нужно уметь выгодно и своевременно ее реализовать. От этого напрямую зависит размер прибыли, необходимой и для дальнейшего развития производства, и для решения социально-экономических проблем предприятия.
Опыт преуспевающих сельхозпредприятий свидетельствует, что создание маркетинговых структур повышает их жизнеспособность. В рыночных условиях руководителю сельскохозяйственного предприятия желательно обеспечить создание маркетинговой службы.[6]
Отличительные черты - частная собственность. На экономические ресурсы, рыночный механизм регулируется экономической деятельностью, основанной на свободной конкуренции.[5]
Основными показателями, характеризующими результаты деятельности, являются - себестоимость продукции, прибыль, уровень рентабельности.
Себестоимость - суммарные затраты на производство и реализацию продукции.
Прибыль - экономическая величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками; превышение доходов над расходами. (9)
Рентабельность - хозяйства экономическая эффективность сельскохозяйственного производства, которая представляет собой экономическую категорию, отражающую доходность и прибыльность предприятия. Она измеряется такими показателями, как валовой и чистый доход, прибыль, уровень рентабельности, окупаемость затрат, норма прибыли.
Только конкурентоспособные хозяйства могут работать в рыночных условиях. Эти хозяйства получают высокие урожаи качественного зерна, которое не потеряется на зерновом рынке страны, а так же имеют высокие надои молока не менее 5000кг.
Эффективность производства - сложная экономическая категория. В ней отражается действие объективных экономических законов социализма и показывается одна из важнейших сторон общественного производства - результативность. Она является формой выражения цели производства. Следует различать понятия эффект и экономическая эффективность. Эффект - это следствие, результат тех или иных мероприятий, проводимых в сельском хозяйстве. Например, эффект от применения удобрений выражается в виде прибавки урожая, от использования кормов - в увеличении приростов или надоев молока и т. д. [3]
Экономическая эффективность показывает конечный полезный эффект от применения средств производства и от живого труда, отдачу совокупных вложений. В сельском хозяйстве это получение максимального объема продукции с 1 га земли, от 1 головы скота при наименьших затратах живого и овеществленного труда. Снижение себестоимости продукции в колхозах и страны на 1% позволяет сэкономить за год более 1 млрд. руб., а при повышении производительности труда на 1 % можно получить дополнительной, продукции примерно на 1,7 млрд. руб. в год. Большой экономический эффект дает рациональное использование основных производственных фондов. Следует иметь также в виду, что эффективность - это не только соотношение затрат и результатов производства, но и качество, полезность продукции для потребителя.
Экономическая эффективность представлена в таблице 2.5 и 2.6.
Таблица 2.5 - Экономическая эффективность продажи за 2010 год.
Показатели |
Количество реализованной продукции, ц |
Полная себестои-мость продукции, тыс. руб |
Выру-чено, тыс. руб |
Результаты, тыс. руб |
Уровень рентабель-ности (+) / убыточности (-),% | |
Прибыль (+) |
Убыток (-) | |||||
Зерновые культуры |
37814 |
13430 |
12951 |
-479 |
-3,6 | |
Картофель |
138707 |
43224 |
70455 |
27231 |
63 | |
Итого по растениевод-ству |
176521 |
56654 |
83406 |
27231 |
-479 |
47,3 |
Молоко цельное |
114102 |
78563 |
109197 |
29634 |
38 | |
Мясо (в живой массе) |
1150 |
7327 |
2977 |
-4350 |
-59,4 | |
КРС |
5030 |
31534 |
17424 |
-14110 |
-45 | |
Другая продукция животновод-ства |
173 |
159 |
242 |
83 |
52,2 | |
Итого по животновод-ству |
120455 |
117583 |
129840 |
29717 |
-18460 |
10,5 |
Всего по хозяйству |
296976 |
174237 |
213246 |
56948 |
-18939 |
22,4 |
Таблица 2.6 - Экономическая эффективность продажи за 2011 год.
Показатели |
Количество реализованной продукции, ц |
Полная себестои-мость продукции, тыс. руб |
Выру-чено, тыс. руб |
Результаты, тыс. руб |
Уровень рентабель-ности (+) / убыточности (-),% | |
Прибыль (+) |
Убыток (-) | |||||
Зерновые культуры |
191367 |
74811 |
68124 |
-6687 |
-8,9 | |
Картофель |
114895 |
41498 |
68853 |
27355 |
66 | |
Итого по растениевод-ству |
306262 |
116309 |
136977 |
27355 |
-6687 |
18 |
Молоко цельное |
125184 |
111077 |
165962 |
54885 |
49,4 | |
Мясо (в живой массе) |
1014 |
6571 |
3359 |
-3212 |
-49 | |
КРС |
4774 |
30936 |
18600 |
-12336 |
-40 | |
Другая продукция животновод-ства |
181 |
88 |
15 |
-73 |
-93 | |
Итого по животновод-ству |
131153 |
148672 |
187936 |
54885 |
-15621 |
26,5 |
Всего по хозяйству |
437415 |
264981 |
324913 |
82240 |
-22308 |
22,6 |
Выручка предприятия увеличивается из года в год, так в 2010 году она составила 213246 тыс. руб., а в 2011 году уже 324913 тыс. руб. Это на 111667 тыс. руб. больше, чем в 2010году. Проанализировав экономическую эффективность за 2010и 2011 гг., можно сделать вывод, что в основном за счет продукции животноводства предприятие получает прибыль. Судя по данным представленных таблиц предприятие ОАО «Вологодский картофель» отделение «Русь» рентабельно.
Для того чтобы хозяйство могло работать в рыночной экономике, надо снизить себестоимость продукции, за счет применения новых технологий и новой техники. Получать более высокие урожаи, надои молока не менее 5000 кг от одной головы, за счет увеличения посевных площадей под картофель и зернобобовые культуры и увеличения урожайности культур. Для увеличения мясного производства необходимо использовать рационально качественные и дешевые корма, создать условия для увеличения общей живой массы. Для увеличения растениеводческой продукции необходимо увеличить посевные площади с меньшими затратами.
3. Современное
состояние производства
3.1. Размеры и значение для предприятия производства картофеля.
Картофелеводство в отделении «Русь» является одной из основных отраслей. Картофель, выращенный в хозяйстве поступает на переработку на пищевой комбинат «Вологодский картофель», часть картофеля идет на корм скоту, и часть идет на продажу.
Площади посадок, урожайность, валовой сбор и реализация картофеля приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Площадь посадки, валовой сбор, урожайность, продано картофеля
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
В среднем за 2009 - 2011гг. |
Площадь посева, га |
952 |
1005 |
995 |
984 |
Урожайность, ц/га |
197,9 |
195,4 |
196,4 |
196,6 |
Валовой сбор, ц |
188400 |
196377 |
195418 |
193398 |
Продано продукции, ц |
139817 |
138707 |
114895 |
131139,7 |
Товарность, % |
74 |
70,6 |
59 |
68 |
Урожайность картофеля достигла максимальной отметки в 2009 году и составила 197,9 ц/га, а в 2010году оказалась самой низкой за три последних года - 195,4 ц/га, товарность с каждым годом падает. Чтобы поднять урожайность и качество картофеля следует применять прогрессивные технологии выращивания и меры борьбы с вредителями, болезнями и сорняками.