Пути решения проблем развития предпринимательства в Беларуси
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 02:05, курсовая работа
Краткое описание
В условиях перехода к рынку, предпринимательство стало неотъемлемой частью современных жизненных реалий. Но если в бизнес-среде предпринимательство признано и не вызывает отторжения (и мировоззренчески, и практически), поддерживается, то в сфере культуры к нему относятся насторожено и неоднозначно, что имеет под собой объективные причины. Предмет исследования – виды и формы предпринимательской деятельности в сфере культуры. Цель данной работы – рассмотреть на теоретическом уровне сущность и специфику видов и форм предпринимательской деятельности в сфере культуры.
Содержание
Введение……………………………………………………….………………….3 1. Сущность, функции и роль предпринимательства и предпринимательской деятельности…………………………………………………………………......5 2. Виды и формы предпринимательства …………………..............................17 3. Развитие предпринимательства в Беларуси ……….....................................22 4. Проблемы развития предпринимательства в экономике Республики Беларусь ……………………...........................................................................26 5. Пути решения проблем развития предпринимательства в Беларуси…..37 Заключение……………………………………………………………………....42 Список используемой литературы ………………
Участники товарищества подразделяются
на две группы: полные товарищи (товарищество
с неограниченной ответственностью) и
коммандитные товарищи (товарищество
с ограниченной ответственностью). В коммандитных
товариществах часть партнеров может
обладать неограниченной, а часть — ограниченной
ответственностью.
Общества создаются по соглашению
не менее двух граждан либо юридических
лиц путем объединения их вкладов (как
в денежной, так и в натуральной форме)
в целях осуществления хозяйственной
деятельности. Участники общества с ограниченной
ответственностью не отвечают по его обязательствам.
Они несут ответственность только в пределах
стоимости внесенных ими вкладов. В отличие
от них участники общества с дополнительной
ответственностью несут ответственность
всем своим имуществом[10].
Наиболее распространенными
являются акционерные общества, их отличие
состоит в том, что им предоставлено право,
привлекать необходимые средства путем
выпуска ценных бумаг (акций). При этом
участники акционерного общества несут
ответственность за результаты его деятельности
в пределах стоимости принадлежащих им
акций.
Предприятие, созданное группой
лиц для совместной производственной
или иной хозяйственной деятельности,
называется кооперативным. Обязательным
в кооперативе является личное трудовое
и иное участие его членов в деятельности
кооператива, а также объединение его
участниками имущественных паевых взносов.
К основным организационно
- экономическим формам предпринимательства
можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы,
синдикаты, картели, финансово-промышленные
группы.
Концерн — это многоотраслевое
акционерное общество, контролирующее
предприятия через систему участия. Концерн
приобретает контрольный пакет акций
различных компаний, являющихся по отношению
к нему дочерними. В свою очередь дочерние
компании также могут владеть контрольными
пакетами акций других акционерных компаний,
нередко расположенных в других странах.
Ассоциации — мягкая форма
добровольного объединения экономически
самостоятельных предприятий, организаций,
которые одновременно могут входить в
другие образования. В состав ассоциации,
как правило, входят специализированные
предприятия и организации, расположенные
на определенной территории. Основная
цель создания ассоциаций — совместные
решения научно-технических, производственных,
экономических, социальных и других задач.
Консорциум — это объединение
предпринимателей с целью совместного
проведения крупной финансовой операции
{например, осуществление значительных
инвестиций в крупный промышленный проект).
Такое объединение предпринимателей имеет
возможность вложить средства в крупный
проект, при этом значительно уменьшается
риск, возникающий при крупных вложениях,
так как ответственность раскладывается
на множество участников. В условиях научно-технической
революции консорциумы возникают в новых
отраслях и на стыке различных отраслей
и предусматривают проведение совместных
научных исследований.
Синдикат — объединение сбыта
продукции предпринимателями одной отрасли
с целью устранения излишней конкуренции
между ними.
Картель — это соглашение между
предприятиями одной отрасли о ценах на
продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта,
долях в общем объеме производства и др.
Новой организационно-экономической
формой предпринимательства служат финансово-промышленные
группы. Они представляют собой объединение
промышленного, банковского, страхового
и торгового капиталов, а также интеллектуального
потенциала предприятий и организаций[11].
Основные формы коммерческих
предприятий в экономически развитых
странах. Это частнопредпринимательская
фирма, партнерство и корпорация.
Под "фирмой" понимается экономический
субъект, который занимается производственной
или иной деятельностью и обладает
хозяйственной самостоятельностью.
Частнопредпринимательская
фирма — это предприятие, владелец которого
самостоятельно ведет дела в собственных
интересах. Он управляет фирмой, получает
всю прибыль, несет персональную ответственность
по всем ее обязательствам.
Собственник фирмы обладает
правом найма и увольнения работников,
заключает договоры, контракты. Преимущество
частнопредпринимательской фирмы состоит
в простоте ее организации, управления,
в свободе действий, в достаточно сильной
экономической мотивации (одно лицо получает
всю прибыль). Недостатки такой фирмы —
ограниченность финансовых и материальных
ресурсов, отсутствие развитой системы
внутренней специализации производства
и управления, неограниченная ответственность.
Партнерство — это предприятие,
фирма, организованная несколькими лицами,
совместно владеющими и управляющими
ею. Важнейшие права здесь принадлежат
всем партнерам, однако может быть партнерство
и с ограниченной ответственностью, когда
наряду с основными участниками, полностью
отвечающими за деятельность фирмы, имеются
партнеры, ответственность которых ограничивается
суммой их вклада в дело (так называемые
партнеры с ограниченной ответственностью).
В условиях партнерства относительно
легче решить финансовые вопросы, связанные
с началом и продолжением деятельности
предприятия, фирмы. Здесь в большей мере,
чем в частнопредпринимательской фирме,
можно использовать разделение труда
и специализацию в производстве и управлении.
Недостаток партнерства — разделение
функций, вследствие чего может возникнуть
несогласованность действий и даже несовместимость
интересов. В результате возникающих противоречий
или выхода из дела одного или нескольких
партнеров возникает угроза потенциального
распада партнерства.
Под корпорацией понимается
предприятие или фирма, имеющая форму
юридического лица, где ответственность
каждого собственника ограничена его
вкладом в данное предприятие. Корпорация
— общество, основанное на паях. Приобретая
акции общества, отдельные лица становятся
собственниками корпорации. Таким образом
привлекаются финансовые средства огромного
числа людей. Держатели акций получают
часть дохода в виде дивидендов. Они рискуют
только той суммой, которую заплатили
при покупке акций. Корпорация существует
независимо от ее владельцев-акционеров,
что позволяет корпорации функционировать
относительно стабильно[12].
К числу недостатков корпорации
надо отнести в первую очередь наличие
определенных возможностей для различного
рода злоупотреблений. Мелкие и средние
владельцы акций не могут осуществлять
сколько-нибудь действенный контроль
за деятельностью корпорации.
РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЕЛАРУСИ
История становления предпринимательства
в Беларуси прошла через различные этапы
развития. Уже в 1900-1910 гг. Беларусь являлась
одним из районов черты оседлости и характеризовалась
низким уровнем наделения крестьян землей.
Отсутствие полезных ископаемых, высокая
плотность населения при недостаточности
обеспечения землей привели к тому, что
масса крестьян наполнила среду мелких
товаропроизводителей.
В результате национализации,
проведенной в 1917-1921 гг., господствующее
положение занимает государственный сектор.
На III съезде Советов БССР в 1921 г. указывалось
на необходимость дальнейшего развития
кустарной промышленности. Но уже с 1927
г. Советское правительство провело ряд
экономических и административных мер,
направленных на вытеснение частного
капитала. Запрещалась всякого рода частная
торговля, перевозка пассажиров и грузов,
производство из своих материалов одежды,
обуви и др. Запрет распространился на
всю сферу торговли, посредничество, перерабатывающее
производство. Такое положение было до
1987 г., когда был введен в действие закон
СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности»
[13].
В 1990 г. Республика Беларусь
получила статус независимого суверенного
государства. Для того, чтобы развиваться
наряду с другими государствами, необходимо
иметь все признаки суверенного государства:
территорию, население на ней проживающее,
структуру органов власти и управления.
Период с 1990 г. по 1995 г. можно назвать периодом
становления нового государства, новой
рыночно-ориентированной экономики. Так,
в 1990 г. были приняты такие законы, как
закон «О предприятиях», закон «Об основах
внешнеэкономической деятельности».
Закон 1991 г. «О предпринимательстве»
открыл широкие возможности для осуществления
хозяйственной деятельности физических
лиц - частных предпринимателей. (По Гражданскому
кодексу 1998 г. РБ слово «частный» заменено
на «индивидуальный»).
Согласно статье 1 Закона, предпринимательство
- инициативная самостоятельная деятельность
граждан, направленная на получение прибыли
или личного дохода, осуществляемая от
своего имени на свой риск под свою имущественную
ответственность или от имени и под имущественную
ответственность юридического лица.
В 1993 г. принимаются законы «О
приватизации и разгосударствлении государственной
собственности», «Об АО, ООО, ОДО», в 1994
г. - новый Уголовный Кодекс, в котором
целая глава посвящена преступлениям
в сфере предпринимательства и экономики.
Таким образом, предпринимаются шаги по
формированию законодательной базы рыночной
экономики.
По состоянию развития предпринимательства
в Беларуси на конец 2008 г. в негосударственном
секторе экономики насчитывается более
670 тыс. малых предприятий[14].
На основании статистических
и аналитических данных можно выделить
ряд основных проблем, с которыми сталкиваются
в своей деятельности представители малого
и среднего предпринимательства.
1) Недостаточная финансовая
поддержка и отсутствие реальных
финансово-кредитных механизмов
обеспечения такой поддержки.
Как известно, финансовая поддержка
со стороны кредитно-банковской системы
и органов власти играет крайне незначительную
роль как при создании предприятий, так
и на этапе их развития.
Так исключительно вклады учредителей
явились источником стартового капитала
86% малых предприятий; менее 2% предприятий
смогли получить финансовую поддержку
от органов власти или программ развития
предпринимательства.
Затрудненный доступ к финансовым
ресурсам, отсутствие государственной
системы гарантирования кредитов для
малых и средних предприятий существенно
снижают предпринимательскую активность
населения, не дают стимула к развитию
производств.
Наибольшим финансовым ресурсом
обладают банковские структуры. Но в настоящее
время банковский капитал не работает
на рынке малого предпринимательства.
На старте своей деятельности субъекты
малого предпринимательства не имеют
ликвидного обеспечения вообще, или это
обеспечение не достаточно для банковского
кредита. В свою очередь это создает дополнительные
проблемы для банков в части необходимости
резервирования, увеличивает издержки
банка.
2) Налоговое законодательство
все еще остается противоречивым
и сложным. Негативное влияние
на развитие предпринимательства
оказывает отсутствие дифференциации
размеров штрафов в отношении
крупных и малых предприятий
в сторону их уменьшения для
последних (удельный вес издержек
от штрафных санкций для малых
предприятий несоизмеримо выше,
чем для крупных).
Несовершенство налоговой системы
усугубляется чрезмерной бюрократизацией
и излишним администрированием развития
малого и среднего предпринимательства
со стороны государства.
3) Препятствия, связанные
с необходимостью выполнения
предпринимателями обязательных
правил и процедур, предусмотренных
подзаконными актами, существенно
затрудняют предпринимательскую
деятельность. Все нормативные документы,
регламентирующие деятельность
малых и средних предприятий,
готовились теми или иными
властными структурами, и каждый
из этих нормативных актов, рассматриваемых
в отдельности, содержит логичные
требования, однако в совокупности
они создают труднопреодолимые
барьеры на пути осуществления
предпринимательской деятельности.
Отсутствие или противоречивость
законодательных актов, возможность их
неоднозначного толкования и применения,
бюрократическая запутанность процедур
регистрации бизнеса, лицензирования
деятельности, сертификации продукции,
оформления прав собственности и т.д.,
а также связанные с этим значительные
финансовые издержки остаются главными
проблемами в деятельности малого предприятия.
4) Излишне усложненная
процедура добровольной ликвидации
юридических лиц. В результате
этого имеется значительное количество
неработающих фирм, которые существуют
лишь формально.
5) Административные барьеры.
Основными препятствиями для
совершенствования процедуры регистрации
являются:
Разрешительный принцип регистрации,
действующий в Беларуси. Регистрирующие
органы по-прежнему осуществляют контроль
над содержанием учредительных документов.
Большой перечень оснований для отказа
в регистрации. Наличие обширного перечня
оснований для отказа в регистрации порождает
субъективизм и коррупцию в государственных
органах. Наличие требования нотариального
заверения учредительных документов (и
их копий) и высокие ставки государственных
нотариальных пошлин. Поскольку стоимость
услуг нотариата достаточно высокая, а
количество заверяемых документов большое,
общая стоимость процедуры регистрации
остается значительной. Нотариальные
расходы составляют существенную долю
общих затрат на регистрацию. Большое
количество требуемых для регистрации
документов. Количество документов, представляемых
лишь в государственный регистрирующий
орган, все еще остается большим. Даже
при наличии принципа «одного окна» это
ведет к необходимости обмена данными
между различными органами, что усложняет
их работу. Принятие решения о регистрации
коллегиально - заседанием исполнительного
комитета.
start="4"
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ БЕЛАРУСИ
Президентом Республики Беларусь
с целью создания условий для дальнейшего
развития предпринимательства, обеспечения
гарантий соблюдения прав и законных интересов
лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность, пресечения злоупотреблений
в этой сфере, расширения рынка товаров
и услуг, формирования в стране благоприятного
экономического климата приняты указы
24 марта 2005 г. № 148 «О неотложных мерах
по поддержке предпринимательства» и
18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по
регулированию предпринимательской деятельности».
Эти правовые акты решают вопросы, связанные
с уплатой налога на добавленную стоимость
и таможенной пошлины при ввозе индивидуальными
предпринимателями товаров из Российской
Федерации, совершенствуют регулирование
предпринимательской деятельности и определяют
условия взимания единого налога с индивидуальных
предпринимателей и иных физических лиц.
В целом указы способствуют упорядочению
предпринимательской деятельности, созданию
оптимального механизма взаимоотношений
государства, индивидуальных предпринимателей
и потребителей, формированию цивилизованных,
общепринятых в мире рыночных механизмов
регулирования экономической деятельности
[15].