Управление развитием предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 02:11, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1. Понятие, сущность и необходимость управления развитием предприятия
Лекция 2. Гибкость предприятия в условиях рыночной экономики и принципы ее анализа
Лекция 3. Способность предприятия к обновлению
Лекция 4. Расчет устойчивости предприятия к обновлению

Вложенные файлы: 1 файл

UPRAVLENIE_RAZVITIEM_PREDPRIYaTIYa_rus_nov_letsii.doc

— 587.00 Кб (Скачать файл)

 

                 Rса=Rп*О*ФР = (ЧП/РП)*(РП/А)*(А/СА) = ЧП/СА, (2.4)

 

где Rса - рентабельность собственных средств, представляющая собой произведение рентабельности продаж, оборачиваемости активов и финансового рычага.

Применение данной формулы  позволяет определить финансовую устойчивость с помощью оценки:

  • прибыльности (рентабельности) предприятия, используя показатель рентабельности  продаж (ЧП/РП);
  • активности предприятия на рынке, используя показатель оборачиваемости активов (РП/А);
  • прибыльности (рентабельности) активов предприятия, используя синтетический показатель рентабельности активов Rа=Rп*О = (ЧП/РП)*(РП/А) =ЧП/А;
  • платежеспособности предприятия, используя показатель финансового рычага (А/СА);
  • общей устойчивости предприятия, используя синтетический показатель рентабельности собственных средств Rса (см. формулу 2.4).

P.S.(для повторения при обсуждении с аудиторией).

Рассмотрим каждый вышеназванный показатель подробнее:

1) Rп - рентабельность продаж или доля чистой прибыли (без налога на прибыль) на одну гривну реализованной продукции. Показывает способность предприятия покрыть себестоимость товаров и услуг, общепроизводственные и общехозяйственные затраты, включая амортизацию и непроизводственные расходы. Отношение чистой прибыли  после уплаты налогов к объему продаж выражает эффективность с позиции затрат и цен. Этот показатель выявляет размер "запаса", которым может распоряжаться предприятие при установлении цен на товары и услуги, и пределы его возможностей по контролю затрат и издержек при различных экономических условиях.

При определении объема реализованной  продукции РП и чистой прибыли  ЧП необходимо учитывать индексы  инфляции материальных, трудовых и приравненных к ним затрат, будущую стоимость затрат на производство продукции, сумму оборотных средств на воспроизводство, рентабельность производимой продукции и установленную законодательством систему налогооблажения. Рассчитав таким образом объем продаж и получаемую при этом чистую прибыль, можно прогнозировать рентабельность продаж и вырабатывать ценовую стратегию во взаимосвязи с объемом производства для гибкого развития.

2) О - оборачиваемость активов.  Этот показатель определяет, с  одной стороны, размер активов, необходимый для поддержания определенного объема продаж, а с другой - часть объема продаж, полученную на каждую гривну, вложенную в активы.

3) Произведение показателей Rп и О определяет рентабельность и прибыльность активов предприятия Rа = ЧП/А (см. выше, после формулы 1.4). Данный показатель выражает способность используемого предприятием капитала генерировать прибыль вне зависимости от конкретного источника финансирования (собственные или заемные средства), из которых был получен капитал.

4) Финансовый рычаг ФР отражает  величину активов предприятия,  приходящихся на одну гривну собственных средств и показывает также долю заемных средств в общей сумме активов. Успешное использование заемных средств увеличивает доходы предприятия, так как прибыль заработанная с помощью этих средств, в размере, превышающем уплаченные проценты, принадлежит предприятию и увеличивает его собственный капитал. С ростом доли заемных средств увеличиваются позитивные и негативные последствия финансового рычага, растет риск заимодавцев и собственников. Риск срыва кредитного соглашения не должен быть слишком значительным (подробнее см. риск-менеджмент).

5) Новым показателем (и второй  частью формулы 1.3), используемым  для оценки устойчивости предприятия  к гибкому развитию, может служить норма прибыли Н, направляемая на освоение (обновление) новых изделий для рынка:

 

                                          Н = ПО/ЧП, (2.5)

 

где ПО чистая прибыль, направляемая на финансирование новых изделий.

Можно считать с достаточной долей достоверности, что чем выше значение Н, тем более стабильной и успешной будет работа предприятия в будущем по сравнению с другими предприятиями, имеющими значение Н ниже при равных Rп, О, ФР.

Конечным этапом определения  возможностей предприятия к обновлению за счет реинвестирования собственных средств является расчет синтетического (комплексного) показателя устойчивости для обновления Уоб:

 

Уоб = Rп*О*ФР*Н = (ЧП/А)*(А/СА)*(ПО/ЧП) = ПО/СА,

                                  Уоб = ПО/СА (2.6)

 

Произведение четырех показателей в итоге дает устойчивость предприятия к обновлению Уоб, которая отражает состояние развития предприятия и показывает, какими должны быть закономерности изменения таких важных показателей, как объем и рентабельность продаж, соответствие объема продаж активам, величина заемных средств, направления распределения прибыли и, в первую очередь, прибыль на обновление (освоение) расчетного количества новых изделий.

Формула 2.6 - первая часть модели гибкого развития предприятия, определяющая величину средств, направляемых на предпроектную подготовку, проектирование и освоение новых изделий, относительно одного из важнейших его показателей - собственных средств.

 

4. Основы расчета  способности предприятия к обновлению.

Вторая часть формулы (2.2) определяет способность предприятия к освоению в текущем периоде новых изделий, требуемых рынком в последующие периоды - Соб.

Необходимо найти показатель, который  может оценить способность предприятия  к освоению новых изделий, т.е. сделать  процесс нововведений планируемым и прогнозируемым. Назовем такой показатель коэффициентом обновления Ко, представляющим собой отношение времени освоения Топ ко времени производства и реализации Тпр нового изделия:

 

                                       Ко = Топпр (2.7)

 

Топ - внутренний фактор гибкости предприятия, определяющий цикл, состоящий в общем случае из трех этапов: первый - НИОКР; второй - подготовка производства; третий - освоение производства.

Тпр - внешний фактор гибкости предприятия, определяющий жизненный цикл товара, включающий фазы рождения, роста, зрелости, упадка и отвечающий требуемым в каждом периоде развития временным параметрам.

Коэффициент обновления Ко характеризует работу всех основных подразделений, служб и цехов предприятия, его парк оборудования, оснащенность различными технологиями, уровень квалификации персонала, законы спроса и предложения, отражает требуемую временем способность быстро перестраиваться на выпуск новых изделий. Коэффициент Ко позволяет количественно оценить техническую гибкость предприятия и поэтому рассматривается как один из основных показателей  его комплексной гибкости.

Раскроем физический смысл коэффициента обновления. Рассмотрим необходимость освоения нового изделия взамен старого, находящегося в производстве, как случайное событие А, которое может наступить с некоторой вероятностью РА. На рис. 1 представлены идеальные циклы производства и освоения четырех изделий, у которых время производства Тпрi (i = 1,2,…) включает время освоения Топi (i = 1,2,…).

 

Освоение

Производство

и реализация

 

Освоение

Производство

и реализация

 

Освоение

t1+ t2 + t3

Тпр

t1+ t2 + t3

Тпр

t1+ t2 + t3

 

Освоение

Производство

и реализация

 

Освоение

Производство 

и реализация

 

t1+ t2 + t3

Тпр

 

t1+ t2 + t3

Тпр


 

Рис. 1. Графическое изображение идеальных циклов производства и реализации четырех изделий.

 

Если РА рассматривать как геометрическую вероятность, то Топi соответствует совокупности событий, благоприятствующих событию А, а Тпрi - общему числу совокупных событий. Тогда

 

РА = Топi / Тпрi  (2.8)

 

Номенклатуре в n изделий соответствует  средняя вероятность необходимости освоения:

                                  n              n


РА = Ко = Топ / Тпр = SТопi / SТпрi  (2.9)

                                  i=1            i=1

 

 

С другой стороны, РА = N/n, где N - количество изделий в освоении, а n - общая номенклатура изделий, выпускаемых предприятием. Тогда способность к освоению (техническая гибкость), или среднее количество изделий в освоении N, можно найти по формуле

 

N = Ко*n (2.10)

Следует иметь ввиду, что отношение времени освоения Топ к времени производства и реализации Тпр может быть одинаковым для больших и малых, простых и сложных изделий. С ростом числителя Топ может расти и знаменатель Тпр, а их отношение оставаться неизменным. Поэтому изделия (продукцию) необходимо классифицировать. В самом общем плане приемлема следующая классификация:

  • потребительские товары - товары и услуги, предназначенные для конечного потребителя, личного, семейного или домашнего пользования;
  • продукция производственно-технического назначения - товары и услуги, приобретаемые для производства других товаров и услуг, для хозяйственной деятельности или для перепродажи другим потребителям;
  • оборонная продукция.

Каждый из трех типов  товаров характеризуется определенными параметрами в зависимости от основных характеристик, влияющих на время освоения Топ, например, масса, число деталей и объем изделия, точность изготовления и т.д.

 При прочих равных  условиях, т.е. сроках освоения  и числе изделий, производимых предприятием, изменение срока производства (длительности жизненного цикла (ж.ц.) продукции) будет влиять на величину оптимального числа изделий находящихся на стадии разработки. При этом чем длиннее ж.ц., тем меньшее число изделий нужно разрабатывать предприятию, и, наоборот, чем короче ж.ц., тем число таких изделий больше.

Через среднее число  изделий, находящихся на стадии разработки, длительность ж.ц. продукта влияет на затраты предприятия на НИОКР и освоение.

Вне зависимости от того, к какому типу принадлежит товар, на продолжительность его жизни на рынке наибольшее влияние оказывают следующие факторы:

  • научно-технический прогресс;
  • отношение потребителя к товару на разных этапах его жизненного цикла;
  • число конкурентов на рынке данного товара.

Таким образом, при планировании развития предприятия необходимо учитывать влияние вышеперечисленных факторов, определяющих длительность ж.ц. товара, на количество изделий, находящихся в разработке, а значит, и на величину коэффициента обновления Ко.

Подводя итог, основная формула модели оценки гибкости предприятия имеет вид:

 

Г = f(Уоб, Соб) = f [(ЧП/РП)*(РП/А)*(А/СА)*(ПО/ЧП), (Топпр)*n] =

= f[(Rп*О*ФР*Н), (Ко*n)] = f[Уоб, N] (2.11)

 

При этом модель гибкости предприятия является сложной, развивающейся, понятийной, открытой. 

 

 

Лекция  3. Способность предприятия к обновлению

 

  1. Алгоритм расчета способности предприятия к обновлению.

1.1. Определение  групп товаров с использованием  кластерного анализа.

В предыдущем вопросе (лекция 2, вопр. 4) была рассмотрена классификация товаров по трем типам (потребительские, производственно-технологического назначения, оборонная продукция). Было отмечено, что каждый из трех типов товаров характеризуется определенными параметрами в зависимости от основных технических характеристик, влияющих на время освоения Топ, например, масса, число деталей и объем изделия, точность изготовления и т.д. Значит, можно продолжить, детализировать классификацию товаров в зависимости от этих основных характеристик и выделить группы товаров в рамках каждого типа товаров. Для классификации товаров по группам можно использовать метод кластерного анализа. В качестве признаков, используемых для разбивки изделий на группы (кластеры), примем вышеназванные технические характеристики, влияющие на время их освоения Топ - масса изделия, число деталей, объем изделия. Следует иметь в виду, что это могут быть и другие признаки, в зависимости от сферы и вида деятельности предприятия. Примеры возможных признаков для разбивки изделий на группы приведены в табл. 2.1.

Таблица 3.1.

Возможные признаки кластеризации  товаров 

для предприятий различных  видов деятельности

Информация о работе Управление развитием предприятия