Пути решения проблем развития предпринимательства в Беларуси
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 02:05, курсовая работа
Краткое описание
В условиях перехода к рынку, предпринимательство стало неотъемлемой частью современных жизненных реалий. Но если в бизнес-среде предпринимательство признано и не вызывает отторжения (и мировоззренчески, и практически), поддерживается, то в сфере культуры к нему относятся насторожено и неоднозначно, что имеет под собой объективные причины. Предмет исследования – виды и формы предпринимательской деятельности в сфере культуры. Цель данной работы – рассмотреть на теоретическом уровне сущность и специфику видов и форм предпринимательской деятельности в сфере культуры.
Содержание
Введение……………………………………………………….………………….3 1. Сущность, функции и роль предпринимательства и предпринимательской деятельности…………………………………………………………………......5 2. Виды и формы предпринимательства …………………..............................17 3. Развитие предпринимательства в Беларуси ……….....................................22 4. Проблемы развития предпринимательства в экономике Республики Беларусь ……………………...........................................................................26 5. Пути решения проблем развития предпринимательства в Беларуси…..37 Заключение……………………………………………………………………....42 Список используемой литературы ………………
- формирование разветвленной
системы подготовки переподготовки
кадров для предпринимательских
структур, использования для этих
целей потенциала высших и
средних специальных учебных
заведений страны[19].
Предпосылки к росту производственной
активности малых и средних предприятий
могут быть реализованы при скорейшем
переходе на нетрадиционные формы привлечения
инвестиций, обеспечивающие перелив капитала,
накопленного в сфере услуг и торговли.
При этом должна быть обеспечена ориентация,
прежде всего, на освоение ресурсосберегающих
и наукоемких технологий, а также на создание
благоприятных условий технологического
и организационного обновления производства.
В республике должно предусматриваться
дальнейшее совершенствование системы
налоговых льгот и льгот по бюджетным
и банковским кредитам и других мер по
формированию стартового капитала вновь
создаваемых предпринимательских структур,
а также по увеличению накоплений для
самофинансирования инвестиционных решения
на действующих предприятиях, в том числе
и в сфере бытовых услуг населению.
Основная проблема руководителей
и других работников малых и средних предприятий
- это отсутствие фундаментальных знаний
в области стратегического управления
на производстве, что влияет на снижение
конкурентоспособности белорусских производителей
как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Одним из условий успешного
развития предпринимательского сектора
Беларуси может стать организация специального
переобучения предпринимательских кадров
для формирования необходимого профессионализма
в условиях реформирования экономики
страны.
Для активизации малого предпринимательства
необходимо устранить факторы, препятствующие
его развитию, выйти на более высокий уровень
его государственной поддержки.
Государственная политика в
этой сфере должна быть направлена на
дальнейшее формирование благоприятных
условий устойчивого развития малого
бизнеса на основе совершенствование
форм и методов поддержки, обеспечивающих
повышение темпов развития, активизацию
производственной, инновационной и инвестиционной
деятельности данной категории субъектов
хозяйствования и, как следствие, рост
эффективности национальной экономики.
Немаловажным является также вовлечение
в предпринимательскую деятельность широких
слоев населения и создание новых рабочих
мест, в том числе для незащищенных его
категорий, увеличение личных доходов,
а значит, обеспечение социальной стабильности[20].
Деятельность местных органов
власти и управления в этой среде следует
направить на оказание дифференцированной
и адресной поддержки субъектов малого
предпринимательства при реализации инвестиционных
проектов с учетом специфики их деятельности.
Приоритетными направлениями
развития малого бизнеса должны стать
производство потребительских товаров,
сельскохозяйственной продукции, ее переработка,
оказание бытовых услуг, особенно в сельской
местности, научная и инновационная деятельность.
Еще одним шагом в направлении
развития малого бизнеса в регионах станет
разрешение льготирования кредитов предпринимателям
для финансирования проектов малых и средних
предприятий в проблемных городах. Это
также позволит увеличить количество
новых рабочих мест.
Отметим важность принятия
программы и указов, чтобы предприниматель,
инвестор могли рассчитать свой бизнес
и инвестиции на долгосрочную перспективу.
Кроме того, эти документы не должны иметь
обратной силы. В этом случае претензии
предпринимателей к власти будут справедливы.
Но государство заинтересовано в стабильном
развитии частного бизнеса, поэтому оно
будет стремиться не допустить здесь каких-либо
узковедомственных интересов[21].
Немаловажную роль в расширении
производственных возможностей также
будет играть производственная кооперация
крупных производственных предприятий
с малыми, позволяющая достичь высокой
эффективности производства благодаря
разделению труда, специализации, рациональному
использованию имеющихся производственно-технологических
мощностей и оптимизации использования
всех ресурсов участников кооперационных
отношений.
Подчеркнем, что сегодня нужно
критически взглянуть, где существуют
недоработки, где необходимо существенно
поднять планку, с тем чтобы успешно решать
непростые задачи, а также своевременно
принять дополнительные стимулирующие
меры для обеспечения максимально высоких
темпов роста экономики и развития социальной
сферы в регионах. Масштабность стоящих
задач требует самого тесного конструктивного
взаимодействия всех ветвей и уровней
власти, общественных организаций и населения[22].
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЕЛАРУСИ
Для решения сложившихся проблем
в сфере предпринимательства необходимо
изменение подходов к проводимой государством
политике в отношении малого и среднего
бизнеса, совершенствования механизма
его государственной поддержки.
1) В перечне основных
направлений совершенствования
государственной политики в отношении
малого и среднего бизнеса
необходимо предусмотреть ревизию
законодательных актов с целью
выработки предложений о сокращении
функций органов госуправления
по осуществлению контроля за
субъектами малого и среднего
бизнеса. При этом одним из
главных направлений государственной
политики должно стать постепенное
уменьшение любых форм государственного
вмешательства в сферу малого
и среднего бизнеса. Принятая
в 2006 г. программа поддержки малого
предпринимательства предполагает
принятие мер по отмене актов
законодательства, препятствующих
развитию малого бизнеса (в сферах
лицензирования, сертификации, государственной
регистрации, аренды помещений и
землеотвода).
2) Обеспечить доступ предпринимателей
к кредитам - значит не только
поддержать существующий сектор
малого и среднего предпринимательства
и вывести его из тени, но
и стимулировать появление новых
предприятий, обеспечить развитие
существующих, в том числе их
техническое перевооружение.
3) Достаточно гибким и
доступным для малого и среднего
предпринимательства финансовым
инструментом, альтернативным банковскому
кредитованию, мог бы стать лизинг
- весьма эффективный способ привлечения
инвестиций в реальный сектор
экономики, особенно в условиях
нехватки капитала. Учитывая более
высокую фондоотдачу малых предприятий,
лизинг, как средство обновления
основных фондов, в особенности
в малом предпринимательстве
может обеспечить наиболее быстрый
инвестиционный доход, снизить сроки окупаемости
инвестиционного проекта, повысить эффективность
использованных финансовых средств.
4) Налоговая система,
способствующая развитию предпринимательства,
должна быть простой, справедливой, стабильной,
а процедура ее применения прозрачной.
Несмотря на предпринимаемые государством
меры по совершенствованию налогового
законодательства, налоговый пресс на
предпринимательскую деятельность остается
все еще тяжелым.
5)Инновационная деятельность
является одним из решающих факторов повышения
эффективности экономики и конкурентоспособности
отечественных предприятий, создания
условий нормального функционирования
промышленности в целом, реструктуризации
отраслей.
Основное направление государственной
инновационной политики в этой сфере состоит
в том, чтобы сохранить накопленный научно-технологический
потенциал и развивать необходимую инфраструктуру
и экономические механизмы, стимулирующие
инновационные процессы. Особенность
текущей ситуации состоит в наличии значительного
объема фундаментальных и технологических
заделов, высококвалифицированных кадров
в сочетании с недостаточной реализацией
конкретных инноваций в силу отсутствия
у предприятий собственных и привлечённых
средств, труднодоступности заемных средств,
отсутствия системы гарантирования высокорискованных
научных проектов, низкого спроса на научно-техническую
продукцию[23].
6) Совершенствование процедуры
регистрации включает в себя:
• во многих странах мира при
регистрации субъектов хозяйствования
используется заявительный принцип. В
этом случае учредитель предоставляет
необходимые документы и сведения, за
содержание которых он сам несет ответственность.
Данная мера позволит значительно упростить
процесс регистрации как для предпринимателей,
так и для регистрирующих органов. Но главное,
существенно снижает продолжительность
процедуры и устраняет проблемы, обусловленные
длительным сроком регистрации. Необходимость
внедрения такого принципа регистрации
предприятия уже осознана руководством
страны.
• основаниями для отказа в
регистрации в общем случае должны быть:
а) подача неполного комплекта
документов;
б) подача документов в ненадлежащий
орган.
Данная мера позволит исключить
возможность субъективного подхода со
стороны регистрирующих органов к оценке
содержания учредительных документов
и, как следствие, коррупцию в процессе
регистрации.
• снижение государственных
нотариальных пошлин позволит сократить
общие расходы на процедуру.
• для регистрации юридических
лиц в перечне документов, представляемых
в регистрирующий орган, достаточно оставить
следующие:
а) заявление, оформленное в
установленном порядке;
б) копию решения о создании
коммерческой или некоммерческой организации;
в) учредительные документы
(по два экземпляра копии устава и (или)
договора о совместной деятельности по
созданию коммерческой организации в
случаях, когда законодательством предусмотрено
заключение такого договора);
г) документы, подтверждающие
формирование в соответствии с законодательством
уставного фонда коммерческой организации;
д) платежный документ, подтверждающий
внесение платы за государственную регистрацию;
е) эскизы печатей в двух экземплярах.
Данная мера существенно сократит
количество организаций и учреждений,
которые необходимо посетить предпринимателю
для того, чтобы сформировать пакет необходимых
документов. В результате также сократятся
затраты времени и денег при регистрации
бизнеса[24].
• создание единого регистрирующего
органа (например, института регистраторов)
позволит исключить необходимость принятия
коллегиального решения о регистрации
и унифицировать процедуру, а также снимет
нагрузку с исполнительных комитетов
и позволит сократить срок прохождения
и средства, затрачиваемые предпринимателем
на юридическое оформление бизнеса.
7) Также может быть
существенно упрощена процедура
лицензирования, если будут приняты
такие меры, как:
- упрощение порядка продления
и внесения изменений в действующую
лицензию;
- внесение изменений в
соответствующие положения о
лицензировании с целью устранения
формулировок, допускающих свободное
толкование лицензионных требований.
Прежде всего, реализация подобных
мер позволит существенно сократить издержки,
связанные с получением лицензий для тех
субъектов хозяйствования, кто уже подтвердил
свою способность заниматься данным видом
деятельности. Данные меры также сократят
и сроки получения лицензий предприятиями,
ранее не имевших их, так как требования
к соискателям лицензии станут прозрачными
и понятными, а субъекты хозяйствования
не должны будут предоставлять различные
дополнительные документы, о которых нет
прямого упоминания в положениях, регламентирующих
порядок лицензирования[25].
Анализируя существующую систему
разрешений в Республики Беларусь, можно
сделать вывод о том, что она громоздка
и неэффективна. Данную проблему можно
в значительной степени решить, если будет
создана сводная систематизированная
база данных всех видов разрешений, которые
требуются для начала и в процессе осуществления
предпринимательской деятельности, и
утвержден единый перечень действующих
разрешений. Это позволит существенно
сократить затраты времени субъектов
хозяйствования на получение разрешений,
а следовательно, сократить издержки как
бизнеса, так и государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под предпринимательством понимается
деятельность, осуществляемая частными
лицами, предприятиями или организациями
по производству, оказанию услуг, приобретению
и продаже товаров в обмен на другие товары
или деньги к взаимной выгоде заинтересованных
лиц, предприятий, организаций.
Субъектом предпринимательства
могут быть как отдельные частные лица,
так и объединения партнеров.
Для формирования предпринимательства
необходимо создать определенные экономические,
социальные и правовые условия.
Предпринимательство различают
по видам и формам. По виду (или назначению)
предпринимательскую деятельность можно
подразделить на производственную, торговую,
посредническую, консультационную, финансовую
и др. Все они могут функционировать раздельно
или вместе, например, торгово-посредническая
деятельность, производственно-торговая
и т.п. По формам собственности имущество
может находиться в частной, государственной,
муниципальной собственности, а также
в собственности общественных объединений
(организаций).
Важнейшим видом предпринимательской
деятельности является производственная.
Здесь осуществляется основная фаза воспроизводственного
цикла — производство продукции и услуг.
К этому виду предпринимательства относятся
инновационная, научно-техническая деятельность,
непосредственно производство продукции.
Важнейшим этапом производственной
деятельности служат приобретение или
аренда факторов производства. В число
таких факторов входят основные и оборотные
производственные фонды, рабочая сила;
информация.
Основное содержание коммерческого
предпринимательства составляют операции
и сделки по купле-продаже, другими словами
— перепродаже товаров и услуг. Полем
деятельности коммерческого предпринимательства
служат товарные и торговые организации.
Главной целью финансовой политики
государства в отношении предпринимательства
должно быть устранение неблагоприятного
положения малых предприятий на рынке
кредитных ресурсов в силу их недостаточной
финансовой устойчивости и кредитоспособности,
а также целевое финансирование высоко
эффективных программ и проектов, позволяющее
раскрыть внутренний потенциал малых
предприятий.