Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 01:10, дипломная работа
Созданием бизнес-инкубаторов занимаются администрации и центры занятости, различные фонды и самостоятельные организации. Чтобы упорядочить наработанный опыт функционирования российских бизнес-инкубаторов с присущими ему пробами и ошибками, необходимо переходить к стратегическим программам развития правовой поддержки бизнес-инкубаторов на строгой концептуальной основе. Привнесение в этот процесс доктринальной научности и конструктивности позволит избежать как следования стереотипам, так и несогласованности в действиях различных структур.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы института бизнес-инкубаторов 6
1.1. Понятие, правовая природа и классификация института бизнес-инкубаторов 6
1.2. Развитие института бизнес-инкубаторов в Российской Федерации и за рубежом 13
Глава 2. Правовые формы организации и деятельности бизнес-инкубаторов 25
2.1. Возможные организационно-правовые формы бизнес-инкубаторов в Российской Федерации 25
2.2. Особенности функционирования бизнес-инкубаторов в Российской Федерации, как элемента в системе инновационного предпринимательства 37
2.3. Основные проблемы правового регулирования создания и деятельности бизнес-инкубаторов в Российской Федерации 46
Заключение 64
Список использованной литературы 69
Для нашей страны бизнес-инкубация является достаточно новым, но перспективным инструментом поддержки малого бизнеса. Нацеленный на развитие малых предприятий, бизнес-инкубатор способен функционировать самостоятельно как независимая бизнес-единица, что позволяет обходиться без дополнительных дотаций со стороны государства. В то же время возможность использования незадействованных региональных ресурсов посредством бизнес-инкубации способствует высокой выживаемости малых предприятий.
В российском законодательстве дефиниция бизнес-инкубатора содержится в Постановлении Правительства РФ от 27.02.2009 N 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства16». Под ними понимаются организации, созданные для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.
В ст. 15 специализированного ФЗ «О поддержке малого и среднего предпринимательства в РФ» упоминается данный институт в качестве инструмента поддержки малого и среднего бизнеса.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы. Отсутствие должного правового подхода к определению бизнес-инкубатора влечет за собой проблемы эффективности осуществления деятельности данного инструмента поддержки малого и среднего предпринимательства. Поэтому предлагается следующее авторское определение института «бизнес-инкубатора». Под бизнес-инкубатором предлагаем понимать социально-экономическую систему, функционированиекоторой направлено на оказание поддержки малымпредприятиям посредством предоставления комплексного набора услуг (бухгалтерских, юридических, консультационных, информационных и т.д.), а также на продвижение их бизнеса.
1.2. Развитие института бизнес-инкубаторов в Российской Федерации и за рубежом
Мировой и отечественный опыт
убеждает, что без существования и активной
деятельности множества малых предприятий
рынок как таковой развиваться не может.
Малые предприятия создаются и ликвидируются.
Своим появлением и развитием они как
бы создают своеобразное «движение», являются
тем необходимым звеном, без которого
не передается энергия взаимодействия
различных составляющих рынка.
Конкурентная среда, необходимая для становления
рыночной экономики, как известно, может
быть образована только посредством создания
благоприятных условий для развития малого
бизнеса. Малые предприятия являются стимулирующим
средством для создания высокой конкуренции
на рынке товаров и услуг, что приводит
к улучшению качества товаров и повышению
уровня жизни. В конечном счете, они формируют
средний класс, который по праву считается
основой стабильности любого общества17.
Малый бизнес, как правило, занимает ведущее место в экономике развитых стран, производя при этом более 50% ВВП. В России, к сожалению, не ведется точная статистика в данном направлении. По сведениям общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», доля малого бизнеса в ВВП России на сегодняшний день сравнительно мала. Президент данной организации С. Борисов в ходе круглого стола «Россия – Европа: стратегия, диалог, инвестиции» заявил, что в России данный показатель составляет в настоящее время порядка 20%.
Однако на сегодняшний день президентом РФ перед правительством поставлена очень сложная задача: «Увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП к 2020 г. до 60–70%»18.
Эффективным средством снижения числа неудач в бизнесе, увеличения доли выживающего предпринимательства являются бизнес-инкубаторы – один из видов специализированной инфраструктуры, обеспечивающей поддержку малого предпринимательства наряду с фондами, бизнес-центрами, учебными, информационными и другими обслуживающими структурами19.
Зарубежный опыт убеждает, что для успешного развития бизнес-инкубирования прежде всего необходимо существенное внимание государственных и местных органов власти. Бизнес-инкубатор не является организацией, приносящей немедленную прибыль (кромесоциальной). Отдача от вложений приходит от фирм, выращенных в бизнес-инкубаторе, а срок становления фирмы обычно равен 3–4 годам. Без существенных финансовых инвестиций и другой материальной помощи реализовать технологию бизнес-инкубированиядостаточно сложно.
Неудивительно, что этому вопросу уделяют немало внимания правительства многих стран. Рассмотрим опыт государственной поддержки бизнес-инкубирования некоторых стран.
В США порядка половины всех бизнес-инкубаторовспонсируется государством и некоммерческими организациями. Программы поддержки бизнес-инкубаторов разрабатываются и внедряются преимущественно по инициативе местных органов развития экономики. Местные органы власти проводят исследование находящихся на территории штата инкубаторов и направляют свои рекомендации в федеральные органы. На основе этих рекомендаций федеральные органы власти выделяют бизнес-инкубаторам гранты и заемные средства20.
Федеральные программы внедряются
различными министерствами и не являются
централизованными. Согласно аналитическим
материалам американских экспертов чрезмерная
реклама технопарковых структур сформировала
мнение, что им «автоматически» сопутствует
успех. Однако существует также много
примеров неудач. Слишком часто учредители
полагают, что деньги, земля или здание
обеспечат непременный успех технопарка
или инкубатора бизнеса. На деле технопарки
требуют грамотных и преданных идее людей.
Без таких людей, представляющих региональные
и федеральные органы власти и управления,
университеты и, что наиболее важно, бизнес,
все усилия будут затрачены впустую.
Более 50% потерпевших крах парков столкнулись
с непреодолимыми трудностями, едва приступив
к деятельности. Существование еще 25% находится
под вопросом. Они живут без всякого смысла
и надежды на успех. Только четверть исследовательских
парков заслуживают признания в качестве
процветающих с точки зрения общепринятых
критериев успеха, таких, например, как
количество новых фирм и создание рабочих
мест.
Главным критерием успеха технопарка
может быть финансовая жизнеспособность.
Многие научные парки создаются ради получения
университетом и (или) другими учредителями
прибыли от коммерческого использования
недвижимости. Такие парки стараются достигнуть,
по крайней мере, состояния безубыточности.
Но обычно это состояние не достижимо
в короткие сроки.
Если в парке нет нескольких «якорных» фирм, дотируемой земли и прочих льготных условий, то можно быть абсолютно уверенным, что, в соответствии с обычной деловой практикой, он будет испытывать финансовыетрудности на протяжении 5–10 лет.
Поэтому учредители должны с
самого начала ясно определить, в чем,
собственно, состоит жизнеспособность
и каковы механизмы ее достижения в первый
период развития технологического парка
или инкубатора бизнеса.
Существуют еще четыре важных критерия
успеха технопарковой структуры: разработка
наукоемких технологий; укрепление местной
экономики; повышение роли университета;
развитие бизнеса за счет упрочения конкурентоспособности
каждой отдельно взятой фирмы.
Развитие бизнес-инкубаторов в Китае осуществляется при помощи национальной программы ChinaTorchProgram. Китайская программа развития бизнес-инкубаторов основана на иностранном опыте, особенно на опыте США. Однако при разработке программы были учтены особенности китайского общества и культурных традиций. Основными характеристиками программы являются сильная поддержка со стороны государства и равномерное распределение инкубаторов по всей территории страны. Программа развития инкубаторов была включена в десятый пятилетний план экономического развития Китая21.
Для реализации программы в области создания и развития научных и высокотехнологичных бизнес-инкубаторов министерством науки и технологий была создана специальная организация – Центр развития промышленности и высоких технологий, который проводил оценку научных и технологических бизнес-инкубаторов, не получивших статуса национальных.
На основе этой оценки лучшим
из исследуемых инкубаторов предоставлялись
гранты для достижения ими национального
уровня.
Число бизнес-инкубаторов в Китае увеличивается
огромными темпами. Причин быстрого развития
инкубаторов несколько. В китайской экономике
наблюдается оживление, и появляется все
больше предпринимателей, желающих открыть
свой бизнес. Соответственно, растет спрос
на бизнес-инкубаторы. Кроме того, после
пятнадцатилетней практики общество осознало
вклад бизнес-инкубаторов в экономическое
и социальное развитие, а высокая отдача
от их деятельности привлекает инвестиционные
институты, которые охотно вкладывают
средства в эту область22.
Инкубаторы Израиля находятся под опекой
министерства промышленности и торговли
страны.
Как правило, группа в проекте состоит из 3–6 человек, она находится в инкубаторе два года. При этом финансирование происходит по принципу: 85% от утвержденного бюджета каждого проекта – и только при том условии, что новое изделие будет произведено в Израиле. Затем предприниматели, осуществив коммерциализацию инновационного продукта, вернут инкубатору вложенные в них деньги, используя часть своих доходов от коммерциализации изобретений и продажи лицензий на массовый выпуск новых товаров23.
Всей сетью инкубаторов управляет
государство в лице министерства промышленности
и торговли Израиля. При нем работает комитет
по регулированию технологических инкубаторов
под председательством главы научного
департамента министерства. А чтобы избежать
при этом чиновничьего произвола, в комитет
входят «общественники» – деятели высокотехнологичного
бизнеса страны и представители самих
инкубаторов.
Государство лишь создает условия для
успешного предпринимательства, а конкретные
разработки и их продвижение обеспечивают
изобретатели и частные инвесторы (бизнес-ангелы,
венчурные компании и др.).
В августе 1997 г. в Республике Корея был принят Акт о поддержке создания малых и средних предприятий, в котором говорилось также и о поддержке правительством бизнес-инкубаторов. На местные органы власти была возложена ответственность за кампанию по развитию провинциальных бизнес-инкубаторов и продвижение венчурного инвестирования в технопарки и инкубаторы. Бизнес-инкубаторы получили ряд налоговых привилегий. Налог на прибыль предприятий был сокращен на 50% в первый год деятельности предприятия. Бизнес-инкубаторы были освобождены от налога на регистрацию, а налог на собственность и землю сокращен на 50%.
За 1997–2002 гг. число бизнес-инкубаторов в Корее увеличилось с 23 до 355. В 2002 г. в инкубаторах находилось 4 723 предприятия24.
Создание бизнес-инкубаторов в Республике Корея курируется центральным правительством. Однако различные министерства разрабатывают собственные программы поддержки бизнес-инкубаторов.
В соответствии с программами поддержки бизнес-инкубаторам предоставляются средства на строительство и реконструкцию зданий, а также на приобретение оборудования. В стране была создана Ассоциация корейских бизнес-инкубаторов, что позволило упрочить связи между ними и развивать обучение менеджеров инкубаторов.
Очевидно, что все больше и больше стран подключается к программам поддержки бизнес-инкубаторов. На сегодняшний день нельзя говорить об универсальной программе, которую с равным успехом могли бы применить правительства различных стран. Несмотря на это, активное внедрение собственных государственных программ в ряде стран привело к высоким темпам роста количества бизнес-инкубаторов.
В России на данном этапе государство
прилагает значительные
усилия инкубаторских структур. Говоря
о перспективах государственной поддержки
малого предпринимательства, включая
развитие программы развития бизнес-инкубирования,
следует отметить, что дальнейшее расширение
объемов финансирования мероприятий по
государственной поддержке малого предпринимательства
из федерального бюджета должно быть связано
с решением следующих задач:
При этом приоритетом в получении государственной поддержки должны пользоваться ранее описанные целевые группы предпринимателей – начинающие, быстрорастущие, инновационные ориентированные.
В данных условиях важнейшую роль должно сыграть профессиональное управление, которое позволит обеспечить опережающий экономический рост в данном секторе. Однако мы находимся только в начале пути, который уже пройден большинством стран в этом направлении. Россия,на наш взгляд, накопила хоть и небольшой, но свой уникальный опыт бизнес-инкубирования, и в дальнейшем развитие государственной поддержки обеспечит успешное развитие бизнес-инкубаторских структур.
На наш взгляд, значительный интерес представляет опыт бизнес-инкубирования Германии. Почти треть всех бизнес-инкубаторов Германии расположена в Северной Вестфалии. Федерация бизнес-инкубаторов Северной Вестфалии обобщила цели создания инкубаторов следующим образом:
Исследование, проведенное
в 1990 г. немецкими учеными, показало, что
большинство бизнес-инкубаторов являются
немецким эквивалентом компаний с ограниченной
ответственностью. Согласно более позднему
исследованию, проведенному Федерацией
бизнес-инкубаторов Германии, 53,1% бизнес-инкубаторов
имеют эту юридическую форму, т.е. доля
инкубаторов, регистрирующихся как организации
с ограниченной
ответственностью, сокращается26.
В создании и поддержке бизнес-инкубаторов на региональном уровне участвуют различные субъекты политики. В эти процессы вовлечены практически все участники регионального экономического развития, в то время как участие федеральных институтов ограничено. В каждом третьем случае инкубатор является результатом тесного сотрудничества между субъектами политики регионального развития.
Информация о работе Правовое регулирование бизнес-инкубаторов в Российской Федерации