Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:52, курсовая работа
Цель работы: раскрыть сущность инновационного предпринимательства малых предприятий.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
Определить виды инновационного предпринимательства и организационные формы, в которых оно осуществляется.
Установить сущность МИП (малые инновационные предприятия), их признаки, фазы жизненного цикла, стадии создания, слабые и сильные стороны.
Выявить, что лежит в основе каждого МИП.
Определить какие разновидности организационных структур управления могут использоваться на МИП.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИНИМТАТЕЛЬСТВ.
1.1. Понятие малых инновационного предпринимательства 5 1.2. Задачии основные функции малого инновационного предпринимательства …............................................................................
1.3. Модели и организационные формы, по которым осуществляется малые инновационные предпринимательства
1.4.Роли малого инновационного предпринимательства в социально-экономическом развитии государства
Глава II
ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ В РАЗВИТИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВ.
2.1. Опыт США и Японии в развитие и государственной поддержке малого инновационного предпринимательства
2.2 Опыт в России в развитие и государственной поддержке малого инновационного предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
2) инновационное
3) инновационное предпринимательство на основе внешней организациипри помощи венчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта учреждает дочерние венчурные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние средства.
Наиболее часто используемой является вторая модель инновационного предпринимательства — фирма размещает заказ на разработку новшеств, а осваивает их собственными силами (не на основе размещения комплексных заказов типа "под ключ"). Относительная редкость использования нерпой модели объясняется недостаточным потенциалом "заводской науки".
В основе всех видов инновационного
предпринимательства лежит
Т.к. наша страна обладает мощным научно-техническим потенциалом для создания малого предпринимательства в инновационной сфере, то возникает необходимость в установлении характеристических признаков малых инновационных предприятий (МИП) как особой формы организации инновационной деятельности. Инновационное предпринимательство осуществляется в двух принципиально различных организационных формах:
• в форме индивидуального предпринимательства (ИДП) без создания
предприятия как самостоятельного юридического лица;
• путем создания самостоятельного предприятия как отдельного юридического лица с правом осуществления всей хозяйственной деятельности от его имени.
В первом случае предприниматель, являясь основой инновационной деятельности как физическое лицо, несет полную персональную имущественную ответственность за результаты осуществляемого бизнеса. Во втором случае имущественная ответственность за ведение инновационной предпринимательской деятельности переносится на создаваемое новое юридическое лицо. Участники МИП солидарно несут ответственность за результаты деятельности в зависимости от его организационно-правовой формы и степени своего личного участия. Каждая из этих двух форм малого инновационного предпринимательства имеет свои достоинства и недостатки. Инновационное ИДП используется, как правило, в качестве исходной, переходной формы начала предпринимательской деятельности. В практике оно чаще всего связано с созданием и использованием гражданами (физическими лицами) инновационных объектов в виде приобретений, полезных моделей или промышленных образцов.
Нередко в качестве индивидуального
предпринимателя выступает
Ускорение научно-технического процесса, его глобализация выводят фактор развития инновационной деятельности в государстве в число основных факторов, влияющих на уровень социально-экономического развития.
На общегосударственном
уровне создаются предпосылки и
условия для ведения
Именно сектор малого предпринимательства, обладающий рядом преимуществ по сравнению с крупным (экономичность, маневренность, единоличность управления, возможности совмещения управленческих и инженерно-технических функций и др.), играет важнейшую роль в инновационном развитии российской экономики. Следовательно, перед государством встает задача понимания ролей инновационных проектов малого предпринимательства в социально-экономическом развитии государства. Поэтому необходимо выяснить эти роли, чтобы определить возможные пути развития взаимоотношений государства и малого инновационного предпринимательства (МИП), отношения между которыми выстраиваются как между субъектом и объектами управления.
Под «ролью инновационных проектов малого предпринимательства» будем понимать эффект влияния этих проектов на социально-экономическое развитие государства.
Первая роль инновационных проектов МП – это основное средств роста Валового внутреннего продукта (ВВП) страны. По статистике в развитых странах от 9% до 50% (в России 20 %) ВВП перераспределяется через бюджет и внебюджетные фонды и расходуется на содержание бюджетной сферы и социально-экономическое развитие. Качественные показатели деятельности малого инновационного бизнеса в настоящее время в России невелики. Доля МИП в производстве ВВП страны находится на уровне 0,8-1,0%, а доля налоговых поступлений в доходы бюджетной системы не превышает 0,05%.
График 1.1- ВВП с 1992-по 2012
Вторая роль инновационных проектов МП – основное средство обеспечения конкурентоспособности российской промышленности. Идея достижения Россией лидерства на мировых рынках и интеграции стратегии развития страны и фирм соотносятся между собой как цель и средство ее достижения. Курс на достижение глобальной конкурентоспособности будет содействовать решению двух проблем: выходу из трансформационного кризиса и перспективному развитию страны. Долгосрочные цели окажутся связанными с решением конкретных задач и достижением краткосрочных целей.
Исторический опыт многих стран доказывает, что такое сочетание вполне возможно. «Новый курс» Рузвельта; программа национального развития в послевоенной Японии, реформа Эрхарда в ФРГ, стратегическое планирование в Южной Корее после американо-корейской войны, пятилетние планы восстановления конкурентоспособности в послевоенной Франции, да и собственный исторический опыт России восстановления и развития хозяйства после двух мировых войн тому подтверждение.
Анализируя
проблему конкурентоспособности
Третья роль инновационных проектов малого предпринимательства – это источник и форма реализации интеллектуального капитала. Интеллектуальный капитал обладает основным свойством капитала, а именно всегда возникает и всегда потребляется в процессе инновационной деятельности.
Ключом к техническому прогрессу и, в конечном счете, к росту производительности труда, ВВП, успешному выходу в мировую экономику, повышению благосостояния общества в значительной степени являются успехи в научной сфере. Существует прямая корреляция между научными достижениями, уровнем развития национальной научной школы и уровнем экономического развития страны. МИП обеспечивают создание рабочих мест для квалифицированных инициативных специалистов, способных работать в условиях поиска новых научных решений и финансовых возможностей для реализации научно-технических достижений во всех отраслях народного хозяйства.
Четвертая роль инновационных проектов МП – это способ уменьшить зависимость уровня и темпов социально-экономического развития страны от получаемых доходов вследствие экспорта сырьевых ресурсов. Разразившийся в 2008 г. мировой экономический кризис показал всю опасность ориентации на экспортно-сырьевую модель развития.
В своем докладе министр экономического развития Э.С. Набиуллина констатировала следующее: «Перспективы оживления и роста российской экономики в последующие годы зависят в основном от действия двух групп факторов. Первая группа факторов охватывает возможности переориентации экономики на внутренний спрос и собственные источники развития… Вторая группа факторов зависит от скорости стабилизации мировой экономики, расширения внешнего спроса и восстановления тенденции роста мировых цен на энергоресурсы».
На наш взгляд, необходимо активно развивать первую группу факторов, важнейшим из которых мы считаем повышение инновационной активности российских предприятий. Необходимо переломить тенденцию роста ВВП в России, главным образом, за счет экспорта растущих в цене энергоносителей и сырьевых ресурсов. Сосредоточение государственных усилий и средств, поступающих от этих ресурсов на развитие инновационного предпринимательства, позволило бы создать новую позитивную тенденцию, заключающуюся в росте ВВП России за счет развития инновационной экономики и экспансии российской инновационной экономики на международные рынки.
Для формирования
и становления этой тенденции
необходимо переориентировать все
аспекты государственной
Важно также и то, что в результате этого улучшится имидж России, которую пока еще нередко отождествляют с сырьевым придатком капиталистического мира.
Пятая роль – это осуществление посреднической роли между научно-технической и производственной сферами, обеспечение в конкурентных условиях почти автоматического экономического обмена между ними без всяких сбоев. Заказ фундаментальных исследований и научно-исследовательских работ под силу лишь государству и крупным компаниям. И когда результаты этих работ становятся общедоступными, они становятся материалом для нововведенческой деятельности. Фундаментальные и прикладные исследования влияют на общественное воспроизводство через инновации – реализацию новых продуктов и технологий, опирающихся на научные исследования и разработки. Любой существенный научный результат, имея самостоятельную значимость для науки, приобретает рыночную ценность только после прохождения инновационного этапа.
Взаимосвязь науки
и инновационной сферы
Полагаем, ключевыми участниками инновационного процесса должны стать, с одной стороны, инновационное предприятие, а с другой - наука, государство и бизнес как ее ключевые контрагенты-собственники отдельных ресурсов.
Таким образом,
осознав роли МИП в социально-экономическом
развитии государства, и разработав
программно-целевой механизм регулирования
инновационной сферы, исходя из этих ролей, государство, на
наш взгляд, сделает важнейший шаг на пути
к инновационной экономике в России.
2.1 Опыт США и Японии в развитие и государственной и поддержки малых инновационных предприятий.
В условиях глобализации
рыночных отношений, постоянно возрастает
роль научно-технического прогресса (НТП)
в обеспечении
Информация о работе Сущность инновационного предпринимательства малых предприятий