Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение понятия «фирменный магазин», выяснить состояние и направления развития фирменной торговли в Республике Беларусь, дать краткую экономико - организационную характеристику объекта исследования, в данном случае ЧТУП «Керамин-Сож» город Гомель. Определить состояние коммерческой деятельности по организации розничной продажи данного предприятия: изучение спроса, формирование ассортимента, процесс продажи и обслуживания покупателей, а так же выявить основные направления совершенствования коммерческой деятельности данного предприятия.
Введение 3
1. Состояние и направления развития фирменной торговли в Республике Беларусь 5
2. Краткая экономико - организационная характеристика объекта исследования и зоны его деятельности 15
3. Состояние коммерческой деятельности по организации розничной продажи
3.1. Изучение спроса 20
3.2. Формирование ассортимента и контроль за его состоянием 28
3.3. Процесс продажи и обслуживания покупателей 31
4. Основные направления совершенствования коммерческой деятельности Торгового дома «Керамин – Сож» 34
Заключение 42
Список использованных источников 47
БЕЛОРУССКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СОЮЗ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Фирменный магазин как канал продвижения собственной продукции» (на примере ЧТУП « Торговый дом «Керамин – Сож» г. Гомель)
Выполнил (а) студент ( ка )
Факультета коммерции и логистики
группы КС 43
Высоцкая Светлана Анатольевна
Научный руководитель:
Доцент Гурская Светлана Петровна
Гомель 2012
Содержание
Введение
1. Состояние и направления развития фирменной
торговли в Республике Беларусь
2. Краткая экономико - организационная
характеристика объекта исследования
и зоны его деятельности
3. Состояние коммерческой деятельности по организации розничной продажи
3.1. Изучение спроса
3.2. Формирование ассортимента и контроль за его состоянием 28
3.3. Процесс продажи и обслуживания покупателей
4. Основные направления совершенствования
коммерческой деятельности Торгового
дома «Керамин – Сож»
Заключение
Список использованных
источников
Приложения
Введение
В нашей республике фирменная торговля занимает значительный удельный вес и в целом развита очень неплохо. Также фирменная сеть имеет устойчивую тенденцию к расширению.
Проблема фирменной торговли и путей ее дальнейшего развития является актуальной в настоящее время, так как в связи с переходом к рыночным отношениям фирменная торговля получает существенное развитие. Переход к рыночным отношениям требует широкой экономической самостоятельности предприятий, возможностей проведения ими разнообразных производственных, сбытовых и финансовых маневров для максимального реагирования на изменения общественных и индивидуальных потребностей различных слоев населения. Важное значение в приспособлении промышленности к требованиям рынка принадлежит фирменным магазинам.
Фирменную торговлю образуют промышленные предприятия, выпускающие товары народного потребления.
Фирменным магазином считается торговое предприятие, учредителем (учредителями) которого являются субъекты хозяйствования, выпускающие товары. В 1998 году Министерством торговли утверждено типовое положение о фирменном магазине, из которого следует, что фирменный магазин может быть открыт предприятием-изготовителем, причём как по месту его нахождения, так и в других регионах Республики Беларусь и за её пределами.[19]
Фирменные магазины получат дальнейшее развитие в республике (это связано с развитием рыночных отношений). Предусмотрено открытие фирменных домов торговли, будет развиваться сеть фирменных секций в действующих предприятиях торговли.
В этой связи актуальной
следует признать возрастающую потребность
повышения
Крупнейшая товаропроводящая сеть ОАО “Керамин” представлена торговыми домами, расположенными по всей территории Республики Беларусь. Она включает в себя магазины в следующих городах: Брест, Бобруйск, Витебск, Гомель, Гродно, Могилев, Минск и др. Главным преимуществом торгового дома является его приоритетная направленность на организацию эффективной розничной торговли и развитие розничной сети. Унитарное предприятие обеспечивает выполнение задач в соответствии с общей стратегией ОАО “Керамин”, имеет оптимальную организационную структуру для выполнения соответствующих задач; обеспечивает качественное представление и продвижение бренда, централизованную логистику, единое ценообразование и проводит совместную рекламную политику.
Целью данной курсовой работы является определение понятия «фирменный магазин», выяснить состояние и направления развития фирменной торговли в Республике Беларусь, дать краткую экономико - организационную характеристику объекта исследования, в данном случае ЧТУП «Керамин-Сож» город Гомель. Определить состояние коммерческой деятельности по организации розничной продажи данного предприятия: изучение спроса, формирование ассортимента, процесс продажи и обслуживания покупателей, а так же выявить основные направления совершенствования коммерческой деятельности данного предприятия.
Данная курсовая работа была написана с помощью таких учебников и авторов, как: С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова «Коммерческая деятельность», Н. Л. Каунова и др, законодательных актов РБ, а так же интернет-источников.
Курсовая работа состоит 48 листов, введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников, приложений.
1 Состояние и направления развития фирменной торговли в Республике Беларусь
Динамичное развитие экономики стимулирует рост потребительского спроса и изменения структуры потребления продукции, что, в свою очередь, вынуждает предприятия постоянно искать новые способы повышения конкурентоспособности товаров не только за счет роста их потребительской стоимости, но и за счет предоставления сопутствующих торговых услуг.
Вместе с тем до настоящего времени многие отечественные предприятия не смогли в полной мере использовать возможности рыночной системы, в результате чего, как и прежде, обслуживают преимущественно локальные рынки. В то же время зарубежная практика показывает, что развитие фирменных торговых систем крупными компаниями и объединениями (например, Coca-Cola, McDonald's, Nestle и др.) позволяет создавать более устойчивые конкурентные преимущества на рынках потребительских товаров, особенно при продвижении собственных торговых марок. В этой связи установлено, что вопросы организации и функционирования фирменной торговли являются в настоящее время приоритетными для предприятий-производителей не только при разработке сбытовой политики, но и при формировании общей долгосрочной стратегии и тактики рыночных действий, направленных на максимально возможное повышение конкурентоспособности реализуемой продукции. Отставание в развитии собственных торгово-сбытовых систем, как правило, означает для организации потерю контроля над важнейшим звеном производственной и товаропроводящей цепи - продажей товаров в розничной торговой сети. Следовательно, товаропроизводители, не имеющие адекватной рыночным условиям системы распределения, не могут рассчитывать на стабильный сбыт выпускаемой продукции.[1]
Как свидетельствует
практика, в Беларуси сфера услуг,
включая торговую отрасль, получила
в последние десятилетия
Возникновение и развитие фирменной торговли как экономического явления связано с усилением производственной и торговой специализации, характеризующегося становлением институтов предпринимательства и образованием фирм, для которых приобретает существенное значение торговая марка, ставшая гарантией неизменности значимых для потребителей свойств и качеств товаров и услуг.
Наиболее широкое
Основным отличием отечественной
практики является принадлежность фирменных
магазинов товаропроизводителям
Активное развитие фирменной торговли в Беларуси приходится на 90-е годы ХХ века, когда стали проявляться негативные тенденции в экономике (инфляция, задержки платежей, несоблюдение условий хранения, реализации и пр.), что обусловило эффективность создания прямых каналов сбыта, где продукция, минуя посредников, могла реализовываться непосредственно конечным потребителям. Основным преимуществом на этом этапе стала возможность максимального роста оборачиваемости капитала и прибыли (в которую включалась торговая надбавка).[7]
В настоящее время результативность фирменной торговли зависит от наличия соответствующей организации и подготовленного персонала, обладающего необходимыми знаниями в области налаживания эффективного взаимодействия производителей и потребителей продукции. В этой связи важное значение приобретают вопросы: изучения процессов обмена информацией, трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами между продавцом и потребителем; оценки макро- и микросреды, в которой действует торгово-сбытовая система; анализа возможностей фирмы-учредителя. Это позволит эффективно реализовать в фирменной торговле основную идею современной рыночной экономики о том, что потребитель приобретает не материальный товар или услугу, а удовлетворение собственной потребности с помощью потребительной стоимости.
Установлено, что практика фирменной торговли в республике переживает новый период, когда прежние подходы, модели и методы становятся малоэффективными. Такое положение обусловлено усилением конкуренции между товаропроизводителями и в розничной торговле, а также повышением доходов населения и, как следствие, ростом требований покупателей к качеству потребляемых продуктов и торговому сервису. Вместе с тем недостаточная проработанность теоретической и методологической базы не позволяет поставить всю систему на научную основу.
В этой связи актуальной следует признать возрастающую потребность повышения конкурентоспособности и прибыльности фирменной торговли в Беларуси, исследования ее сущности как системы взаимодействия между производителями и потребителями товаров и услуг, а также специфики и технологии ее функционирования в условиях конкурентного рынка.
Кризис начала 90-х годов прошлого века и переход бывших союзных республик к рыночной экономике вызвал такие негативные явления, как хронические неплатежи и задержки расчетов, что в условиях инфляции приводило к значительным убыткам. В этой связи производители по большей части вынуждены были создавать собственные розничные торговые предприятия, которые в дальнейшем получали статус «фирменный». Основной их задачей стал оперативный сбыт и повышение оборачиваемости капитала. Ряд таких магазинов, во многом трансформировавшись, сохранилось до настоящего времени.
Переход Республики Беларусь к рыночной экономике создал условия для развития предпринимательской деятельности в сфере потребительского рынка. Одним из наиболее прогрессивных и перспективных направлений развития торговли стало зарождение и развитие сети фирменных магазинов производственных предприятий.
Торговля представляет собой сложную организационно - экономическую систему рыночной экономики, которая находится в динамичном развитии, образуя единую целостную структуру, ориентированную на эффективное обслуживание всей цепи товаров от производителей до потребителей.
Розничная торговля играет важную роль в постоянно изменяющемся обществе. Кроме того, данная сфера является одним из основных источников занятости населения. Результативность торговой деятельности непосредственно зависит от постоянно изменяющихся настроений потребителей и новых способов ведения торговли.
В организациях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной стоимости в денежную, создается экономическая основа для возобновления производства товаров и создаются стартовые возможности для нового цикла производства. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства. Доля торговой отрасли в стоимости конечного общественного продукта развитых стран колеблется от 15 до 25 %.[7]