Развитие малого бизнеса в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 07:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – изучить необходимость развития малого бизнеса в РФ и РБ и изучить меры государственной поддержки во время мирового кризиса.

Содержание

Введение 2
1. Необходимость развития малого предпринимательства в РФ и его характеристика 4
1.1. Развитие малого предпринимательства на современном этапе 4
1.2. Правовые основы малого предпринимательства в РФ 12
1.3. Особенности и функции малого предпринимательства в РФ 15
2. Анализ современных проблем развития малого бизнеса в РБ и пути их решения 21
2.1. Тенденции развития малого предпринимательства как самостоятельного сектора экономики региона 21
2.2. Проблемы развития и состояние малого предпринимательства в РБ 30
3. Государственная поддержка малого предпринимательства 41
3.1. Создание антикризисных мер поддержки малого и среднего бизнеса 41
Заключение 78
Список использованной литературы 81

Вложенные файлы: 1 файл

Курс МБ.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Хотелось бы особенно обратить внимание на две большие группы малых предприятий, имеющих разные функции и соответствующие результаты. Это предприятия, деятельность которых направлена на интенсивное и экстенсивное развитие экономики.

Малые предприятия интенсивного направления призваны давать мощный импульс развитию крупных предприятий, именно здесь закладывается основа глобальных структурных изменений. Поощрение малых инновационных предприятий в приоритетной сфере, целенаправленно избранной государством, призвано подготовить научно-технический прорыв в этой области, апробировать рынок сбыта новой продукции, отладить технологические процессы, отработать основные вопросы переподготовки кадров для крупных предприятий. Интенсивная малая экономика – это полигон для отработки всех аспектов научно-технической политики. Однако нет возможности, да и нет необходимости учитывать все до мелочей при глобальных изменениях в экономике.

Эту “доводку крупных  преобразований” призваны обеспечивать малые предприятия, но только экстенсивного направления. Наполнением новыми товарами рынков небольших населенных пунктов, отдаленных районов будут также заниматься малые предприятия данного направления.

Каждое крупное структурное  изменение в экономике сопровождается массовым высвобождением работников с предприятий отмирающих отраслей, их переподготовкой и привлечением на новые рабочие места. В значительной мере груз сглаживания социальных конфликтов в этот период, обеспечение временной занятости берут на себя малые предприятия экстенсивного типа. В данном случае они выполняют функции стабилизации общественного развития.

Важно учитывать, что  малые предприятия занимают традиционную только для них сферу деятельности, в которую крупные предприятия  редко вмешиваются. Это производства с применением ручного труда, к которым относятся ремесленные виды работ, народные промыслы и аналогичные виды деятельности. При хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий, такие малые предприятия дают значительную отдачу.

Малый бизнес –  бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий. Он характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг.

Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими  его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на  однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной  самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на  условиях субподряда и т.п.; общий низкий   технический уровень и низкая технологическая оснащенность  в сочетании со значительным инновационным потенциалом.

Российские  малые предприятия обладают высокой  степенью приспособляемости к сложной  экономической  обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе  государственного управления и нарастающей криминализацией   общества. В то время как неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий негативно сказывается на функционировании данного сектора.

Важным экономическим  условием становления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности  методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов  производства, таких как рынок капитал, рынок труда, рынок

инвестиционных  товаров, включая землю и иные объекты недвижимости.

При этом подразумевается  не просто существование в России этих рынков и наличие соответствующей  инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную  работу, но и возможность доступа  на них малых предприятий, повышения  их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.

 

 

2. Анализ современных проблем  развития малого бизнеса в  РБ и пути их решения

 

2.1. Тенденции развития  малого предпринимательства как  самостоятельного сектора экономики  региона

 

Роль малого бизнеса  в экономике РБ.

Социальная  роль. Социальная значимость малого бизнеса определяется  массовостью группы мелких собственников - владельцев малых   предприятий и их наёмных работников, общая численность   которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное  благосостояние и достойный уровень  жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная  реструктуризация экономики вынуждает все большее число   граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью. Сектор малого предпринимательства  способен  создавать новые рабочие места, а, следовательно, может  обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных   ориентиров основной массы населения, является единственной  альтернативой социальному иждивенчеству.

Политическая  роль.

Политическое  влияние малого бизнеса в различных  странах достаточно велико, поскольку  эта социальная группа давно стала  основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного  по своей численности и  являющегося  выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого   социально-экономического и политического развития общества  мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже  агрессивность при возникновении угрозы в отношении  собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их  собственность зачастую является единственным средством к  существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо  становится объектом борьбы различных политических сил за  голоса избирателей. Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

Экономическая роль.

Существенная  роль малого предпринимательства в  экономической жизни стран с  рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики  действует подавляющее большинство  предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта. Сектор малого бизнеса наиболее  динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых  предприятий являются способность к ускоренному освоению   инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных  средств.  Еще одной характерной чертой этого сектора является  активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех   секторах экономики.

Присущие малому предпринимательству гибкость и  высокая приспособляемость к  изменчивости рыночной конъюнктуры  способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе МП вследствие массовых банкротств или переспециализации деятельности. Приведенные данные — при их сопоставлении с относительной стабильностью общей численности малых предприятий и объёмами производства РБ (табл. 2.1.1)- указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри МП, способствующую   оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики.

 Таблица 2.1.1

Количество  зарегистрированных малых предприятий РБ

Города

Количество зарегистрированных

МП на 1.01.07 в расчёте  на 100 тыс.

человек населения

Прирост/сокращение

(-) количества зарегестрированных

МП на 100 тыс.

человек населения

за 2008 год

Уфа

Янаул

Белебей

Салават

Баймак

Белорецк

Благовещенск

Туймазы

611,7

905,9

928,5

397,7

469,3

452,1

448,3

498,7

29,7

63,2

76,2

18,1

56,6

4,0

-38,7

-74,0


За 2008г. число зарегистрированных малых предприятий  увеличилось на 5,1%, составив на последнюю дату 880,6 тыс. По всем показателям в 2008г. относительно аналогичного периода предыдущего года зафиксирован рост, что позволяет надеяться на продолжение данной тенденции на протяжении и 2009г.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1.1 –  Количество зарегистрированных малых  предприятий в 2007г.


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1.2 - Количество зарегистрированных малых предприятий  в 2008г.

Таблица 2.1.2

Распределение численности занятых на малых предприятиях по отраслям экономики и формам собственности в 2008 г.

Показатель

Среднесписочная численность

Распределение по формам

собственности, %

Доля в общей

численности занятых  в отрасли, %

Тыс./чел.

%

Государственная и муниципальная

Негосудар-ственная

Всего в том числе  по отраслям:

Промышленность

С/хозяйство

Строительство

Транспорт, связь

Торговля, общественное  питание, материально- техническое  снабжение

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функциониров-я

рынка

Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводит-е

виды бытового

обслуживания

Наука и научное 

обслуживание

Др.отрасли

8479,9

 

 

2382,0

105,2

2631,9

156,2

2235,0

 

 

 

 

 

303,0

 

 

 

 

 

99,1

 

 

 

 

 

198,9

 

368,6

100

 

 

28,1

0,9

31

2

26

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

2

 

5

12

 

 

18

28

13

13

6

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

19

 

11

88

 

 

82

72

87

87

94

 

 

 

 

 

99

 

 

 

 

 

86

 

 

 

 

 

81

 

89

14

 

 

14,1

3

43

3

40

 

 

 

 

 

96

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

12

 

-


Таблица 2.1.3

Число предприятий мелкого предпринимательства торговли РБ 
(на 1 января)

 

2005

2006

2007

2008

Всего

из них крупные и средние органи- 
зации

Всего

из них крупные  и средние органи- 
зации

Всего

из них крупные  и средние органи- 
зации

Всего

из них крупные  и средние органи- 
зации

Организации, осуществляющие торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт, тыс.

38,1

2,4

44,0

2,4

52,1

2,5

56,3

2,7

из них:

               

торговля автотранспортными  
   средствами

10,1

0,6

12,6

0,6

15,0

0,7

16,9

0,9

техническое обслуживание и  
   ремонт автотранспортных средств

12,5

0,8

13,1

0,8

15,1

0,7

15,5

0,8

торговля автомобильными  
   деталями, узлами и  
   принадлежностями

11,0

0,5

13,6

0,5

16,8

0,5

18,5

0,7

розничная торговля моторным  
   топливом

4,3

0,5

4,4

0,5

4,8

0,5

5,0

0,3

Организации оптовой  торговли, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, тыс.

398,8

19,6

398,6

19,2

460,0

18,1

462,3

22,4

из них:

               

оптовая торговля через агентов  
   (за вознаграждение или на  
   договорной основе)

64,1

3,2

65,6

2,8

71,6

2,6

66,3

3,3

оптовая торговля  
   сельскохозяйственным сырьем и  
   живыми животными

7,1

0,8

7,9

0,7

9,2

0,5

10,2

0,7

оптовая торговля пищевыми  
   продуктами, включая напитки, и  
   табачными изделиями

52,9

3,1

55,1

3,1

59,5

3,0

56,2

3,1

оптовая торговля  
   непродовольственными  
   потребительскими товарами

48,2

2,4

57,4

2,6

69,9

2,6

73,8

4,2

оптовая торговля  
   несельскохозяйственными  
   промежуточными продуктами,  
   отходами и ломом

50,5

2,9

60,2

2,9

73,0

2,9

82,4

4,1

из нее оптовая  торговля  
      топливом

10,4

1,1

11,7

1,0

13,2

1,0

13,3

0,9

оптовая торговля машинами и оборудованием 

24,6

1,2

30,2

1,4

36,3

1,6

40,4

2,0

Организации розничной  торговли и по ремонту бытовых  изделий и предметов личного пользования, тыс.

129,0

15,5

133,3

14,8

182,5

13,9

169,8

10,9

из них:

               

розничная торговля в  
   неспециализированных  
   магазинах

46,2

5,8

49,4

5,5

69,3

5,1

60,8

3,5

розничная торговля пищевыми  
   продуктами, включая напитки, и  
   табачными изделиями в    специализированных магазинах

18,1

1,4

19,5

1,3

38,8

1,2

33,6

0,9

розничная торговля  
   фармацевтическими и  
   медицинскими товарами,  
   косметическими и  
   парфюмерными товарами

13,2

4,2

12,8

3,7

13,4

3,4

13,4

2,7

прочая розничная  торговля в  
   специализированных магазинах

35,7

3,0

40,1

3,4

49,1

3,4

50,8

3,0

розничная торговля вне  
   магазинов

3,6

0,3

4,2

0,2

5,2

0,2

5,3

0,3

ремонт бытовых  изделий и  
   предметов личного пользования

4,8

0,6

4,4

0,5

4,5

0,4

4,3

0,4

Розничные рынки, тыс.

6,4

-

5,8

-

5,9

-

3,9

-

Число торговых мест на рынках, тыс.

969,6

-

1214,1

-

1203,2

-

1051,2

-

Индивидуальные  предприниматели2), тыс.человек

1463,4

-

1407,9

-

1348,3

-

1393,2

-

Информация о работе Развитие малого бизнеса в РБ