Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 20:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является характеристика рекламы как вида предпринимательской деятельности в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие рекламы и рекламной деятельности;
Изучить требования, предъявляемые к рекламе.
Введение
Глава 1. Правовые основы рекламной деятельности в РФ.
Понятие и виды рекламы в РФ.
Требования, предъявляемые к рекламе. Ненадлежащая реклама.
Государственное регулирование рекламной деятельности в РФ.
Глава 2. Реклама как субинститут предпринимательского права.
2.1. Понятие предпринимательской деятельности как правовой основы рекламы.
2.2. Правовые проблемы саморегулирования в сфере рекламы.
Глава 3. Практическая часть.
Заключение
Список используемых источников
Специальные требования к рекламе установлены в отношении отдельных видов рекламы и не распространяются на всю рекламную продукцию. Законодательством установлен ряд ограничений, относящихся к содержанию рекламы, месту, времени, способу ее размещения. Требования связаны прежде всего с видом продукции:
- Требования, предъявляемые к рекламе алкогольных напитков. Эти требования относятся к содержанию рекламной продукции, способам, месту, форме ее размещения, лицам, рекламирующим алкогольную продукцию. Законом установлено, что реклама этой продукции не должна создавать у потребителей рекламы впечатление о том, что употребление алкоголя - залог достижения успеха.
- Требования, предъявляемые к рекламе табака и табачных изделий. Все требования, предъявляемые к рекламе алкогольных напитков, кроме установленных в специальном законе, относятся и к рекламе табака и табачных изделий. При рекламе табака и табачных изделий также всегда следует предупреждать потребителей рекламы о вреде, причиняемом курением здоровью. В Законе установлены минимальные лимиты времени и места, отводимые для сообщений, содержащих такое предупреждение.
- Требования, предъявляемые к рекламе лекарственных средств. Реклама лекарственных средств с точки зрения правового регулирования подразделяется на рекламу лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, и рекламу лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача. Реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, может распространяться только в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников. В средствах массовой информации допускается реклама лекарственных средств, отпускаемых исключительно без рецепта врача. Специальные требования, предъявляемые к рекламе лекарственных средств, содержатся в Федеральном законе от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах".
- Требования, предъявляемые к рекламе наркотических средств и психотропных веществ. Такие требования установлены Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". В Законе предусмотрено, что реклама наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в специальные списки, возможна исключительно в специализированных печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников. Распространение в целях рекламы образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, запрещается.
- Требования, предъявляемые к рекламе оружия. По общему правилу реклама оружия, вооружения и военной техники запрещена.
- Требования, предъявляемые к рекламе ценных бумаг. Эти требования установлены специальным законодательством. Следует назвать Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1183 "О защите потребителей от недобросовестной рекламы".6
Если реклама соответствует общим и специальным требованиям, она является надлежащей. Реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством, является ненадлежащей. В Законе о рекламе приведен неисчерпывающий перечень видов ненадлежащей рекламы и ее признаки.
Недобросовестная реклама - это реклама, которая дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других лиц; порочит честь, достоинство, деловую репутацию конкурентов; злоупотребляет доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний и т. п.
Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения относительно различных характеристик, свойств и качеств товара; наличия его на рынке; возможности доставки, гарантийного ремонта и др. Реклама будет считаться недостоверной, если в ней использованы термины в превосходной степени («самый», «только», «лучший», «единственный»), которые не могут быть подтверждены документально.
Неэтичная реклама - это реклама, содержащая любых видов информацию, которая нарушает общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц. Неэтичной является реклама, которая порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; государственные или религиозные символы, национальную валюту.
Заведомо ложной считается реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.
Скрытая реклама - реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может присутствовать в передачах и изданиях, которые официально рекламными не являются. Скрытая реклама может распространяться путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.7
Государственное регулирование рекламной деятельности можно подразделить на нормативное и организационное.
Нормативное регулирование реализуется посредством установления в актах компетентных государственных органов правил осуществления рекламной деятельности и ответственности за нарушение этих правил.
Организационное регулирование осуществляется компетентными государственными органами. Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа). Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г.
Полномочия антимонопольного органа в данной сфере определены ст. 26 Закона о рекламе. В частности, антимонопольный орган:
- предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы; направляет субъектам рекламной деятельности предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, об осуществлении контррекламы;
- предъявляет иски в суды, арбитражные суды в связи с нарушением законодательства РФ рекламе, о признании недействительны ми сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.
В субъектах РФ создаются и действуют консультативно-совещательные коллегиальные органы, задачами которых являются выработка предложений по определению политики в области рек ламы; разработка концепций развития индустрии рекламы; координация деятельности органов власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов в сфере рекламы.
Расходы на рекламу включаются в расходы, связанные с производством и реализацией. Согласно с п. 4 ст. 264 НК РФ, расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на прочие виды рекламы, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем одного процента выручки, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.8
Глава 2. Реклама как субинститут предпринимательского права.
2.1. Понятие предпринимательской
деятельности как правовой
Реклама тесно связана с предпринимательской деятельностью: она дает информацию о физических или юридических лицах (субъектах предпринимательства) и о товарах (результатах или предметах предпринимательской деятельности). Однако к рекламе не относятся объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не относящиеся к предпринимательской деятельности.
Основным правовым источником формирования нормативно-правовой основы рекламы является Конституция Российской Федерации. В основные права и свободы человека и гражданина входит право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, закрепленное в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ.
В 1995 году в связи с принятием Федерального закона "О рекламе" от 25 июля 1995 года закончилось становление нормативно-правовой основы отношений в сфере рекламы. Все принятые до этого закона о рекламе нормативно-правовые акты, в том числе указы Президента РФ, продолжают действовать и применяться, если не противоречат Закону о рекламе.
Самая яркая черта закона РФ о рекламе - это его универсальность. Он направлен на то, чтобы обеспечить единство и непротиворечивость нормативно-правовой основы рекламной информации. Целевые установки закона о рекламе очень четкие:
- защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
- предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также рекламы, посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.
Федеральный закон о рекламе функционирует не только на территории Российской Федерации. Он применяется и тогда, когда действия в области рекламы, совершаемые за пределами Российской Федерации лицами РФ, приводят к ограничению конкуренции, вводят в заблуждение юридических или физических лиц на территории Российской Федерации или ведут к другим негативным последствиям на рынках РФ.
Закон РФ о рекламе применяется по отношению к российским юридическим лицам и гражданам и к иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые производят, размещают и распространяют рекламу на территории Российской Федерации.
На политическую рекламу Федеральный закон о рекламе не распространяется, ведь политические отношения значительно отличаются от рыночных и предпринимательских отношений.
Правовые основы рекламы регулируются еще некоторыми документами. Кроме закона о рекламе, обязательного для исполнения, существуют общепризнанные нормы, которые не являются законодательными, однако они считаются основой корректного поведения в данной области. Это, например, Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты. Однако этот документ не является обязательным для исполнения, он носит лишь рекомендательный характер. Его можно использовать в суде в качестве справочного документа в рамках законодательства.
В Международном кодексе рекламной практики определены основные принципы рекламной деятельности:
1) вся реклама должна быть законной, пристойной, честной и достоверной;
2) всякая реклама должна
разрабатываться с высокой
3) реклама ни в коем
случае не должна
2.2. Правовые проблемы
саморегулирования в сфере
Рекламная деятельность - одна из наиболее динамично развивающихся сфер в современной России.
Растущее количество рекламы, сила и специфика ее воздействия на общество привели к признанию ее социальной значимости. Этим обусловлено становление, развитие и постоянное совершенствование законодательства о рекламе.
Обладая признаком системности, рекламная деятельность может подвергаться анализу через юридические взаимоотношения ее объектов и субъектов. Правовое взаимодействие рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, потребителя рекламы напрямую обусловлено существующей в государстве системой рекламной деятельности. Все элементы данной системы функционируют в единстве, как части целого, имеют свое юридически значимое место в рекламной структуре.
Система рекламной деятельности - обусловленное спецификой взаимоотношений субъектов и объектов рекламы внутреннее строение рекламной сферы. При этом специфика взаимоотношений выражается в четком распределении компетенции, единстве и согласованности действий, формах и способах воздействия, особенностях восприятия и последствий.
Рассматривая рекламную деятельность как систему, следует уделять внимание правовому механизму ее самоорганизации, нашедшему непосредственное выражение через создание и деятельность саморегулируемых организаций. Этот подход представляется весьма актуальным и продуктивным, так как саморегулирование на современном этапе развития системы социального регулирования расширяет спектр своего применения, открывает новые возможности организации и упорядочения различных сфер жизнедеятельности.
Рекламная деятельность и ее юридическое опосредование в силу своей природы и функциональной роли обладают значительным потенциалом саморегулирования. Российское рекламное сообщество сегодня заинтересовано в более цивилизованном рынке, в наличии определенного заданного уровня, к достижению которого будут стремиться все предприниматели. Непосредственным воплощением этих идей и устремлений должны заниматься институты гражданского общества.
Информация о работе Реклама как вид предпринимательской деятельности в России