Управление развитием предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 02:11, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1. Понятие, сущность и необходимость управления развитием предприятия
Лекция 2. Гибкость предприятия в условиях рыночной экономики и принципы ее анализа
Лекция 3. Способность предприятия к обновлению
Лекция 4. Расчет устойчивости предприятия к обновлению

Вложенные файлы: 1 файл

UPRAVLENIE_RAZVITIEM_PREDPRIYaTIYa_rus_nov_letsii.doc

— 587.00 Кб (Скачать файл)

Вид деятельности

Признаки кластеризации

1. Аудио, видеотехника

Количество функций; тип микросхем  и транзисторов; объем изделия; используемый материал и др.

2. Стройматериалы и  изделия

Прочностные характеристики (сопротивление сжатию, период твердения, морозо-, огнеустойчивость и т.д.); объем; масса; число деталей; степень сборности (для изделий).

3. Бытовая химия

Степень пенообразования; экологическая безвредность; специфические свойства (смягчение ткани, отбеливание, восстановление цвета) и др.

4. Обувная промышленность

Тип колодки; тип материала; cтепень сложности выкройки (кол-во лекал) и др.


 

Геометрический смысл  разбивки товаров на группы (кластеры) представлен на рис. 3.1.

 


 



                             Ааааа


 

 


 

 

b,c - внутригрупповые расстояния; a - межгрупповое расстояние;

Цт1,2 - "центры тяжести" групп.

 

В качестве критерия попадания изделия  в ту или иную группу выбирается мера близости параметров изделия к математическим ожиданиям этих параметров для каждой группы. К примеру, для изделий, где определяющими являются масса (m), число деталей (n) и объем (V) (машиностроение), эта мера может быть представлена в виде:

 

Dij = Ö(mi - mj)2 + (ni - nj)2 + (Vi - Vj)2     ,          (3.1)


 

где m j, n j,  Vj - математические ожидания параметров изделий j-й группы;

m i, n i,  Vi - соответствующие параметры изделия.

Далее в данном курсе, в учебных целях мы будем рассматривать  в качестве признаков разбивки изделий на группы именно эти признаки (массу, число деталей, объем).

 

    1. Определение среднего значения периода освоения

 нового  изделия Топ.

Как было отмечено выше (лекция 2, вопр. 4) период освоения нового товара состоит в общем случае из трех этапов, имеющих свои временные характеристики, средние значения которых, соответственно, равны t1, t2, t3. Средние значения t1, t2, t3 определяются из статистических данных с помощью регрессионного анализа:


  1. НИОКР - t1 (определение, анализ и обоснование технических требований к новому изделию, проведение маркетинговых исследований, разработка технического задания проекта, определение размера и источника инвестиций, длительности и сложности технологического процесса). Время выполнения этих работ - функция двух основных аргументов: числа человек, занятых в НИОКР по данному изделию (mч) и числа деталей осваиваемого изделия (nд). Регрессионная зависимость t1 = f(mч, nд) имеет вид:

                                    t1 = a01 - ammч1 + aдnд,  (3.2) 

где a01, am, aд - коэффициенты регрессии.

  1. Подготовка производства - t2 (разработка рабочих чертежей нового изделия, заключение договоров на поставку необходимых материалов и комплектующих, реконструкция существующего или установка и наладка нового технологического оборудования, изготовление и испытание опытных образцов, анализ фактических производственных затрат (себестоимости) изготовления образца, определение потребности в кадрах). Регрессионная зависимость t2 = =f(mч, nд) имеет вид зависимости (3.2), где а01 заменено на а02.
  2. Освоение производства - t3 (изготовление и сборка опытной партии, корректировка конструкторской документации после испытаний и тестирования опытного образца, сертификация нового изделия, окончательный расчет цены реализации, сбор информации о потенциальных поставщиках и заказчиках, разработка проекта создания филиалов по продаже товара, подготовка рекламы и информации по сервисному и послепродажному обслуживанию). Время выполнения этих работ - функция не только числа человек, занятых в этом периоде (mч), количества деталей (nд), но и числа спецстанков (nспо), их срока службы (tсл), объема изделия (V). Формула регрессионной зависимости t3 = f(mч, nд, nспо, tсл, V) имеет более сложный вид, так как на t3 влияет большее количество факторов, но подход к обработке статистических данных все тот же - множественный регрессионный анализ.

На основании полученных регрессионных  зависимостей определяются средние  значения t1, t2, t3, а значит и время периода освоения нового товара Топ= = t1+ t2+ t3  для различных групп изделий.


 

1.3. Определение  периода производства и реализации  нового изделия Тпр

Среднее время производства и реализации изделия определяется двумя основными факторами - состоянием рынка и развитием технологий. Состояние рынка, как фактор, влияющий на длительность периода производства и реализации товара, определяется степенью конкурентной борьбы предприятий производителей и покупательной способностью потребителей. Для определения средней продолжительности периода производства и реализации продукции предприятию необходимо проведение маркетинговых исследований и отслеживание статистической информации о жизненных циклах (ж.ц.) товаров конкурентов.

Упрощенный  пример определения средней продолжительности  этапа ж.ц. товара на основе обработки статистики.

Например, имеется информация о 10 конкурентах, из которой известно, что аналогичный разрабатываемому товар находился в стадии роста  и зрелости 2 года в 5-ти случаях из 10 (Р = 5/10 = 0,5); 5 лет в 2-х случаях  из 10 (Р = 2/10 = = 0,2) , и 3 года в 3-х случаях из 10 (Р = 3/10 = 0,3).  Среднее ожидаемое значение стадии роста и зрелости разрабатываемого товара составит: 2*0,5 + 5*0,2 + +3*0,3 = 2,9 года.

 

1.4. Учет влияния  стохастичности (случайности) внешней  среды на коэффициент обновления Ко.

Предприятие - открытая система, подверженная внешним случайным  воздействиям (всевозможные рыночные, налоговые, инфляционные, политические факторы). Поэтому, для определения способности предприятия к гибкому развитию, а именно для определения коэффициента обновления Ко необходим вероятностный подход, учитывающий стохастичность процесса освоения и производства любого нового изделия.

В рассматриваемой методике вероятностная модель определения  Ко построена на основе марковского случайного процесса с дискретными состояниями и непрерывным временем (см. теорию вероятностей). Цикл освоения производства, выпуска и реализации продукции представляет собой марковский случайный процесс, суть которого сводится к следующему. Рассматриваемый цикл (система) разбивается на отдельные состояния, которые соответствуют периодам освоения, производства и реализации продукции, описанным выше:

S1 - НИОКР (t1);


S2 - подготовка производства ( t2);

S3 - освоение производства (t3);


S4 - выпуск продукции (t4);


S5 - реализация продукции (t5).

При этом из каждого состояния  система может перейти в состояние  свертывания работ Sn. Этот переход происходит случайным образом. Причины такого перехода могут быть самые различные: банкротство смежников, эффективные действия конкурентов, прекращение финансирования, изменения в налоговом законодательстве и т.д. Состояния системы S1 - S5 можно считать дискретными, так как можно указать четкие границы начала и конца ее пребывания в каждом из них. Совокупность состояний S1 - S5 образует последовательность с непрерывным временем. Переходы системы из состояния в состояние происходят в случайные моменты времени, которые заранее указать невозможно, а вероятность перехода из одного состояния в другое за время Dt равна lij. Наглядно изображение состояний системы (гибкого развития предприятия) с позиций марковского случайного процесса представлено на рис. 3.2.

 


Нио


           l12                  l23                   l34                    l45


 

 

                              l2n                l3n              l4n

 

             l1n                                                                 l5n

 

Рис. 2.2. Граф состояний  системы (гибкого развития предприятия).

Вероятности lij можно найти, решив известную в теории вероятностей систему уравнений Колмогорова (см. теорию вероятностей). В результате получим, что вероятность перехода системы из состояния Si в сосотояние Si+1 представляет собой величину, обратную среднему времени пребывания системы в предыдущем состоянии. Подход к оценке этих времен (t1, t2, t3) рассмотрен выше в пункте 2.2.

Обработав статистику по изделиям, выпускаемым современно оборудованными предприятиями определенной отрасли (в нашем примере машиностроительными предприятиями), можно получить нормативные коэффициенты обновления Кон для групп изделий в соответствии с предлагаемой классификацией на основе кластерного анализа. В каждом конкретном случае можно определить фактическое значение Коф. Если соотношение Кон / Коф>1, то предприятие достаточно гибкое, имеет большие технические потенциальные возможности. Если Кон / Коф<1, то технические возможности гибкого развития предприятия недостаточны, и требуются дополнительные вложения средств или корректировка номенклатуры осваиваемых изделий. При этом следует помнить, что количество новых изделий в освоении N регламентируется производимой номенклатурой продукции n. Поэтому, с учетом формулы N = Kо*n (см. лекцию 2, вопр.4, ф-ла 1.10) коэффициент обновления Ко можно трактовать как тангенс угла наклона прямой N= f(n), т.е. Ко = tga.

 

 

    1. Вероятностный и детерминированный подходы к определению

 коэффициента обновления Ко.

При определении коэффициента обновления Ко конкретного предприятия возможны два подхода - вероятностный и детерминированный:

1. Вероятностный подход учитывает внешнее воздействие рынка через времена перехода из состояний Si в состояние свертывания работ Sn. Вероятность l перехода системы из состояния в состояние, как было сказано выше, равна li,i+1 = 1/ti. Время такого перехода трактуется как время, необходимое конкуренту для освоения производства аналогичного, более совершенного изделия, его выпуска и реализации, т. е. для вытеснения с рынка рассматриваемого нового изделия. Учитывая что,


Ко¢ = (t1+t2+t3) / (t4+t5),


где ti - время пребывания системы соответственно в состояниях S1-S5, применяя теорию вероятностей (см. марковские случайные процессы), можно записать эту формулу так:


 

Ко¢ = -------------------------------------- (3.3)


 

 

Выполнив соответствующие преобразования формулы (3.3) (см теор. вероятн.), получим:


 


Ко¢ = --------------  ------------------------ + --------------- + t(3.4)



 

Где Qi - время перехода из соответствующего состояния системы в состояние свертывания работ.

В этом случае:

Q2 = 2Tоп + t4 ,      Q3 = Q2 - t2 ,        Q4 = Q3 - t3 ,       Q5 = Q4 - t4


2. Детерминированный подход предполагает малую вероятность свертывания работ, т.е. низкую степень активности конкурентов, которой можно пренебречь. Тогда Ко рассчитывается без учета вероятности свертывания работ по формуле:


Ко = (t1+t2+t3) / Тпр,

Где Тпр определяется из статистических данных об аналогичных товарах (см. п.2.3), а t1,2,3 - на основе обработке внутренней информации с помощью регрессионного анализа (см. п. 2.2).


 

    1. Практическое воплощение теоретических результатов

определения  коэффициента обновления (Ко¢ - с учетом случайных внешних воздействий; Ко - без учета случайных внешних

воздействий)

При освоении нового изделия  рекомендуется провести анализ его  жизненного цикла на основе рассмотренной методики в следующей последовательности:

1) Имея техническое задание на разработку изделия, определяем его массу m, габариты (объем) V и число деталей nд. Используя результаты кластерного анализа (п.2.1) определяем группу, к которой принадлежит данное изделие по формуле (3.1). Для машиностроительной отрасли можно воспользоваться средними значениями параметров в группах, представленными в таблице 3.2.

Таблица 3.2.

Среднее значение параметров (признаков) в группах

№ группы

Средняя масса, m

(кг)

Среднее число деталей, nд (шт.)

Средние габариты (объем), V (м3)

I

80

20

0,01

II

121

231

0,36

III

266

1380

2,46

IV

3170

4380

17,6

Информация о работе Управление развитием предприятия