Правовое регулирование бизнес-инкубаторов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 01:10, дипломная работа

Краткое описание

Созданием бизнес-инкубаторов занимаются администрации и центры занятости, различные фонды и самостоятельные организации. Чтобы упорядочить наработанный опыт функционирования российских бизнес-инкубаторов с присущими ему пробами и ошибками, необходимо переходить к стратегическим программам развития правовой поддержки бизнес-инкубаторов на строгой концептуальной основе. Привнесение в этот процесс доктринальной научности и конструктивности позволит избежать как следования стереотипам, так и несогласованности в действиях различных структур.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы института бизнес-инкубаторов 6
1.1. Понятие, правовая природа и классификация института бизнес-инкубаторов 6
1.2. Развитие института бизнес-инкубаторов в Российской Федерации и за рубежом 13
Глава 2. Правовые формы организации и деятельности бизнес-инкубаторов 25
2.1. Возможные организационно-правовые формы бизнес-инкубаторов в Российской Федерации 25
2.2. Особенности функционирования бизнес-инкубаторов в Российской Федерации, как элемента в системе инновационного предпринимательства 37
2.3. Основные проблемы правового регулирования создания и деятельности бизнес-инкубаторов в Российской Федерации 46
Заключение 64
Список использованной литературы 69

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Никитиной.docx

— 123.84 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2. Особенности функционирования  бизнес-инкубаторов в Российской  Федерации, как элемента в системе  инновационного предпринимательства

Россия поставила перед собой задачу построить обновленное государство с развитой конкурентоспособной экономикой. В настоящее время преимущество в конкурентной борьбе определяется ни размерами страны и уровнем запасов природных ресурсов, даже не мощью финансового капитала. Совершенно очевидно, что в ближайшие годы будут лидировать те государства, которые обеспечат наиболее полное проявление профессиональных способностей и талантов своих граждан, сумеют опередить других в освоении новых знаний и достижений, трансформации их в самые современные технологии и продукцию. Для этого необходимо использовать рыночные механизмы, обеспечивающие быстрое обновление, внедрение и широкое распространение передовых технологий, увеличение выпуска конкурентоспособной на мировом рынке продукции.

Ядром структурных изменений как в технологически развитых странах, так и бурно развивающихся является государственная инновационная стратегия и активная научно-техническая политика фирм и регионов, ориентированная на содействие развитию передовых технологий прорывного характера.

По словам Президента Д.А. Медведева «сектор научных разработок и их эффективная коммерциализация - это основа конкурентоспособного промышленного производства. И в развитых странах развитая же инновационная система включает в себя не только инновационные проекты и реализующий их впоследствии инновационный бизнес, но и исследовательский сектор, сферу образования - всё это находится в одном большом кластере. Базовыми элементами этой системы являются создаваемые сегодня наукограды, особые экономические зоны, технопарки, центры трансфера технологий, так называемые бизнес-инкубаторы».

Одним из необходимых условий инновационного развития является наличие эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей переход результатов научных разработок на рынок продуктов и услуг. Ведущее место в этом процессе занимают инновационные бизнес-инкубаторы.

К числу важнейших интеллектуальных ресурсов инновационного процесса относятся научные знания, новые технологии, приемы и методы организации и управления, предпринимательский потенциал, инновационные грамотность и культура кадров всех уровней и профессиональной принадлежности, знание мирового опыта. Естественно, что наличие этих ресурсов есть условие необходимое, но не достаточное для развития инновационного процесса. Нужны еще мотивация и соответствующее состояние среды – законодательно-правовая база и инфраструктура.

В настоящее время основной проблемой инновационной сферы России является неумение превращать интеллектуальный потенциал в активы, способные к эффективному обращению на мировых рынках знаний и высоких технологий. Поэтому важнейшей задачей инфраструктуры инновационной экономики является обеспечение функционирования всей цепочки интеллектуального производства: от получения заказов на новые разработки до продвижения результатов интеллектуальной деятельности на внутренний и мировой рынки. Национальные усилия в инновационной сфере должны быть направлены на создание механизмов капитализации интеллектуального потенциала и формирование современных экономико-производственных институтов. Бизнес-инкубаторы при этом играют одну из наиболее важных ролей – они помогают созданию и развитию малых, и, как правило, инновационных предприятий. Эта функция становится все более важной, так как с течением времени выход на рынок новых предприятий будет все сложнее, в первую очередь, из-за возрастающей конкуренции.

В практике, бизнес-инкубатор предоставляет собой инфраструктурный объект, который оказывает поддержку предприятия на начальной стадии, на стадии зарождения и становления бизнеса. Этот этап связан с одной стороны, с материальными вложениями в организацию рабочего пространства, такими как льготная аренда помещений, доступ к офисному оборудованию, почтово-секретарские и консалтинговые услуги, а с другой - необходимостью определения рынков сбыта, грамотного продвижения продукта, поиска партнеров и инвесторов. Основной целью бизнес-инкубаторов является выращивание новых фирм, оказание помощи в начальный период существования, в то время когда они более уязвимы. К тому же инкубатор настоящая школа бизнеса: на малом пространстве собирается вся необходимая информация, а зачастую первыми клиентами малого предприятия, становятся компании, которые также размещаются на площадях инкубатора. Все это в итоге значительно увеличивает шансы предприятия на выживание и сокращает затраты на его создание и организационную деятельность.

В настоящее время в России действует свыше 150 бизнес–инкубаторов в 75 субъектах федерации, большинство из которых построены в рамках федеральной программы поддержки предпринимательства. В настоящее время Минэкономразвития России и Минобразования России (в рамках создания молодежных бизнес-инкубаторов при высших образовательных учреждениях) определены инфраструктурные требования (помещения, оборудования), рекомендован перечень услуг, которые должен предоставлять инкубатор, предложены критерии отбора предпринимателей для размещения на площадях бизнес-инкубатора.

Инновационная система страны в целом невозможна без региональных инновационных систем. В субъектах федерации все больше осознается роль бизнес-инкубаторов в развитии экономики и социальной сферы.

Во-первых, эти структуры способствуют росту количества малых предприятий. Международная практика, а также опыт передовых российских бизнес-инкубаторов убеждают в том, что именно в бизнес-инкубаторах создаются оптимальные условия для начального развития малого бизнеса. Так по статистике в течение первого работы выживает не более 30% малых компаний, в то время как в бизнес-инкубаторе – около 80%. Кроме того, предприятия, прошедшие процесс инкубирования, более устойчивы и подготовлены к работе в рыночных условиях. Функция выращивания новых фирм в бизнес-инкубаторах особенно важна для регионов, в которых численность малых предприятий в настоящее время сокращается.

Во-вторых, решая проблему занятости, бизнес-инкубаторы не только снимают социальную напряженность в отдельных муниципальных образованиях, но и способствуют росту экономической активности, развитию внутреннего рынка и расширению налоговой базы региона.

В-третьих, создавая бизнес-инкубатор определенного типа (инновационные, сельскохозяйственные, IT) можно оказывать помощь малым предприятиям, деятельность которых соответствует приоритетам региона и таким образом решать возникающие экономические и социальные проблемы.

В-четвертых, выращивание в бизнес-инкубаторах малых компаний способствует повышению инновационной активности бизнеса в регионе, внедрению новых технологий, использованию инноваций для решения проблем, медицины, ЖКХ, экологии и других сфер, входящих в зону ответственности региональных структур власти.38

Через развитие бизнес-инкубаторов можно решить ряд проблем социально-экономического характера, поэтому в последнее время бизнес-инкубаторы рассматриваются как важный элемент социальной, экономической и инновационной политики, а также как элемент стратегии инновационного развития регионов и страны в целом.

Европейская экономическая комиссия ООН, а именно Рабочая группа по развитию промышленности и предпринимательства, рекомендует правительствам те практические меры, которые наиболее эффективно с точки зрения затрат стимулировали бы формирование условий, благоприятствующих предпринимательской деятельности. Именно бизнес-инкубирование она рекомендует как один из наиболее действенных и эффективных способов поддержки предпринимательства. Процесс «инкубирования предпринимательства» нацелен на то, чтобы помочь организацию собственного дела и поддержать начинающие компании в разработке новаторских продуктов.

При рассмотрении европейского опыта можно увидеть, что бизнес-инкубаторы несут ответственность и осуществляют постоянный контроль за состоянием «стартапов» и результатами их деятельности, оказывают им помощь и контролируют развитие бизнеса, предоставляют свои услуги ряду общественных организаций, которые осуществляют определенное финансирование.

Поскольку бизнес-инкубаторы тесно взаимодействуют с малыми предприятиями и имеют непосредственную возможность анализировать их потребности, руководство инкубатора может сообщать об этих потребностях местным и региональным властям, официальным службам с целью своевременного удовлетворения потребностей малых предприятий на уровне властей. Бизнес-инкубаторы также предоставляют возможность малым предприятиям принимать участие в национальных и региональных программах, предоставляют возможности для развития навыков предпринимательства и осуществляют поиск наиболее перспективных проектов и инноваций.

Основными показателями эффективности работы бизнес-инкубатора являются его финансовая устойчивость, успешность и самостоятельность фирм, прошедших процесс «выращивания» и вышедших из бизнес-инкубатора.

Бизнес-инкубаторы в России должны стать не только качественной и дешевой «жилплощадью» для начинающих компаний, но и мощным инструментом по выращиванию полноценных предприятий с самостоятельным штатом подготовленных сотрудников, с линейкой продаваемых продуктов и с высоким показателем «выживаемости» на рынке. Рядом с разработчиками инженерных решений должны появиться инновационные менеджеры и профессиональные технологические брокеры со статусом равноценных участников инновационного процесса, а не «обслуживающего персонала» при инженерном корпусе.

Находясь в бизнес-инкубаторе предприниматель должен быть сосредоточен на одной задаче - начать выпуск продукции и выйти на рынок, все остальные проблемы должна взять на себя команда Управляющей компании (администрация, эксперты, консультанты). Инкубатор должен помочь приобрести предпринимателю «свое лицо», статус, представлять его интересы во внешней среде (ярмарки, выставки, презентации и др.), создавать положительный имидж. Как показывает мировой практика лизинг, венчурное финансирование кредиты, легче получают компании, находящиеся в бизнес-инкубаторе, чем действующие на рынке самостоятельно, т.к. инкубатор является определенным гарантом успешного развития малого предприятия.

В этой связи особую значимость приобретают локальные нормы, которые должны создаваться в рамках каждой конкретной организации – инкубатора. Считаем, что недостаточность проработки конкретного локального акта в рамках одной организации может негативно сказаться на работе целой сети вовлеченных в качестве потенциальных клиентов инкубатора юридических лиц.

Создание и функционирование бизнес-инкубаторов является действенным элементом, как в сфере поддержки малого предпринимательства, так и в сфере построения инновационной системы и реализации социально-экономических задач России.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 22 апреля 2013 г. № 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2014 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» БИ является организацией, созданной для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг39.

Общая площадь бизнес-инкубатора, сдаваемая в аренду, должна быть не менее 900 м2, площадь, выделяемая малым предприятиям должна составлять не менее 85% полезной площади инкубатора.

Согласно современным требованиям полезная площадь бизнес-инкубатора – это общая площадь, сдаваемая в аренду, не включая подвальные и вспомогательные помещения, которые не могут быть использованы по прямому назначению в инкубаторе.

Площадь, предоставляемая одной малой компании, не должна превышать 15% от общего сдаваемого малому бизнесу пространства в бизнес-инкубаторе.

Бизнес-инкубатор должен соответствовать одному из этих пунктов:

    • промышленность (пространство и услуги, предлагаемые малому бизнесу производственного направления);
    • офис;
    • инновации;
    • сельскохозяйственная продукция;
    • сочетание (определить).

Для образования и развития бизнес-инкубаторов в регионах Российской Федерации, получающих значительные субсидии, конкурсный совет может принять решение предложить субсидии, даже если общая площадь бизнес-инкубатора, сдаваемая в аренду, менее 900 м2.

К бизнес-инкубаторам, которые будут поддерживать сельскохозяйственные и фермерские хозяйства (инкубаторы агробизнеса), предъявляются следующие обязательные требования:

    • Представление нежилых помещений для ферм и фермерских хозяйств на начальном этапе их развития
    • Конкурсная процедура предоставления нежилых помещений для инкубаторов агробизнеса в соответствии пп. 2.1 -2.4, 2.6 и 2.7 Федерального Закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В бизнес-инкубаторах не разрешается размещать малые предприятия следующего профиля:

    • финансовые и страховые услуги,
    • розничная и оптовая торговля,
    • строительство,
    • услуги адвокатов и нотариат,
    • бытовые услуги,
    • медицинские услуги,
    • общественное питание,
    • операции с недвижимостью,
    • производство подакцизных товаров,
    • добыча и реализация полезных ископаемых,
    • игорный бизнес.

Приказ Министерства экономического развития РФ по отбору субъектов федерации № 119 от 25 июня 2012 указывает, в каких отраслях экономики бизнес-инкубаторам поддержка не оказывается (услуги по строительству, общественное питание, торговля и т.д.).40  На примере муниципальных районов, такой подход не учитывает специфику социально-экономической ситуации и возможностей данных регионов, т.к. она известна лишь местным властям, а это может привести к отказу от предпринимательства как такового. Часто существует противоречие между местным потенциалом развития нового бизнеса и интересами экономического роста с одной стороны, и требованиями к бизнес-инкубаторам -  с другой. При крайне ограниченных возможностях и перспективах в плане пуска новых производств существует острая потребность в развитии сферы услуг (например, туризм включая гостиницы и общее питание, бытовое обслуживание, транспорт, сооружение инфраструктуры, спортивно-развлекательный сектор).

Информация о работе Правовое регулирование бизнес-инкубаторов в Российской Федерации