Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 07:49, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучить необходимость развития малого бизнеса в РФ и РБ и изучить меры государственной поддержки во время мирового кризиса.
Введение 2
1. Необходимость развития малого предпринимательства в РФ и его характеристика 4
1.1. Развитие малого предпринимательства на современном этапе 4
1.2. Правовые основы малого предпринимательства в РФ 12
1.3. Особенности и функции малого предпринимательства в РФ 15
2. Анализ современных проблем развития малого бизнеса в РБ и пути их решения 21
2.1. Тенденции развития малого предпринимательства как самостоятельного сектора экономики региона 21
2.2. Проблемы развития и состояние малого предпринимательства в РБ 30
3. Государственная поддержка малого предпринимательства 41
3.1. Создание антикризисных мер поддержки малого и среднего бизнеса 41
Заключение 78
Список использованной литературы 81
Хотелось бы особенно обратить внимание на две большие группы малых предприятий, имеющих разные функции и соответствующие результаты. Это предприятия, деятельность которых направлена на интенсивное и экстенсивное развитие экономики.
Малые предприятия интенсивного направления призваны давать мощный импульс развитию крупных предприятий, именно здесь закладывается основа глобальных структурных изменений. Поощрение малых инновационных предприятий в приоритетной сфере, целенаправленно избранной государством, призвано подготовить научно-технический прорыв в этой области, апробировать рынок сбыта новой продукции, отладить технологические процессы, отработать основные вопросы переподготовки кадров для крупных предприятий. Интенсивная малая экономика – это полигон для отработки всех аспектов научно-технической политики. Однако нет возможности, да и нет необходимости учитывать все до мелочей при глобальных изменениях в экономике.
Эту “доводку крупных преобразований” призваны обеспечивать малые предприятия, но только экстенсивного направления. Наполнением новыми товарами рынков небольших населенных пунктов, отдаленных районов будут также заниматься малые предприятия данного направления.
Каждое крупное структурное
изменение в экономике
Важно учитывать, что малые предприятия занимают традиционную только для них сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. Это производства с применением ручного труда, к которым относятся ремесленные виды работ, народные промыслы и аналогичные виды деятельности. При хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий, такие малые предприятия дают значительную отдачу.
Малый бизнес – бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий. Он характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг.
Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда и т.п.; общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом.
Российские
малые предприятия обладают высокой
степенью приспособляемости к сложной
экономической обстановке, усугубляемой
дезорганизацией в системе государственного
управления и нарастающей криминализацией
Важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как рынок капитал, рынок труда, рынок
инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости.
При этом подразумевается не просто существование в России этих рынков и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность доступа на них малых предприятий, повышения их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.
2. Анализ современных проблем развития малого бизнеса в РБ и пути их решения
2.1. Тенденции развития
малого предпринимательства
Роль малого бизнеса в экономике РБ.
Социальная роль. Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.
Развитие малого
предпринимательства
Политическая роль.
Политическое
влияние малого бизнеса в различных
странах достаточно велико, поскольку
эта социальная группа давно стала
основой сформировавшегося
Экономическая роль.
Существенная
роль малого предпринимательства в
экономической жизни стран с
рыночной системой хозяйствования определяется
тем, что в этом секторе экономики
действует подавляющее
Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе МП вследствие массовых банкротств или переспециализации деятельности. Приведенные данные — при их сопоставлении с относительной стабильностью общей численности малых предприятий и объёмами производства РБ (табл. 2.1.1)- указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри МП, способствующую оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики.
Таблица 2.1.1
Количество зарегистрированных малых предприятий РБ
Города |
Количество зарегистрированных МП на 1.01.07 в расчёте на 100 тыс. человек населения |
Прирост/сокращение (-) количества зарегестрированных МП на 100 тыс. человек населения за 2008 год |
Уфа Янаул Белебей Салават Баймак Белорецк Благовещенск Туймазы |
611,7 905,9 928,5 397,7 469,3 452,1 448,3 498,7 |
29,7 63,2 76,2 18,1 56,6 4,0 -38,7 -74,0 |
За 2008г. число зарегистрированных малых предприятий увеличилось на 5,1%, составив на последнюю дату 880,6 тыс. По всем показателям в 2008г. относительно аналогичного периода предыдущего года зафиксирован рост, что позволяет надеяться на продолжение данной тенденции на протяжении и 2009г.
Рисунок 2.1.1 – Количество зарегистрированных малых предприятий в 2007г.
Рисунок 2.1.2 - Количество зарегистрированных малых предприятий в 2008г.
Таблица 2.1.2
Распределение численности занятых на малых предприятиях по отраслям экономики и формам собственности в 2008 г.
Показатель |
Среднесписочная численность |
Распределение по формам собственности, % |
Доля в общей численности занятых в отрасли, % | ||
Тыс./чел. |
% |
Государственная и муниципальная |
Негосудар-ственная | ||
Всего в том числе по отраслям: Промышленность С/хозяйство Строительство Транспорт, связь Торговля, общественное питание, материально- техническое снабжение Общая коммерческая деятельность по обеспечению функциониров-я рынка Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводит-е виды бытового обслуживания Наука и научное обслуживание Др.отрасли |
8479,9
2382,0 105,2 2631,9 156,2 2235,0
303,0
99,1
198,9
368,6 |
100
28,1 0,9 31 2 26
4
1
2
5 |
12
18 28 13 13 6
1
14
19
11 |
88
82 72 87 87 94
99
86
81
89 |
14
14,1 3 43 3 40
96
4
12
- |
Таблица 2.1.3
Число предприятий мелкого предпринимательства
торговли РБ
(на 1 января)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |||||
Всего |
из них крупные и средние органи- |
Всего |
из них крупные
и средние органи- |
Всего |
из них крупные
и средние органи- |
Всего |
из них крупные
и средние органи- | |
Организации, осуществляющие торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт, тыс. |
38,1 |
2,4 |
44,0 |
2,4 |
52,1 |
2,5 |
56,3 |
2,7 |
из них: |
||||||||
торговля автотранспортными |
10,1 |
0,6 |
12,6 |
0,6 |
15,0 |
0,7 |
16,9 |
0,9 |
техническое обслуживание
и |
12,5 |
0,8 |
13,1 |
0,8 |
15,1 |
0,7 |
15,5 |
0,8 |
торговля автомобильными |
11,0 |
0,5 |
13,6 |
0,5 |
16,8 |
0,5 |
18,5 |
0,7 |
розничная торговля
моторным |
4,3 |
0,5 |
4,4 |
0,5 |
4,8 |
0,5 |
5,0 |
0,3 |
Организации оптовой торговли, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, тыс. |
398,8 |
19,6 |
398,6 |
19,2 |
460,0 |
18,1 |
462,3 |
22,4 |
из них: |
||||||||
оптовая торговля
через агентов |
64,1 |
3,2 |
65,6 |
2,8 |
71,6 |
2,6 |
66,3 |
3,3 |
оптовая торговля |
7,1 |
0,8 |
7,9 |
0,7 |
9,2 |
0,5 |
10,2 |
0,7 |
оптовая торговля
пищевыми |
52,9 |
3,1 |
55,1 |
3,1 |
59,5 |
3,0 |
56,2 |
3,1 |
оптовая торговля |
48,2 |
2,4 |
57,4 |
2,6 |
69,9 |
2,6 |
73,8 |
4,2 |
оптовая торговля |
50,5 |
2,9 |
60,2 |
2,9 |
73,0 |
2,9 |
82,4 |
4,1 |
из нее оптовая
торговля |
10,4 |
1,1 |
11,7 |
1,0 |
13,2 |
1,0 |
13,3 |
0,9 |
оптовая торговля машинами и оборудованием |
24,6 |
1,2 |
30,2 |
1,4 |
36,3 |
1,6 |
40,4 |
2,0 |
Организации розничной торговли и по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования, тыс. |
129,0 |
15,5 |
133,3 |
14,8 |
182,5 |
13,9 |
169,8 |
10,9 |
из них: |
||||||||
розничная торговля
в |
46,2 |
5,8 |
49,4 |
5,5 |
69,3 |
5,1 |
60,8 |
3,5 |
розничная торговля
пищевыми |
18,1 |
1,4 |
19,5 |
1,3 |
38,8 |
1,2 |
33,6 |
0,9 |
розничная торговля |
13,2 |
4,2 |
12,8 |
3,7 |
13,4 |
3,4 |
13,4 |
2,7 |
прочая розничная
торговля в |
35,7 |
3,0 |
40,1 |
3,4 |
49,1 |
3,4 |
50,8 |
3,0 |
розничная торговля
вне |
3,6 |
0,3 |
4,2 |
0,2 |
5,2 |
0,2 |
5,3 |
0,3 |
ремонт бытовых
изделий и |
4,8 |
0,6 |
4,4 |
0,5 |
4,5 |
0,4 |
4,3 |
0,4 |
Розничные рынки, тыс. |
6,4 |
- |
5,8 |
- |
5,9 |
- |
3,9 |
- |
Число торговых мест на рынках, тыс. |
969,6 |
- |
1214,1 |
- |
1203,2 |
- |
1051,2 |
- |
Индивидуальные предприниматели2), тыс.человек |
1463,4 |
- |
1407,9 |
- |
1348,3 |
- |
1393,2 |
- |