Сущность предпринимательской среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

В постоянно изменяющихся, нестабильных условиях развития национальной экономики в сложный период перехода отечественных предприятий к рыночным отношениям, постоянного развития предпринимательской инфраструктуры возрастает значение факторов предпринимательской среды, усиливается ее влияние на деятельность предприятий и организаций. Специалисты подчеркивают, что без должного анализа предпринимательской среды предприятия могут нарушить существующие социальные или культурные требования и потерять преимущества в конкурентной борьбе. Практика показывает,

Вложенные файлы: 1 файл

чистовик.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

- географическое  расположение рынка.

В настоящее  время состояние рынка подвержено значительному влиянию таких  процессов, как обособление территории и введение новых денежных единиц, образование коммерческих структур, инфляция, введение новых таможенных ограничений и так далее.

Специфические факторы определяют развитие рынков отдельных товаров, причем каждый рынок  может иметь характерные только для него факторы. В этом случае специфический фактор по степени влияния может оказаться определяющим для формирования и развития спроса и предложения по конкретному товару.

Обработка и  анализ данных осуществляются с использованием известных и описанных в учебных пособиях по статистике методов, а именно:

- группировки,  индексного и графического методов;

- построения  и анализа динамических рядов. 

Причинно-следственные связи и зависимости устанавливаются в результате корреляционно-регрессионного анализа.

Основными источниками информации о будущих характеристиках рынка являются:

- человеческий  опыт и интуиция;

- экстраполяция  тенденций, процессов, закономерности  развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны;

- модель исследуемого  процесса, отражающая ожидаемые или желательные тенденции его развития.

В соответствии с этим существуют три дополняющих  друг друга способа разработки прогноза.

Анкетирование - выявление мнений населения, экспертов  с целью получения оценок прогнозного  характера.

Экстраполирование - продолжение в будущее тенденций процессов, отражаемых в виде динамических рядов их показателей, на основе разработанных моделей регрессивного типа.

Аналитическое моделирование - построение и использование  модели, отражающей внутренние и внешние взаимосвязи в ходе развития рынка.

 Результатом  работы по определению емкости  рынка должен явиться комплексный  аналитический обзор состояния  рынка и формирующих его факторов, а также многовариантный прогноз развития товарного рынка с учетом тенденций изменений изменения влияющих на него внутренних и внешних факторов.

 

 

2.3.2 Конкуренты, потребители

 

ТОО ПФ «Автосельмаш»  импортирует товар для реализации его на территории Республики Казахстан.

 

Таблица 5

 Объем  продаж автозапчастей

тысяч тенге

Период

Республика Казахстан

Карагандинская  область

ТОО ПФ «Автосельмаш»

1

2

3

4

2008 год

27 348 481

5 202 079

617 843

2009 год

140 489 543

7 503 614

764 730

2010 год

59 483 975

9 117 956

1 010 273

2011 год

96 675 839

9 557 424

1 013 841

2012 год

133 719 090

17 054 517

1 588 286


 

Как видно из таблицы, начиная с 2008 и по 2012 годы объем реализации автозапчастей в целом по Казахстану вырос на 21%, на 31% по - Карагандинской области и на 39% увеличился объем продаж ТОО ПФ «Автосельмаш».

 

 Таблица 6

  Анализ  сильных и слабых сторон ТОО ПФ «Автосельмаш» и конкурентов.

 

Инструменты маркетинга

Аспекты

Сильные и  слабые стороны

описание

рейтинг

ТОО ПФ «Автосельмаш»

ТОО «ВИС»

ТОО «Торговая  компания КамАЗ»

1

2

3

4

5

6

Запчасти

Продукт

качество

1

Высокое

высокое

Высокое

Ассортимент

разнооб-

разие

2

большой выбор

большой выбор

большой выбор

Цена

доступ-

ность

3

прием-

лемая

прием-

лемая

прием-

лемая

Размещение, поставка

Оперативность

4

Регулярно

регулярно

Регулярно

Репутация

хорошая

6

Хорошая

хорошая

Хорошая

Продажа

Объем

7

большой объем

большой объем

большой объем

Обслуживание

высокое качество

5

высокое качество

высокое качество

высокое качество

Автошины

Продукт

качество

1

Высокое

высокое

Высокое

Ассортимент

разнооб-

разие

2

большой выбор

большой выбор

ограниченный  выбор

Цена

доступ-

ность

3

прием-

лемая

прием-

лемая

прием-

лемая

Размещение, поставка

Оперативность

4

Регулярно

регулярно

Регулярно

Репутация

хорошая

6

Хорошая

хорошая

Хорошая

Продажа

Объем

7

большой объем

большой объем

небольшой объем

Обслуживание

высокое качество

5

высокое качество

высокое качество

высокое качество

Масло

Продукт

качество

1

высокое

высокое

-

Ассортимент

разнооб-

разие

2

большой выбор

ограниченный  выбор

-

Цена

доступ-

ность

3

прием-

лемая

прием-

лемая

-

Размещение, поставка

Оперативность

4

регулярно

регулярно

-

Репутация

хорошая

6

хорошая

хорошая

-

Окончание таблицы 2.20

1

2

3

4

5

6

Продажа

Объем

7

большой объем

средний объем

-

Обслуживание

высокое качество

5

высокое качество

высокое качество

-

Автомобили

Продукт

качество

1

высокое

высокое

Высокое

Ассортимент

разнооб-

разие

2

ниже среднего

большой выбор

ограниченный  выбор

Цена

доступ-

ность

3

прием-

лемая

прием-лемая

прием-

лемая

Размещение, поставка

Оперативность

4

нерегулярно

регулярно

Регулярно

Репутация

хорошая

6

хорошая

хорошая

Хорошая

Продажа

Объем

7

практически нет

большой объем

небольшой объем

Обслуживание

высокое качество

5

высокое качество

высокое качество

высокое качество


 

ТОО ПФ «Авотсельмаш»  делает в основном упор на реализацию автозапчастей, автошин и масла, в то время как реализации автомобилей не было уделено достаточно внимания. Причиной тому было отсутствие собственной территории. Автомобили продаются только в лизинг. ТОО «ВИС» и ТОО «Торговая компания КамАЗ» делают в основном упор на реализацию автомобилей. Это помогает им держать лидирующие позиции на республиканском рынке автозапчастей.

Современная экономика характерна взаимодействием  трех основных ее субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих участников хозяйственных процессов  имеет конкретные цели, в соответствие с которыми и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность таких знаний и инструментов и составляют основу маркетинга.

Чтобы не потерять свою позицию на рынке фирме необходимо развиваться не только за счет расширения территории реализации автозапчастей, но и за счет привлечения новых  средств. 

В качестве основных тенденций развития рынка автомобилей  и автозапчастей можно отметить рост, динамика которого обусловлена  экономическим ростом, а также  процессом увеличения строительства, развитием сельского хозяйства  и промышленности

На ряду с этим увеличилось количество конкурентов, а также увеличился ассортимент предлагаемого товара за счет заключения договоров с заводами-изготовителями, прослеживается тенденция увеличения количества клиентов. Доля ТОО ПФ «Автосельмаш» на рынке Казахстана осталась практически без изменений, хотя объем реализации и ассортимент товара увеличился.

Необходимо добиться наиболее оптимального сочетания цена/качество, а так же расширить сеть розничной  торговли, предоставить покуптелям наиболее благоприятные условия для приобретения товара, поставляемом ТОО ПФ «Автосельмаш». К сегодняшнему дню ТОО ПФ «Автосельмаш» занимает третье место среди дилеров авозапчастей по Казахстану, в 2007 году открылся магазин в г. Астана.

 

3. Основные направления  совершенствования деятельности  ТОО «Комек»

С учетом проведенного анализа  основных элементов и факторов предпринимательской среды, оказывающей существенное влияние на деятельность ТОО «Комек» можно предложить следующие направления совершенствования предпринимательской деятельности данного предприятия в целях повышения ее эффективности:

а) Действующая организационная структура управления ТОО «Комек» кроме достоинств имеет и ряд существенных недостатков, среди которых: проявление тенденций чрезмерной централизации;  трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами; длительная процедура принятия решений. Таким образом, несмотря на то, что данная организационная структура была достаточно эффективной для ТОО «Комек» в течении последних лет, на современном этапе развития экономики она является относительно застывшей организационной формой, с трудом реагирующей на изменения. Поэтому было бы целесообразно заменить ее на более современную и гибкую матричную организационную структуру управления (главным достоинством которой является возможность быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся внутренним и внешним условиям организации), что позволило бы повысить эффективность управления данным предприятием в современных нестабильных условиях развития экономики и более мобильно реагировать на изменения, происходящие в предпринимательской среде и по возможности управлять ими.

б) Важнейшим обстоятельством, обеспечивающим прибыльность работы данного предприятия можно считать точный и своевременный учет влияния факторов предпринимательской среды на деятельность ТОО «Комек», их прогнозирование. Главной задачей данного предприятия, на современном этапе развития является трансформирование поддающихся управлению факторов предпринимательской среды в свою пользу. К факторам, не поддающимся управлению, ТОО «Комек» должно приспосабливать свою оранизационно-производственную структуру, политику цен, ассортимент т.д.

в) Необходимо проводить систематические и взаимосвязанные маркетинговые исследования, направленные на выявление основных характеристик рынка (размера, объема, доходной и возрастной дифференциации, предпочтений видов продукции и т.п.), что позволит более точно определить выбор целевого рынка, и следовательно, снизить вероятность финансовых потерь от недопотребления продукции. Необходимо совершенствовать систему внешней информации о рынке, а именно о конкурентах, торговых посредниках и конечных покупателях. Для этого необходимо постоянно анализировать состояние дел у конкурентов, выявлять их сильные и слабые стороны.

г) Увеличение финансирования исследований предпринимательской среды в целях определения оптимальных коммерческих возможностей развития предприятия;

д) В связи с усилением влияния на деятельность отечественных предприятий такого фактора предпринимательской среды как ужесточение государственного контроля над доброкачественностью и безопасностью товаров ТОО «Комек» следует разработать систему мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

е) Недостаточно отработанная финансово-кредитная политика предприятия сказывается на несбалансированности движения денежных потоков. Необходимо усилить внимание и контроль за денежными потоками, а также оптимизировать элементы финансово-кредитной политики (рассмотреть возможность продаж в кредит юридическим и физическим лицам). В связи, с несвоевременностью расчетов рекомендуется активно применять расчеты векселями. Это мероприятие обеспечит стабильную работу предприятия, позволит производить платежи поставщикам и подрядчикам, а также погасить образовавшуюся задолженность.

ж) Необходимо активизировать рекламную деятельность предприятия с целью завоевания стабильных рыночных позиций в острой конкурентной борьбе, создания и поддержания известности торговой марки и благоприятного имиджа предприятия в глазах потребителей. В этих целях можно порекомендовать предприятию более широко использовать различные средства рекламы.

з) Особое внимание следует уделить использованию современных форм и методов стимулирования сбыта с учетом социально-культурных факторов предпринимательской среды в целях увеличения объемов продаж .

      Предложенные мероприятия по совершенствованию деятельности  ТОО «Комек» ориентированы на получение позитивного результата в ближайшей перспективе и основываются на реальных возможностях предприятия. Внедрение этих мер призвано привести предприятие к стабильному экономическому положению, что позволит предприятию стать лидером в своей отрасли. Таким образом, ТОО «Комек» может не только стабилизировать, но и улучшить свое финансово-экономическое состояние и упрочить свое положение на рынке за счет внедрения выше перечисленных мер. При этом перспективная задача аппарата управления ТОО «Комек»- изыскивать резервы для постоянного изучения состояния предпринимательской среды, в которой действует предприятие в целях повышения эффективности его деятельности.

 

 

Заключение

Все предприятия и  организации действуют в постоянно  меняющихся условиях, обусловленных многообразием отношений, складывающихся между ними и различными экономическими субъектами. Совокупность этих отношений составляет понятие предпринимательской среды, которая во многом определяет характер деятельности предприятий и должна в обязательном порядке изучаться в процессе проведения исследований. Предпринимательская среда включает следующие компоненты: поставщики, посредники, клиенты, конкуренты, контактные аудитории. На деятельность любого предприятия оказывают влияние следующие факторы предпринимательской среды: политические, социально-экономические, правовые, научно-технические, культурные и природные.

Анализ предпринимательской  среды служит инструментом, при помощи которого контролируют внешние по отношению  к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся новые возможности. Он позволяет организации своевременно спрогнозировать появление угроз  и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств и стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности. Очевидно, что изучение и учет факторов предпринимательской  среды при стратегическом планировании позволяет предприятию избежать финансовых потерь и добиться успеха на рынке. Успешное функционирование предприятия возможно лишь при условии достаточного знания предпринимательской среды, что достигается с помощью исследований, применения методов стратегического планирования. На основе этой информации предприятие должно адаптировать свою стратегию к предпринимательской среде, продолжая одновременно использовать свои отличительные преимущества. Для долгосрочного успеха оно должно постоянно изыскивать новые реальные возможности, которые соответствуют общему плану стратегического развития  предприятия, а также реагировать на потенциальные угрозы, пересматривая свою стратегию.

Информация о работе Сущность предпринимательской среды