Сущность предпринимательской среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

В постоянно изменяющихся, нестабильных условиях развития национальной экономики в сложный период перехода отечественных предприятий к рыночным отношениям, постоянного развития предпринимательской инфраструктуры возрастает значение факторов предпринимательской среды, усиливается ее влияние на деятельность предприятий и организаций. Специалисты подчеркивают, что без должного анализа предпринимательской среды предприятия могут нарушить существующие социальные или культурные требования и потерять преимущества в конкурентной борьбе. Практика показывает,

Вложенные файлы: 1 файл

чистовик.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)
  • фирмы, специализирующиеся на организации товародвижения (помогают компании создавать запасы изделий и продвигают товары от места производства до места назначения), они располагают складским хозяйством, различными видами транспорта, такими фирмами выбираются самые экономичные методы отгрузки, скорость поставок, а также способы сохранности грузов;
  • агентства по оказанию маркетинговых услуг (фирмы маркетинговых исследований, рекламные агентства, фирмы по организации средств рекламы и консультационные фирмы по маркетингу);
  • кредитно-финансовые учреждения – банки, кредитные компании, страховые компании и другие организации, помогающие финансировать сделки, страховать от риска, связанного с покупкой и продажей товаров.

В состав предпринимательской  среды входят также и контактные аудитории – любые группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к организации или оказывают влияние на ее способность достигать поставленных целей. Выделяют следующие основные группы контактных аудиторий:

а) Финансовые круги – банки, инвестиционные фонды, финансовые компании и другие различные финансово-кредитные учреждения, которые обеспечивают деятельность фирмы финансовыми ресурсами;

б) Аудитории средств массовой информации – пресса, радио, телевидение, распространяющие сведения о деятельности различных предпринимательских структур;

в) Аудитории государственных учреждений – администрация города, района, налоговая инспекция, прокуратура, санитарно-эпидемиологическая станция, лаборатория государственного надзора и т.д.;

г) Общественность – общество защиты потребителей, представители партии «зеленых» и другие общественные формирования, под пристальным влиянием которых находится деятельность предприятия. В условиях отечественного рынка данные общества только получают свое развитие и, вероятно, в дальнейшем данный тип контактной аудитории будет оказывать весьма существенное влияние на предпринимательскую деятельность предприятия. Общественность не выступает по отношению к предприятию в виде организованной силы, но для предприятия очень важно как его коммерческая деятельность выглядит в глазах широких масс. Для поддержания своего имиджа делаются пожертвования на благотворительные цели и разрабатывается порядок рассмотрения претензий потребителей;

а) Местные контактные аудитории – любое предприятие имеет дело с контактными аудиториями, такими как лица, проживающие в непосредственной близости от него. Предприятие должно быть заинтересовано в установлении дружеских связей с такой группой;

б) Персонал предприятия (внутренние контактные аудитории), от мнения которого о деятельности своего  предприятия зависит  отношение

работников к выполняемым  обязанностям.

Задача состоит в  получении информации о настроениях, царящих в контактных аудиториях, прогнозировании их действий по отношению  к предприятию и нахождении средств для налаживания сотрудничества с общественностью.

Влияние факторов предпринимательской  среды на деятельность предприятия носит постоянный и системный характер. Предпринимательская среда через поставщиков, маркетинговых посредников, потребителей, конкурентов, контактные аудитории предопределяет рыночный успех или неуспех предприятия, напрямую воздействуя на финансовый результат его деятельности. Надо отметить, что достаточно сложно выявить преимущество воздействия одного фактора предпринимательской среды перед другим. Поэтому важно анализировать каждый фактор в отдельности и их влияние в комплексе. Четкая классификация факторов позволяет анализировать их оперативно и целенаправленно.

1.3 Факторы предпринимательской  среды и их влияние на деятельность предприятия

Состояние предпринимательской среды обусловлено процессами, происходящими в экономике, демографии, политике, культуре, науке, окружающей природной среде. Предпринимательская среда создает общие условия среды деятельности предприятия и в большинстве случаев не носит специфического характера по отношению к отдельно взятому предприятию.

Предпринимательская среда  деятельности предприятия определяется факторами общего плана - (рисунке 2).

 

Рисунок 2 - Основные факторы предпринимательской среды

 

Предприятие и его  поставщики, посредники, клиентура, конкуренты и контактные аудитории функционируют в предпринимательской среде и подвержены влиянию демографических, экономических, природных, научно-технических, политико-правовых, социально-культурных факторов-

(рисунок 2).

Характеристика структуры основных факторов предпринимательской среды, оказывающих влияние на деятельность предприятия – (таблица 1).

 

Таблица 1

Факторы предпринимательской  среды и их характеристики

Факторы

Характеристики

Демографические

Численность населения. Плотность населения. Миграционные тенденции. Размещение по территории страны. Возрастная структура. Рождаемость. Смертность. Количество браков и разводов. Этническая и религиозная структура населения.

Экономические

Покупательная способность  населения. Уровень инфляции. Финансово-кредитное положение в стране. Система налогообложения. Изменения в структуре потребления граждан. Эластичность потребления

Природные

Состояние перспективы  использования источников сырья  и энергоресурсов. Уровень загрязнения  окружающей среды и степень влияния государственных органов на интенсивность ресурсопотребления

Научно-технические

Типы технологических  изменений в контролируемой и  смежных отраслях. Инновационный  потенциал фирмы и ее ближайшие  конкуренты. Ужесточение требований к безопасности технологических нововведений

Политико-правовые

Состояние законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность. Государственная экономическая политика. Последствия влияния внешнеэкономических акций на развитие рынков сбыта. Влияние общественности на характер решений, принимаемых государственными органами.

Социально-культурные

Особенности культурных и нравственных ценностей сообществ  потребителей. Формы культур. Степень  подверженности общественного сознания влиянию внешних факторов (включая массовую культуру)


 

Охарактеризуем более  подробно основные факторы предпринимательской среды, оказывающие влияние на деятельность предприятия:

а) Демографические (мировой демографический взрыв, снижение или увеличение рождаемости, старение населения, перемены в семье, повышение общеобразовательного уровня и рост числа служащих). Состояние демографических факторов оценивается по данным переписи населения, в которых указывается: пол, возраст, место рождения, родной язык и гражданство, образование, национальность, состояние в браке, источники средств жизни, наличие работы. Сегодняшнее состояние демографических факторов, используя данные предыдущей переписи, можно оценить так: снижение продолжительности жизни и ускорение темпов роста ее снижения у мужской части населения по сравнению с женской; падение рождаемости; превышение темпов роста смертности над рождаемостью (постепенное вымирание наци); рост миграции, отток «мозгов» за границу; низкий уровень доходов основной части населения; чрезвычайно высокий разрыв в уровне доходов высоко- и низкооплачиваемой частей населения; рост формальной образованности и падение фактической квалифицированности.

б) Экономические (уровень покупательной способности и причины, его обуславливающие, – увеличение текущих расходов, уровень цен, размер сбережений, доступность получения кредита). Состояние экономических факторов определяется, прежде всего ориентацией экономики на структуру хозяйства. Республика Казахстан на сегодняшний день характеризуется переходной экономикой с точки зрения того, в какую группу стран мы можем попасть в ближайшее будущее. По большинству показателей (ВВП, ВВП на душу населения, производительность труда в обрабатывающей промышленности и т.д.), отражающих экономическое состояние, Республика Казахстан наблюдается экономический рост.

Следующий показатель, влияющий на экономику, – состояние финансовой системы в стране. Оно определяется соотношением статей в структуре государственного бюджета, его характером (дефицит или профицит), фактическим исполнением за предшествующие периоды, как в целом, так (что особенно важно) и по отдельным статьям, состоянием банковской системы, ее устойчивостью, состоянием национальной валюты, уровнем инфляции, конвертируемостью денежной единицы, покупательной способностью населения. Вышеперечисленные показатели применительно к нашей экономике можно охарактеризовать как постепенно стабилизирующиеся.

в) Природные (состояние окружающей среды, дефицит природных средств, рост цен на энергетические ресурсы). Вопросы рационального использования природных ресурсов, сохранения окружающей среды становятся все более актуальными. Это обусловлено тем, что:

  • ощущается дефицит некоторых видов сырья;
  • постоянно возрастает цена на энергетические ресурсы;
  • растет загрязнение окружающей среды.

В таких условиях постоянно усиливается регулирующая роль государственных органов в обеспечении рационального использования и восстановления природных ресурсов. С учетом последнего и должна строиться работа службы управления маркетингом каждой организации.

г) Научно-технические. Развитие науки и техники может оказать самое непосредственное влияние на предпринимательскую деятельность каждого предприятия. Это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Ели предприятие успешно использует новейшие достижения науки и техники, это, безусловно, оказывает положительное влияние на его предпринимательскую деятельность. Если фирма не будет учитывать изменения в научно-технической среде, она может оказаться в условиях, когда просто не будет потребности в ее продукции.

Аппарат управления предприятия должен внимательно следить за развитием научно-технической среды, за возможностью использовать новейшие достижения науки и техники в интересующей отрасли. Одновременно необходимо увеличивать ассигнования на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих усовершенствование товаров, и направлять их на более полное удовлетворение конкретных потребностей.

д) Политико-правовые (законодательные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, контроль выполнения законов, наличие различных общественных организаций и объединений по защите интересов потребителя). Знание законов позволяет предприятию правильно построить свою предпринимательскую деятельность, изыскать возможные пути повышения ее эффективности в рамках законодательства.

Проведение контроля за выполнением  законов позволяет выработать у  предпринимателей осознание целесообразности их добровольного выполнения.

е) Социально-культурные факторы макроокружения (приверженность традиционным культурным ценностям, взаимоотношения людей друг с другом, отношение людей к себе, к общественным институтам, обществу, природе, мирозданию). Анализируя развитие культуры в Казахстане, можно сделать вывод о ее высоком уровне. Однако было бы ошибочно считать, что все вопросы развития культуры в республике решены. Проведенные исследования показали, что имеется целый ряд проблем, многие из них не могут быть решены без участия государства. Более существенная государственная поддержка необходима театрам, музеям, национальному радио и телевидению.

Проводя исследование факторов предпринимательской среды, очень  важно иметь в виду два следующих  момента. Во-первых, все факторы предпринимательской среды сильно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Поэтому их анализ должен вестись не по отдельности, а системно, в комплексе.

Во-вторых, степень воздействия  отдельных факторов предпринимательской среды на различные предприятия не одинакова и зависит от их размеров, территориального расположения, сферы деятельности и т. д. считается, что крупные предприятия испытывают гораздо большую зависимость от предпринимательской среды, чем более мелкие предприятия.

Таким образом, все предприятия  действуют в постоянно меняющихся условиях, обусловленных многообразием отношений, складывающихся между ними и различными экономическими субъектами. Совокупность этих отношений составляет понятие предпринимательской среды, которая во многом определяет характер деятельности предприятий и должна в обязательном порядке изучаться в процессе проведения исследований. Предпринимательская среда включает следующие компоненты: поставщики, посредники, клиенты, конкуренты, контактные аудитории. На предпринимательскую среду оказывают непосредственное влияние следующие факторы: политические, социально-экономические, правовые, научно-технические, культурные и природные.

 

предпринимательская среда

 

2.Предпринимательская среда на  примере ТОО ПФ «Автосельмаш»

 

2.1Описание деятельности  предприятия ТОО ПФ «Автосельмаш»

Товарищество  с ограниченной ответственностью производственная фирма «Автосельмаш» создано на неограниченный срок деятельности на основании Гражданского Кодекса Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" от 22.04.1998г. и в соответствии с Учредительным Договором.                                                                                                                                                                                                                                                                 

Фирменное наименование Товарищества: Товарищество с ограниченной ответственностью производственная фирма  «Автосельмаш».

Сокращенное наименование: ТОО ПФ «Автосельмаш».

Юридический адрес Товарищества: 470055, Республика Казахстан, город Караганда, ул. Новоселов, 149.

Предметом деятельности Товарищества являются:

Информация о работе Сущность предпринимательской среды