Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:52, курсовая работа
Цель работы: раскрыть сущность инновационного предпринимательства малых предприятий.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
Определить виды инновационного предпринимательства и организационные формы, в которых оно осуществляется.
Установить сущность МИП (малые инновационные предприятия), их признаки, фазы жизненного цикла, стадии создания, слабые и сильные стороны.
Выявить, что лежит в основе каждого МИП.
Определить какие разновидности организационных структур управления могут использоваться на МИП.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИНИМТАТЕЛЬСТВ.
1.1. Понятие малых инновационного предпринимательства 5 1.2. Задачии основные функции малого инновационного предпринимательства …............................................................................
1.3. Модели и организационные формы, по которым осуществляется малые инновационные предпринимательства
1.4.Роли малого инновационного предпринимательства в социально-экономическом развитии государства
Глава II
ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ В РАЗВИТИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВ.
2.1. Опыт США и Японии в развитие и государственной поддержке малого инновационного предпринимательства
2.2 Опыт в России в развитие и государственной поддержке малого инновационного предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава I
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ
1.1. Понятие малых инновационного
предпринимательства
1.3. Модели и организационные формы, по которым осуществляется малые инновационные предпринимательства
1.4.Роли малого инновационного предпринимательства в социально-экономическом развитии государства
Глава II
ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ В РАЗВИТИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВ.
2.1. Опыт США и Японии
в развитие и государственной п
2.2 Опыт в России в
развитие и государственной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития экономики в динамично меняющихся условиях хозяйствования, а также в кризисных ситуациях постоянно возрастает роль инноваций, что является решающим фактором в успешном функционировании любой организации. Ведь как бы успешно не развивалась организация, но если ее деятельность не нацелена на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, то она через некоторое время рискует стать неконкурентоспособной, а это в свою очередь означает ослабление позиций на рынке, потеря потребителей и снижение размеров прибыли.
Активным фактором экономического развития страны, коммерциализации инноваций (фактор экономического роста), творческой деятельности разработчиков новой техники в условиях рыночной экономики становится инновационное предпринимательство. Под инновационным предпринимательством понимается особый вид коммерческой деятельности, имеющей целью получение прибыли путем создания и активного распространения инноваций во всех сферах народного хозяйства. В отличие от классического, репродуктивного предпринимательства инновационное основывается на поиске новых путей развития действующего предприятия (новой продукции, технологии, рынков, материалов, форм управления) или на создании нового, инновационно-ориентированного предприятия. Понятие инновационного предпринимательства не отражает какой-либо определенной организационно-правовой формы инновационной деятельности, регламентированной действующим в стране Гражданским кодексом РФ.
Актуальность
темы исследования: в настоящее время
инновационное
Цель работы: раскрыть сущность инновационного предпринимательства малых предприятий.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
Объект исследования: малые инновационные фирмы как основа предпринимательства.
Предмет исследования: МИП, с точки зрения влияния на экономику страны в целом, так и на удовлетворение потребностей создателей инноваций.
1.1. Понятие "инновационное предпринимательство"
Под инновационным
Инновационное предпринимательство — это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающие при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. В общем плане инновационное предпринимательство можно определить как общественный технический экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического использования нововведений.
Объект инновационного предпринимательства
– это интеллектуальный продукт,
произведенный посредством
· научно-техническая продукция
· продукция информатики
· продукты культуры
Субъекты инновационного предпринимательства:
· НИИ
· производственно-
· ВУЗы
· предприятия
· венчурные фирмы (рисковые)
· изобретатели, конструкторы, технологи и научные работники
Рисунок 1.1-Управление малыми инновационными предприятиями.
В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:
1)инновация продукции:
2)инновация технологии;
3)социальные инновации.
Первый вид инновационного
предпринимательства —
Рисунок 1.2 -Организационно-правовые формы малых инновационных организаций.
1.2.Задачи и основные функции малого инновационного предпринимательства.
Сущность малого предпринимательства наиболее полно раскрывается через описание его функций. Функциональный подход включает изучение деятельности малого предпринимательства и оценку его влияния на развитие регионов и страны в целом.
Малое предпринимательство играет важную роль в социально-экономической и политической жизни страны. В трудах многих российских ученых подчеркивается необходимость его развития[4]. Обобщим функции малого предпринимательства, выделенные в научной экономической литературе.
По социальной значимости:
· формирование широкого слоя мелких собственников (среднего класса). Малое предпринимательство способствует формированию среднего класса, который является гарантом политической стабильности и движущей силой рыночной экономики в демократическом обществе. Некоторые авторы подвергают сомнению правомерность данного положения для России. Мы согласны с позицией А. Ситникова, который утверждает, что средний класс может способствовать стабилизации жизни в обществе только при условии, что он удовлетворен своим положением, а также общественным и государственным устройством. Такие условия в России пока отсутствуют. Проблема состоит в том, что у нас нет экономики и государства для среднего класса. В такой ситуации потенциальный средний класс может либо покидать страну, либо инициировать серьезные общественные потрясения[5];
· формирование культуры управления, новаторства и созидания, которое происходит за счет постоянного выдвижения из среднего класса наиболее выдающихся представителей[6];
· способность создавать новые рабочие места, что может вести к снижению уровня безработицы;
· демпфирующая функция – сглаживание противоречий между наиболее богатыми и бедными слоями, снижение социальной напряженности[7];
· возможность реализации предпринимательской инициативы и творчества широких масс населения.
По экономической значимости:
· уменьшение конъюнктурного разрыва, т. е. увеличение благосостояния общества, которое, согласно закону Оукена, проявляется в виде потери доли вклада в валовой внутренний продукт при росте безработицы в стране;
· интегрирующая функция. Малые предприятия, непрерывно приспосабливаясь к конъюнктуре рынка, быстро реагируют на постоянно изменяющиеся потребности общества. Без этого экономика приобрела бы «лоскутной» характер, т. е. одни потребности, на базе которых можно было бы создавать прибыльное производство, удовлетворялись полностью, другие же, реализация которых не приносила бы столь высокий доход, – не удовлетворялись;
· формирование конкурентных отношений. Последнее время в литературе встречается понятие «генеретика», которое означает группу быстрорастущих небольших предприятий, занимающихся копированием продуктов ведущих фирм[8]. Предлагая какой-либо товар равных потребительских свойств по более низкой цене, малые фирмы способны составить серьезную конкуренцию крупным фирмам и вытеснить их со значительной части рынка. Копируя уже известные продукты, фирмы несут меньшие издержки при производстве товаров из-за отсутствия расходов на научные исследования. Кроме того, крупные монополии нередко завышают цены, малые фирмы, стремясь выжить в конкурентной борьбе, используют другие стратегии. Малые предприятия нередко конкурируют с малоэффективными подразделениями крупных корпораций. Они в совокупности способны составить серьезную конкуренцию самым мощным компаниям. Этому способствуют не только их многочисленность и гибкость, но и быстрое обновление;
· расширение производства потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, непривлекательных для крупного бизнеса, приближение их к потребителю, вовлечение в производство части материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления;
· разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств, что способствует развитию научно-технического прогресса. Стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты;
· источник относительно стабильных бюджетных поступлений.
По политической значимости:
· формирование политических взглядов. Являясь наиболее многочисленным классом собственников, представители малого предпринимательства либо сами формируют свои политические взгляды, либо становятся объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей. Как свидетельствует исторический опыт ряда стран, настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать к поддержке наиболее экстремистских политических сил.
1.3Модели
и организационные формы по
которым осуществляются
малые инновационные
На основе способа организации инновационного процесса в фирме можно выделить три модели инновационного предпринимательства:
1) инновационное
Информация о работе Сущность инновационного предпринимательства малых предприятий