Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 02:11, курс лекций
Лекция 1. Понятие, сущность и необходимость управления развитием предприятия
Лекция 2. Гибкость предприятия в условиях рыночной экономики и принципы ее анализа
Лекция 3. Способность предприятия к обновлению
Лекция 4. Расчет устойчивости предприятия к обновлению
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ в строительной отрасли
("МО", 5 (6-й) курс, спецкурс)
Лекция 1. Понятие, сущность и необходимость управления развитием предприятия
Сам термин «развитие» дословно трактуется как эволюция (изменение со знаком «+») или преобразование, опять же со знаком «+». Управлять развитием предприятия необходимо как в период стабильности и экономического роста, так и в период экономического спада, вызванного объективными и субъективными причинами. В условиях рынка и конкуренции даже в период стабильности и экономического роста остановиться на достигнутом, довольствоваться заработанным успехом, «почивать на лаврах» долго не удается никому – будь то индивидуум или предприятие, поскольку существует реальная угроза, что тебя тут же обгонит конкурент и превратит в аутсайдера, как только ты остановишься и прекратишь развиваться. Развиваться для предприятия – значит осваивать новые технологии (производственные, информационные, организационно-управленческие, технологии продаж и мотивации персонала), новые рынки или сегменты рынка, новые или усовершенствованные продукты и т.д. Уместно вспомнить слова «отца американского автомобилестроения» Генри Форда: “Купцы гибнут вместе со своим делом потому, что они привязываются к старому методу торговли и не могут решиться на нововведения... Большие предприятия падают, делаясь тенью своего имени, только потому, что кто-то считает возможным, чтобы они и дальше управлялись так, как управлялись доныне”.
Однако в современном мире и, в том числе, в нашей стране – понятие «стабильная экономика» является чем-то идеальным и практически недостижимым. Поэтому управлять развитием предприятия в условиях нестабильности, неопределенности и экономического спада – это значит управлять преобразованиями для обеспечения гибкости предприятия. Гибкость – это способность благополучно выживать, адаптироваться, приспосабливаться к такой макроэкономической среде, какая она реально есть сегодня. При этом следует понимать, что хотя макроэкономические факторы являются неконтролируемыми со стороны отдельного предприятия, необходимо научиться прогнозировать и учитывать их влияние на деятельность фирмы, а по возможности и лоббировать интересы предприятия и потребителей его продукции в органах законодательной и исполнительной власти.
Факторами, определяющими
способность предприятия к
- капитал;
- земля;
- труд;
- предпринимательская способность.
То есть, рациональное, продуманное, согласованное использование этих факторов в режиме реального времени – уже есть управление деятельностью и развитием предприятия. Таким образом, предпринимательская и менеджерская способность проявляется в управлении эффективностью использования капитала, людских ресурсов на имеющейся территории. Уточним, что такое капитал в широком смысле этого понятия. Капитал – это ресурсы, используемые для производства товаров и услуг – сырье, материалы, средства производства (оборудование, технологии), финансовые ресурсы. Значит, управлять развитием предприятия – это перманентно обеспечивать максимально возможный экономический результат (прибыль) от использования имеющихся ресурсов за счет удовлетворения потребностей потребителей и для обеспечения качества жизни сотрудников, руководства предприятия и инвесторов. При этом необходимо постоянно обеспечивать предприятие необходимыми и лучшими ресурсами – искать наиболее выгодных и надежных поставщиков сырья и материалов, подбирать, удерживать и развивать на предприятии квалифицированный персонал за счет грамотной системы мотивации и оплаты труда, отслеживать в мировой практике или самостоятельно создавать и внедрять более совершенные технологии, искать оптимальные схемы и источники финансирования.
Таким образом, управление развитием предприятия – это стратегическое управление взаимосвязью с внешней средой, обеспечение адекватного соответствия внутренних ресурсов и возможностей потребностям и условиям внешнего окружения.
Кроме того, в мировой экономике (в условиях роста) рассматривают факторы, способствующие развитию предприятия [Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика/ М.: ИНФРА – М, 2006. – ХХХVI]. Это:
Соответственно, эти же факторы (предложения, спроса, эффективности) будут проявляться со знаком «-» и препятствовать развитию предприятия в условиях экономического спада. Но в такой ситуации задача руководства предприятия – не дать негативному влиянию этих факторов довести предприятие до банкротства, по возможности «самортизировать» их влияние за счет, например, управления издержками предприятия (операционный анализ для пересмотра ассортиментной политики и определения объема продаж и цен, обеспечивающих безубыточность, оптимизации соотношения и величины постоянных и переменных затрат, оптимизация бизнес-процессов и логистика, снижение трансакционных и административных затрат, сокращение штатов, управление дебиторской задолженностью). А также рассмотреть варианты диверсификации, искать новые рынки сбыта, изучить условия и возможность получения налоговых льгот. При необходимости применить другие антикризисные меры (оперативная реструктуризация долгов и имущества и т.п.)
Обобщая изложенное выше, отметим основные составляющие успешного управления развитием предприятия:
- наличие экономического потенциала – удовлетворительное финансово-экономическое состояние предприятия по результатам анализа финансовой и управленческой отчетности;
- конкурентный статус – конкурентная позиция (лидер, последователь, знающий свое место, бросающий вызов) и конкурентоспособность по внутренним (издержки, рентабельность) и внешним (имидж, узнаваемость марки, доля рынка) конкурентным преимуществам;
- конкурентоспособный, лояльный фирме персонал;
- научно-исследовательский потенциал (развитость сферы НИОКР)
- наличие у руководства стратегического мышления, способность вырабатывать гибкие стратегии и реализовывать их.
Лекция 2. Гибкость предприятия в условиях рыночной
экономики и принципы ее анализа
Менеджмент - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, направленный на достижение целей организации (предприятия, фирмы).
Первая, определяющая функция управления - планирование, - сама по себе уже предполагает взгляд в будущее, а значит, определяет направления деятельности предприятия, желаемые экономические показатели его работы, т. е. по сути, определяет развитие предприятия.
В условиях рыночной экономики планирование должно быть стратегическим, то есть должно идти на шаг впереди обстоятельств. Это означает, что менеджмент (руководство) организации должно постоянно отслеживать, изучать и анализировать состояние внешней среды на мезо- и макро уровне, понимать и чувствовать динамику процессов, происходящих во внешней среде, чтобы предвидеть возможные изменения во внешней среде и учесть их при составлении планов развития своего бизнеса, предприятия.
Таким образом, предприятие должно быть гибким, то есть способным быстро приспосабливаться к рыночной конъюнктуре. Только в этом случае предприятие будет жизнеспособным и успешным. Следовательно, управление развитием предприятия базируется на философии и принципах стратегического менеджмента и маркетинга.
Топ-менеджер, отвечающий за успех бизнеса и развитие организации, должен сбалансировано управлять всеми подсистемами организации в комплексе, для чего ему необходимо обладать знаниями:
Исходя из всего вышесказанного,
ЦЕЛЬ данного спецкурса - понять философию, проанализировать и обобщить теоретические основы, принципы и практические подходы к управлению гибким развитием предприятия.
ЗАДАЧИ данного спецкурса:
2. Понятие устойчивости и способности предприятия к обновлению.
Гибкость предприятия - это способность адекватно и быстро реагировать на потребности рынка без коренного изменения основных производственных фондов.
Для оценки степени гибкости
предприятия целесообразно
Предлагается два основных критерия для раскрытия гибкости предприятия:
Таким образом, задачу оценки гибкости предприятия (Г) можно представить в общем виде следующей зависимостью:
Теперь необходимо определиться с показателями, которые характеризуют Уоб и Соб предприятия. Число таких показателей должно быть с одной стороны, минимальным, с другой - достаточным, чтобы отразить основные состояния предприятия и иметь реальное экономическое наполнение и смысл.
В качестве таких показателей принимаются следующие:
А - активы предприятия по балансу 1;
СА - собственные средства;
РП - объем продаж (реализованная продукция);
ЧП - чистая прибыль;
Н - доля прибыли, направляемая на освоение (обновление) новых изделий для рынка.
Топ - средний период подготовки и освоения новых изделий;
Тпр - средний период нахождения изделий в производстве и реализации;
n - номенклатура изделий, востребованных рынком или предположительно востребуемых им.
3. Основы расчета
устойчивости предприятия к
Итак, устойчивость предприятия к обновлению описывается выражением:
Для оценки первой части формулы (1.3) устойчивости предприятия и выявления факторов, влияющих на его работу, целесообразно использовать формулу, отражающую основные зависимости интересующих нас показателей и широко применяемую отечественными и зарубежными экономистами: