Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 01:10, дипломная работа
Созданием бизнес-инкубаторов занимаются администрации и центры занятости, различные фонды и самостоятельные организации. Чтобы упорядочить наработанный опыт функционирования российских бизнес-инкубаторов с присущими ему пробами и ошибками, необходимо переходить к стратегическим программам развития правовой поддержки бизнес-инкубаторов на строгой концептуальной основе. Привнесение в этот процесс доктринальной научности и конструктивности позволит избежать как следования стереотипам, так и несогласованности в действиях различных структур.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы института бизнес-инкубаторов 6
1.1. Понятие, правовая природа и классификация института бизнес-инкубаторов 6
1.2. Развитие института бизнес-инкубаторов в Российской Федерации и за рубежом 13
Глава 2. Правовые формы организации и деятельности бизнес-инкубаторов 25
2.1. Возможные организационно-правовые формы бизнес-инкубаторов в Российской Федерации 25
2.2. Особенности функционирования бизнес-инкубаторов в Российской Федерации, как элемента в системе инновационного предпринимательства 37
2.3. Основные проблемы правового регулирования создания и деятельности бизнес-инкубаторов в Российской Федерации 46
Заключение 64
Список использованной литературы 69
В части покрытия текущих издержек инкубаторами Западной Германии в исследовании, проведенном немецкими учеными, были приведены следующие оценки: 38% инкубаторов самостоятельно покрывают свои расходы (за счет доходов от аренды, предоставления услуг, продвижения проектов); 40% в настоящее время получают субсидии; 22% получают структурные субсидии.
Таким образом, большинство инкубаторов не могут самостоятельно покрывать все свои расходы. По оценкам немецких ученых, только четыре восточногерманских инкубатора успешно окупают свои затраты. Поддержка, предоставляемая инкубаторам местными властями, может иметь не только чисто финансовые, но и другие формы. Нефинансовые субсидии включают предоставление дешевой земли и зданий, в том числе и субсидии на подготовку кадров.
Важной проблемой является оценка вклада инкубаторов в «выживание» и развитие компаний. Федерация бизнес-инкубаторовГермании установила, что уровень банкротства фирм в инкубаторах составляет примерно 5%. Это намного меньше, чем уровень банкротства предприятий, функционирующих вне стен инкубаторов, где каждая третья фирма прекращает свое существование в течение трех лет со дня своего основания.
В целом сейчас существует 75 показателей для оценки деятельности инкубаторов, и они разбиты на четыре группы: поддержка создания новых фирм, трансфер технологий, региональное развитие, финансирование инкубаторов. Инкубаторам предлагается оценить себя самостоятельно по каждому из критериев по десятибалльной шкале. Таким образом осуществляется добровольная сертификация инкубаторов27.
По мнению немецких экспертов, можно выделить три фактора, определивших успех бизнес-инкубаторских структур:
Как показывает немецкий опыт,
для обеспечения
успеха деятельности технопарка необходимо,
чтобы он отвечал минимальным требованиям
к собственному географическому местоположению
и размещению клиентских фирм. Наиболее
важными для клиентов факто-рами являются
возможность размещения в гибко пере-
страиваемых помещениях, стандартный
набор удобств и оборудования, неформальное
общение и способность парка дать фирме
престиж.
Типичный клиент технопарка – это малое предприятие, очень часто основанное одним или двумя учеными, покинувшими университет, к которым в качестве работников присоединились их молодые друзья. Эти предприятия, как правило, не имеют серьезного опыта в бизнесе, но компенсируют этот недостаток личным энтузиазмом. Работе по найму в другом городе или регионе они предпочитают независимость и предпринимательскую автономность в родном городке. Большинство клиентских фирм этого типа – фирмы обслуживания или субподрядчики, предлагающие промышленности наукоемкую продукцию. Критическим фактором успеха научного парка немецкие эксперты считают наличие тщательно подобранной и квалифицированной команды менеджеров28.
Проанализировав опыт работы бизнес-инкубаторовв Германии, мы пришли к выводу, что он может быть адаптирован и использован в России. Это касается участия структур власти, банковского сообщества, корпоративного сектора в работе инкубаторов, взаимодействия инкубаторов с научными организациями, юридического статуса бизнес-инкубаторов, использования системы показателей для оценки деятельности инкубаторов.
Таким образом, в результате проведенного исследования выявлены следующие ключевые факторы развития государственной поддержки бизнес-инкубирования за рубежом:
1. Последовательная и долговременная
политика
государства с четко сформулированными
целями и задачами;
2. Наличие продуманной и скоординированной системы организаций, занятых разработкой и реализацией бизнес-инкубирования малого предпринимательства. То есть представляется необходимым создание координационных органов, позволяющих избегать дублирования функций, а также нужна кадровая политика, обеспечивающая привлечение высококвалифицированных экспертов.
3. Постоянные усилия по налаживанию сотрудничества между частным, исследовательским и образовательным секторами.
4. Выявление и целевая
поддержка важных для
5. Широкий спектр
6. Систематическое изучение
и внедрение лучшего
международного опыта.
Отсутствие удовлетворительной теоретической базы для управления малой инновационной экономикой, трудности с отбором и формированием кадров предпринимателей, а также различия в организационно-технологических уровнях развития и рыночной культуре населения России и тех стран, чей опыт мы используем, делает закономерным вывод о том, что прямое заимствование форм поддержки малого инновационного бизнеса может оказаться для России неэффективным. С другой стороны, очевидно, что всестороннее изучение зарубежного опыта, прежде всего, связанного с поддержкой малого предпринимательства на общегосударственном и региональном уровнях, весьма актуально.
Анализ зарубежного опыта показал, что существуют следующие категориибизнес-инкубатора:
Таким образом, для Российской Федерации можно рассмотреть следующие типы:
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ
2.1. Возможные организационно-
В настоящее время ни один из нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области бизнес-инкубирования, не отвечает на вопрос о том, в какой организационно-правовой форме должны создаваться бизнес-инкубаторы. Как показывает практика, учредители в подобных условиях в полной мере используют предоставленную им свободу, в связи с чем бизнес-инкубаторы создаются в самых разнообразных организационно-правовых формах: 34,8% – как структурное подразделения юридического лица, 26% – как некоммерческое партнерство, 17,4% – как автономная некоммерческая организация, 8,7% – как учреждение, 8,7% – как фонд, 4,4% – как закрытое акционерное общество30. Представленные данные не позволяют с уверенностью говорить о каких-либо закономерностях в выборе организационно-правовой формы деятельности бизнес-инкубатора. Очевидно, такой выбор осуществляется учредителями скорее под влиянием успешного опыта других бизнес-инкубаторов, нежели основывается на оценке правовых возможностей деятельности бизнес-инкубаторов в той или иной организационно-правовой форме. Следует, однако, отметить, что большинство учредителей бизнес-инкубаторов осознают некоммерческий характер деятельности создаваемых организаций, в связи с чем среди действующих бизнес-инкубаторов преобладают некоммерческие организации. Тем не менее, вопросу об организационно-правовых формах деятельности бизнес-инкубаторов уделяется, безусловно, недостаточно внимания как со стороны учредителей бизнес-инкубаторов, так и со стороны законодателя. Между тем от решения данного вопроса во многом зависит успешность деятельности бизнес-инкубатора. Представляется, что при определении организационно-правовой формы бизнес-инкубатора следует исходить из следующего:
1. Бизнес-инкубаторы создаются
для достижения экономических, социальных,
образовательных целей, для удовлетворения
потребностей граждан в
2. Одним из основных
условий достижения
3. Выбранная организационно-
4. Наиболее предпочтительной
для организации бизнес-
Организационно-правовая форма бизнес-инкубатора должна позволять привлекать дополнительные инвестиции, в том числе и путем расширения числа учредителей (участников) бизнес-инкубатора.
5. В процессе бизнес-
6. Выбранная организационно-
Существует два основных варианта определения правового статуса бизнес-инкубатора. Первый состоит в использовании предусмотренных действующим законодательством организационно-правовых форм некоммерческих организаций, второй – во введении в систему юридических лиц новой формы некоммерческой организации – бизнес-инкубатора. Создание для бизнес-инкубатора особой формы некоммерческой организации соответствовало бы логике законодателя, выделяющего формы некоммерческих организаций не только в зависимости от организационно-правовой формы, но и от направления их деятельности. Так, например, товарищество собственников жилья и садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество были выделены в самостоятельные формы некоммерческих организаций ввиду особых целей их создания, особых направлений их деятельности (п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации33, абз. 4 ст. 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»34). Бизнес-инкубатор также имеет особое направление деятельности – оказание поддержки субъектам малого предпринимательства. Представляется, однако, что бизнес-инкубатор не следует выделять в самостоятельную форму некоммерческой организации, поскольку такое решение вопроса, во-первых, продолжало и укрепляло бы порочную практику выделения форм некоммерческих организаций по двум различным основаниям, приводящую к противоречивости норм гражданского законодательства, и, во-вторых, потребовало бы принятия федерального закона, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 50 ГК РФ формы некоммерческих организаций могут быть предусмотрены исключительно законом. В связи с этим можно сделать вывод о том, что организационно-правовая форма бизнес инкубатора должна быть выбрана из предусмотренных действующим законодательством форм некоммерческих организаций. Рассмотрим достоинства и недостатки каждой возможной организационно-правовой формы применительно к деятельности бизнес-инкубатора.
Информация о работе Правовое регулирование бизнес-инкубаторов в Российской Федерации