Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 02:11, курс лекций
Лекция 1. Понятие, сущность и необходимость управления развитием предприятия
Лекция 2. Гибкость предприятия в условиях рыночной экономики и принципы ее анализа
Лекция 3. Способность предприятия к обновлению
Лекция 4. Расчет устойчивости предприятия к обновлению
Вид деятельности |
Признаки кластеризации |
1. Аудио, видеотехника |
Количество функций; тип микросхем и транзисторов; объем изделия; используемый материал и др. |
2. Стройматериалы и изделия |
Прочностные характеристики (сопротивление сжатию, период твердения, морозо-, огнеустойчивость и т.д.); объем; масса; число деталей; степень сборности (для изделий). |
3. Бытовая химия |
Степень пенообразования; экологическая безвредность; специфические свойства (смягчение ткани, отбеливание, восстановление цвета) и др. |
4. Обувная промышленность |
Тип колодки; тип материала; cтепень сложности выкройки (кол-во лекал) и др. |
Геометрический смысл разбивки товаров на группы (кластеры) представлен на рис. 3.1.
b,c - внутригрупповые расстояния; a - межгрупповое расстояние;
Цт1,2 - "центры тяжести" групп.
В качестве критерия попадания изделия в ту или иную группу выбирается мера близости параметров изделия к математическим ожиданиям этих параметров для каждой группы. К примеру, для изделий, где определяющими являются масса (m), число деталей (n) и объем (V) (машиностроение), эта мера может быть представлена в виде:
Dij = Ö(mi - mj)2 + (ni - nj)2 + (Vi - Vj)2 , (3.1)
где m j, n j, Vj - математические ожидания параметров изделий j-й группы;
m i, n i, Vi - соответствующие параметры изделия.
Далее в данном курсе, в учебных целях мы будем рассматривать в качестве признаков разбивки изделий на группы именно эти признаки (массу, число деталей, объем).
нового изделия Топ.
Как было отмечено выше (лекция 2, вопр. 4) период освоения нового товара состоит в общем случае из трех этапов, имеющих свои временные характеристики, средние значения которых, соответственно, равны t1, t2, t3. Средние значения t1, t2, t3 определяются из статистических данных с помощью регрессионного анализа:
где a01, am, aд - коэффициенты регрессии.
На основании полученных регрессионных зависимостей определяются средние значения t1, t2, t3, а значит и время периода освоения нового товара Топ= = t1+ t2+ t3 для различных групп изделий.
1.3. Определение
периода производства и
Среднее время производства и реализации изделия определяется двумя основными факторами - состоянием рынка и развитием технологий. Состояние рынка, как фактор, влияющий на длительность периода производства и реализации товара, определяется степенью конкурентной борьбы предприятий производителей и покупательной способностью потребителей. Для определения средней продолжительности периода производства и реализации продукции предприятию необходимо проведение маркетинговых исследований и отслеживание статистической информации о жизненных циклах (ж.ц.) товаров конкурентов.
Упрощенный
пример определения средней
Например, имеется информация
о 10 конкурентах, из которой известно,
что аналогичный
1.4. Учет влияния стохастичности (случайности) внешней среды на коэффициент обновления Ко.
Предприятие - открытая система, подверженная внешним случайным воздействиям (всевозможные рыночные, налоговые, инфляционные, политические факторы). Поэтому, для определения способности предприятия к гибкому развитию, а именно для определения коэффициента обновления Ко необходим вероятностный подход, учитывающий стохастичность процесса освоения и производства любого нового изделия.
В рассматриваемой методике вероятностная модель определения Ко построена на основе марковского случайного процесса с дискретными состояниями и непрерывным временем (см. теорию вероятностей). Цикл освоения производства, выпуска и реализации продукции представляет собой марковский случайный процесс, суть которого сводится к следующему. Рассматриваемый цикл (система) разбивается на отдельные состояния, которые соответствуют периодам освоения, производства и реализации продукции, описанным выше:
S1 - НИОКР (t1);
S2 - подготовка производства ( t2);
S3 - освоение производства (t3);
S4 - выпуск продукции (t4);
S5 - реализация продукции (t5).
При этом из каждого состояния
система может перейти в
Нио
l12 l23 l34 l45
l2n l3n l4n
l1n
Рис. 2.2. Граф состояний системы (гибкого развития предприятия).
Вероятности lij можно найти, решив известную в теории вероятностей систему уравнений Колмогорова (см. теорию вероятностей). В результате получим, что вероятность перехода системы из состояния Si в сосотояние Si+1 представляет собой величину, обратную среднему времени пребывания системы в предыдущем состоянии. Подход к оценке этих времен (t1, t2, t3) рассмотрен выше в пункте 2.2.
Обработав статистику по изделиям, выпускаемым современно оборудованными предприятиями определенной отрасли (в нашем примере машиностроительными предприятиями), можно получить нормативные коэффициенты обновления Кон для групп изделий в соответствии с предлагаемой классификацией на основе кластерного анализа. В каждом конкретном случае можно определить фактическое значение Коф. Если соотношение Кон / Коф>1, то предприятие достаточно гибкое, имеет большие технические потенциальные возможности. Если Кон / Коф<1, то технические возможности гибкого развития предприятия недостаточны, и требуются дополнительные вложения средств или корректировка номенклатуры осваиваемых изделий. При этом следует помнить, что количество новых изделий в освоении N регламентируется производимой номенклатурой продукции n. Поэтому, с учетом формулы N = Kо*n (см. лекцию 2, вопр.4, ф-ла 1.10) коэффициент обновления Ко можно трактовать как тангенс угла наклона прямой N= f(n), т.е. Ко = tga.
коэффициента обновления Ко.
При определении коэффициента обновления Ко конкретного предприятия возможны два подхода - вероятностный и детерминированный:
1. Вероятностный подход учитывает внешнее воздействие рынка через времена перехода из состояний Si в состояние свертывания работ Sn. Вероятность l перехода системы из состояния в состояние, как было сказано выше, равна li,i+1 = 1/ti. Время такого перехода трактуется как время, необходимое конкуренту для освоения производства аналогичного, более совершенного изделия, его выпуска и реализации, т. е. для вытеснения с рынка рассматриваемого нового изделия. Учитывая что,
Ко¢ = (t1+t2+t3) / (t4+t5),
где ti - время пребывания системы соответственно в состояниях S1-S5, применяя теорию вероятностей (см. марковские случайные процессы), можно записать эту формулу так:
Ко¢ = ------------------------------
Выполнив соответствующие
Ко¢ = -------------- ------------------------ + --------------- + t3 (3.4)
Где Qi - время перехода из соответствующего состояния системы в состояние свертывания работ.
В этом случае:
Q2 = 2Tоп + t4 , Q3 = Q2 - t2 , Q4 = Q3 - t3 , Q5 = Q4 - t4
2. Детерминированный подход предполагает малую вероятность свертывания работ, т.е. низкую степень активности конкурентов, которой можно пренебречь. Тогда Ко рассчитывается без учета вероятности свертывания работ по формуле:
Ко = (t1+t2+t3) / Тпр,
Где Тпр определяется из статистических данных об аналогичных товарах (см. п.2.3), а t1,2,3 - на основе обработке внутренней информации с помощью регрессионного анализа (см. п. 2.2).
определения коэффициента обновления (Ко¢ - с учетом случайных внешних воздействий; Ко - без учета случайных внешних
воздействий)
При освоении нового изделия рекомендуется провести анализ его жизненного цикла на основе рассмотренной методики в следующей последовательности:
1) Имея техническое задание на разработку изделия, определяем его массу m, габариты (объем) V и число деталей nд. Используя результаты кластерного анализа (п.2.1) определяем группу, к которой принадлежит данное изделие по формуле (3.1). Для машиностроительной отрасли можно воспользоваться средними значениями параметров в группах, представленными в таблице 3.2.
Таблица 3.2.
Среднее значение параметров (признаков) в группах
№ группы |
Средняя масса, m (кг) |
Среднее число деталей, nд (шт.) |
Средние габариты (объем), V (м3) |
I |
80 |
20 |
0,01 |
II |
121 |
231 |
0,36 |
III |
266 |
1380 |
2,46 |
IV |
3170 |
4380 |
17,6 |