Пути решения проблем развития предпринимательства в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 02:05, курсовая работа

Краткое описание

В условиях перехода к рынку, предпринимательство стало неотъемлемой частью современных жизненных реалий. Но если в бизнес-среде предпринимательство признано и не вызывает отторжения (и мировоззренчески, и практически), поддерживается, то в сфере культуры к нему относятся насторожено и неоднозначно, что имеет под собой объективные причины.
Предмет исследования – виды и формы предпринимательской деятельности в сфере культуры.
Цель данной работы – рассмотреть на теоретическом уровне сущность и специфику видов и форм предпринимательской деятельности в сфере культуры.

Содержание

Введение……………………………………………………….………………….3 1. Сущность, функции и роль предпринимательства и предпринимательской деятельности…………………………………………………………………......5
2. Виды и формы предпринимательства …………………..............................17
3. Развитие предпринимательства в Беларуси ……….....................................22
4. Проблемы развития предпринимательства в экономике Республики Беларусь ……………………...........................................................................26
5. Пути решения проблем развития предпринимательства в Беларуси…..37
Заключение……………………………………………………………………....42
Список используемой литературы ………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по предпринимательству.docx

— 76.00 Кб (Скачать файл)

В рамках реализации положений Комплекса мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2006 г. № 1029 ”Об утверждении комплекса мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года“) приняты:

Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 ”О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)“. Названный Декрет принят в целях активизации предпринимательской деятельности, привлечения в республику иностранных инвестиций, развития экспортного потенциала субъектов хозяйствования.

Для вновь создаваемых с 1 апреля 2008 г. коммерческих организаций с местом нахождения в населенных пунктах с численностью до 50 тыс. человек, в течение пяти лет со дня их создания Декретом предусмотрено: освобождение от уплаты отдельных видов налогов и сборов; предоставление права самостоятельно устанавливать и применять свободные цены (тарифы) на товары (работы, услуги) собственного производства, самостоятельно устанавливать заработную плату своим работникам и другое.

Указ Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113 ”О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций“ Нормами этого Указа предусмотрена продажа предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций по конкурсу юридическим лицам в случае, если данные предприятия являются устойчиво неплатежеспособными и имеют в течение последних трех и более лет отрицательный финансовый результат от реализации продукции, товаров (работ, услуг) или чистый убыток.

При этом начальная цена продажи предприятия как имущественного комплекса определяется в размере 20 процентов от его оценочной стоимости на первое января текущего года. При оценочной стоимости, равной нулю или имеющей отрицательную величину, начальная цена продажи составляет одну базовую величину;

Указ Президента Республики Беларусь от 6 марта 2008 г. № 145 (вступил в силу с 1 апреля 2008 г.), согласно которому вместо месячных введены квартальные сроки представления налоговых деклараций и уплаты земельного налога и арендной платы за земельные участки, экологического налога, налога на недвижимость;

Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. № 270 ”О мерах по развитию придорожного сервиса“. В целях создания благоприятных условий для развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах, обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь нормами названного Указа предусмотрено, что:

- стоимость объектов придорожного  сервиса не облагается налогом  на недвижимость в течение  двух лет с даты ввода их  в эксплуатацию;

- прибыль организаций, доходы  индивидуальных предпринимателей, полученные от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного  сервиса, не облагаются в течение  пяти лет с даты ввода в  эксплуатацию таких объектов  налогом на прибыль и подоходным  налогом;

- строительство и (или) реконструкция  объектов придорожного сервиса  и инженерной инфраструктуры  к ним осуществляется без возмещения  потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием сельскохозяйственных  земель и земель лесного фонда для указанных целей[16] .

Банкам, уполномоченным обслуживать государственные программы, предложено предоставлять кредиты организациям и индивидуальным предпринимателям для строительства и (или) реконструкции объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним на срок до пяти лет по кредитам в белорусским рублях - в размере 2/3 ставки рефинансирования Национального банка, по кредитам в иностранной валюте - в размере 8 процентов годовых.

Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 год разработана в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 ”О государственной поддержке малого предпринимательства“ (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996 г., № 21, ст. 514) и Законом Республики Беларусь от 16 октября 1996 года ”О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь“ (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1996 г., № 34, ст. 607) на основе анализа современного состояния развития малого предпринимательства. В Программе предусматривается реализация основных направлений государственной политики в сфере малого предпринимательства, изложенных в Комплексе мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2006 г. № 1029 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 131, 5/822741).

Перспективы развития предпринимательства определяется, прежде всего, проводимой в стране политикой по отношению к негосударственным формам собственности. По сути, к частным предприятиям относятся терпимо в силу их очевидной нужности для насыщения рынка потребительскими товарами и снижения уровня безработицы. В то же время руководящие органы должны сознавать, что на предпринимателей целесообразнее воздействовать экономическими, а не административными методами. Попытки волевого руководства развитием предпринимательства приводят к перемещению предпринимательских капиталов или в соседние страны, или в теневую экономику. И в первом и во втором случаях бюджет теряет значительную часть налоговых поступлений.

Наиболее актуальными задачами развития малого предпринимательства на ближайшую перспективу являются:

- применение заявительного порядка регистрации малых предприятий;

- сокращение числа лицензированных видов деятельности;

- гарантия упрощенного льготного налогообложения для малых предприятий, работающих в приоритетных направлениях, а также специализированных организаций, оказывающих кредитные, консультационные, научно-технические и информационные услуги предпринимателям и их соблюдение;

- гарантия сохранения  уровня налогообложения действовавшего  на момент регистрации предприятия  в течение установленного законодательством  периода в случае ухудшения  условий налогообложения и закрепление  перечисленных гарантий в налоговом  кодексе;

- расширение сети финансовых  институтов, осуществляющих кредитование  малых предприятий на льготных  условиях, таких как пониженный  процент, более продолжительный  срок кредитования, мягкие требования  к залоговому обеспечению, бесплатное  консультирование;

- активизация государственной  поддержки субъектов малого предпринимательства, увеличение объемов финансирования  на эти услуги;

- создание системы гарантирования  и страхования инвестиционных  рисков малого предприятия, особенно  по долгосрочным инвестициям;

- повышение достоверной  статистической отчетности о  развитии малого бизнеса.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 января 2009 г. № 65 утверждена Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2009 год. Мероприятия Программы направлены на дальнейшее формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства на основе совершенствования форм и методов государственной поддержки данного сектора экономики.

Программа предусматривает:

- совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов  малого предпринимательства;

- финансовую поддержку  субъектов малого предпринимательства;

- совершенствование инфраструктуры  развития и поддержки малого  предпринимательства;

- развитие производственной  кооперации субъектов малого  предпринимательства с крупными  организациями;

- развитие малого предпринимательства  в малых и средних городских  поселениях, сельских населенных  пунктах;

- информационное обеспечение  малого предпринимательства;

- международное сотрудничество  и развитие внешнеэкономической  деятельности в сфере малого  предпринимательства;

- подготовка и переподготовка  кадров для малого предпринимательства.

С учетом планируемых к реализации в 2009 году мероприятий, направленных на поддержку субъектов малого предпринимательства, объем финансирования из республиканского бюджета составит 216,62 млн. рублей, из средств местных бюджетов - 6 286,0 млн. рублей, других источников - 1 501 657 млн. рублей, из которых 1,5 трлн. рублей составляют средства банков.

Реализация мероприятий Программы будет способствовать доведению доли малого предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров (работ, услуг), до 18,5 процентов; численности занятых в сфере малого предпринимательства, включая численность индивидуальных предпринимателей, до 18,5 процентов от общей численности занятых в экономике республики, позволит вывести сферу предпринимательства на качественно новый уровень развития, повысить его вклад в экономику страны[17].

На финансирование мероприятий Программы 2008 года направлено 5 199,0 млн. рублей. Из республиканского бюджета выделено 229,0 млн. рублей, местных бюджетов - 2 941,8 млн. рублей, Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей - 2 028,2 млн. рублей, что позволило профинансировать 102 инвестиционных проекта субъектов малого предпринимательства и создать 518 новых рабочих мест.

Реализация мероприятий Программы 2008 года способствовала росту численности субъектов малого предпринимательства за 2008 год. Количество состоящих на учете малых предприятий увеличилось по сравнению с 2007 годом на 18 % и на 1 января 2009 г. составило более 66,0 тысячи, а количество индивидуальных предпринимателей - 215,6 тыс. человек.

В настоящее время в Республике Беларусь малому бизнесу уделяется значительное внимание: приняты соответствующие законы, разрабатываются программы государственной поддержки на общереспубликанском и областном уровнях, созданы центры и фонды поддержки предпринимательства, ряд своеобразных экономических зон, научно-технологических парков и инновационных центров.

Однако следует признать, что желаемые темпы развития подобных предприятий, обозначенных в программах, зачастую не совпадают с действительными, деловая активность малого предпринимательства снижается, следовательно, поиск действенных и эффективных организационных экономических инструментов государственной политики поддержки малого бизнеса по-прежнему актуален.

Главной целью развития предпринимательства на период до 2010 года является обеспечения развития бизнеса на усовершенствовании организационно-правовой, финансово-инвестиционной, научно-инновационной и управленческой основе, превращение его в ядро интенсивно развивающегося сектора экономики, в основной источник пополнения бюджета и увеличения числа новых рабочих мест[18].

Для достижения указанной цели представляется необходимым комплексно решать следующие основные задачи:

- улучшить предпринимательский  климат, создать благоприятную рыночную  среду для ускорения развития  субъектов малого и среднего  бизнеса;

- устранить причины, обуславливающие  отток предпринимательского и  научно-технического потенциала, а  также финансового капитала в  зарубежные страны. Создать условия  для его реинвестирования в  отечественную экономику;

- упростить систему регистрации, учета и отчетности, а также  облегчить налоговое бремя. Упорядочить  лицензируемые виды деятельности  и упростить порядок выдачи  лицензий и других видов государственного  регулирования с учетом опыта  стран с переходной экономикой;

- формировать устойчивую  финансовую базу развития малого  и среднего бизнеса, его самофинансирования. Развивать рынок ценных бумаг, залоговых форм привлечения частных  и иностранных инвестиций и  других форм инвестирования отечественного  бизнеса, обеспечить доступность  банковского кредита, повысить привлекательность  долгосрочного кредитования, надежно  гарантировать возврат используемых  инвестиционных ресурсов;

- совершенствовать систему  государственной поддержки развития  предпринимательства и государственного  регулирования деятельности предпринимательских  структур, повысить всех форм  финансовой поддержки малого  и среднего бизнеса;

- совершенствовать отношения  собственности и внедрять корпоративное  управление производством.

Для выхода на новый уровень государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса и его государственного регулирования представляется необходимым, в свою очередь, обеспечить следующие мероприятия:

- совершенствование нормативно-правовой  базы поддержки развития малого  предпринимательства, в том числе  и с учетом необходимости ее  унификации с законодательством  Республики Беларусь;

- установление ряда налоговых  льгот и льготирование долгосрочного  кредитования, расширение системы  микрокредитования и увеличения  объемов финансового лизинга, в  том числе и международного;

- внедрение залоговых  и других нетрадиционных форм  привлечения финансовых инвестиций;

- совершенствование и  развитие инфраструктуры и поддержки  предпринимательства (центры поддержки, «инкубаторы» предпринимательства, инновационные центры, технопарки, венчурные фонды, общества взаимного  кредитования и страхования, а  также другие инновационно-инвестиционные  структуры);

Информация о работе Пути решения проблем развития предпринимательства в Беларуси