Совершенствование механизма защиты прав предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке теоретических проблем, связанных с использованием способов защиты прав и законных интересов предпринимателей в Российской Федерации.
Реализация указанной цели потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:
- исследовать правовой статус предпринимателя;
- проанализировать права и интересы предпринимателей как объект правовой защиты;
- раскрыть понятие способов защиты прав и интересов предпринимателей;
- классифицировать способы защиты прав и интересов предпринимателей;

Содержание

Введение
Глава 1. Права и интересы предпринимателей как объект правовой защиты
1.1 Правовой статус предпринимателя
1.2 Права и обязанности субъекта предпринимательской деятельности
Выводы по главе 1
Глава 2. Способы и механизм защиты прав предпринимателей
2.1 Понятие и классификация способов защиты прав предпринимателей
2.2 Судебные формы защиты прав предпринимателей
2.3 Внесудебные формы защиты прав предпринимателей
2.4 Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
Выводы по главе 2
Глава 3. Совершенствование механизма защиты прав предпринимателей
3.1 Направления совершенствования механизма защиты прав предпринимателей
3.2 Уполномоченный по защите прав предпринимателей
Выводы по главе 3
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

предпринем.право.docx

— 96.91 Кб (Скачать файл)

Итак, под судебной формой защиты подразумевается  деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или  оспариваемых прав. Суть ее заключается  в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой  к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять  необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения. В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного  права, являются названные выше государственные  органы. Судебным делам, связанным с  предпринимательством, присущи процессуальные особенности, отражающие специфические  свойства материальных правоотношений (гражданско-правовых и административно-правовых в широком смысле этого явления) - предмета судебной защиты. Правильное применение процессуальных норм является важнейшей предпосылкой эффективной  судебной защиты.

2.3 Внесудебные формы защиты прав предпринимателей

К формам внесудебной защиты прав и  интересов предпринимателей следует  отнести перечисленные далее  формы.

1. Нотариальная защита.

В защите прав субъектов предпринимательской  деятельности важную роль играет и  нотариат. Его задачами являются удостоверение  бесспорных прав и фактов.

Удостоверяя сделки, свидетельствуя верность копий  документов, обеспечивая принудительное исполнение бесспорного обязательства  должника, нотариусы обеспечивают нормальное функционирование гражданского оборота, эффективность защиты имущественных прав граждан и юридических лиц.

При рассмотрении нотариальной защиты как  одной из внесудебных форм защиты прав и интересов предпринимателей необходимо принять во внимание следующие  особенности ее реализации:

§ предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела;

§ не используются принципы публичности, состязательности;

§ нотариальные действия совершаются  нотариусом только единолично;

§ юридические факты устанавливаются, как правило, на основании письменных доказательств;

§ и др.

2. Третейское разбирательство.

Третейские  суды рассматривают экономические  споры, вытекающие из гражданских правоотношений; экономический спор, возникший из административных и иных правоотношений, не может быть передан на рассмотрение третейского суда, то есть подведомственность споров третейским судам ограничена, значительно уже подведомственности арбитражных судов.

Третейские  суды являются одним из специфических  институтов рыночной экономики и  в целях обеспечения эффективности  их деятельности в диссертации предлагаются меры по созданию обоснованной комплексной  правовой основы третейского разбирательства  экономических споров.

По  порядку формирования третейского  суда, организации его деятельности, процедуре разрешения споров третейский суд существенно отличается от арбитражного. Характерной чертой третейского суда является широкое применение усмотрения сторон. В частности, стороны по своему усмотрению могут определить число третейских судей и согласовать процедуру их назначения.

Передача  сторонами спора на рассмотрение третейского суда может быть осуществлена двумя способами:

§ включением в предпринимательский  договор специальной третейской оговорки;

§ заключением отдельного соглашения о передаче спора на разрешение третейского  суда.

Моментом  вступления решения третейского  суда в законную силу считается следующий  день после даты вынесения этого  решения. Иной порядок предусмотрен для вступления в законную силу решений, принятых Международным коммерческим арбитражем. Моментом вступления в  законную силу его решений считается  следующий день после истечения  срока на подачу ходатайства об отмене решения (ходатайство об отмене решения  должно быть подано не позднее трех месяцев со дня получения решения). При несоблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, определенного  законом или договором, иск оставляется  без рассмотрения. Итак, третейские суды являются особыми правовыми  институтами. Сущность третейского  разбирательства споров заключается  в том, что спор решается третьими лицами с обоюдного согласия спорящих сторон. Цель третейского разрешения дел - максимально справедливое урегулирование возникших правовых конфликтов и  обеспечения добровольного исполнения обязательств на основе обычаев делового оборота.

3. Досудебный (претензионный) порядок  урегулирования споров.

Если  федеральным законом или договором  для определенной категории споров установлен досудебный порядок их урегулирования, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения такого порядка. Так, ГК РФ содержит положение, согласно которому требование изменить или расторгнуть договор может  быть заявлено в суд только после  отказа другой стороны на подобное предложение либо неполучения ответа в установленный срок (п. 2 ст. 452).

Необходимо  иметь в виду, что досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров является обязательным для истца только в  случаях, предусмотренных федеральным  законом или договором. Если же он предусмотрен положениями, правилами  и другими подзаконными актами, то его соблюдение не является обязательным для сторон. Кроме того, если досудебный (претензионный) порядок предусмотрен договором, последний должен содержать  четкую запись об установлении такого порядка.

Однако  законодатель делает исключение из общего правила о применении досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров: на третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, не распространяется обязанность  соблюдения такого порядка даже тогда, когда это предусмотрено федеральным  законом или договором для  данной категории споров.

В случае несоблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с  ответчиком, определенного законом  или договором, иск оставляется  без рассмотрения. Доказательством  соблюдения истцом досудебного порядка  служат копия претензии и документ, подтверждающий ее направление ответчику.

В последнее время в российском законодательстве наметились положительные  тенденции последовательного сближения  российского судопроизводства с  европейскими стандартами, в частности  путём предоставления сторонам возможностей урегулирования конфликтов между собой  с использованием посреднических, примирительных процедур. АПК РФ предусматривает  возможность обращения сторон к  посреднику, но не содержит подробного правового механизма направленного  на осуществление этой деятельности. В соответствии с п. 2 ст. 11 ГК РФ, в  предусмотренных законом случаях, права предпринимателей могут быть защищены и в административном порядке, в частности, посредством обращения  к вышестоящему органу по отношению  к органу и должностному лицу, принявшим  решение или совершившим иное действие, ущемляющие права и законные интересы предпринимателя. Решение, вынесенное при разрешении спора в административном порядке, может быть обжаловано в  суд.

Альтернативой административному порядку, как  правило, является возможность обратиться за разрешением спора непосредственно  в суд. Право выбора между административным и судебным порядком принадлежит  лицу, права которого нарушены и  лишь в некоторых, прямо предусмотренных  законом случаях, предварительный  административный порядок разрешения споров является обязательным и предприниматель  не имеет возможности оспорить распорядительный акт непосредственно в судебном порядке, вынужден пройти административные процедуры, прежде чем обратиться в  суд. В этих случаях имеет место  смешанный административно-судебный порядок защиты нарушенных прав.

Итак, внесудебная защита прав и законных интересов предпринимателей может  осуществляться в следующих формах: нотариальная защита, защита прав и  интересов предпринимателей в третейских судах, в форме урегулирования споров в претензионном порядке.

2.4 Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

Контроль, прежде всего публичный, над деятельностью  предпринимателей необходим для  соблюдения принципов экономической  деятельности (законности, добросовестной конкуренции и т.д.). По мнению Д.И. Атласова, контроль как способ государственного публичного воздействия представляет собой установление обязанности  органов государства и местного самоуправления наблюдать и в определенных случаях проверять состояние дел предпринимателя, в предусмотренных случаях принимать надлежащие меры. Ныне в связи с расширением деятельности саморегулируемых организаций, ассоциаций (союзов) коммерческих организаций, финансово-промышленных групп и холдинговых компаний, общественных организаций (объединений) контроль над осуществлением предпринимательской деятельности приобретает особое значение.

Правовые  основы осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля закреплены в действующем  законодательстве РФ.

В Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - ФЗ № 294) под последним  понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление  и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных ФЗ № 294, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Важная  задача государственного регулирования - обеспечение надежных гарантий для  свободного развития малого и среднего бизнеса, который, в свою очередь, служит одной из точек роста для экономики. Это потребовало принятия конкретных мер по пресечению правонарушений и преступлений, созданию противодействия для коррупционных действий и злоупотреблений. Такие меры были определены Указом Президента РФ от 15.05.2008 № 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности". Правительству РФ было поручено в течение двух месяцев разработать и внести в Государственную Думу РФ проекты федеральных законов, предусматривающих:

- усиление гарантий защиты прав  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзора);

- проведение планового мероприятия  по контролю (в том числе по  отдельным видам лицензионного  контроля) в отношении одного  юридического лица или индивидуального  предпринимателя каждым органом  государственного контроля (надзора)  не более одного раза в три  года (кроме налогового контроля);

- проведение внеплановых мероприятий  по контролю в отношении субъектов  малого и среднего предпринимательства  только в целях выявления нарушений,  представляющих непосредственную  угрозу жизни или здоровью  людей, по согласованию с прокурором  субъекта РФ;

- преимущественно уведомительный  порядок начала предпринимательской  деятельности, сокращение количества  разрешительных документов, необходимых  для ее осуществления, замену (в основном) обязательной сертификации  декларированием производителем  качества выпускаемой продукции;

- замену лицензирования отдельных  видов деятельности обязательным  страхованием ответственности или  предоставлением финансовых гарантий;

- исключение внепроцессуальных прав органов внутренних дел России, касающихся проверок деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также возможности составления должностными лицами этих органов протоколов об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности;

- наделение органов государственной  власти субъектов РФ правом  определять порядок предоставления  субъектам малого и среднего  предпринимательства, в том числе  занимающимся социально значимыми  видами деятельности, помещений  в аренду на долгосрочной основе (в том числе по льготным  ставкам арендной платы) за  счет специально выделенных для  этой цели помещений и (или)  порядок продажи в собственность  субъектам малого и среднего  предпринимательства арендуемых  ими не менее трех лет помещений с возможностью рассрочки оплаты и без проведения аукциона;

Информация о работе Совершенствование механизма защиты прав предпринимателей