Сущность инновационного предпринимательства малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть сущность инновационного предпринимательства малых предприятий.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
Определить виды инновационного предпринимательства и организационные формы, в которых оно осуществляется.
Установить сущность МИП (малые инновационные предприятия), их признаки, фазы жизненного цикла, стадии создания, слабые и сильные стороны.
Выявить, что лежит в основе каждого МИП.
Определить какие разновидности организационных структур управления могут использоваться на МИП.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИНИМТАТЕЛЬСТВ.
1.1. Понятие малых инновационного предпринимательства 5 1.2. Задачии основные функции малого инновационного предпринимательства …............................................................................
1.3. Модели и организационные формы, по которым осуществляется малые инновационные предпринимательства
1.4.Роли малого инновационного предпринимательства в социально-экономическом развитии государства
Глава II
ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ В РАЗВИТИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВ.
2.1. Опыт США и Японии в развитие и государственной поддержке малого инновационного предпринимательства
2.2 Опыт в России в развитие и государственной поддержке малого инновационного предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Вложенные файлы: 1 файл

кур (1).doc

— 346.00 Кб (Скачать файл)

Инновационная инфраструктура обеспечивает всестороннюю поддержку научно-технической деятельности и включает: технологические инкубаторы, технопарки, информационные сети, экспертные и консультационные бюро, патентные службы, институты финансовой поддержки, развитый фондовый рынок, систему страхования рисков и др. специализированные организации. В мировой практике такие структуры объединяются в национальные и международные инновационные сети, например, «Европейская сеть деловых инновационных центров» (The European Business & Innovation Centers Network — EBN), которая осуществляет поддержку и развитие инновационной деятельности в малом и среднем предпринимательстве в странах Европейского Союза. Как некоммерческая организация, EBN была основана в 1984 г. по инициативе Европейской Комиссии и ныне объединяет 160 «Деловых инновационных центров» (Business & Innovation Centers — B.I.C.s.) и 70 ассоциированных членов. В рамках EBN активно взаимодействуют инкубаторы, технопарки, инновационные и технологические центры, исследовательские институты, информационные системы (Euro Info Centres — EIC), центры трансферта технологий (Innovation Relay Centres — IRC) и др. организации.

Следует указать, что глубокие фундаментальные и  прикладные исследования являются основой  для крупномасштабных инноваций  межотраслевого характера, имеющих  стратегическое значение для дальнейшего  социально-экономического развития страны и требуют крупных государственных капиталовложений. Реализация любых инновационных проектов связана со множеством рисков, поэтому огромное значение имеет четкая государственная техническая политика, выраженная в системе мер правового регулирования и стимулирования научно-технической активности во всех сферах и секторах экономической деятельности. Инновационная политика предполагает разработку долговременной стратегии НТП, с указанием важнейших приоритетных целей, достижение которых обеспечивается разработкой и реализацией комплекса целевых программ, способствующих ускоренному развитию национальной экономики и повышению её международной конкурентоспособности. Такая политика предусматривает создание законодательных основ поддержки инновационной активности и защиты интеллектуальной собственности, обеспечивает условия для формирования инновационной инфраструктуры, способствующей освоению и распространению нововведений на всех уровнях реальной экономической деятельности. Однако государственное финансирование инновационной деятельности, обладая огромным ресурсным потенциалом, страдает и рядом недостатков, связанных с большой инерционностью всех процессов, вызванной вовлечённостью многих организаций в реализацию проектов.

Наряду с  государственным финансированием крупных инновационных проектов в последние десятилетия в рыночной экономике наметилась общая тенденция по финансированию значительной части отраслевых инноваций ограниченного характера за счет частного капитала, готового идти на осознанный риск в целях получения сверхнормативной прибыли. Наиболее эффективной и распространенной формой интенсификации инновационной деятельности в условиях рыночной экономики является венчурное (рисковое) финансирование проектов малых инновационных предприятий, связанных с большим риском. При этом венчурный бизнес в основном взаимодействует с предприятиями сектора МСП, которые примерно в 2-3 раза эффективней реализует капиталовложения именно в инновационной сфере, по сравнению с крупными предприятиями. Венчурная деятельность направлена на временное объединение капиталов нескольких юридических и/или физических лиц для создания небольших, но весьма мобильных и эффективных предприятий по доводке и коммерческой реализации отдельных инновационных проектов. Сущность венчурной деятельности в инновационной сфере заключается в риске привлечения частного капитала к взаимодействию с предпринимателями, обладающими организационным и интеллектуальным потенциалом, с целью возможного получения в будущем прибыли от реализации инновационных идей и их дальнейшей коммерциализации без каких-либо гарантий на успех. После успешного завершения таких проектов, эти предприятия продаются либо поглощаются более крупными фирмами, или путем продажи лицензий на разработанные инновационные продукты укрепляют свои финансовые позиции и на этой основе разворачивают активную предпринимательскую деятельность. Важнейшим преимуществом и одновременно отличием венчурного бизнеса, является его гибкость и возможность аккумулировать капитал из различных источников для осуществления инвестиции в тщательно отобранные инновационные проекты на достаточно длительные сроки (5-7 лет) без предоставления гарантий или залоговых обязательств. Предварительная оценка перспективности инновационных проектов осуществляется при серьезной научной и коммерческой экспертизе, дающей возможность соразмерить предполагаемые риски и выгода от вкладываемых инвестиций. Венчурные инвестиции позволяют значительно ускорить реализацию инновационных разработок и на ранних этапах определить дальнейшие их рыночные перспективы. Другим преимуществом венчурного инвестирования, является полная самостоятельность предприятия-реципиента в оптимизации взаимодействия всех участников проекта в целях получения практического результата и достижения коммерческого успеха в кратчайшие сроки.

  • Опыт США в поддержке инновационных МСП 

  • Одним из важнейших  направлений в экономике США  является активизация инновационной  деятельности с целью создания научно-технического базиса для всестороннего развития страны в ХХI веке. Одним из основных движителей технического прогресса являются предприятия сектора МСП, инновационная активность которых подтверждается тем, что количество нововведений, приходящихся на одного научного сотрудника в них в 4 раза выше, чем в крупных организациях. При этом число нововведений на 1 доллар затрат на НИОКР в секторе МСП — в 24 раза превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Кроме того, инновационная активность специалистов, занятых в сфере малого бизнеса, выраженная в относительном количестве патентов, выданных на одного работника, почти в 16 раз превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Следует отметить, что малые предприятия, имея ограниченные ресурсные возможности, проявляют высокую активность в инновационной сфере деятельности, которая связана с большими рисками. В целях обеспечения благоприятных условий для успешной деятельности инновационных МСП, Правительством США в 1982 г. был принят федеральный закон. «О развитии инновационной деятельности в малом бизнесе» с последующими изменениями от 1992 г. (The Small Business Innovation Development Act of 1982 — P.L. 102-567, and 1992 — P.L. 102-564), основными целями которого являются:

    1. Стимулирование технологических инноваций;
    2. Использование потенциала МСП для реализации федеральных заказов на выполнение НИОКР;
    3. Содействие в привлечении талантливых людей к занятию технологическими инновациями;
    4. Помощь частному сектору в коммерциализации научно технических достижений, по результатам НИОКР, выполненных по федеральным заказам;
    5. Вовлечение малых предприятий в квалификационный перечень фирм США работающих в инновационной сфере для удовлетворения национальных потребностей в специальных исследованиях и разработках.

     

    В рамках этого  закона был разработан ряд национальных программ, финансируемых из государственного бюджета, которые предоставили инновационным МСП и изобретателям широкие возможности в реализации их разработок. Для стимулирования инновационной деятельности на различных предприятиях законодательством США предусмотрено исключение из налогообложения многих затрат (приобретение документации, оборудования, изготовление опытных образцов, проведение испытаний, оплата патентных услуг и др.).

    В целях удовлетворения национальной потребности в специальных  исследованиях и разработках, а  также для обеспечения более успешной деятельности инновационных предприятий, занятых научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками (далее НИОКР), в США реализуются комплекс различных по масштабам научно-технических программ. В ряду наиболее эффективных мероприятий федерального масштаба, можно назвать такие программы как «Программа Инновационных исследований в малом бизнесе» (The Small Business Innovation Research — SBIR) и «Программа Трансферта технологий малого бизнеса» (The Small Business Technology Transfer Program — STTR). Обе эти программы координируются отделом технологий «Администрации Малого Бизнеса» (далее — агентство АМБ).

    Программа SBIR служит для привлечения инновационных  идей малого бизнеса для решения  научно-технических проблем по тематике 10 крупнейших федеральных министерств и национальных агентств. В их числе: Министерство сельского хозяйства; Министерство торговли; Министерство обороны; Министерство образования; Министерство энергетики; Министерство здравоохранения и обслуживания населения; Министерство транспорта; Агентство защиты окружающей среды; Национальное управление по аэронавтике и космонавтике; Национальный научный фонд и Комиссия по атомной энергии. Каждая из этих организаций может субсидировать свыше $100 млн. для выполнения НИОКР силами малых предприятий. Эти организации, являясь участниками SBIR, сами определяют размеры и виды финансовой поддержки будущих разработчиков и готовят тематические планы НИОКР, оценивают перспективность предпринимательских предложений и проводят конкурсы по распределению субсидий, грантов или контрактов. SBIR — является конкурсной программой финансирования инновационной деятельности МСП, связанной с исследованиями и разработкой научно-технических проблем государственной важности и обладающих значительным коммерческим потенциалом. Процесс реализации работ по тематике SBIR, а также размер финансовой поддержки основываются на квалификационной оценке малого предприятия, оригинальности инновационного предложения, его промышленных достоинствах и коммерческих перспективах.

    Малые предприятия, претендующие на участие в программе SBIR должны соответствовать следующим  жестким критериям:

    Предприятие должно быть частным, коммерческим, принадлежать гражданину США и быть независимым  в своём управлении.

    Предприятие должно быть прибыльно работающим.

    На предприятии  должны работать профессиональные исследователи, разработчики и аналитики, их количество может достигать 2/3 от общего числа  занятых.

    Количество  занятых не должно превышать 500 работающих.

     

    Инновационные проекты малых предприятий, получив на конкурсной основе соответствующие субсидии или гранты, приступают к реализации своих проектов. Программой SBIR предусмотрено следующие три фазы развития инновационных проектов:

    • I фаза является начальным этапом инновационной разработки и базируется на предложениях федеральных агентств по тематике НИОКР с размером субсидий или грантов до $100 тыс. На этом этапе определяются ориентировочные данные о предполагаемых результатах, путях их достижения, анализируется техническая осуществимость и экономическая целесообразность разработки. Эта работа длится примерно 6 месяцев и преследует следующие цели:
      1. Подтверждение способности МСП к проведению НИОКР;
      2. Подтверждение осуществимости инновационного решения;
      3. Получение достаточных результатов для заключения о целесообразности дальнейшего проведения работ и значительного увеличения капиталовложений во II фазе, в расчёте на повышение экономической эффективности проекта.

     

    • II фазой является дальнейшим расширением инновационной разработки, начатой и успешно развивавшейся в I фазе. Величина субсидии (или гранта) определяется на конкурсной основе, исходя из научных и технических достоинств разработки по I фазе, может составлять не более $750 тыс. Предприятия, не принимавшие участия в I фазе или не получившие положительного результата не допускаются к участию в конкурсе на продолжение работ по II фазе. На этом этапе длительность работ не превышает 2-х лет. В течение II фазы завершаются все исследовательские и проектные работы с оценкой их коммерческого потенциала.
    • III фаза программы SBIR является периодом внедрения результатов II фазы из лабораторной практики в рыночную среду и завершается масштабным коммерческим применением. Однако, программа SBIR не предоставляет государственных средств для поддержки работ на этой фазе. В этой связи, при посредничестве SBIR, для финансирования работ по III фазе применяются такие механизмы как:
      1. Cоздание венчурных предприятий и заключение контрактов с частными предприятиями на производство новых продуктов и услуг;
      2. Организация партнерских отношений с донорскими предприятиями и привлечение средств частных инновационных фондов;
      3. Заключение контрактов с государственными агентствами на производство продуктов и процессов, которые будут использованы федеральным правительством;
      4. Активное содействие администрации программы SBIR в изыскании источников финансирования в других федеральных агентствах, в частном секторе или в структурах поддержки МСП.

    Информация о работе Сущность инновационного предпринимательства малых предприятий