Пути решения проблем развития предпринимательства в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 02:05, курсовая работа

Краткое описание

В условиях перехода к рынку, предпринимательство стало неотъемлемой частью современных жизненных реалий. Но если в бизнес-среде предпринимательство признано и не вызывает отторжения (и мировоззренчески, и практически), поддерживается, то в сфере культуры к нему относятся насторожено и неоднозначно, что имеет под собой объективные причины.
Предмет исследования – виды и формы предпринимательской деятельности в сфере культуры.
Цель данной работы – рассмотреть на теоретическом уровне сущность и специфику видов и форм предпринимательской деятельности в сфере культуры.

Содержание

Введение……………………………………………………….………………….3 1. Сущность, функции и роль предпринимательства и предпринимательской деятельности…………………………………………………………………......5
2. Виды и формы предпринимательства …………………..............................17
3. Развитие предпринимательства в Беларуси ……….....................................22
4. Проблемы развития предпринимательства в экономике Республики Беларусь ……………………...........................................................................26
5. Пути решения проблем развития предпринимательства в Беларуси…..37
Заключение……………………………………………………………………....42
Список используемой литературы ………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по предпринимательству.docx

— 76.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре

главных сферы предпринимательства: 

1.производственная,  
2.коммерческая,  
3.финансовая  
4.сферапотребления. 

        Другие виды предпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая, включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства.

В наибольшей степени предпринимательство характеризуется такими признаками как самоокупаемость, инициатива, ответственность, риск, активный поиск, динамичность, мобильность. Все это вместе взятое в совокупности должно быть присуще экономической деятельности, чтобы ее можно было с полным основание назвать предпринимательской или бизнесом.        

Предпринимательство – общедоступный вид деятельности. Согласно закону предпринимателем может быть любой гражданин, способный действовать. В качестве предпринимателей могут выступать граждане иностранных государств и лица без гражданства. Однако далеко не все, кто имеет право стать предпринимателем, может действительно им быть. Чтобы стать преуспевающим бизнесменом нужны способности, знания, умения работать, энергия. Без всего этого можно достичь иногда сиюминутной удачи, которая сменится потерями, провалом, а то и вовсе банкротством. К тому же надлежит знать, что подлинное предпринимательство это не стрижка купонов, а повседневный тягостный изнурительный труд.

Очень интересное определение предпринимательства дает профессор В. Богачев «Предприниматель - это бедолага и вечный должник: идейный оптимист, добровольно избравший жизненную карьеру, в которой ему не раз придется сменить объект и, может быть сферу хозяйствования, вероятно разориться и снова пытаться встать на ноги. Немилосердный самоэксплуататор без нормированного рабочего дня и отпусков, не позволяющий себе даже при успешном ходе дел тратить на собственное потребление больше, чем квалифицированный наемный рабочий» [6].

Достижение цели, стремление к чему-то новому почти всегда связано с достаточно болезненным процессом ограничения собственных желаний и прежде всего лени. И это не зависит от того, в какой стране работает предприниматель. 
Предпринимательская деятельность может осуществляться двумя путями:  
1) непосредственным производством какого-либо товара, продукта или услуги;  
2) производством посреднических функций по продвижению товара от продуцента к потребителю.

 

 Предпринимательская деятельность - это особый вид деятельности, направленный на извлечение прибыли, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Предпринимательству свойственны общие черты любой экономической деятельности. В то же время оно характеризуется определенным содержанием, направленностью, последовательностью процедур, проводимых предпринимателем.

Предприниматель призван удовлетворить запросы определенного круга потребителей в конечном продукте, продавая им товар и получая за это денежную выручку. Конечный продукт предпринимательской деятельности, реализуемый потребителю в виде товара может быть самым разнообразным. Это все то, в чем нуждается потребитель и что способен продать ему предприниматель: здания, сооружения, жилье, имущественные ценности, потребительские товары, информация, интеллектуальный продукт, деньги, валюта, ценные бумаги, все виды услуг, строительные и другие работы.

Чтобы реализовать товар, надо его иметь. Поэтому предприниматель приобретает, получает или сам производит товар и осуществляет его продвижение для продажи потребителю, покупателю. Процесс получения предпринимателем продукта, необходимого потребителю, требует для осуществления наличия ряда факторов предпринимательской деятельности. Это все то, что использует предприниматель в своей деятельности, то есть средства производства и обращения товаров в виде рабочей силы, материальных, информационных, финансовых ресурсов, используемых для производства, транспортирования, продажи товаров. Частично предприниматель может сам обладать такими факторами. Если же он ими не обладает, то приобретает факторы у их обладателей, собственников за денежную сумму и с их помощью производит, получает, достает и продает потребителю товар[7].

В простейшем случае, когда факторы сами и есть нужные потребителю товары, предприниматель приобретает их и продает потребителю. В подобной ситуации он становится торговым посредником между владельцем товаров и потребителем. Предприниматель приобретает за деньги средства предпринимательской деятельности, затем преобразует их в товары и реализует их, получает в итоге деньги. Вырученные, полученные в итоге деньги должны быть больше денег затраченных на факторы, с тем чтобы иметь прибыть.

Предпринимательская деятельность организуется таким образом, чтобы все действия осуществлялись за определенное время, для этого предпринимательству необходим высокий уровень организации. Продолжительность операции оказывает значительное влияние на ее эффективность, прибыльность. Обычно чем короче период сделки, тем выше ее эффект для предпринимателя. С одной стороны, снижаются затраты, а с другой - увеличивается оборачиваемость денежных средств и потому меньше денег связывается в обращении. Таким образом, есть основания утверждать, что и время есть фактор предпринимательства.

Предпринимательская деятельность представляет совокупность последовательно или параллельно, одновременно проводимых операций. Каждая бизнес-операция - это один завершенный цикл предпринимательства. По отношению к такой операции допустимо применять термин «бизнес-сделка». При этом сделка понимается вовсе не как тайный противозаконный сговор. В бизнесе под сделкой понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйственных субъектов, лиц в интересах получения взаимной выгоды.

 Предпринимательская идея представляет собой выявленный возможный интерес производителя, имеющий видимые очертания какой-либо конкретной экономической формы. Выявление такого интереса может осуществляться посредством совмещения возможностей предпринимателя с потребностями рынка, или, наоборот, путем совмещения потребностей рынка с возможностями предпринимателя.

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму. 

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента, будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий – это тоже инновационные моменты.

В предпринимательстве целесообразно рассматривать два основных элемента:  
1. Новаторскую инновационную деятельность как предпринимательскую функцию; 
2. Действия предпринимателя как носителя и реализатора данной функции.

В результате каждого типа предпринимательской деятельности достигаются поставленные предпринимателем цели. В качестве основных целей предпринимательской деятельности могут выступать: 

1. получение прибыли от  вложенного в тот или иной  объект предпринимательства капитала, финансовых, ресурсных и материальных  средств;

2. удовлетворение спроса  общества на конкретные потребности  его членов или страны, региона. 
          В процессе функционирования производства или посреднической деятельности цели могут иметь более широкий спектр. Например, в качестве целей могут быть:

- накопление денежных  средств, для завоевания новых рынков и развития производства; 
- улучшение социальных условий сотрудникам организации; 
- оптимизация спроса покупателей на продукцию организации; 
- оказание помощи в улучшении этических и моральных норм общества, улучшение культуры потребления и т.д.

 Для достижения целей определяются и решаются конкретные задачи   
 предпринимательской деятельности в рамках текущей или перспективной политики предприятия. Политика организации определяет направление и методы осуществления предпринимательской деятельности, ее стиль, которые обеспечивают эффективное поведение организации в сложившихся или меняющихся условиях окружающей среды. 

Задачи предпринимательской деятельности и их решение, способствующие достижению поставленных целей, можно разделить на два направления. 

 Первое направление - это комплекс задач, решение которых обеспечивает успех инновационной деятельности предпринимателя.

Второе направление - это комплекс задач, решение которых формирует эффективность процесса производства или посреднической деятельности, которые осуществлялись или же только стали осуществляться.

Достижение роста прибыли, например, требует решения комплекса таких задач, как обеспечение процесса производства необходимыми факторами производства; поиск источников финансирования; анализ выживаемости предприятия в меняющихся условиях конкуренции; удовлетворение потребностей покупателей или клиентов; увеличение объема продаж; снижение численности работников; разработка маркетинговых стратегий; выбор поставщика; выбор партнера по бизнесу; повышение ликвидности организации; разработка мероприятий по охране окружающей среды и т.д. 

Экономическая сущность предпринимательской деятельности заключается в поиске и реализации новых комбинаций факторов производства (обновление продукции, технологии, организационных подходов) с целью удовлетворения явного или потенциального спроса. Субъектом новаторской творческой экономической деятельности может быть как индивидуальный предприниматель, так и группа людей, действующих в рамках организации и выступающих с инициативой по выпуску нового товара, реализации новых решений, новых подходов и т.п.

      Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель, взаимодействующий:

- с потребителем как  основным его контрагентом;

- с государством, которое  в различных ситуациях может  выступать в качестве помощника  или противника;

- с наемными работниками;

- с партнерами по бизнесу.

Нынешняя практика привела к тому, что определение "предприниматель" закрепилось за каждым человеком, вступившим или вступающим в сферу деловой активности. И это, очевидно, справедливо, ибо в период общественной трансформации риск, ответственность и пр. свойственны любому индивидуальному товаропроизводителю и посреднику, самостоятельно организующему дело[8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  ВИДЫ И ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно - экономическим формам, степени использования наемного труда и др. Рассмотрим некоторые из них.

По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.

По формам собственности имущество предприятия может быть частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций). При этом государство не может устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении прав собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности или собственности общественных объединений (организаций).

По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективная собственность — это собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников[9].

Формы предпринимательства в свою очередь можно подразделить на организационно-правовые и организационно -экономические. В числе организационно-правовых форм — товарищества, общества, кооперативы.

Товарищество представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае - когда в организации предприятия решают принять участие два или более партнера. Важным - преимуществом товарищества является возможность привлечения дополнительного капитала. Помимо того наличие нескольких владельцев позволяет осуществлять специализацию внутри предприятия на основе знаний и умений каждого из партнеров. Недостатки данной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности: каждый из участников несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада. Кроме того, действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями.

Информация о работе Пути решения проблем развития предпринимательства в Беларуси