Управление развитием предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 02:11, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1. Понятие, сущность и необходимость управления развитием предприятия
Лекция 2. Гибкость предприятия в условиях рыночной экономики и принципы ее анализа
Лекция 3. Способность предприятия к обновлению
Лекция 4. Расчет устойчивости предприятия к обновлению

Вложенные файлы: 1 файл

UPRAVLENIE_RAZVITIEM_PREDPRIYaTIYa_rus_nov_letsii.doc

— 587.00 Кб (Скачать файл)


   УПРАВЛЕНИЕ  РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ в строительной отрасли

("МО", 5 (6-й) курс, спецкурс)

Лекция 1. Понятие, сущность и необходимость управления развитием предприятия

 

  1. Управление развитием предприятия в условиях стабильной рыночной экономики и в условиях неопределенности и экономического спада.

Сам термин «развитие» дословно трактуется как эволюция (изменение  со знаком «+») или преобразование, опять  же со знаком «+». Управлять развитием  предприятия необходимо как в  период стабильности и экономического роста, так и в период экономического спада, вызванного объективными и субъективными причинами. В условиях рынка и конкуренции даже в период стабильности и экономического роста остановиться на достигнутом, довольствоваться заработанным успехом, «почивать на лаврах» долго не удается никому – будь то индивидуум или предприятие, поскольку существует реальная угроза, что тебя тут же обгонит конкурент и превратит в аутсайдера, как только ты остановишься и прекратишь развиваться. Развиваться для предприятия – значит осваивать новые технологии (производственные, информационные, организационно-управленческие, технологии продаж и мотивации персонала), новые рынки или сегменты рынка, новые или усовершенствованные продукты и т.д. Уместно вспомнить слова «отца американского автомобилестроения» Генри Форда: “Купцы гибнут вместе со своим делом потому, что они привязываются к старому методу торговли и не могут решиться на нововведения... Большие предприятия падают, делаясь тенью своего имени, только потому, что кто-то считает возможным, чтобы они и дальше управлялись так, как управлялись доныне”.

Однако в современном  мире и, в том числе, в нашей стране – понятие «стабильная экономика» является чем-то идеальным и практически недостижимым. Поэтому управлять развитием предприятия в условиях нестабильности, неопределенности и экономического спада – это значит управлять преобразованиями для обеспечения гибкости предприятия. Гибкость – это способность благополучно выживать, адаптироваться, приспосабливаться к  такой макроэкономической среде, какая она реально есть сегодня. При этом следует понимать, что хотя макроэкономические факторы являются неконтролируемыми со стороны отдельного предприятия, необходимо научиться прогнозировать и учитывать их влияние на деятельность фирмы, а по возможности и лоббировать интересы предприятия и потребителей его продукции в органах законодательной и исполнительной власти.

 

  1. Факторы, определяющие способность предприятия к развитию.

Факторами, определяющими  способность предприятия к существованию  вообще и к успешному гибкому развитию, являются в первую очередь основные факторы производства:

- капитал;

- земля;

- труд;

- предпринимательская  способность.

То есть, рациональное, продуманное, согласованное использование  этих факторов в режиме реального  времени – уже есть управление деятельностью и развитием предприятия. Таким образом, предпринимательская и менеджерская способность проявляется в управлении эффективностью использования капитала, людских ресурсов на имеющейся территории. Уточним, что такое капитал в широком смысле этого понятия. Капитал – это ресурсы, используемые для производства товаров и услуг – сырье, материалы, средства производства (оборудование, технологии), финансовые ресурсы. Значит, управлять развитием предприятия – это перманентно обеспечивать максимально возможный экономический результат (прибыль) от использования имеющихся ресурсов за счет удовлетворения потребностей потребителей и для обеспечения качества жизни сотрудников, руководства предприятия и инвесторов. При этом необходимо постоянно обеспечивать предприятие необходимыми и лучшими ресурсами – искать наиболее выгодных и надежных поставщиков сырья и материалов, подбирать, удерживать и развивать на предприятии квалифицированный персонал за счет грамотной системы мотивации и оплаты труда, отслеживать в мировой практике или самостоятельно создавать и внедрять более совершенные технологии, искать оптимальные схемы и источники финансирования.

Таким образом, управление развитием предприятия – это стратегическое управление взаимосвязью с внешней средой, обеспечение адекватного соответствия внутренних ресурсов и возможностей потребностям и условиям внешнего окружения.

Кроме того, в  мировой экономике (в условиях роста) рассматривают факторы, способствующие развитию предприятия [Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика/ М.: ИНФРА – М, 2006. – ХХХVI]. Это:

  • фактор предложения – увеличение наличного количества ресурса, повышение его качества или расширение технических знаний, которые создают для экономики возможность призводить больший объем товаров и услуг;
  • фактор спроса – повышение уровня совокупного спроса, обусловливающее экономический рост, наличие которого создает увеличение производительного потенциала экономики;
  • факторы эффективности – экономический потенциал, позволяющий эффективно комбинировать ресурсы для достижения реально возможного экономического роста при данных затратах факторов предложения.

Соответственно, эти же факторы (предложения, спроса, эффективности) будут проявляться  со знаком «-» и препятствовать развитию предприятия в условиях экономического спада. Но в такой ситуации задача руководства предприятия – не дать негативному влиянию этих факторов довести предприятие до банкротства, по возможности «самортизировать» их влияние за счет, например, управления издержками предприятия (операционный анализ для пересмотра ассортиментной политики и определения объема продаж и цен, обеспечивающих безубыточность, оптимизации соотношения и величины постоянных и переменных затрат, оптимизация бизнес-процессов и логистика, снижение трансакционных и административных затрат, сокращение штатов, управление дебиторской задолженностью). А также рассмотреть варианты диверсификации, искать новые рынки сбыта, изучить условия и возможность получения налоговых льгот. При необходимости применить другие антикризисные меры (оперативная реструктуризация долгов и имущества и т.п.)

 

  1. Составляющие успешного управления развитием предприятия.

Обобщая изложенное выше, отметим основные составляющие успешного  управления развитием предприятия:

- наличие экономического потенциала – удовлетворительное финансово-экономическое состояние предприятия по результатам анализа финансовой и управленческой отчетности;

- конкурентный статус – конкурентная позиция (лидер, последователь, знающий свое место, бросающий вызов) и конкурентоспособность по внутренним (издержки, рентабельность) и внешним (имидж, узнаваемость марки, доля рынка) конкурентным преимуществам;

-  конкурентоспособный,  лояльный фирме персонал;

- научно-исследовательский потенциал (развитость сферы НИОКР)

- наличие у руководства стратегического мышления, способность вырабатывать гибкие стратегии и реализовывать их.

 

 

 

Лекция 2. Гибкость предприятия в условиях рыночной

экономики и принципы ее анализа

 

  1. Цель и задачи курса, взаимосвязь с различными видами менеджмента.

Менеджмент - это процесс  планирования, организации, мотивации  и контроля, направленный на достижение целей организации (предприятия, фирмы).

Первая, определяющая функция  управления - планирование, - сама по себе уже предполагает взгляд в будущее, а значит, определяет направления деятельности предприятия, желаемые экономические показатели его работы, т. е. по сути, определяет развитие предприятия.

В условиях рыночной экономики  планирование должно быть стратегическим, то есть должно идти на шаг впереди обстоятельств. Это означает, что менеджмент (руководство) организации должно постоянно отслеживать, изучать и анализировать состояние внешней среды на мезо- и макро уровне, понимать и чувствовать динамику процессов, происходящих во внешней среде, чтобы предвидеть возможные изменения во внешней среде и учесть их при составлении планов развития своего бизнеса, предприятия.

Таким образом, предприятие  должно быть гибким, то есть способным  быстро приспосабливаться к рыночной конъюнктуре. Только в этом случае предприятие будет жизнеспособным и успешным. Следовательно, управление развитием предприятия базируется на философии и принципах стратегического менеджмента и маркетинга.

Топ-менеджер, отвечающий за успех бизнеса и развитие организации, должен сбалансировано управлять всеми подсистемами организации в комплексе, для чего ему необходимо обладать знаниями:

  • производственного менеджмента (для управления производственной подсистемой);
  • маркетинг-менеджмента, финансового менеджмента, инвестиционного менеджмента, и экономики предприятия (для управления экономической подсистемой);
  • инновационного менеджмента (для управления научно-технической подсистемой);
  • менеджмента персонала (для управления социальной подсистемой).

Исходя из всего вышесказанного,

ЦЕЛЬ данного спецкурса - понять философию, проанализировать и обобщить теоретические основы, принципы и практические подходы к управлению гибким развитием предприятия.

ЗАДАЧИ данного спецкурса:

  • овладеть методикой диагностики способности предприятия к обновлению;
  • освоить практические навыками перспективного планирования и оценки гибкого развития предприятия в условиях конкуренции и нестабильности.

 

2. Понятие устойчивости  и способности предприятия к  обновлению.

Гибкость предприятия - это способность адекватно и быстро реагировать на потребности рынка без коренного изменения основных производственных фондов.

Для оценки степени гибкости предприятия целесообразно использование  следующих показателей: рентабельность активов и собственных средств, маржа, оборот, финансовый рычаг. На основании значений этих показателей и их сочетаний российскими авторами (В.Н. Самочкин и др.) выработан комплексный подход к оценке гибкости предприятия, учитывающий результат текущей деятельности и способность к обновлению. Рассмотрим основную идею этого подхода.

Предлагается два основных критерия для раскрытия гибкости предприятия:

  1. Устойчивость к обновлению Уоб - для оценки результатов деятельности предприятия в настоящем периоде, т.е. для получения технико-экономических показателей (результата для обновления);
  2. Способность к обновлению Соб - для определения взаимосвязи предприятия и внешней среды, т.е. способности предприятия планировать и прогнозировать процесс своего развития.

Таким образом, задачу оценки гибкости предприятия (Г) можно представить в общем виде следующей зависимостью:

                                                       Г = f(Уоб, Соб)                      (2.1)

Теперь необходимо определиться с показателями, которые характеризуют  Уоб и Соб предприятия. Число таких показателей должно быть с одной стороны, минимальным, с другой - достаточным, чтобы отразить основные состояния предприятия и иметь реальное экономическое наполнение и смысл.

В качестве таких показателей  принимаются следующие:

                                   Г = f [(А, СА, РП, ЧП, Н),(Топ, Тпр, n)], (2.2)

  • в части формулы, описывающей устойчивость к обновлению Уоб:

А - активы предприятия  по балансу 1;

СА - собственные средства;

РП - объем продаж (реализованная  продукция);

ЧП - чистая прибыль;

Н - доля прибыли, направляемая на освоение (обновление) новых изделий для рынка.

  • в части формулы, описывающей способность к обновлению Соб:

Топ - средний период подготовки и освоения новых изделий;

Тпр - средний период нахождения изделий в производстве и реализации;

n - номенклатура изделий, востребованных рынком или предположительно востребуемых им.

3. Основы расчета  устойчивости предприятия к обновлению.

Итак, устойчивость предприятия  к обновлению описывается выражением:

                                     Уоб= f (А, СА, РП, ЧП,  Н) (2.3)


                                                      I часть            II часть

Для оценки первой части  формулы (1.3) устойчивости предприятия  и выявления факторов, влияющих на его работу, целесообразно использовать формулу, отражающую основные зависимости интересующих нас показателей и широко применяемую отечественными и зарубежными экономистами:

Информация о работе Управление развитием предприятия