Развитие малого бизнеса в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 07:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – изучить необходимость развития малого бизнеса в РФ и РБ и изучить меры государственной поддержки во время мирового кризиса.

Содержание

Введение 2
1. Необходимость развития малого предпринимательства в РФ и его характеристика 4
1.1. Развитие малого предпринимательства на современном этапе 4
1.2. Правовые основы малого предпринимательства в РФ 12
1.3. Особенности и функции малого предпринимательства в РФ 15
2. Анализ современных проблем развития малого бизнеса в РБ и пути их решения 21
2.1. Тенденции развития малого предпринимательства как самостоятельного сектора экономики региона 21
2.2. Проблемы развития и состояние малого предпринимательства в РБ 30
3. Государственная поддержка малого предпринимательства 41
3.1. Создание антикризисных мер поддержки малого и среднего бизнеса 41
Заключение 78
Список использованной литературы 81

Вложенные файлы: 1 файл

Курс МБ.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

1) Данные приведены на основе Статистического регистра хозяйствующих субъектов, включающего фактически действовавшие юридические лица. 
2) По данным обследований соответственно на 1 сентября 2004г., 1 апреля 2005г., 1 октября 2006г. и 2007г.

Таблица 2.1.4

Товарная структура  оборота розничной торговли РБ (мелкого предпринимательства в фактически действовавших ценах; в процентах к итогу)

 

1992

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Все товары

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Продовольственные товары

45,7

46,6

46,5

46,2

46,6

46,2

45,7

45,7

45,3

45,0

Мясо и птица

4,9

5,3

4,9

5,9

5,8

5,4

5,7

6,1

5,9

5,7

Колбасные изделия

4,4

4,7

4,5

4,8

4,9

4,6

4,5

4,6

4,3

4,3

Мясные консервы

0,7

0,6

0,4

0,3

0,4

0,4

0,4

0,4

0,3

0,3

Продукция рыбная  
пищевая товарная

1,1

1,6

2,2

2,2

2,0

1,9

1,8

1,7

1,7

1,7

Рыбные консервы

0,6

0,6

0,4

0,4

0,4

0,4

0,3

0,4

0,4

0,4

Животное масло

2,0

1,7

1,3

1,1

1,0

1,0

0,9

0,8

0,7

0,7

Растительные  масла

0,5

0,7

0,8

0,7

0,8

0,9

0,8

0,7

0,6

0,6

Маргариновая  
продукция

0,5

0,4

0,3

0,3

0,3

0,3

0,2

0,2

0,2

0,2

Цельномолочная  
продукция

2,1

2,4

2,5

2,4

2,2

2,1

2,0

1,9

1,9

2,0

Сыры жирные (включая брынзу)

0,6

1,0

1,3

1,4

1,4

1,5

1,4

1,4

1,3

1,3

Яйца

1,2

1,4

1,1

1,0

1,0

0,9

0,9

0,9

0,8

0,8

Сахар

3,2

1,7

1,5

1,5

1,4

1,4

1,2

1,0

1,1

0,9

Кондитерские  изделия

3,5

3,5

3,1

3,0

2,9

2,9

2,9

2,7

2,5

2,5

Чай

0,5

0,5

0,7

0,6

0,6

0,5

0,5

0,4

0,4

0,4

Хлеб и хлебобулочные  изделия

3,5

4,0

3,8

3,4

3,0

2,8

2,8

2,6

2,4

2,3

Мука

0,7

0,7

0,9

0,7

0,6

0,5

0,6

0,5

0,5

0,5

Крупа

0,5

0,6

0,9

0,6

0,5

0,6

0,5

0,5

0,5

0,5

Макаронные  изделия

0,6

0,7

0,7

0,6

0,6

0,6

0,6

0,5

0,5

0,5

Картофель

1,2

0,6

0,7

0,6

0,6

0,6

0,5

0,6

0,6

0,5

Овощи

1,9

1,5

1,4

1,4

1,5

1,6

1,2

1,3

1,3

1,3

Плоды, ягоды,  
виноград

2,0

1,6

1,5

1,5

1,5

1,5

1,4

1,3

1,3

1,3

Алкогольные напитки  
и пиво

7,5

8,3

9,7

10,1

10,4

10,4

10,2

9,6

8,9

8,4

Непродовольственные товары

54,3

53,4

53,5

53,8

53,4

53,8

54,3

54,3

54,7

55,0

Ткани

1,3

0,6

0,6

0,5

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,3

Швейные изделия 

10,5

8,2

8,6

8,5

7,8

7,6

7,0

6,5

6,2

5,5

Меха и меховые  
изделия

1,0

2,4

1,0

1,0

0,9

0,9

0,8

0,7

0,7

0,6

Трикотажные изделия

3,3

2,8

3,5

3,6

3,6

3,5

3,3

3,4

3,4

2,9

Чулочно-носочные изделия

0,6

0,4

0,5

0,5

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,3

Кожаная обувь 

5,0

3,4

4,8

4,8

5,1

4,9

4,4

3,8

3,7

3,4

Синтетические моющие средства

0,4

0,4

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,4

0,4

0,4

Туалетное мыло

0,1

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,1

0,1

0,1

Парфюмерно-косметические  изделия 

1,0

1,6

1,6

1,7

1,5

1,5

1,4

1,5

1,5

1,5

Папиросы и  сигареты

2,5

1,9

2,4

2,0

1,8

1,6

1,6

1,4

1,2

1,3

Часы

0,4

0,4

0,3

0,3

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

Радиоприемные устройства, включая звукозаписывающую или звуковоспроизводящую аппаратуру

0,6

0,3

0,4

0,4

0,4

0,4

0,3

0,4

0,3

0,3

Телевизоры  цветного изображения 

1,4

1,0

0,7

0,8

0,8

0,7

0,8

0,9

0,8

0,8

Видеомагнитофоны 
цветного изображения

...

...

...

...

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Персональные  ЭВМ

...

...

...

...

0,4

0,4

0,5

0,5

0,6

0,6

Холодильники  и морозильники

0,9

0,7

0,7

0,7

0,8

0,8

0,8

0,7

0,7

0,6

Стиральные  машины

0,5

0,4

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,4

0,4

Легковые автомобили

2,6

5,3

6,2

6,6

7,7

7,8

6,3

7,6

7,0

7,4

Мотоциклы и  мотороллеры

0,4

0,4

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Велосипеды  и мопеды

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Мебель

2,7

1,9

1,8

1,9

1,9

1,8

1,8

1,8

1,7

1,7

Ковры и ковровые изделия

0,7

0,5

0,3

0,3

0,3

0,3

0,2

0,2

0,2

0,2

Ювелирные изделия 

1,6

0,7

0,6

0,6

0,6

0,6

0,5

0,5

0,5

0,6

Строительные  материалы

0,9

0,9

1,8

1,7

1,8

1,7

1,7

1,8

1,8

2,1

Медикаменты и  лекарственные средства

0,2

1,3

3,1

3,2

3,3

3,3

3,1

2,9

2,9

2,9

Бензины автомобильные

1,3

2,4

3,3

3,1

4,0

4,4

5,1

5,6

5,7

5,8


 

2.2. Проблемы развития  и состояние малого  предпринимательства в РБ

 

Конечно же, наивно предполагать, что для страны в период тяжелого экономического кризиса малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в РБ экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Следует заметить, что  наблюдавшийся до 1992 года бурный рост малых предприятий в 1993 году резко  замедлился. И сейчас у нас занято в малом частном бизнесе менее 1 млн. чел.

В 1996 году в РБ проводилась массовая Программа по поддержке и становлению малого бизнеса. Это комплекс мер, выработанных правительством и поддерживаемых на всех уровнях. Общий объем финансирования Программы в 1996 году должен был составить 883,35 млрд. рублей. Основным источником финансирования Программы планировались 5 процентов средств, получаемых от приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, что составило 707 млрд. рублей. Основная часть средств для выполнения региональных инвестиционных программ и проектов должна была быть изыскана регионами РБ, в том числе за счет внутренних резервов развивающихся финансовых институтов - фондов, компаний, банков и самих малых предприятий. Для выполнения Программы были привлечены также средства банков и международных финансовых организаций, финансовые ресурсы по линии технической и консультативной помощи.

В качестве приоритетных защищенных статей расходования средств  на реализацию мероприятий Программы  выделялись: развитие инвестиционной деятельности в сфере малого предпринимательства, создание новых рабочих мест и формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий. Значительную часть всех расходов предполагалось направить на создание механизмов гарантий малым предприятиям, развитие лизинга, формирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства, поддержку наиболее эффективных видов производственной деятельности, научно-методическое и кадровое обеспечение Программы.

В условиях острейшего кризиса, инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

Поэтому и не изживается в массовом сознании представление  о предпринимательстве как о  чем-то плохом, неприязненном, а о  предпринимателе - как о спекулянте.

Потеря административного  управления, экономический хаос и  законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

 Анализ развития  предпринимательства показывает, что  доля предприятий, работающих  в сфере торговли и посреднических  услуг, занимает доминирующее  положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

В Уфе, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных.

Высокие налоги, всевозрастающая  арендная плата за помещение и  оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главная причина  сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Еще один очень важный фактор негативного воздействия  на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства. Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным  условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления  и развития малого бизнеса. Для этого  ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в РБ малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько  административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в РБ. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия.

Многие характерные  особенности становления малого предпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом.

Существующий на сегодняшний  день кризис показал, что в РБ средний класс, класс собственников, существует как реальность. И наша беда, что мы поняли это такой ценой.

Наличие прослойки, пусть  очень маленькой, собственников-предпринимателей обозначило и их проблемы. Так были выделены следующие проблемы:

- Медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;

- Низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере;

- Не во многих регионах разработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они приняты реализация их происходит далеко не в полной мере;

- Недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.

На состоявшейся, в  рамках Всероссийского экономического форума, научно-практической конференции, Президент ассоциации развития  малых предприятий Александр Иоффе отметил, что властям нужны очень простые инструменты – ум, воля, совесть. “Ни Министерство антимонопольной политики и развития предпринимательства, ни Фонд поддержки, ни другие надстроечные структуры не смогут радикально изменить положение, если по-прежнему идеи совершенствования правового поля малого бизнеса будут звучать только на словах. Малый бизнес, - заявил А.Иоффе, - есть только тогда, когда его много, и только в этом случае он становится действенной силой экономики, важным социальным инструментом. Этого не будет пока, государство не скажет, что поддержка экономической инициативы граждан является важнейшим приоритетом. Лишь после этого будут возможны диалог бизнеса и власти, и обратная связь. И тогда удастся разобраться с налогами и административными барьерами”.

Резко высказался по поводу чиновнических методов управления малым бизнесом председатель профсоюза  работников малого и среднего бизнеса  Александр Попов:

- Жирующие чины власти, сказал он, придумывают ежегодное лицензирование, причем, на второй год могут и не дать работать. А это значит, что предприятие, заключившее договора, оказываются не в состоянии их выполнить, и попадает в отношения, связанные с расправой. На самом деле, эти препятствия создаются ради поборов.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в РБ