Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 20:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является характеристика рекламы как вида предпринимательской деятельности в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие рекламы и рекламной деятельности;
Изучить требования, предъявляемые к рекламе.
Введение
Глава 1. Правовые основы рекламной деятельности в РФ.
Понятие и виды рекламы в РФ.
Требования, предъявляемые к рекламе. Ненадлежащая реклама.
Государственное регулирование рекламной деятельности в РФ.
Глава 2. Реклама как субинститут предпринимательского права.
2.1. Понятие предпринимательской деятельности как правовой основы рекламы.
2.2. Правовые проблемы саморегулирования в сфере рекламы.
Глава 3. Практическая часть.
Заключение
Список используемых источников
Саморегулируемые организации в сфере рекламы представляют собой элемент процесса институционализации гражданского общества в современной России. Безусловно, этот элемент не является ключевым, фундаментальным, но саморегулирование в рекламной деятельности затрагивает интересы огромного числа граждан (рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспространители, рекламопотребители, потребители объекта рекламирования).
Нормы, содержащиеся в кодексах саморегулируемых организаций, являются обязательными для исполнения всеми их членами и, не являясь нормами права, носят обязательный характер.
Свидетельством актуальности саморегулирования является активная нормотворческая деятельность. Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" переводит контроль над бизнесом из исключительно государственной компетенции в совместную компетенцию государственной власти и самого бизнеса.
Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации и осуществляющие в соответствии с ГК РФ предпринимательскую деятельность.
Саморегулируемые организации создаются в целях самостоятельного регулирования собственной деятельности, т.е. непосредственно саморегулирования. Содержательно саморегулирование представляет собой самостоятельную и инициативную разработку и установление стандартов и правил конкретной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
Саморегулируемая организация в сфере рекламы объединяет рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, а также физических лиц.
Развитие саморегулируемых организаций может способствовать решению ряда проблем, связанных с правовой регламентацией рекламной деятельности. Так, активное участие системы саморегулирования в вопросе сокращения спама, наряду с сугубо правовыми механизмами, поможет достичь желаемого результата.
Согласно Федеральному закону "О рекламе" под объектом рекламирования следует понимать товар, средство его индивидуализации, изготовителя или продавца товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Отмеченные специальным знаком (лейблом) объекты рекламирования при должном позиционировании будут более успешно продвигаться на рынке, привлекать внимание потенциальных потребителей. Без сомнения, это скажется на формировании и росте спроса. Непосредственно рекламный продукт (печатная реклама, радиоролик, видеоролик), отмеченный таким знаком, будет вызывать больше доверия у потребителя рекламы. Субъекты рекламной деятельности, являясь членами саморегулируемой организации и получив возможность заявить об этом через демонстрацию специального знака, безусловно, будут использовать эту возможность, в том числе стремясь занять предпочтительное положение на рекламном рынке.
Однако эта перспективная идея может стать реальностью только при соблюдении ряда условий. Уровень правовой культуры всех участников рекламного рынка, особенно членов саморегулируемых организаций, должен быть достаточно высоким, иначе любые "знаки качества" будут лишь графическими изображениями. Кроме того, саморегулируемые организации в сфере рекламы должны утвердиться в своих позициях, активно и результативно работать, показывая, сколь верно и престижно состоять в такой организации. Не менее важно сформировать не просто лояльное отношение общества к саморегулируемым организациям, а отношение "с пиететом", основанное на понимании и принятии роли и значения таких организаций для общества в целом.
Для становления и развития саморегулируемых организаций в сфере рекламы необходимо надлежащее отношение к ним государства, государственных властных структур, компетентных должностных лиц. Партнерский характер диалога государственных структур и саморегулируемых организаций может быть инициирован и выстроен только при наличии на то государственной воли.
Наличие вышеназванных условий позволит саморегулируемым организациям в сфере рекламы продуктивно работать и занять свою нишу в сложной многогранной жизни современного российского общества.10
Глава 3. Практическая часть.
Судебная практика Федерального арбитражного суда по Уральскому округу.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Петрова Ю.К. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой А.С. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлениям
общества с ограниченной ответственностью "Интердринк трейдинг" (ИНН 6659181350, далее - общество "Интердринк трейдинг")
и общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Фуд-Маркет" (ИНН 6672161970, далее - общество "Инвест-Фуд-Маркет")
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, далее - управление)
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Объединенные пивоварни Хейнекен" (ИНН 7802118578, далее - общество "Объединенные пивоварни Хейнекен")
о признании недействительным решения и постановлений о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Интердринк трейдинг" - Швецов А.П.;
общества "Инвест-Фуд-Маркет" - Лысенко А.С.;
управления - Ковалев Ю.А.;
общества "Объединенные пивоварни Хейнекен" - Махова Е.Н., Никифоров А.В.
Общество "Интердринк трейдинг" 16.07.2012 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения предмета требований 16.08.2012) о признании недействительным решения управления от 05.05.2012 по делу N 87 в части признания распространения обществом "Интердринк трейдинг" рекламы пива, нарушающей требования п. 6 ч. 2 ст. 22 Федерального закона "О рекламе" (дело N А60-30125/2012).
Общество "Инвест-Фуд-Маркет" 27.08.2012 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения управления от 05.05.2012 по делу N 87 в части признания общества "Инвест-Фуд-Маркет" сорекламораспространителем ненадлежащей рекламы пива, нарушающей требования п. 6 ч. 2 ст. 22 Федерального закона "О рекламе" (дело N А60-35609/2012).
Общество "Инвест-Фуд-Маркет" 07.09.2012 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным постановление управления от 24.08.2012 N 1 о привлечении его к административной ответственности, которое вынесено на основании решения от 05.05.2012 по делу N 87 (дело N А60-37197/2012).
Общество "Интердринк трейдинг" 10.09.2012 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным постановление управления от 24.08.2012 N 2 о привлечении его к административной ответственности, которое вынесено на основании решения от 05.05.2012 по делу N 87 (дело N А60-37535/2012).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество "Объединенные пивоварни Хейнекен".
Определением суда от 03.10.2012 названные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Согласно ч. 6 ст. 130 АПК РФ дела, находящиеся в производстве арбитражного суда первой инстанции, в случае объединения их в одно производство передаются судье, который раньше других судей принял исковое заявление к производству.
Раньше других судей принял исковое заявление к производству арбитражного суда судья Петров Ю.К. (дело N А60-30125/2012), в связи с чем объединенные дела переданы судье Петрову Ю.К.
В судебном заседании 30.10.2012 общество "Интердринк трейдинг" представило копию письма ООО "Лидер 2006" от 26.03.2012, заявленные требования поддержало.
Общество "Инвест-Фуд-Маркет" представило дополнительные документы: охранно-арендный договор от 01.08.2005, охранное обязательство от 16.11.2009, заявленные требования поддержало.
Управление представило отзыв, материалы административного дела, заявленные требования не признало.
Общество "Объединенные пивоварни Хейнекен" представило отзыв, поддержало возражения управления.
Представленные документы приобщены к материалам дела.
Иных заявлений, ходатайств не поступило.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Дело N 87 возбуждено управлением 23.09.2011 на основании заявления гражданки Пестеревой Г.Ф. от 26.08.2011 о распространении ненадлежащей рекламы пива на здании по адресу: г. Екатеринбург, ул. Свердлова, 60 (т. 1, л. д. 28).
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
Управление установило, что по указанному адресу располагается кафе "Застольня на Кошелевке", принадлежащее обществу "Инвест-Фуд-Маркет". На внешней стене здания около входа в кафе установлен световой короб круглой формы с рекламой пива "Златы Базант" (Zlaty Bazant).
Менее чем в 100 метрах от места размещения рекламы находится Железнодорожный библиотечный центр (г. Екатеринбург, ул. Свердлова, 25).
Таким образом, управление правомерно признало указанную рекламу ненадлежащей, что заявителями не оспаривается.
В своих объяснениях управлению общество "Инвест-Фуд-Маркет" сообщило, что спорную рекламу не размещало; единственным поставщиком пива в кафе, в частности, пива "Златы Базант" является общество "Интердринк трейдинг", которое, вероятно, и разместило спорный световой знак.
По результатам рассмотрения дела N 87 управление вынесло решение от 05.05.2012, которым признало общество "Интердринк трейдинг" и общество "Инвест-Фуд-Маркет" сораспространителями рекламы пива, нарушающей требования п. 6 ч. 2 ст. 22 Закона о рекламе (т. 1, л. д. 14 - 25).
В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.
Постановлением от 24.08.2012 N 1 управление привлекло общество "Инвест-Фуд-Маркет" к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 101 тыс. рублей.
Постановлением от 24.08.2012 N 2 управление привлекло общество "Интердринк трейдинг" к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 101 тыс. рублей.
Считая решение управления от 05.05.2012 по делу N 87 и постановления от 24.08.2012 N 1 и N 2 незаконными и нарушающими их права, общество "Инвест-Фуд-Маркет" и общество "Интердринк трейдинг" обратились в Арбитражный суд Свердловской области с настоящими заявлениями.
Мотивируя свои требования, общество "Интердринк трейдинг" ссылалось на то, что является лишь торговой компанией, основным видом деятельности является торговля пивом и безалкогольными напитками, монтажом рекламных конструкций не занимается, в штате компании отсутствуют специалисты и оборудование для проведения подобных работ. Управление приняло во внимание ответ ООО "Марципан" о том, что именно общество "Интердринк трейдинг" демонтировало аналогичный световой знак, и ответ ООО "Жили-были" о том, что общество "Интердринк трейдинг" просило о размещении рекламы, но проигнорировало ответ ООО "Лидер 2006" от 26.03.2012 о том, что монтаж данного светового знака производился силами другой организации.
Мотивируя свои требования, общество "Инвест-Фуд-Маркет" ссылалось на то, что не имеет никакого отношения к наличию данной рекламы, так как не является владельцем рекламной конструкции (светового знака) и не заключало каких-либо договоров на распространение рекламы.
Суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать по следующим основаниям.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу п. 6 ч. 2 ст. 22 Закона о рекламе запрещается размещение рекламы пива в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
Информация о работе Реклама как вид предпринимательской деятельности в России