Совершенствование механизма защиты прав предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке теоретических проблем, связанных с использованием способов защиты прав и законных интересов предпринимателей в Российской Федерации.
Реализация указанной цели потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:
- исследовать правовой статус предпринимателя;
- проанализировать права и интересы предпринимателей как объект правовой защиты;
- раскрыть понятие способов защиты прав и интересов предпринимателей;
- классифицировать способы защиты прав и интересов предпринимателей;

Содержание

Введение
Глава 1. Права и интересы предпринимателей как объект правовой защиты
1.1 Правовой статус предпринимателя
1.2 Права и обязанности субъекта предпринимательской деятельности
Выводы по главе 1
Глава 2. Способы и механизм защиты прав предпринимателей
2.1 Понятие и классификация способов защиты прав предпринимателей
2.2 Судебные формы защиты прав предпринимателей
2.3 Внесудебные формы защиты прав предпринимателей
2.4 Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
Выводы по главе 2
Глава 3. Совершенствование механизма защиты прав предпринимателей
3.1 Направления совершенствования механизма защиты прав предпринимателей
3.2 Уполномоченный по защите прав предпринимателей
Выводы по главе 3
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

предпринем.право.docx

— 96.91 Кб (Скачать файл)

- и др.

Во  исполнение названного Указа Президента РФ оперативно и был принят ФЗ № 294, который разработан в целях  правового регулирования ряда проблем, выявленных по итогам сложившейся правоприменительной  практики.

ФЗ  № 294 устанавливает:

- порядок организации и проведения  проверок юридических лиц, индивидуальных  предпринимателей органами, уполномоченными  на осуществление государственного  контроля (надзора), муниципального  контроля;

- порядок взаимодействия органов,  уполномоченных на осуществление  государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации  и проведении проверок;

- права и обязанности органов,  уполномоченных на осуществление  государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных  лиц при проведении проверок;

- права и обязанности юридических  лиц, индивидуальных предпринимателей  при осуществлении государственного  контроля (надзора), муниципального  контроля, меры по защите их  прав и законных интересов.

Основными принципами защиты прав юридических  лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:

- преимущественно уведомительный  порядок начала осуществления  отдельных видов предпринимательской  деятельности;

- презумпция добросовестности юридических  лиц, индивидуальных предпринимателей;

- открытость и доступность для  юридических лиц, индивидуальных  предпринимателей нормативных правовых  актов Российской Федерации, муниципальных  правовых актов, соблюдение которых  проверяется при осуществлении  государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также  информации об организации и  осуществлении государственного  контроля (надзора), муниципального  контроля, о правах и об обязанностях  органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено законодательством Российской Федерации;

- проведение проверок в соответствии  с полномочиями органа государственного  контроля (надзора), органа муниципального  контроля, их должностных лиц;

- недопустимость проводимых в  отношении одного юридического  лица или одного индивидуального  предпринимателя несколькими органами  государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля  проверок исполнения одних и  тех же обязательных требований  и требований, установленных муниципальными  правовыми актами;

- недопустимость требования о  получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями  разрешений, заключений и иных  документов, выдаваемых органами  государственной власти, органами  местного самоуправления, для начала  осуществления установленных ФЗ  № 294 отдельных видов работ,  услуг в случае представления  указанными лицами уведомлений  о начале осуществления предпринимательской  деятельности;

- ответственность органов государственного  контроля (надзора), органов муниципального  контроля, их должностных лиц  за нарушение законодательства  Российской Федерации при осуществлении  государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

- недопустимость взимания органами  государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля  с юридических лиц, индивидуальных  предпринимателей платы за проведение  мероприятий по контролю;

- финансирование за счет средств  соответствующих бюджетов проводимых  органами государственного контроля (надзора), органами муниципального  контроля проверок, в том числе  мероприятий по контролю;

- разграничение полномочий федеральных  органов исполнительной власти  в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление  федерального государственного  контроля (надзора), органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации в соответствующих  сферах деятельности, уполномоченных  на осуществление регионального  государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов  и законов субъектов Российской  Федерации.

Постановлением  Правительства РФ от 28.10.2009 № 847 "Об утверждении Положения о направлении  органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в органы прокуратуры проектов ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также формы и содержания сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определен порядок направления органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующие органы прокуратуры проектов ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. право предприниматель судебный защита

В целях активизации и повышения  эффективности прокурорского надзора  в сфере соблюдения прав субъектов  предпринимательской деятельности Генеральной прокуратурой РФ был  издан Приказ от 31.03.2008 № 53 (ред. от 30.04.2009) "Об организации прокурорского  надзора за соблюдением прав субъектов  предпринимательской деятельности". Как отмечается в Приказе, "динамичное развитие экономики, изменения в  законодательстве и организации  прокурорского надзора требуют  совершенствования и приведения в соответствие с новыми экономическими реалиями надзора за соблюдением  прав субъектов предпринимательской  деятельности.

Практика  прокурорского надзора свидетельствует  о том, что состояние законности в данной сфере продолжает оставаться неблагополучным. Нарушения прав и  законных интересов хозяйствующих  субъектов касаются практически  всех сфер экономики.

Наиболее  многочисленные из них связаны с  изданием органами государственной  власти и местного самоуправления незаконных правовых актов, ущемляющих права юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей либо касающихся незаконного вмешательства  в их деятельность. Допускаются нарушения  закона государственными органами, обладающими  контрольными и надзорными полномочиями, в процессе осуществления ими  государственного контроля, отсутствует  прозрачность проводимых ими мероприятий. …Органами внутренних дел не обеспечено принятие должных мер по декриминализации предпринимательской сферы. Не искоренены рейдерские захваты предприятий, влекущие за собой передел собственности.

Меры  прокурорского реагирования неадекватны  состоянию законности в данной сфере  правоотношений".

В связи с этим на должностных лиц  прокуратуры возложены обязанности  по постоянному мониторингу в  сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской  деятельности, обеспечению действенного предупредительного надзора и информационному  взаимодействию с органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами, обеспечению надзора за законностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и государственных контролирующих органов, обеспечению безусловного соблюдения требований ФЗ № 294.

При этом не должен ослабевать надзор за исполнением  законов самими хозяйствующими субъектами, которые наряду с иными субъектами гражданских прав и обязанностей должны соблюдать законодательно установленные  правила и вести свою деятельность, не нарушая прав и законных интересов  других предпринимателей, граждан, общества и государства.

В связи с внесением изменений  в федеральное законодательство и возложением на органы прокуратуры  новых полномочий в сфере организации  и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля был издан Приказ Генпрокуратуры РФ от 27.03.2009 № 93 (ред. от 12.05.2010) "О  реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (вместе с "Порядком согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Целью данного Приказа стало обеспечение действенного надзора за исполнением положений ФЗ № 294, а также осуществление организационных мероприятий, направленных на реализацию полномочий по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок и согласованию проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, Приказ предусматривает издание организационно-распорядительных документов; определение конкретных работников, исполняющих данные обязанности; проведение межведомственных совещаний (рабочих встреч) с руководителями органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответствующего уровня, обеспечение уведомления органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля о разграничении компетенции органов прокуратуры при согласовании внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с предоставлением соответствующих сведений о таких прокуратурах применительно к каждому территориальному образованию (адреса, номера телефонов, факсов, электронная почта и др.).

Обязанности по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок и согласованию внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей данным Приказом были возложены на подразделения органов прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением федерального законодательства.

Согласно  данному Приказу, обязательно формирование ежегодных сводных планов проведения плановых проверок путем проверки законности предложений органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, представляющих проекты таких планов, и их сведение в пределах соответствующих  территорий, учет проводимых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля внеплановых  выездных проверок юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.

Как отмечено в названном Приказе, при  проведении надзорных проверок органов  государственного контроля (надзора), муниципального контроля особое внимание должно быть уделено исполнению требований ФЗ № 294 и привлечению к ответственности  виновных в нарушении закона лиц  с использованием всех полномочий, предусмотренных законом.

Выводы  и результаты обобщений при системном  сборе, накоплении и обработке информации о нарушениях прав субъектов предпринимательской  деятельности предписывается использовать для совершенствования надзорной  практики, а проблемные вопросы организации  прокурорского надзора рассматривать  на заседаниях коллегий и (или) координационных  совещаниях.

Данным  Приказом утвержден и введен в  действие с 1 мая 2009 г. порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей, формы решений о согласовании либо отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки.

Меры  по сокращению и упрощению проверки малого бизнеса приняло и Министерство внутренних дел РФ. Предусмотрено, что  составлять протоколы об административных правонарушениях будут только сотрудники подразделений полиции, специализирующихся на борьбе с преступлениями в сфере  экономики. Все административные процедуры  теперь строго регламентированы и упрощены. Это сделает проверки малого бизнеса  более цивилизованными. Взят курс на тесное взаимодействие правоохранительных и контрольно-надзорных органов. Теперь сотрудники полиции станут включаться в проверки только в самых серьезных  случаях, по ходатайству руководства  контрольно-надзорных органов.

В ФЗ № 294 закреплен ряд правовых гарантий защиты прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей при  осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. В частности, органы государственного и муниципального контроля, их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Результаты  проверки, проведенной с грубым нарушением установленных требований к организации  и проведению проверок, не могут  являться доказательствами нарушения  юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании  заявления юридического лица, индивидуального  предпринимателя.

Руководитель  или уполномоченный представитель  юридического лица, индивидуальный предприниматель  или его уполномоченный представитель  при проведении проверки имеют право  присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся  к предмету проверки; знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного и муниципального контроля; обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке.

Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных  лиц органов государственного и  муниципального контроля, признанных в установленном законодательством  России порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств  соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, правовые основы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля базируются на системе законодательства, включающего Конституцию РФ, федеральное  законодательство (законы), а также  подзаконные акты, в том числе  указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, а также акты отдельных ведомств. Нормативная  регламентация оснований, порядка, способов и форм защиты прав субъектов  предпринимательской деятельности при проведении в отношении них  мероприятий по государственному контролю (надзору) осуществляется в плоскости  как публичного, так и частного права. Комплексное регулирование  данного вида деятельности говорит  о его важности. В целом, кардинальные изменения в осуществлении контроля за предпринимательской деятельностью вытекают из системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.

Выводы по главе 2

Под защитой прав предпринимателей понимается совокупность нормативно установленных  мер (механизмов) по восстановлению или  признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей, которые осуществляются в определенных формах, определенными способами, в  законодательно определенных границах, с применением к нарушителям  мер юридической ответственности, а также механизма по практической реализации (исполнимости) этих мер.

Информация о работе Совершенствование механизма защиты прав предпринимателей