Пути решения проблем развития предпринимательства в Беларуси
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 02:05, курсовая работа
Краткое описание
В условиях перехода к рынку, предпринимательство стало неотъемлемой частью современных жизненных реалий. Но если в бизнес-среде предпринимательство признано и не вызывает отторжения (и мировоззренчески, и практически), поддерживается, то в сфере культуры к нему относятся насторожено и неоднозначно, что имеет под собой объективные причины. Предмет исследования – виды и формы предпринимательской деятельности в сфере культуры. Цель данной работы – рассмотреть на теоретическом уровне сущность и специфику видов и форм предпринимательской деятельности в сфере культуры.
Содержание
Введение……………………………………………………….………………….3 1. Сущность, функции и роль предпринимательства и предпринимательской деятельности…………………………………………………………………......5 2. Виды и формы предпринимательства …………………..............................17 3. Развитие предпринимательства в Беларуси ……….....................................22 4. Проблемы развития предпринимательства в экономике Республики Беларусь ……………………...........................................................................26 5. Пути решения проблем развития предпринимательства в Беларуси…..37 Заключение……………………………………………………………………....42 Список используемой литературы ………………
В рамках реализации положений
Комплекса мероприятий по достижению
прогнозных параметров развития малого
и среднего предпринимательства (постановление
Совета Министров Республики Беларусь
от 11 августа 2006 г. № 1029 ”Об утверждении
комплекса мероприятий по достижению
прогнозных параметров развития малого
и среднего предпринимательства на период
до 2010 года“) приняты:
Декрет Президента Республики
Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 ”О стимулировании
производства и реализации товаров (работ,
услуг)“. Названный Декрет принят в целях
активизации предпринимательской деятельности,
привлечения в республику иностранных
инвестиций, развития экспортного потенциала
субъектов хозяйствования.
Для вновь создаваемых с 1 апреля
2008 г. коммерческих организаций с местом
нахождения в населенных пунктах с численностью
до 50 тыс. человек, в течение пяти лет со
дня их создания Декретом предусмотрено:
освобождение от уплаты отдельных видов
налогов и сборов; предоставление права
самостоятельно устанавливать и применять
свободные цены (тарифы) на товары (работы,
услуги) собственного производства, самостоятельно
устанавливать заработную плату своим
работникам и другое.
Указ Президента Республики
Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113 ”О порядке
и условиях продажи юридическим лицам
предприятий как имущественных комплексов
убыточных государственных организаций“
Нормами этого Указа предусмотрена продажа
предприятий как имущественных комплексов
убыточных государственных организаций
по конкурсу юридическим лицам в случае,
если данные предприятия являются устойчиво
неплатежеспособными и имеют в течение
последних трех и более лет отрицательный
финансовый результат от реализации продукции,
товаров (работ, услуг) или чистый убыток.
При этом начальная цена продажи
предприятия как имущественного комплекса
определяется в размере 20 процентов от
его оценочной стоимости на первое января
текущего года. При оценочной стоимости,
равной нулю или имеющей отрицательную
величину, начальная цена продажи составляет
одну базовую величину;
Указ Президента Республики
Беларусь от 6 марта 2008 г. № 145 (вступил
в силу с 1 апреля 2008 г.), согласно которому
вместо месячных введены квартальные
сроки представления налоговых деклараций
и уплаты земельного налога и арендной
платы за земельные участки, экологического
налога, налога на недвижимость;
Указ Президента Республики
Беларусь от 15 мая 2008 г. № 270 ”О мерах по
развитию придорожного сервиса“. В целях
создания благоприятных условий для развития
придорожного сервиса на республиканских
автомобильных дорогах, обеспечения эффективного
использования транзитных возможностей
Республики Беларусь нормами названного
Указа предусмотрено, что:
- стоимость объектов придорожного
сервиса не облагается налогом
на недвижимость в течение
двух лет с даты ввода их
в эксплуатацию;
- прибыль организаций, доходы
индивидуальных предпринимателей,
полученные от реализации товаров
(работ, услуг) на объектах придорожного
сервиса, не облагаются в течение
пяти лет с даты ввода в
эксплуатацию таких объектов
налогом на прибыль и подоходным
налогом;
- строительство и (или) реконструкция
объектов придорожного сервиса
и инженерной инфраструктуры
к ним осуществляется без возмещения
потерь сельскохозяйственного и
(или) лесохозяйственного производства,
вызванных изъятием сельскохозяйственных
земель и земель лесного фонда
для указанных целей[16] .
Банкам, уполномоченным обслуживать
государственные программы, предложено
предоставлять кредиты организациям и
индивидуальным предпринимателям для
строительства и (или) реконструкции объектов
придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры
к ним на срок до пяти лет по кредитам в
белорусским рублях - в размере 2/3 ставки
рефинансирования Национального банка,
по кредитам в иностранной валюте - в размере
8 процентов годовых.
Программа государственной
поддержки малого предпринимательства
в Республике Беларусь на 2008 год разработана
в соответствии с Указом Президента Республики
Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 ”О государственной
поддержке малого предпринимательства“
(Собрание указов Президента и постановлений
Кабинета Министров Республики Беларусь,
1996 г., № 21, ст. 514) и Законом Республики
Беларусь от 16 октября 1996 года ”О государственной
поддержке малого предпринимательства
в Республике Беларусь“ (Ведамасцi Вярхоўнага
Савета Рэспублiкi Беларусь, 1996 г., № 34,
ст. 607) на основе анализа современного
состояния развития малого предпринимательства.
В Программе предусматривается реализация
основных направлений государственной
политики в сфере малого предпринимательства,
изложенных в Комплексе мероприятий по
достижению прогнозных параметров развития
малого и среднего предпринимательства
на период до 2010 года, утвержденном постановлением
Совета Министров Республики Беларусь
от 11 августа 2006 г. № 1029 (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь, 2006
г., № 131, 5/822741).
Перспективы развития предпринимательства
определяется, прежде всего, проводимой
в стране политикой по отношению к негосударственным
формам собственности. По сути, к частным
предприятиям относятся терпимо в силу
их очевидной нужности для насыщения рынка
потребительскими товарами и снижения
уровня безработицы. В то же время руководящие
органы должны сознавать, что на предпринимателей
целесообразнее воздействовать экономическими,
а не административными методами. Попытки
волевого руководства развитием предпринимательства
приводят к перемещению предпринимательских
капиталов или в соседние страны, или в
теневую экономику. И в первом и во втором
случаях бюджет теряет значительную часть
налоговых поступлений.
Наиболее актуальными задачами
развития малого предпринимательства
на ближайшую перспективу являются:
- применение заявительного
порядка регистрации малых предприятий;
- сокращение числа лицензированных
видов деятельности;
- гарантия упрощенного льготного
налогообложения для малых предприятий,
работающих в приоритетных направлениях,
а также специализированных организаций,
оказывающих кредитные, консультационные,
научно-технические и информационные
услуги предпринимателям и их соблюдение;
- гарантия сохранения
уровня налогообложения действовавшего
на момент регистрации предприятия
в течение установленного законодательством
периода в случае ухудшения
условий налогообложения и закрепление
перечисленных гарантий в налоговом
кодексе;
- расширение сети финансовых
институтов, осуществляющих кредитование
малых предприятий на льготных
условиях, таких как пониженный
процент, более продолжительный
срок кредитования, мягкие требования
к залоговому обеспечению, бесплатное
консультирование;
- активизация государственной
поддержки субъектов малого предпринимательства,
увеличение объемов финансирования
на эти услуги;
- создание системы гарантирования
и страхования инвестиционных
рисков малого предприятия, особенно
по долгосрочным инвестициям;
- повышение достоверной
статистической отчетности о
развитии малого бизнеса.
Постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 21 января 2009 г.
№ 65 утверждена Программа государственной
поддержки малого предпринимательства
в Республике Беларусь на 2009 год. Мероприятия
Программы направлены на дальнейшее формирование
благоприятных условий для устойчивого
развития малого предпринимательства
на основе совершенствования форм и методов
государственной поддержки данного сектора
экономики.
Программа предусматривает:
- совершенствование законодательства,
регулирующего деятельность субъектов
малого предпринимательства;
- финансовую поддержку
субъектов малого предпринимательства;
- совершенствование инфраструктуры
развития и поддержки малого
предпринимательства;
- развитие производственной
кооперации субъектов малого
предпринимательства с крупными
организациями;
- развитие малого предпринимательства
в малых и средних городских
поселениях, сельских населенных
пунктах;
- информационное обеспечение
малого предпринимательства;
- международное сотрудничество
и развитие внешнеэкономической
деятельности в сфере малого
предпринимательства;
- подготовка и переподготовка
кадров для малого предпринимательства.
С учетом планируемых к реализации
в 2009 году мероприятий, направленных на
поддержку субъектов малого предпринимательства,
объем финансирования из республиканского
бюджета составит 216,62 млн. рублей, из средств
местных бюджетов - 6 286,0 млн. рублей, других
источников - 1 501 657 млн. рублей, из которых
1,5 трлн. рублей составляют средства банков.
Реализация мероприятий Программы
будет способствовать доведению доли
малого предпринимательства в общем объеме
выручки, полученной в народном хозяйстве
от реализации товаров (работ, услуг), до
18,5 процентов; численности занятых в сфере
малого предпринимательства, включая
численность индивидуальных предпринимателей,
до 18,5 процентов от общей численности
занятых в экономике республики, позволит
вывести сферу предпринимательства на
качественно новый уровень развития, повысить
его вклад в экономику страны[17].
На финансирование мероприятий
Программы 2008 года направлено 5 199,0 млн.
рублей. Из республиканского бюджета выделено
229,0 млн. рублей, местных бюджетов - 2 941,8
млн. рублей, Белорусского фонда финансовой
поддержки предпринимателей - 2 028,2 млн.
рублей, что позволило профинансировать
102 инвестиционных проекта субъектов малого
предпринимательства и создать 518 новых
рабочих мест.
Реализация мероприятий Программы
2008 года способствовала росту численности
субъектов малого предпринимательства
за 2008 год. Количество состоящих на учете
малых предприятий увеличилось по сравнению
с 2007 годом на 18 % и на 1 января 2009 г. составило
более 66,0 тысячи, а количество индивидуальных
предпринимателей - 215,6 тыс. человек.
В настоящее время в Республике
Беларусь малому бизнесу уделяется значительное
внимание: приняты соответствующие законы,
разрабатываются программы государственной
поддержки на общереспубликанском и областном
уровнях, созданы центры и фонды поддержки
предпринимательства, ряд своеобразных
экономических зон, научно-технологических
парков и инновационных центров.
Однако следует признать, что
желаемые темпы развития подобных предприятий,
обозначенных в программах, зачастую не
совпадают с действительными, деловая
активность малого предпринимательства
снижается, следовательно, поиск действенных
и эффективных организационных экономических
инструментов государственной политики
поддержки малого бизнеса по-прежнему
актуален.
Главной целью развития предпринимательства
на период до 2010 года является обеспечения
развития бизнеса на усовершенствовании
организационно-правовой, финансово-инвестиционной,
научно-инновационной и управленческой
основе, превращение его в ядро интенсивно
развивающегося сектора экономики, в основной
источник пополнения бюджета и увеличения
числа новых рабочих мест[18].
Для достижения указанной цели
представляется необходимым комплексно
решать следующие основные задачи:
- улучшить предпринимательский
климат, создать благоприятную рыночную
среду для ускорения развития
субъектов малого и среднего
бизнеса;
- устранить причины, обуславливающие
отток предпринимательского и
научно-технического потенциала, а
также финансового капитала в
зарубежные страны. Создать условия
для его реинвестирования в
отечественную экономику;
- упростить систему регистрации,
учета и отчетности, а также
облегчить налоговое бремя. Упорядочить
лицензируемые виды деятельности
и упростить порядок выдачи
лицензий и других видов государственного
регулирования с учетом опыта
стран с переходной экономикой;
- формировать устойчивую
финансовую базу развития малого
и среднего бизнеса, его самофинансирования.
Развивать рынок ценных бумаг,
залоговых форм привлечения частных
и иностранных инвестиций и
других форм инвестирования отечественного
бизнеса, обеспечить доступность
банковского кредита, повысить привлекательность
долгосрочного кредитования, надежно
гарантировать возврат используемых
инвестиционных ресурсов;
- совершенствовать систему
государственной поддержки развития
предпринимательства и государственного
регулирования деятельности предпринимательских
структур, повысить всех форм
финансовой поддержки малого
и среднего бизнеса;
- совершенствовать отношения
собственности и внедрять корпоративное
управление производством.
Для выхода на новый уровень
государственной поддержки развития малого
и среднего бизнеса и его государственного
регулирования представляется необходимым,
в свою очередь, обеспечить следующие
мероприятия:
- совершенствование нормативно-правовой
базы поддержки развития малого
предпринимательства, в том числе
и с учетом необходимости ее
унификации с законодательством
Республики Беларусь;
- установление ряда налоговых
льгот и льготирование долгосрочного
кредитования, расширение системы
микрокредитования и увеличения
объемов финансового лизинга, в
том числе и международного;
- внедрение залоговых
и других нетрадиционных форм
привлечения финансовых инвестиций;
- совершенствование и
развитие инфраструктуры и поддержки
предпринимательства (центры поддержки,
«инкубаторы» предпринимательства,
инновационные центры, технопарки,
венчурные фонды, общества взаимного
кредитования и страхования, а
также другие инновационно-инвестиционные
структуры);