Совершенствование механизма защиты прав предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке теоретических проблем, связанных с использованием способов защиты прав и законных интересов предпринимателей в Российской Федерации.
Реализация указанной цели потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:
- исследовать правовой статус предпринимателя;
- проанализировать права и интересы предпринимателей как объект правовой защиты;
- раскрыть понятие способов защиты прав и интересов предпринимателей;
- классифицировать способы защиты прав и интересов предпринимателей;

Содержание

Введение
Глава 1. Права и интересы предпринимателей как объект правовой защиты
1.1 Правовой статус предпринимателя
1.2 Права и обязанности субъекта предпринимательской деятельности
Выводы по главе 1
Глава 2. Способы и механизм защиты прав предпринимателей
2.1 Понятие и классификация способов защиты прав предпринимателей
2.2 Судебные формы защиты прав предпринимателей
2.3 Внесудебные формы защиты прав предпринимателей
2.4 Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
Выводы по главе 2
Глава 3. Совершенствование механизма защиты прав предпринимателей
3.1 Направления совершенствования механизма защиты прав предпринимателей
3.2 Уполномоченный по защите прав предпринимателей
Выводы по главе 3
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

предпринем.право.docx

— 96.91 Кб (Скачать файл)

Способы защиты прав предпринимателей лежат, главным  образом, в сфере частного права  и реализуются в соответствии с волеизъявлением предпринимателя, а основанием для их применения в  связи с осуществлением мер государственного контроля (надзора) как функции государства, регулируемой нормами публичного права, служат правонарушения, возникающие  в ходе такого контроля (надзора).

На  современном этапе развития рыночных отношений в России необходимо совершенствование  механизма защиты прав предпринимателей. Одно лишь существование и наращивание  большого количества нормативных актов, регулирующих различные стороны  деятельности российского предпринимательства, уже не решает всех стоящих перед  данной, особенно важной сферой экономики, проблем.

Направления совершенствования механизма защиты прав предпринимателей заключаются в комплексной разработке теоретических, правовых и организационных вопросов создания государственной системы поддержки и юридической защиты предпринимательства. Разработка новой отечественной концепции предпринимательства насущно необходима и своевременна, равно как и создание нормативной базы, разработка целевых программ и определение роли и места конкретных государственных и правовых институтов, в том числе вышедшего на качественно новый уровень института российской адвокатуры, в системе других защитных институтов гражданского общества и правового государства.

Одним из направлений совершенствования механизма защиты прав предпринимателей является введение должности уполномоченного по защите прав предпринимателей. Это назначаемый Президентом РФ государственный гражданский служащий, который отвечает за организацию работы по внесудебному восстановлению нарушенных государственными органами прав бизнесменов, урегулировании возникающих споров между бизнесом и органами власти.

Институт  Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей - это новый институт для нашей страны. С введением  данного института - института омбудсмена, в России открыто специальное  направление, связанное с защитой  прав и интересов предпринимателей, что должно улучшить ситуацию в рассматриваемой  сфере. В настоящее время формируется  законодательная база для работы омбудсмена, который должен заниматься не лоббированием интересов бизнеса  и не защитой тех, кто реально  нарушает действующий закон, а чтобы  они занимались восстановлением  нарушенных прав предпринимателей, если такие права нарушаются. Главное, чтобы это были те предприниматели, чьи права реально нарушены, предприниматели, которые честны, ведут открыто и прозрачно свой бизнес, но подверглись какому-то воздействию со стороны или государства, или других предпринимателей.

Можно внести следующие предложения по изменению действующего законодательства в области защиты прав предпринимателей:

1) провести двухэтапное совершенствование  законодательной базы о защите  прав предпринимателей в ходе  контроля (надзора). На первом этапе  целесообразно распространить принципы  такого контроля и надзора,  сформулированные в ФЗ № 294, на все их разновидности. На  втором этапе следовало бы  принять единый закон, в котором  наряду с положениями, общими  для всех видов контроля (надзора), была бы отражена специфика  отдельных его видов;

2) в целях повышения уровня правовой  защищенности такого нематериального  блага субъектов предпринимательской  деятельности как деловая репутация,  предлагается внести дополнение  в п. 1 ст. 22 ФЗ № 294, указав, что  вред, причиненный юридическим лицам,  индивидуальным предпринимателям  вследствие неправомерных действий (бездействия) должностных лиц  органа государственного контроля (надзора), органа муниципального  контроля подлежит возмещению, включая  как упущенную выгоду (неполученный  доход), так и компенсацию за  вред, причиненный деловой репутации юридического лица, индивидуального предпринимателя, за счет средств соответствующих бюджетов;

3) ввиду отсутствия в России  правового механизма регулирования  посреднической деятельности при  осуществлении защиты прав предпринимателей, необходимо внести изменения  в АПК РФ, изложив п. 2 ст. 138 в  следующей редакции: "Стороны  могут урегулировать спор, заключив  мировое соглашение или используя  другие примирительные процедуры,  в том числе посредничество. Посредничеством признаётся процедура, в которой при урегулировании спора привлекается независимое третье лицо с целью оказания помощи сторонам найти решение в споре";

4) необходимо включить в состав  органов Торгово-промышленных палат  специальные структурные подразделения,  занимающиеся представлением и  защитой интересов предпринимателей, и внести соответствующие изменения  в Закон РФ "О торгово-промышленных  палатах в Российской Федерации";

5) ввести (по германскому принципу  организации нотариата) систему  представления отдельных функций  адвокатской деятельности нотариусам, предоставляющие право нотариусам  представлять интересы предпринимателей  перед третьими лицами и внести  соответствующие изменения в  Основы законодательства Российской  Федерации о нотариате;

6) Федеральный закон "О защите  конкуренции" запретил государственным  служащим осуществление предпринимательской  деятельности лично или через  доверенных лиц. Федеральный закон  "О государственной гражданской  службе Российской Федерации"  также статьёй 17 запрещает государственным  служащим осуществление предпринимательской  деятельности но, тем не менее,  не предусматривает запрета на  осуществление такой деятельности  через доверенных лиц на основании  договора о доверительном управлении. Поэтому необходимо законодательное  устранение этих и других противоречий  в правовом регулировании предпринимательской  деятельности.

Для возрождения и развития предпринимательства  в России необходимо осознание подлинной  социальной сущности предпринимательства, его роли и значения в экономическом  и социальном развитии современного российского общества. Большое значение имеет и правовое обеспечение  этого процесса, создание юридической  основы для этой экономической деятельности, законодательная охрана и защита прав предпринимателей.

Думается, что в дальнейшем, с учётом обозначенных в настоящей работе проблем, правовое обеспечение предпринимательства  будет существенным образом реформировано  и направлено на защиту прав и охраняемых законом интересов предпринимателей. Правовое регулирование предпринимательства  должно быть направлено на предоставление предпринимателю максимальных возможностей в осуществлении его общественно-полезных функций, реализации его роли как  движущей силы экономического механизма. При этом формирующееся действующее  законодательство о защите прав и  интересов предпринимателей требует  контроля со стороны всех здоровых сил гражданского общества и государства.

 

 

 

                                            Список литературы

 

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации.  Принята на всенародном голосовании  12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008 г.) // Российская газета. 21.09.2009.

2. Арбитражный процессуальный кодекс  Российской Федерации. По сост. на 30.11.2012 // http://www.consultant.ru/.  . По сост. на 30.11.2012 // http://www.consultant.ru/.

4. Гражданский процессуальный кодекс  Российской Федерации. По сост. на 30.11.2012 // http://www.consultant.ru/.

5. Налоговый кодекс Российской  Федерации. По сост. на 30.11.2012 // http://www.consultant.ru/.

6. Уголовный кодекс Российской  Федерации. По сост. на 30.11.2012 // http://www.consultant.ru/.

7. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 29.06.2012, с изм. от 02.10.2012)) // http://www.consultant.ru/

8. Закон РФ от 07.07.1993 № 5338-1 (ред.  от 03.12.2008) "О международном коммерческом  арбитраже" // http://www.consultant.ru/

9. Закон РФ от 07.07.1993 № 5340-1 (ред.  от 23.07.2008) "О торгово-промышленных  палатах в Российской Федерации" // http://www.consultant.ru/

10. Федеральный закон от 24.07.2002 №  102-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О третейских  судах в Российской Федерации" // http://www.consultant.ru/

11. Федеральный закон от 27.07.2004 №  79-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 15.11.2012) "О государственной гражданской  службе Российской Федерации" // http://www.consultant.ru/

12. Федеральный закон от 26.07.2006 №  135-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О защите  конкуренции" // http://www.consultant.ru/

13. Федеральный закон от 26.12.2008 №  294-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О защите  прав юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // http://www.consultant.ru/

14. Указ Президента РФ от 31.12.2005 №  1574 (ред. от 23.10.2012) "О Реестре  должностей Федеральной государственной  гражданской службы" // http://www.consultant.ru/

15. Указ Президента РФ от 15.05.2008 №  797 "О неотложных мерах по  ликвидации административных ограничений  при осуществлении предпринимательской  деятельности" // http://www.consultant.ru/

16. Указ Президента РФ от 07.05.2012 №  596 "О долгосрочной государственной  экономической политике" // http://www.consultant.ru/

17. Указ Президента РФ от 22.06.2012 №  879 "Об Уполномоченном при Президенте  Российской Федерации по защите  прав предпринимателей" // http://www.consultant.ru/

18. Постановление Правительства РФ от 28.10.2009 № 847 "Об утверждении Положения о направлении органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в органы прокуратуры проектов ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также формы и содержания сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // http://www.consultant.ru/

19. Постановление Правительства РФ  от 22.11.2012 № 1202 "Об утверждении  Положения о государственном  надзоре за деятельностью саморегулируемых  организаций" // http://www.consultant.ru/

20. Приказ Генпрокуратуры РФ от 31.03.2008 № 53 (ред. от 30.04.2009) "Об организации  прокурорского надзора за соблюдением  прав субъектов предпринимательской  деятельности" // http://www.consultant.ru/.

21. Приказ Генпрокуратуры РФ от 27.03.2009 № 93 (ред. от 12.05.2010) "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"" (вместе с "Порядком согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") // http://www.consultant.ru/.

22. Проект федерального закона "Об  уполномоченных по защите прав  предпринимателей в Российской  Федерации" // Официальный портал  Правительства РФ // http://правительство.рф/

Научная и учебная литература

23. Актуальные проблемы предпринимательского  права: [сборник статей]. Вып. 1 / [под ред. А.Е. Молотникова, Р.С. Куракина; Е.О. Барсукова, Д.А. Гаврилов, О.И. Грищенко [и др.]; [предисл. А.Е. Молотников]. М.: Волтерс Клувер, 2011. 339 с.

24. Анохин В.С. Предпринимательское  право: курс лекций в 2-х ч.  М.: Волтерс Клувер, 2009. 671 с.

25. Атласов Д.И. Формирование законодательства  о защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей  при проведении мероприятий по  контролю (надзору) // Вестник Воронежского  государственного университета. Серия:  Право. 2011. № 1. С. 253-261.

26. Афанасьев С.Ф. О гражданской  процессуальной политике с позиции  совершенствования защиты прав  и законных интересов предпринимателей // Правовая политика и правовая  жизнь. 2010. № 2. С. 105-112.

27. Беляева О.А. Предпринимательское  право: курс лекций / О.А. Беляева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2009. 158 с.

28. Бережной Ю.С. Защита прав субъектов  предпринимательской деятельности  при осуществлении государственного  контроля (надзора). Автореф. дисс. … к.ю.н. М.: Институт экономики и предпринимательства, 2011. 34 с.

29. Бойков В.Э. Защита прав предпринимателей: (краткие итоги выборочного социологического  опроса) // Социология власти. 2010. №  8. С. 42-54.

30. Василянская А.И. Право частной собственности граждан и индивидуальных предпринимателей в свете современного законодательства // Бизнес в законе. 2010. № 1. С. 70-73.

31. Винокуров А.Ю. Деятельность прокуратуры  в сфере защиты прав субъектов  предпринимательской деятельности // Законодательство и экономика. 2009. № 4. С. 21-25.

32. Ворожко К.А. Основные направления  оптимизации уголовного законодательства  об ответственности за незаконное  вмешательство должностных лиц  в предпринимательскую деятельность // Общество и право. 2010. № 5. С. 32-35.

33. Гордиенко О.В. Нормативно-правовое  обеспечение гарантий прав предпринимателей // Вестник Московского университета  МВД России. 2009. № 3. С. 154-159.

34. Дмитрий Медведев ввел институт  инвестиционных уполномоченных // Российская  газета. 03.08.2011.

35. Жеребцова Е.Е. Некоторые особенности защиты конституционных прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей посредством конституционного судопроизводства // Вопросы экономики и права. 2011. № 31. С. 353-357.

36. Збаражский Н.В. О нарушении социально-экономических прав граждан в России // Право и государство: теория и практика. 2012. № 3. С. 69-73.

Информация о работе Совершенствование механизма защиты прав предпринимателей