Развитие малого бизнеса в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 07:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – изучить необходимость развития малого бизнеса в РФ и РБ и изучить меры государственной поддержки во время мирового кризиса.

Содержание

Введение 2
1. Необходимость развития малого предпринимательства в РФ и его характеристика 4
1.1. Развитие малого предпринимательства на современном этапе 4
1.2. Правовые основы малого предпринимательства в РФ 12
1.3. Особенности и функции малого предпринимательства в РФ 15
2. Анализ современных проблем развития малого бизнеса в РБ и пути их решения 21
2.1. Тенденции развития малого предпринимательства как самостоятельного сектора экономики региона 21
2.2. Проблемы развития и состояние малого предпринимательства в РБ 30
3. Государственная поддержка малого предпринимательства 41
3.1. Создание антикризисных мер поддержки малого и среднего бизнеса 41
Заключение 78
Список использованной литературы 81

Вложенные файлы: 1 файл

Курс МБ.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Малый бизнес совершенно лишен и социальной защиты. Фонд социального развития, - считает  А.Попов, - вследствие применяемой системы  транзитных счетов, не дает возможности  малым предприятиям использовать перечисляемые ими средства для оплаты лечения, отдыха. Материальной поддержки персонала.

О вреде некомпетентности в бизнесе говорил проректор  академии менеджмента и рынка  Вениамин Каганов. "Чтобы принимались  правильные решения чиновниками  всех уровней, - считает   В. Каганов, -  их нужно вовлечь в систему обучения, может быть, даже восстановив прежнюю систему повышения квалификации. Сейчас все некомпетентны в бизнесе: и предприниматели, и налоговые инспекторы, и работники правовых органов. Должно стать правилом, что чиновники проходят подготовку для работы в поле предпринимательства".

Если затронуть проблему финансирования, то до октября 1995 года проблемой финансирования малого бизнеса  никто официально не занимался. Многие банки, не проявляя особого желания  вкладывать инвестиции в малые предприятия, объясняют это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита размером 100 тыс.долл. и 10 млн.долл. одинаково, а получаемый доход разнится во много раз. Кстати, здесь наши проблемы не отличаются от западных, и там финансовые структуры неохотно занимаются этим родом деятельности.

Большинство кредитных  организаций, имеющих связи с  малым бизнесом, находятся в регионах и не имеют достаточного оборотного капитала. В первую очередь кредиты  получают те производства, продукция которых пользуется наибольшим спросом: переработка продуктов питания, деревообработка, разлив напитков, складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И очень немногие занимаются финансированием инновационного бизнеса – новых наукоемких технологий, которые определяют будущее технологического прогресса.

Перейдем от общих  проблем к более частным, которые  непосредственно затрагивают предпринимателей и являются причиной развала предприятия.

Многие малые предприятия  угасают уже в самом начале своей деятельности. Например, из 60 тысяч новых предприятий, ежегодно возникающих в РБ, только половина дотягивает до 18 месяцев и только одно из пяти доживает до 10 лет.

Возможно, главной причиной является легкость создания предприятия. Но ведь свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудач.

Сами же руководители малых предприятий выделяют следующие  причины:

44% опрошенных главной  причиной называют некомпетентность;

17% - отсутствие управленческого  опыта;

16% - несбалансированный опыт: недостаток опыта в маркетинге, финансах, снабжении и производстве;

15% - отсутствие опыта  работы в отрасли;

1% - небрежность в ведении  дел;

1% - мошенничество или  бедствие;

6% - иные причины, с  которыми сталкиваются руководители  малых фирм.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2.1 – Сложности при ведении малого бизнеса

Стоит также отметить, что лишь 20% руководителей предприятий  имеют соответствующее образование.

К числу значимых методологических проблем относится, усиление комплексного характера осуществляемых мер поддержки малого бизнеса через систему государственных программ. Речь в данном случае идет о преодолении ситуации, когда поддержка оказывается не комплексно, «однобоко» и, как следствие, - весьма часто мало результативно. Например, значительные средства - как на федеральном, так и на региональном уровне - тратились и по-прежнему тратятся на обучение предпринимателей. Однако часто такие усилия не дают должной отдачи, т.к. действующие программы поддержки не содержат идеи «автоматического» подкрепления полученных знаний предпринимателей необходимым им минимумом «стартового капитала», возможностью получения лизинговых услуг или приобретения франчайзы, возможностью достаточно льготной аренды производственного/торгового помещения и пр. Реализация комплексного характера поддержки требует качественно нового подхода к сбалансированности и взаимоувязке различных блоков государственных программ с учетом реальной потребности тех или иных категорий малых предпринимателей - как действующих, так и потенциальных - в тех или иных мерах (формах) поддержки. При этом, если ранее приоритет неизменно отдавался поиску стартового капитала, то теперь все более актуализируется проблема так называемой «имущественной поддержки» МП путем выделения им нежилых помещений, перераспределения территорий и помещений предприятий за счет разукрупнения или реструктуризации фактически бездействующих предприятий ли предприятий-банкротов, конверсионных предприятий, путем создания на их основе специальных производственных баз и технопарков и пр.

Организационно-институциональные  проблемы государственных программ поддержки МП порождены отсутствием  на сегодняшний день единой полномочной  и ответственной исполнительной вертикали осуществления государственной  политики в отношении малого бизнеса, в том числе и в плане реализации целевых программ поддержки МП. На сегодняшний день структура органов власти и управления, обеспечивающих государственную поддержку и взаимодействие с МП в различных регионах России весьма неодинакова. В системе исполнительной власти регионов РБ этими вопросами занимает множество органов с различным статусом, функциями, полномочиями и ответственностью. Более того, часто эти органы формально представляют разные направления социально-экономической деятельности (а именно, министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы и пр.). Это приводит к неопределенности на местах статуса заказчика/исполнителя региональных программ развития и поддержки МП, а также негативно влияет на возможности взаимодействия специализированных федеральных и региональных органов поддержки МП, в частности, в процессе согласования и взаимодействия соответствующих федеральных и региональных программ. Примерно такая же ситуация складывается и с юридическим (организационно-правовым) статусом региональных фондов поддержки МП (специализированные региональные фонды сейчас имеются примерно в 3/4 всех регионов РБ), что затрудняет их рабочее взаимодействие с Федеральным фондом поддержки, а также местными финансово-кредитными институтами, так или иначе действующими в интересах малого бизнеса.

Особой проблемой в  финансовом аспекте реализации целевых  государственных программ поддержки  МП является усиление роли банковских институтов. Речь идет об их участии  в финансировании (точнее - самофинансировании) государственных программ поддержки МП с общей перспективой замещения «фондовой» модели финансово-операционного обеспечения указанных программ (рассчитанной преимущественно на бюджетную «подпитку» программ, а в целом - только на начальный этап формирования всей практики государственной поддержки малого бизнеса) преобладающей ролью специализированных банков. Нынешнее же взаимодействие МП с банковско-кредитным сектором экономики следует расценить как неудовлетворительное. Это взаимодействие банков “заморозилось” на уровне преобладающего значения краткосрочного кредитования, причем преимущественно сферы торгово-посреднеческих операций МП. Роль банков как источника инвестиционной деятельности МП, их реструктуризации незначительна. Это связано с причинами, лежащими как на стороне банков, так и вне их.

Ряд интересных возможностей заключен в усилении взаимного кредитования предприятий малого бизнеса, которые  уже активно действуют во многих регионах РБ.

На наш взгляд, помощь правительства малому бизнесу, должна стать неотъемлемой частью его работы. Состояние малого бизнеса мне представляется чем-то вроде индикатора экономики страны в целом, являясь одной из самых незащищенных частей экономики, малый бизнес тяжелее всего переносит кризисы, которые в нашей стране происходят с завидным постоянством и поддержка государства ему просто необходима.

Конечно, основной проблемой  из всех выше названных является проблема, главным образом представляющая отношения малого бизнеса и государства.

 

 

 

3. Государственная поддержка малого  предпринимательства

 

3.1. Создание антикризисных  мер поддержки малого и среднего  бизнеса 

 

Сегодня находится в разработке беспрецедентный пакет мер по поддержке малого и среднего бизнеса.

После начала кризиса всем стало понятно, что без развития малого бизнеса из него не выбраться. А для этого надо снижать его издержки, так как в России и РБ они чрезвычайно велики. Это напрямую влияет на масштабы малого предпринимательства, которые в стране удручающе малы. В докризисный период его вклад не превышал 15%, а в инновационных проектах менее 1% от ВВП. И если ничего не предпринимать, он может еще более сократиться.


Рисунок 3.1.1 – Доля вклада малого бизнеса

Сегодня малый бизнес сталкивается с целым рядом проблем. Огромные сложности возникают при открытии новых предприятий для тех, кто начинает с нуля. И очень многие потенциальные предприниматели, попадая в паутину затратных и долгих бюрократически процедур, так и не начинают своего дела. В этой связи предприятия малого и среднего бизнеса с 2011 года получат право открывать их на уведомительной основе.

Согласно мониторингу Министерства экономического развития, еще одна крайне острая проблема касается предприятий, которые уже ведут бизнес. Как оказалось, это даже не доступ к кредитным ресурсам, а административный прессинг, огромное число немотивированных проверок. Сейчас это положение может измениться. 10 января 2009 года вступил в силу закон, ограничивающий количество таких инспекций. МВД будет проводить работу по амнистии предприятий по ранее проведенным проверкам. А согласно всем опросам, органы внутренних дел находятся на первом месте в плане административного давления на бизнес. Теперь оно должно существенно ослабеть.

В законе устанавливается, что проверки проводятся:

 
          И, как отмечают наблюдатели, пока оно не начало действовать, ведомства проявляют особую активность на "проверочном" фронте.

Правительством принято решение, которое давно ожидалось предпринимательским сообществом, - по снижению платы за присоединение к электросетям.


  

будет стоить

         


             

 

                               предоставляется

Можно сказать, что это совсем свежее решение. И пока бизнес не успел почувствовать его эффект. Но уже во многих регионах энергетические комиссии приняли соответствующие постановления. В итоге тарифы сократились в 10-20 раз.

Зато за исключением Москвы резко выросла арендная плата за наем муниципальных помещений. В условиях кризиса местная власть пытается любыми путями пополнить свой бюджет. А о том, что предприниматели из-за непосильных платежей разорятся или уйдут с территории, чиновники предпочитают не думать. Но это как раз тот вопрос, который должен решаться не в столице, а на региональном уровне. При этом федеральная власть намерена подать пример субъектам федерации. В правительстве находится согласованный со всеми заинтересованными ведомствами проект решения.

В нем указывается, что имущество, не используемое федеральными организациями, в первую очередь сдается в аренду малому и среднему бизнесу. Причем он получает их с дисконтом: 40% в первый год аренды, 60% - во второй год и 80% - в третий. Эта мера поддержки оценивается в 2 млрд руб. выпадающих доходов.

 

Рисунок 3.1.2 – получение дисконта за аренду

Сегодня малый и средний бизнес сталкивается с проблемой спроса на свою продукцию. Одним из важных инструментов по его стимулированию является госзаказ.

На выходе находится постановление правительства, согласно которому, если цена лота не превышает 15 млн руб., госторги проводятся только среди небольших предприятий. Сейчас это правило распространяется на лот, не превышающий 3 млн руб. Помимо этого, принято политическое решение, что 20% всех федеральных закупок будут размещаться среди малого бизнеса. Речь идет о 800 млрд руб.

Причем, государство не намерено на этом останавливаться и планирует распространение аналогичных норм на естественные монополии и госкорпорации. В перспективе сумма гарантированного сбыта продукции для малого бизнеса достигнет 1,5 трлн руб., а это 10% всего его годового оборота.

Происходит сдвиг в реализации федеральной программы поддержки малого бизнеса. 2009 год стал рекордным по числу ее участников - 77 регионов. И только 6 субъектов федерации не подали заявок. На эти цели государством выделяется 21 млрд руб.

Будет оказана помощь в виде грандов стартующим предпринимателям до 300 тыс. руб. Деньги на первый взгляд небольшие, но анализ показывает, что на эту сумму можно оборудовать мини-пекарню, мини-сыроварню, закупить оборудование для охлаждения молока, приобрести несколько сварочных аппаратов. Эта программа будет осуществляться в 58 регионах, они прислали заявки на 2 млрд руб. Это в 10 раз больше, чем в 2008 году. По расчетам МЭР, такую помощь смогут получить до 10 тыс. компаний. Если учитывать, что всего в год создается 50 тыс. новых компаний, то охват составит 20% и позволит создать в течение года около 50 тыс. рабочих мест.

Значительная часть малого бизнеса в мире финансируется не банками, а микрофинансовыми учреждениями. Причем займы зачастую предоставляются без залогов. В 2009 году в 44 регионах будет реализовываться программа по микрофинансированию. На эти цели они запросили 3 млрд руб. Если прибавить к этой сумме средства регионов, то такие кредиты смогут получить 30 тыс. предприятий.

В ответ на резкий рост стоимости заемных денег в банках государство готово субсидировать до 80% прироста этих ставок. Федеральная и региональная власти на эти цели выделяют 5 млрд руб. По сравнению с 2008 годом эта сумма возрастает в 25 раз. В минувшем году малому и среднему бизнесу было выдано кредитных ресурсов свыше чем на 4 трлн руб. На этом фоне программа выглядит очень скромной, речь идет о субсидировании кредитов всего на 50 млрд руб. Но, как обещает директор департамента, если спрос на эти средства будет большой, министерство выйдет с ходатайством к правительству о выделении дополнительных средств.

Большой спрос отмечается на гарантийные фонды. Благодаря их поручительству малая фирма имеет возможность взять банковский кредит. Такие фонды создаются в 53 регионах с общей капитализацией в 15 млрд руб. Это позволит получить заемных средств на 40 млрд руб.

Отдельной строкой стоит программа РБР по кредитованию малого бизнеса в размере 30 млрд руб. Сумма скромная, но этот проект имеет пилотный статус. Если он окажется успешным, будут выделены дополнительные средства. Смысл новшества в том, что деньги предоставляются, исходя из уровня обеспеченности кредитными ресурсами малых компаний в регионах. И второй критерий - их доступность. Задача в том, чтобы средства получили прежде всего те, кто такой возможности лишен.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в РБ