Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 13:29, курсовая работа
Цель исследования состоит в разработке теоретических проблем, связанных с использованием способов защиты прав и законных интересов предпринимателей в Российской Федерации.
Реализация указанной цели потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:
- исследовать правовой статус предпринимателя;
- проанализировать права и интересы предпринимателей как объект правовой защиты;
- раскрыть понятие способов защиты прав и интересов предпринимателей;
- классифицировать способы защиты прав и интересов предпринимателей;
Введение
Глава 1. Права и интересы предпринимателей как объект правовой защиты
1.1 Правовой статус предпринимателя
1.2 Права и обязанности субъекта предпринимательской деятельности
Выводы по главе 1
Глава 2. Способы и механизм защиты прав предпринимателей
2.1 Понятие и классификация способов защиты прав предпринимателей
2.2 Судебные формы защиты прав предпринимателей
2.3 Внесудебные формы защиты прав предпринимателей
2.4 Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
Выводы по главе 2
Глава 3. Совершенствование механизма защиты прав предпринимателей
3.1 Направления совершенствования механизма защиты прав предпринимателей
3.2 Уполномоченный по защите прав предпринимателей
Выводы по главе 3
Заключение
Список литературы
Итак,
под судебной формой защиты подразумевается
деятельность уполномоченных государством
органов по защите нарушенных или
оспариваемых прав. Суть ее заключается
в том, что лицо, права и законные
интересы которого нарушены неправомерными
действиями, обращается за защитой
к государственным или иным компетентным
органам, которые уполномочены принять
необходимые меры для восстановления
нарушенного права или
2.3 Внесудебные формы защиты прав предпринимателей
К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести перечисленные далее формы.
1. Нотариальная защита.
В защите прав субъектов предпринимательской деятельности важную роль играет и нотариат. Его задачами являются удостоверение бесспорных прав и фактов.
Удостоверяя сделки, свидетельствуя верность копий документов, обеспечивая принудительное исполнение бесспорного обязательства должника, нотариусы обеспечивают нормальное функционирование гражданского оборота, эффективность защиты имущественных прав граждан и юридических лиц.
При рассмотрении нотариальной защиты как одной из внесудебных форм защиты прав и интересов предпринимателей необходимо принять во внимание следующие особенности ее реализации:
§ предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела;
§ не используются принципы публичности, состязательности;
§ нотариальные действия совершаются нотариусом только единолично;
§
юридические факты
§ и др.
2. Третейское разбирательство.
Третейские
суды рассматривают экономические
споры, вытекающие из гражданских правоотношений;
экономический спор, возникший из
административных и иных правоотношений,
не может быть передан на рассмотрение
третейского суда, то есть подведомственность
споров третейским судам ограничена,
значительно уже
Третейские
суды являются одним из специфических
институтов рыночной экономики и
в целях обеспечения
По порядку формирования третейского суда, организации его деятельности, процедуре разрешения споров третейский суд существенно отличается от арбитражного. Характерной чертой третейского суда является широкое применение усмотрения сторон. В частности, стороны по своему усмотрению могут определить число третейских судей и согласовать процедуру их назначения.
Передача сторонами спора на рассмотрение третейского суда может быть осуществлена двумя способами:
§ включением в предпринимательский договор специальной третейской оговорки;
§ заключением отдельного соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда.
Моментом
вступления решения третейского
суда в законную силу считается следующий
день после даты вынесения этого
решения. Иной порядок предусмотрен
для вступления в законную силу решений,
принятых Международным коммерческим
арбитражем. Моментом вступления в
законную силу его решений считается
следующий день после истечения
срока на подачу ходатайства об отмене
решения (ходатайство об отмене решения
должно быть подано не позднее трех
месяцев со дня получения решения).
При несоблюдении досудебного (претензионного)
порядка урегулирования спора, определенного
законом или договором, иск оставляется
без рассмотрения. Итак, третейские
суды являются особыми правовыми
институтами. Сущность третейского
разбирательства споров заключается
в том, что спор решается третьими
лицами с обоюдного согласия спорящих
сторон. Цель третейского разрешения
дел - максимально справедливое урегулирование
возникших правовых конфликтов и
обеспечения добровольного
3. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.
Если
федеральным законом или
Необходимо иметь в виду, что досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров является обязательным для истца только в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором. Если же он предусмотрен положениями, правилами и другими подзаконными актами, то его соблюдение не является обязательным для сторон. Кроме того, если досудебный (претензионный) порядок предусмотрен договором, последний должен содержать четкую запись об установлении такого порядка.
Однако
законодатель делает исключение из общего
правила о применении досудебного
(претензионного) порядка урегулирования
споров: на третьих лиц, заявляющих
самостоятельные требования относительно
предмета спора, не распространяется обязанность
соблюдения такого порядка даже тогда,
когда это предусмотрено
В случае несоблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, определенного законом или договором, иск оставляется без рассмотрения. Доказательством соблюдения истцом досудебного порядка служат копия претензии и документ, подтверждающий ее направление ответчику.
В
последнее время в российском
законодательстве наметились положительные
тенденции последовательного
Альтернативой
административному порядку, как
правило, является возможность обратиться
за разрешением спора
Итак, внесудебная защита прав и законных интересов предпринимателей может осуществляться в следующих формах: нотариальная защита, защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах, в форме урегулирования споров в претензионном порядке.
2.4 Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
Контроль, прежде всего публичный, над деятельностью предпринимателей необходим для соблюдения принципов экономической деятельности (законности, добросовестной конкуренции и т.д.). По мнению Д.И. Атласова, контроль как способ государственного публичного воздействия представляет собой установление обязанности органов государства и местного самоуправления наблюдать и в определенных случаях проверять состояние дел предпринимателя, в предусмотренных случаях принимать надлежащие меры. Ныне в связи с расширением деятельности саморегулируемых организаций, ассоциаций (союзов) коммерческих организаций, финансово-промышленных групп и холдинговых компаний, общественных организаций (объединений) контроль над осуществлением предпринимательской деятельности приобретает особое значение.
Правовые основы осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля закреплены в действующем законодательстве РФ.
В
Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ
(ред. от 28.07.2012) "О защите прав юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении
Важная задача государственного регулирования - обеспечение надежных гарантий для свободного развития малого и среднего бизнеса, который, в свою очередь, служит одной из точек роста для экономики. Это потребовало принятия конкретных мер по пресечению правонарушений и преступлений, созданию противодействия для коррупционных действий и злоупотреблений. Такие меры были определены Указом Президента РФ от 15.05.2008 № 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности". Правительству РФ было поручено в течение двух месяцев разработать и внести в Государственную Думу РФ проекты федеральных законов, предусматривающих:
-
усиление гарантий защиты прав
юридических лиц и
-
проведение планового
-
проведение внеплановых
-
преимущественно
-
замену лицензирования
- исключение внепроцессуальных прав органов внутренних дел России, касающихся проверок деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также возможности составления должностными лицами этих органов протоколов об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности;
-
наделение органов
Информация о работе Совершенствование механизма защиты прав предпринимателей