Сущность инновационного предпринимательства малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть сущность инновационного предпринимательства малых предприятий.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
Определить виды инновационного предпринимательства и организационные формы, в которых оно осуществляется.
Установить сущность МИП (малые инновационные предприятия), их признаки, фазы жизненного цикла, стадии создания, слабые и сильные стороны.
Выявить, что лежит в основе каждого МИП.
Определить какие разновидности организационных структур управления могут использоваться на МИП.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИНИМТАТЕЛЬСТВ.
1.1. Понятие малых инновационного предпринимательства 5 1.2. Задачии основные функции малого инновационного предпринимательства …............................................................................
1.3. Модели и организационные формы, по которым осуществляется малые инновационные предпринимательства
1.4.Роли малого инновационного предпринимательства в социально-экономическом развитии государства
Глава II
ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ В РАЗВИТИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВ.
2.1. Опыт США и Японии в развитие и государственной поддержке малого инновационного предпринимательства
2.2 Опыт в России в развитие и государственной поддержке малого инновационного предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Вложенные файлы: 1 файл

кур (1).doc

— 346.00 Кб (Скачать файл)

 

По данным агентства  АМБ, ежегодно в рамках программы SBIR реализуется свыше 6 тыс. проектов на общую сумму более $2 млрд. при этом успешно завершают II фазу не более 1/3 от общего количества проектов.

Важнейшую задачу по совершенствованию технологий выполняет  программа STTR, которая стимулирует  малые предприятия к взаимодействию с некоммерческими исследовательскими институтами. Эта программа даёт возможность МСП получить финансовую и техническую помощь в создании совместных предприятий и/или временных объединений, ориентированных на разработку новых технологий от первоначальной идеи и до полной их реализации. Основными заказчиками исследований по этой программе с общим годовым бюджетом более $1 млрд. являются крупнейшие правительственные ведомства США. Департамент технологий агентства АМБ осуществляет координацию программы STTR на всех этапах её реализации. Программа STTR финансируется из бюджетных средств, направляемых на выполнение НИОКР, имеющих важное значение для дальнейшего развития страны. Эти средства предназначаются участникам инновационных разработок — малым предприятиям и некоммерческим исследовательским институтам, которые не имеют достаточных средств для выполнения дорогостоящих и длительных НИОКР. Ежегодно по этой программе реализуется около 1000 инновационных технологических проектов. Основной упор делается на практическое применение теоретических разработок в виде новых продуктов и высоких технологий, востребованных рынком. При этом малые предприятия могут получать высокие прибыли от коммерциализации их разработок, что в свою очередь стимулирует экономическое развитие США. Важность выполняемых работ, накладывает следующие квалификационные требования ко всем участникам программы STTR:

  • Для малых предприятий:
    1. Предприятие должно быть частным, коммерческим, принадлежать гражданину США и быть независимым в своём управлении.
    2. Предприятие должно работать с прибылью.
    3. Ведущие исследователи могут не состоять в штате предприятия.
    4. Размер предприятия ограничен 500 работниками.

 

  • Для некоммерческих исследовательских институтов:
    1. Институт должен располагаться на территории США.
    2. Нет ограничений по численности занятых.

 

  • Соответствовать одному из трёх следующих определений:
    1. Быть некоммерческим колледжем или институтом.
    2. Являться местной некоммерческой исследовательской организацией.
    3. Быть научно-исследовательским центром, финансируемым из федерального бюджета.

 

В соответствии с тематикой НИОКР, администрация  программы STTR рассматривает предложения  возможных участников конкурса инновационных  проектов. Исходя из оценки новизны  и будущего рыночного потенциала проектов, производится отбор предложений для участия в конкурсах на получение субсидий или грантов. В программе STTR предусмотрены следующие три фазы реализации инновационных проектов, прошедших конкурс:

  • I фаза — является начальным этапом, предусматривающим финансирование проекта в пределах $100 тыс. в течении 1 года с целью проведения научных исследований оценки возможности технической и коммерческой реализации конструкторской идеи или технологии.
  • II фаза — предусматривает финансирование в пределах $500 тыс., рассчитана на 2 года и является развитием результатов, достигнутых на I фазе. За этот период осуществляется завершение НИОКР, по результатам которых оценивается коммерческий потенциал разработки. К участию в конкурсе на получение финансирования по этой фазе, допускаются только разработки, успешно завершенные по I фазе.
  • III фаза — является периодом перехода результатов инновационной разработки II фазы из стадии лабораторного применения в рыночную сферу. На этом этапе STTR не осуществляет финансовой поддержки в коммерциализации разработки. Поиск необходимых средств для этого должны осуществлять сами МСП в частном секторе или у других федеральных агентств, не являющихся участниками финансирования программы STTR.

Агентство АМБ  играет роль основного координатора программ SBIR и STTR, осуществляя руководство и контроль реализации всех проектов. В целях привлечения частного капитала для коммерциализации завершённых инновационных проектов, агентство АМБ разработало компьютеризированную систему поиска потенциальных источников капитала, заинтересованных в реализации конкурсных проектов программы SBIR и STTR.

Эффективность инновационных разработок сектора  МП определяется в рамках национальной программы «Исследования о результативности НИОКР в малом бизнесе», координируемой департаментом технологий агентства АМБ. Отчеты по этой программе обобщают ежегодную оценку объёмов федеральных капиталовложений в НИОКР, проводимых в секторе МСП и их результативности (за исключением программ SBIR и STTR). Кроме того, в рамках этой программы, 18 федеральных агентств, каждое из которых располагает ежегодным бюджетом на НИОКР до $20 млн., проводят конкурсы на размещение в секторе МСП различных контрактов на специальные исследования и разработки. В рамках этой программы агентство АМБ формирует реестр инновационных МСП, успешно участвовавших в реализации различных НИОКР. Такой реестр позволяет ускорить процесс поиска и отбора наиболее перспективных инновационных предприятий для выполнения НИОКР по заявкам правительственных и частных организаций. Кроме того, сам факт зачисления в этот реестр является мощным свидетельством инновационной эффективности МСП, что способствует их рыночному успеху.

Другим действенным  механизмом финансирования инновационной  деятельности МСП, является программа  «Инвестиционные компании малого бизнеса» (Small Business Investment Company — SBIC), которая служит для обеспечения МСП рисковым и инвестиционным капиталом в период их старта, роста и последующего расширения. Эта программа реализуется и координируется агентством АМБ и в настоящее время в США действует свыше 400 инвестиционных компаний — SBICs, которые, используя свой собственный капитал и привлекая заимствованные средства, осуществляют различные виды инвестиций в МСП по приемлемым ставкам на основании гарантийных обязательств агентства АМБ. С учётом привлечения частных инвестиций, общий капитал этой программы достигнет $21 млрд. Практически все SBICs являются частными коммерческими предприятиями. Они предоставляют акционерный капитал, долговременные займы, облигационные займы, а также оказывают услуги по финансовому менеджменту. Программа SBIC предназначена для финансирования всех типов производственных и обслуживающих предприятий. Многие SBICs ориентированы на предоставление венчурных инвестиций в инновационные МСП, ориентированные на проведение НИОКР и производство новых продуктов и услуг. Это обусловлено тем, что инвесторы исходят из уверенности в высоком потенциале роста этих предприятий. Так по данным «Национальной ассоциации венчурного капитала США» (NVCA), в рамках программы SBIC, рисковые капиталовложения позволили создать более 75000 новых рабочих мест на МСП с высокотехнологичным производством. Самым распространённым видом финансовой поддержки в рамках программы SBIC, являются инвестиции объёмом до $750 тыс. (в некоторых случаях инвестиции могут быть увеличены на 50-70%), по которым агентство АМБ может предоставлять гарантии. Инвестиции предоставляются сроком до 10 лет для вложения в активную часть фондов (оборудование, технологии и т.п.) и до 25 лет для вложения в здания и сооружения. Побудительным стимулом для деятельности SBICs является возможность участия в прибылях в случае успешного развития и дальнейшего расцвета малых предприятий.

К числу достаточно активных механизмов содействия освоения новых технологий, в том числе и в инновационных МСП можно отнести и две следующие программы.

Программа: «Деловые информационные центры» (Business Information Center — BIC) направлена на поддержку деятельности около 400 информационных центров, которые  содействуют применению новейших высокотехнологичных методов работы в малом бизнесе на основе использования современной аппаратуры, коммуникационных систем и программного обеспечения. В этих центрах ведется бесплатное консультирование и обучение начинающих и действующих предпринимателей силами «Корпуса консультантов из числа бывших топ-менеджеров» (Service Corps of Retired Executives — SCORE) и специалистами из других партнерских и общественных организаций, сотрудничающих с агентством АМБ.

Программа: «Корпус  консультантов из числа бывших топ-менеджеров» (Service Corps of Retired Executives — SCORE) предлагает систему бесплатного консультирования по техническим, организационным и финансовым проблемам начинающих и действующих предпринимателей на различных этапах развития их предприятий. При этом консультирование и практическое наставничество может осуществляться непосредственно на предприятиях. В рамках этой программы действует 11500 добровольных консультантов, сотрудничающих со всеми центрами поддержки МСП в различных районах страны. Реализация этой программы обеспечивает передачу опыта высококвалифицированных специалистов молодому поколению предпринимателей, одновременно способствуя быстрейшему освоению новых технологий в различных сферах предпринимательства. Деятельность консультантов SCORE частично финансируется из бюджета агентства АМБ.

В настоящее  время для обеспечения широкого доступа к информации об инновационных  разработках в сфере малого бизнеса  по инициативе Правительства и под  управлением «Национального научного фонда США» создан портал «Инновационные исследования малого бизнеса». На этом портале в оперативном режиме представлена информация о тематических планах всех соучредителей программ SBIR и STTR, а также приводятся данные обо всех исследовательских организациях страны. Кроме того, на портале действует поисковый сайт, позволяющий пользователям найти данные об успешно завершенных НИОКР по заданной тематике.

  • Опыт Японии в поддержке инновационных МСП 

  •  

    Японский опыт поддержки и развития МСП отличается высоким уровнем государственного влияния на основные процессы реформирования экономики страны. За короткий исторический период, Япония вошла в число лидеров мировой экономики, обладая весьма ограниченными природными ресурсами. В значительной мере это было достигнуто благодаря целенаправленной государственной политике, ориентированной на всемерную поддержку и развитие МСП. Успешность реформирования японской экономики во многом определялась быстротой и адекватностью реакции государственных органов управления на изменения, происходящие на глобальных и внутренних рынках. Учитывая высокую значимость сектора МСП в экономике страны, особое внимание в процессах реформирования всегда уделяется совершенствованию взаимодействия государственных, региональных и местных органов власти с разветвленной инфраструктурой поддержки МСП. Начиная с 50-х годов прошлого века, Япония пошла по пути стремительного экономического развития, основанного сначала на использовании зарубежных патентов и «ноу-хау». Начиная с 80-х годов, экономическая политика страны была направлена на создание собственного научно-исследовательского потенциала и организацию крупных исследовательских центров, ориентированных на решение приоритетных задач НТП. В Японии еще в 1983 г. была принята концепция, направленная на развития технополисов, и последующий опыт показал, что темпы их экономического роста значительно превышают средние показатели по стране. Для развития национальных технопарков правительством страны разработаны специальные программы:

    1. «План развития технополисов», предполагающий предоставление субсидий, низкопроцентных займов для венчурного бизнеса, снижение оплаты за аренду п<s

    Информация о работе Сущность инновационного предпринимательства малых предприятий