Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:44, курсовая работа
В постоянно изменяющихся, нестабильных условиях развития национальной экономики в сложный период перехода отечественных предприятий к рыночным отношениям, постоянного развития предпринимательской инфраструктуры возрастает значение факторов предпринимательской среды, усиливается ее влияние на деятельность предприятий и организаций. Специалисты подчеркивают, что без должного анализа предпринимательской среды предприятия могут нарушить существующие социальные или культурные требования и потерять преимущества в конкурентной борьбе. Практика показывает,
- географическое расположение рынка.
В настоящее
время состояние рынка
Специфические факторы определяют развитие рынков отдельных товаров, причем каждый рынок может иметь характерные только для него факторы. В этом случае специфический фактор по степени влияния может оказаться определяющим для формирования и развития спроса и предложения по конкретному товару.
Обработка и анализ данных осуществляются с использованием известных и описанных в учебных пособиях по статистике методов, а именно:
- группировки,
индексного и графического
- построения и анализа динамических рядов.
Причинно-следственные связи и зависимости устанавливаются в результате корреляционно-регрессионного анализа.
Основными источниками информации о будущих характеристиках рынка являются:
- человеческий опыт и интуиция;
- экстраполяция
тенденций, процессов,
- модель исследуемого процесса, отражающая ожидаемые или желательные тенденции его развития.
В соответствии с этим существуют три дополняющих друг друга способа разработки прогноза.
Анкетирование - выявление мнений населения, экспертов с целью получения оценок прогнозного характера.
Экстраполирование - продолжение в будущее тенденций процессов, отражаемых в виде динамических рядов их показателей, на основе разработанных моделей регрессивного типа.
Аналитическое моделирование - построение и использование модели, отражающей внутренние и внешние взаимосвязи в ходе развития рынка.
Результатом
работы по определению емкости
рынка должен явиться
2.3.2 Конкуренты, потребители
ТОО ПФ «Автосельмаш»
импортирует товар для
Таблица 5
Объем продаж автозапчастей
тысяч тенге
Период |
Республика Казахстан |
Карагандинская область |
ТОО ПФ «Автосельмаш» |
1 |
2 |
3 |
4 |
2008 год |
27 348 481 |
5 202 079 |
617 843 |
2009 год |
140 489 543 |
7 503 614 |
764 730 |
2010 год |
59 483 975 |
9 117 956 |
1 010 273 |
2011 год |
96 675 839 |
9 557 424 |
1 013 841 |
2012 год |
133 719 090 |
17 054 517 |
1 588 286 |
Как видно из таблицы, начиная с 2008 и по 2012 годы объем реализации автозапчастей в целом по Казахстану вырос на 21%, на 31% по - Карагандинской области и на 39% увеличился объем продаж ТОО ПФ «Автосельмаш».
Таблица 6
Анализ сильных и слабых сторон ТОО ПФ «Автосельмаш» и конкурентов.
Инструменты маркетинга |
Аспекты |
Сильные и слабые стороны | |||
описание |
рейтинг |
ТОО ПФ «Автосельмаш» |
ТОО «ВИС» |
ТОО «Торговая компания КамАЗ» | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Запчасти | |||||
Продукт |
качество |
1 |
Высокое |
высокое |
Высокое |
Ассортимент |
разнооб- разие |
2 |
большой выбор |
большой выбор |
большой выбор |
Цена |
доступ- ность |
3 |
прием- лемая |
прием- лемая |
прием- лемая |
Размещение, поставка |
Оперативность |
4 |
Регулярно |
регулярно |
Регулярно |
Репутация |
хорошая |
6 |
Хорошая |
хорошая |
Хорошая |
Продажа |
Объем |
7 |
большой объем |
большой объем |
большой объем |
Обслуживание |
высокое качество |
5 |
высокое качество |
высокое качество |
высокое качество |
Автошины | |||||
Продукт |
качество |
1 |
Высокое |
высокое |
Высокое |
Ассортимент |
разнооб- разие |
2 |
большой выбор |
большой выбор |
ограниченный выбор |
Цена |
доступ- ность |
3 |
прием- лемая |
прием- лемая |
прием- лемая |
Размещение, поставка |
Оперативность |
4 |
Регулярно |
регулярно |
Регулярно |
Репутация |
хорошая |
6 |
Хорошая |
хорошая |
Хорошая |
Продажа |
Объем |
7 |
большой объем |
большой объем |
небольшой объем |
Обслуживание |
высокое качество |
5 |
высокое качество |
высокое качество |
высокое качество |
Масло | |||||
Продукт |
качество |
1 |
высокое |
высокое |
- |
Ассортимент |
разнооб- разие |
2 |
большой выбор |
ограниченный выбор |
- |
Цена |
доступ- ность |
3 |
прием- лемая |
прием- лемая |
- |
Размещение, поставка |
Оперативность |
4 |
регулярно |
регулярно |
- |
Репутация |
хорошая |
6 |
хорошая |
хорошая |
- |
Окончание таблицы 2.20 | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Продажа |
Объем |
7 |
большой объем |
средний объем |
- |
Обслуживание |
высокое качество |
5 |
высокое качество |
высокое качество |
- |
Автомобили | |||||
Продукт |
качество |
1 |
высокое |
высокое |
Высокое |
Ассортимент |
разнооб- разие |
2 |
ниже среднего |
большой выбор |
ограниченный выбор |
Цена |
доступ- ность |
3 |
прием- лемая |
прием-лемая |
прием- лемая |
Размещение, поставка |
Оперативность |
4 |
нерегулярно |
регулярно |
Регулярно |
Репутация |
хорошая |
6 |
хорошая |
хорошая |
Хорошая |
Продажа |
Объем |
7 |
практически нет |
большой объем |
небольшой объем |
Обслуживание |
высокое качество |
5 |
высокое качество |
высокое качество |
высокое качество |
ТОО ПФ «Авотсельмаш» делает в основном упор на реализацию автозапчастей, автошин и масла, в то время как реализации автомобилей не было уделено достаточно внимания. Причиной тому было отсутствие собственной территории. Автомобили продаются только в лизинг. ТОО «ВИС» и ТОО «Торговая компания КамАЗ» делают в основном упор на реализацию автомобилей. Это помогает им держать лидирующие позиции на республиканском рынке автозапчастей.
Современная экономика характерна взаимодействием трех основных ее субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих участников хозяйственных процессов имеет конкретные цели, в соответствие с которыми и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность таких знаний и инструментов и составляют основу маркетинга.
Чтобы не потерять свою позицию на рынке фирме необходимо развиваться не только за счет расширения территории реализации автозапчастей, но и за счет привлечения новых средств.
В качестве основных тенденций развития рынка автомобилей и автозапчастей можно отметить рост, динамика которого обусловлена экономическим ростом, а также процессом увеличения строительства, развитием сельского хозяйства и промышленности
На ряду с этим увеличилось количество конкурентов, а также увеличился ассортимент предлагаемого товара за счет заключения договоров с заводами-изготовителями, прослеживается тенденция увеличения количества клиентов. Доля ТОО ПФ «Автосельмаш» на рынке Казахстана осталась практически без изменений, хотя объем реализации и ассортимент товара увеличился.
Необходимо добиться наиболее оптимального сочетания цена/качество, а так же расширить сеть розничной торговли, предоставить покуптелям наиболее благоприятные условия для приобретения товара, поставляемом ТОО ПФ «Автосельмаш». К сегодняшнему дню ТОО ПФ «Автосельмаш» занимает третье место среди дилеров авозапчастей по Казахстану, в 2007 году открылся магазин в г. Астана.
3. Основные направления
совершенствования деятельности
С учетом проведенного анализа основных элементов и факторов предпринимательской среды, оказывающей существенное влияние на деятельность ТОО «Комек» можно предложить следующие направления совершенствования предпринимательской деятельности данного предприятия в целях повышения ее эффективности:
а) Действующая организационная структура управления ТОО «Комек» кроме достоинств имеет и ряд существенных недостатков, среди которых: проявление тенденций чрезмерной централизации; трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами; длительная процедура принятия решений. Таким образом, несмотря на то, что данная организационная структура была достаточно эффективной для ТОО «Комек» в течении последних лет, на современном этапе развития экономики она является относительно застывшей организационной формой, с трудом реагирующей на изменения. Поэтому было бы целесообразно заменить ее на более современную и гибкую матричную организационную структуру управления (главным достоинством которой является возможность быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся внутренним и внешним условиям организации), что позволило бы повысить эффективность управления данным предприятием в современных нестабильных условиях развития экономики и более мобильно реагировать на изменения, происходящие в предпринимательской среде и по возможности управлять ими.
б) Важнейшим обстоятельством, обеспечивающим прибыльность работы данного предприятия можно считать точный и своевременный учет влияния факторов предпринимательской среды на деятельность ТОО «Комек», их прогнозирование. Главной задачей данного предприятия, на современном этапе развития является трансформирование поддающихся управлению факторов предпринимательской среды в свою пользу. К факторам, не поддающимся управлению, ТОО «Комек» должно приспосабливать свою оранизационно-производственную структуру, политику цен, ассортимент т.д.
в) Необходимо проводить систематические и взаимосвязанные маркетинговые исследования, направленные на выявление основных характеристик рынка (размера, объема, доходной и возрастной дифференциации, предпочтений видов продукции и т.п.), что позволит более точно определить выбор целевого рынка, и следовательно, снизить вероятность финансовых потерь от недопотребления продукции. Необходимо совершенствовать систему внешней информации о рынке, а именно о конкурентах, торговых посредниках и конечных покупателях. Для этого необходимо постоянно анализировать состояние дел у конкурентов, выявлять их сильные и слабые стороны.
г) Увеличение финансирования исследований предпринимательской среды в целях определения оптимальных коммерческих возможностей развития предприятия;
д) В связи с усилением влияния на деятельность отечественных предприятий такого фактора предпринимательской среды как ужесточение государственного контроля над доброкачественностью и безопасностью товаров ТОО «Комек» следует разработать систему мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
е) Недостаточно отработанная финансово-кредитная политика предприятия сказывается на несбалансированности движения денежных потоков. Необходимо усилить внимание и контроль за денежными потоками, а также оптимизировать элементы финансово-кредитной политики (рассмотреть возможность продаж в кредит юридическим и физическим лицам). В связи, с несвоевременностью расчетов рекомендуется активно применять расчеты векселями. Это мероприятие обеспечит стабильную работу предприятия, позволит производить платежи поставщикам и подрядчикам, а также погасить образовавшуюся задолженность.
ж) Необходимо активизировать рекламную деятельность предприятия с целью завоевания стабильных рыночных позиций в острой конкурентной борьбе, создания и поддержания известности торговой марки и благоприятного имиджа предприятия в глазах потребителей. В этих целях можно порекомендовать предприятию более широко использовать различные средства рекламы.
з) Особое внимание следует уделить использованию современных форм и методов стимулирования сбыта с учетом социально-культурных факторов предпринимательской среды в целях увеличения объемов продаж .
Предложенные мероприятия по совершенствованию деятельности ТОО «Комек» ориентированы на получение позитивного результата в ближайшей перспективе и основываются на реальных возможностях предприятия. Внедрение этих мер призвано привести предприятие к стабильному экономическому положению, что позволит предприятию стать лидером в своей отрасли. Таким образом, ТОО «Комек» может не только стабилизировать, но и улучшить свое финансово-экономическое состояние и упрочить свое положение на рынке за счет внедрения выше перечисленных мер. При этом перспективная задача аппарата управления ТОО «Комек»- изыскивать резервы для постоянного изучения состояния предпринимательской среды, в которой действует предприятие в целях повышения эффективности его деятельности.
Заключение
Все предприятия и
организации действуют в
Анализ предпринимательской среды служит инструментом, при помощи которого контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся новые возможности. Он позволяет организации своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств и стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности. Очевидно, что изучение и учет факторов предпринимательской среды при стратегическом планировании позволяет предприятию избежать финансовых потерь и добиться успеха на рынке. Успешное функционирование предприятия возможно лишь при условии достаточного знания предпринимательской среды, что достигается с помощью исследований, применения методов стратегического планирования. На основе этой информации предприятие должно адаптировать свою стратегию к предпринимательской среде, продолжая одновременно использовать свои отличительные преимущества. Для долгосрочного успеха оно должно постоянно изыскивать новые реальные возможности, которые соответствуют общему плану стратегического развития предприятия, а также реагировать на потенциальные угрозы, пересматривая свою стратегию.