Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 13:29, курсовая работа
Цель исследования состоит в разработке теоретических проблем, связанных с использованием способов защиты прав и законных интересов предпринимателей в Российской Федерации.
Реализация указанной цели потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:
- исследовать правовой статус предпринимателя;
- проанализировать права и интересы предпринимателей как объект правовой защиты;
- раскрыть понятие способов защиты прав и интересов предпринимателей;
- классифицировать способы защиты прав и интересов предпринимателей;
Введение
Глава 1. Права и интересы предпринимателей как объект правовой защиты
1.1 Правовой статус предпринимателя
1.2 Права и обязанности субъекта предпринимательской деятельности
Выводы по главе 1
Глава 2. Способы и механизм защиты прав предпринимателей
2.1 Понятие и классификация способов защиты прав предпринимателей
2.2 Судебные формы защиты прав предпринимателей
2.3 Внесудебные формы защиты прав предпринимателей
2.4 Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
Выводы по главе 2
Глава 3. Совершенствование механизма защиты прав предпринимателей
3.1 Направления совершенствования механизма защиты прав предпринимателей
3.2 Уполномоченный по защите прав предпринимателей
Выводы по главе 3
Заключение
Список литературы
Под способами защиты прав предпринимателей понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.
Формы защиты прав предпринимателей делятся на судебные и внесудебные.
Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного права, являются судебные органы.
Внесудебная защита прав и законных интересов предпринимателей может осуществляться в следующих формах: нотариальная защита, защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах, в форме урегулирования споров в претензионном порядке.
Способы
защиты прав предпринимателей лежат, главным
образом, в сфере частного права
и реализуются в соответствии
с волеизъявлением
Глава 3. Совершенствование механизма защиты прав предпринимателей
3.1 Направления совершенствования механизма защиты прав предпринимателей
На
современном этапе развития российской
экономики субъекты предпринимательской
деятельности нуждаются в создании
условий, которые бы обеспечили им возможность
нормального развития в условиях
взаимного партнерства и
Кроме
того, далека от совершенства система
методов воздействия
В своем современном значении проблема защиты прав предпринимателя возникла сравнительно недавно, но за короткое время она стала весьма актуальной. Это наглядно проявляется в деятельности субъектов малого предпринимательства, в отношении которых механизм обеспечения законности исполняет чаще всего свою карательную функцию и недостаточно осуществляет охранительную. Сложившийся в настоящее время правопорядок сдерживает предпринимательскую активность, препятствует развитию не только малого и среднего бизнеса, но и крупным промышленникам и предпринимателям.
Порой
защита прав и интересов субъектов
предпринимательской
Сегодня многочисленные административные барьеры нарушают права предпринимателей: они встречаются при регистрации предприятий, лицензировании видов деятельности, выделении производственных и торговых помещений, осуществлении контрольно-ревизионных функций контрольно-надзорными органами, многочисленных проверок производственной деятельности. Как отмечается в литературе, каждый десятый рубль тратится предпринимателями на преодоление административных барьеров. Ученые утверждают, что "муниципальная администрация может не только стимулировать деятельность малых предприятий кредитными и налоговыми льготами, но и влиять на них с помощью штрафов и других наказаний". Не остаются незамеченными и другие проявления взаимоотношений публичной власти и предпринимателей. Например, "…поведение предпринимателей находится в диапазоне от безропотного выполнения воли администрации (включая произвол чиновников) до пассивного сопротивления (включая неуплату налогов)".
Поддержка
и защита предпринимательства - важнейшая
приоритетная задача, стоящая перед
российским государством и обществом.
В настоящее время она не получила
удовлетворительного решения. Законодательство
о защите прав предпринимателей еще
весьма несовершенно, нормативные акты
в этой области правового
В этом процессе существуют две серьезные проблемы.
Первая заключается в том, что зарубежные принципы законодательного решения вопросов правового обеспечения предпринимательства, а порой и целые институты, переносятся на российскую почву без учета её специфических особенностей, национальных, политических и экономических условий.
Вторая
проблема связана с тем, что, практически,
не изучается и не используется богатейший
опыт законодательства России в XVIII - начале
XX вв., когда уделялось большое
внимание, прежде всего, стимулированию
частного капитала и был накоплен
большой поучительный опыт и традиции
в развитии предпринимательства. Их
изучение, анализ и осмысление могут
принести большую пользу при разработке
новых нормативных актов. Кроме
того, следует проследить эволюцию
современных оценок зарубежными
исследователями нынешнего
Закрепляющий соответствующий субинститут ФЗ № 294, посвященный защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в перспективе должен составлять основу законодательства о защите прав предпринимательских структур, однако в настоящее время сфера его действия неоправданно ограничена и вне пределов его действия остается ряд важных разновидностей контроля и надзора.
В связи в этим в литературе предложен вариант двухэтапного совершенствования законодательной базы о защите прав предпринимателей в ходе контроля (надзора). На первом этапе целесообразно распространить принципы такого контроля и надзора, сформулированные в ФЗ № 294, на все их разновидности.
На втором этапе следовало бы принять единый закон, в котором наряду с положениями, общими для всех видов контроля (надзора), была бы отражена специфика отдельных его видов.
Исходя
из конституционных целей по созданию
максимально благоприятных
Правовой механизм, обеспечивающий принятие контрольными органами решений о проведении внеплановых выездных проверок, по-прежнему предоставляет слишком широкий простор для организации таких проверок. Последние могут быть назначены, в т.ч. по обращениям граждан о нарушении любых прав потребителей. В работе С.В. Пылина предложено ограничить возможность проведения проверок данного вида сообщениями граждан о грубых нарушениях их прав как потребителей под условием обязательного согласования внеплановой проверки с органами прокуратуры.
В
целях повышения уровня правовой
защищенности такого нематериального
блага субъектов
Ввиду отсутствия в России правового механизма регулирования посреднической деятельности при осуществлении защиты прав предпринимателей, необходимо внести изменения в АПК РФ, изложив п. 2 ст. 138 в следующей редакции: "Стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или используя другие примирительные процедуры, в том числе посредничество. Посредничеством признаётся процедура, в которой при урегулировании спора привлекается независимое третье лицо с целью оказания помощи сторонам найти решение в споре".
Необходимо
включить в состав органов Торгово-промышленных
палат специальные структурные
подразделения, занимающиеся представлением
и защитой интересов
Обеспечение
правовых гарантий защиты прав предпринимателей
возможно и путем введения (по германскому
принципу организации нотариата) системы
представления отдельных
В
Европе, например, в Германии, в отличие
от России, ряд функций по поддержке
предпринимательства переданы саморегулируемым
организациям частного бизнеса (палаты
ремесленников и торгово-
Весьма полезным для совершенствования российского законодательства в области защиты прав предпринимателей, представляется опыт работы финансовых судов и Федерального патентного суда Германии. В этих судах осуществляется особая форма административного судопроизводства, заключающаяся в рассмотрении дел по искам к финансовым, налоговым и таможенным органам, а также по защите авторских прав.
В процессе реформирования российского законодательства, представляется весьма полезным опыт Германии по участию прокуроров в совершенствовании законодательства на уровне Рейхстага (парламент ФРГ), Ландтага (парламент земель) и муниципальных общин, которые каждый на своём уровне в пределах предоставленной компетенции принимает законы и иные нормативно-правовые акты. Таким образом, прокуроры Германии имеют возможность обеспечить компетентную разработку законопроекта до его окончательного принятия, а не делать протесты на уже принятые законы.
Анализ
отечественного законодательства, связанного
с ограничениями на занятие предпринимательской
деятельности, позволил выявить недостатки
Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред.
от 21.11.2011, с изм. от 15.11.2012) "О государственной
гражданской службе Российской Федерации".
Дело в том, что Федеральный закон
от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О
защите конкуренции" запретил государственным
служащим осуществление
Итак,
на современном этапе развития рыночных
отношений в России необходимо совершенствование
механизма защиты прав предпринимателей.
Направления такого совершенствования
заключаются в комплексной
3.2 Уполномоченный по защите прав предпринимателей
В 2003 г. в "Опоре России" было создано бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей. В первую очередь, для оказания юридической помощи предпринимателям для защиты их интересов при неправомерных действиях органов государственной власти и местного самоуправления. В 2010 г. первый заместитель Председателя Правительства РФ И. Шувалов был назначен омбудсменом по инвестициям: ответственным за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по рассмотрению обращений российских и иностранных инвесторов, а также подготовку проектов соответствующих решений Правительства РФ. Неформальным аппаратом омбудсмена И. Шувалова определён один из департаментов Минэкономразвития России (департамент инвестиционной политики и развития частно-государственного партнёрства). На конец 2011 г. из поступивших к омбудсмену 67 жалоб 46 было решено.
Информация о работе Совершенствование механизма защиты прав предпринимателей