Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 01:10, дипломная работа
Созданием бизнес-инкубаторов занимаются администрации и центры занятости, различные фонды и самостоятельные организации. Чтобы упорядочить наработанный опыт функционирования российских бизнес-инкубаторов с присущими ему пробами и ошибками, необходимо переходить к стратегическим программам развития правовой поддержки бизнес-инкубаторов на строгой концептуальной основе. Привнесение в этот процесс доктринальной научности и конструктивности позволит избежать как следования стереотипам, так и несогласованности в действиях различных структур.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы института бизнес-инкубаторов 6
1.1. Понятие, правовая природа и классификация института бизнес-инкубаторов 6
1.2. Развитие института бизнес-инкубаторов в Российской Федерации и за рубежом 13
Глава 2. Правовые формы организации и деятельности бизнес-инкубаторов 25
2.1. Возможные организационно-правовые формы бизнес-инкубаторов в Российской Федерации 25
2.2. Особенности функционирования бизнес-инкубаторов в Российской Федерации, как элемента в системе инновационного предпринимательства 37
2.3. Основные проблемы правового регулирования создания и деятельности бизнес-инкубаторов в Российской Федерации 46
Заключение 64
Список использованной литературы 69
Подводя маленькое резюме уже имеющемуся опыту развития инкубаторов в России и в других странах мира, попытаемся ответить на вопрос: “Какова миссия бизнес-инкубаторов в Национальной инновационной системе?” Поскольку эта структура изначально задумана была для поддержки именно малого бизнеса, то важнейшая роль технологических бизнес-инкубаторов в национальной инновационной системе состоит в выращивании именно малых инновационных предприятий, а последнее время все более концентрируется на поддержке малого наукоемкого и высокотехнологичного бизнеса. Инкубаторы являются структурами, которые способствуют трансферту знаний, их коммерциализации, то есть структурами, формирующими интерфейс между наукой, с одной стороны, и реальным сектором экономики, с другой стороны. Технологические инкубаторы создают рабочие места для кадров высокой квалификации, включая научных работников, и способствуют повышению мобильности кадров в национальной инновационной системе России. Они способствуют “освоению” междисциплинарных областей, “подпитывание” междисциплинарных исследований является новой, но стратегической миссией технологических инкубаторов. Формируя интерфейс с наукой, технологические инкубаторы, тем самым, создают предпосылки перехода к нелинейной модели функционирования Национальной инновационной системы.
Технологические бизнес-инкубаторы - это те структуры, которые создают предпосылки для ускорения структурных и технологических сдвигов, для повышения конкурентоспособности региональной и национальной экономики, могут “подтолкнуть” формирование новых кластеров, новых рынков или же просто помочь малым предприятиям встроиться в уже сформировавшиеся кластеры.
Фактически, инкубаторы - это один из инструментов политики для формирования адаптивной, динамичной, конкурентоспособной национальной инновационной системы.
Заключение
Таким образом, из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
I. Отсутствие должного правового подхода к определению бизнес-инкубатора влечет за собой проблемы эффективности осуществления деятельности данного инструмента поддержки малого и среднего предпринимательства. Поэтому предлагается следующее авторское определение института «бизнес-инкубатора». Под бизнес-инкубатором предлагаем понимать социально-экономическую систему, функционированиекоторой направлено на оказание поддержки малымпредприятиям посредством предоставления комплексного набора услуг (бухгалтерских, юридических, консультационных, информационных и т.д.), а также на продвижение их бизнеса.
II. Выявлены следующие ключевые факторы развития государственной поддержки бизнес-инкубирования за рубежом:
1. Последовательная
и долговременная политика
2. Наличие продуманной
и скоординированной системы
организаций, занятых разработкой
и реализацией бизнес-
3. Постоянные усилия по налаживанию сотрудничества между частным, исследовательским и образовательным секторами.
4. Выявление и целевая
поддержка важных для
5. Широкий спектр
предоставляемых услуг, обеспечивающий
комплексное обслуживание
6. Систематическое изучение
и внедрение лучшего
Для Российской Федерации можно рассмотреть следующие типы:
1. Бизнес-инкубатор общего типа.
2. Веерная модель.
3. Муниципальные и социальные инкубаторы.
III. В настоящее время нельзя с уверенностью говорить о каких-либо закономерностях в выборе организационно-правовой формы деятельности бизнес-инкубатора.
Необходимо отметить, что большинство учредителей бизнес-инкубаторов осознают некоммерческий характер деятельности создаваемых организаций, в связи с чем среди действующих бизнес-инкубаторов преобладают некоммерческие организации. Представляется, что при определении организационно-правовой формы бизнес-инкубатора следует исходить из следующего:
1. Бизнес-инкубаторы создаются
для достижения экономических, социальных,
образовательных целей, для удовлетворения
потребностей граждан в
2. Выбор организационно-правовой формы должен обеспечивать бизнес-инкубатору наибольшую свободу в осуществлении предпринимательской деятельности.
3. Выбранная организационно-правовая форма не должна быть связана с возможностью привлечения учредителя бизнес-инкубатора к субсидиарной ответственности по обязательствам последнего.
IV. В настоящее время основной проблемой инновационной сферы России является неумение превращать интеллектуальный потенциал в активы, способные к эффективному обращению на мировых рынках знаний и высоких технологий. Поэтому важнейшей задачей инфраструктуры инновационной экономики является обеспечение функционирования всей цепочки интеллектуального производства: от получения заказов на новые разработки до продвижения результатов интеллектуальной деятельности на внутренний и мировой рынки. Национальные усилия в инновационной сфере должны быть направлены на создание механизмов капитализации интеллектуального потенциала и формирование современных экономико-производственных институтов.
V. При крайне ограниченных возможностях и перспективах в плане пуска новых производств существует острая потребность в развитии сферы услуг (например, туризм включая гостиницы и общее питание, бытовое обслуживание, транспорт, сооружение инфраструктуры, спортивно-развлекательный сектор).
Представляется необходимым в этой связи предать право выбора отрасли экономики для бизнес-инкубаторов местным органам власти.
VI. Учитывая, что среди
субъектов инновационной
VII. Реализация инновационной деятельности невозможна без субъектов инновационной инфраструктуры. Субъекты инновационной инфраструктуры призваны активизировать инновационную деятельность путем создания благоприятных условий для реализации инновационной деятельности. Правовой статус субъектов инновационной инфраструктуры законодательно не урегулирован, за исключением наукоградов и технико-внедренческих особых экономических зон. Поэтому актуальным направлением правового регулирования должны стать вопросы организационно-правовой формы, создания и финансирования субъектов инновационной инфраструктуры.
Список использованных источников и литературы
Законодательные и нормативно-правовые акты
Учебники, учебные пособия, монографии
Интернет-ресурсы
1 Щукин Г.В. Теория и практика создания бизнес-инкубаторов. – Воронеж: Истоки, 2008. С. 50.
2Багрова Н.В. Бизнес-инкубаторы как структурные подразделения бизнес-центров // Аналитический сборник. 2012. №9. С. 12.
3Буев В. Экспертам не удалось точно определить долю малого и среднего бизнеса в ВВП // Российская Бизнес-газета. 2011. № 824 (42)
4Щербаков М.Л. Бизнес-инкубирование // Сборник методических и аналитических материалов. №4. 2010. С. 123.
5 Щукин Г.В. Теория и практика создания бизнес-инкубаторов. – Воронеж: Истоки, 2008. С. 50.
6Багрова Н.В. Бизнес-инкубаторы как структурные подразделения бизнес-центров // Аналитический сборник. 2012. №9. С. 12.
7Гембарская А.Ф. Что такое бизнес-инкубатор? [Электронный ресурс] // URL: http://www.unibiztv.ru/ (дата обращения 01.06.14)
8 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Российская газета. № 164. 2007.
9Багрова Н.В. Бизнес-инкубаторы как структурные подразделения бизнес-центров. Положительный опыт малого предпринимательства в России // Аналитический сборник. №12. 2011. С. 24
10Лаптева О.И. Основы построения бизнес-инкубаторов. -М.:Логос, 2009. С. 67
11Исследование Национального содружества бизнес-инкубаторов [Электронный ресурс] // URL: http://www.nsbi.org/ (дата обращения 01.05.2014)
12Официальная информация Национального содружества бизнес-инкубаторов [Электронный ресурс] // URL: http://www.nsbi.org/ (дата обращения 01.05.2014)
13 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ // Российская газета. № 23-27. 1996.
14 Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» // Российская газета. № 211. 1998.
15Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Российская газета. № 41-42. 1999.
16 Постановление Правительства РФ от 27.02.2009 N 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» // СЗ РФ. 2009. №10. ст. 1226.
Информация о работе Правовое регулирование бизнес-инкубаторов в Российской Федерации