Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 14:22, курсовая работа
Цель исследования: реализация экономического воспитания на уроках технологии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в образовательной области "Технология" в 8 классе.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты экономического воспитания у школьников…………… . ……………………………………………………………5
1.1. Сущность, понятия «экономическое воспитание»…….............................5
1.2. Экономическое воспитание учащихся во внеклассной и внешкольной работе…………………………………………………………………………………11
1.3. Учет возрастных особенностей подростков.. …………………………….13
1.4. Выводы по первой главе ………………………………..............................17
Глава II. Экономическое развитие школьников 8 класса на уроках
технологии………………………………………………………………………19
2.1. Роль и место раздела «Элементы домашней экономики» в технологической подготовке учащихся в 8 классе……………………………….19
2.2. Разработка учебно-тематического плана раздела «Элементы домашней экономики», 8 класс……………………………………………………………22
2.3 Разработка плана-конспекта урока раздела «Элементы домашней экономики», 8 класс……………………………………………………………26
Список использованной литературы………………………….……...............35
Развитие наблюдательности, памяти, внимания. В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним.
Подросток воспринимает уже не
только то, что лежит на поверхности
явлений, хотя здесь многое
зависит от его отношения к
воспринимаемому материалу –
и ученик поражает
Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов[53, с. 69].
В подростковом возрасте
В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мыслительной деятельности учащихся, главным образом в процессе обучения. Достигнутая степень развития мышления младшего школьника позволяет в подростковом возрасте приступить к систематическому изучению основ наук. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний у подростков требуют опоры на способность самостоятельно мыслить, сравнивать, делать выводы и обобщения. С переходом к подростковому возрасту существенно изменяются, обогащают как отвлеченно обобщающие, так и образные компоненты мыслительной деятельности (в частности, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержание понятия в конкретных образах и представлениях).
Но общее направление развития мышления происходит в плане постепенного перехода от преобладания наглядно- образного мышления (у младших школьников) к преобладанию отвлеченного мышления в понятиях (у старших подростков).
Подростков очень привлекает
возможность расширить,
Многие учебные предметы
Надо поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их отношение к учению. Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные, отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное закрепляется отрицательное отношение к предмету.
Наоборот, благоприятной ситуацией
учения для подростков
В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь в начале контролем по результату или заданному образу, а затем - процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Особую линию в речевом развитии образует та, которая связана с соединением и взаимопроникновением мышления и речи.
В учении формируется общие
интеллектуальные способности,
В общении формируются и
1.4. Выводы по первой главе
Подводя
итоги проделанной в 1 главе работы
можно сделать следующие
Новая экономическая реальность стала причиной изменений в школьном экономическом образовании, которое переживает сейчас период становления: разрабатываются теоретические основы, уточняются содержание, формы и методы работы, идет процесс переосмысления системы организации экономического воспитания. При определении сущности понятия «Экономическая воспитанность» ученые, исходят из структуры личности и выделяют следующие компоненты: интеллект (сознание), нравственность (поведение), воля и чувства (механизм саморегуляции). Экономическое воспитание – это организованная педагогическая деятельность специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономики, о развитии производительных отношениях, о действующем хозяйственном механизме. Специфические задачи экономического воспитания — развитие интереса к систематическому пополнению и усвоению экономических знаний, навыков, умений; формирование и укрепление экономического сознания и мышления; формирование стимулов и мотивов эффективной экономической деятельности, стремления по-хозяйски относиться к общественной собственности, умножать народное достояние; рост творческой активности.
В системе экономического воспитания школьников большое значение имеют производственные экскурсии, встречи с руководителями образцовых предприятий и хозяйств, переводчиками производства, с представителями арендных бригад, семейного порядка.
Содержание
этих форм экономического воспитания
тщательно планируется с целью
последовательного
Глава II. Разработка учебно-тематического плана раздела «Элементы домашней экономики», 8 класс
2.1. Роль и место раздела технологической подготовки учащихся
Раздел «Элементы
домашней экономики» представляется особенно
актуальным, так как рассматривается
как набор умений и навыков
грамотного потребительского поведения,
как осмысление роли и места потребителя
в социально-экономической
Данный раздел является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый (профильный) компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации не только экономического, но и технологического, правового, культурологического характера. Предлагаемый модуль должен стимулировать интерес к продолжению образования в рамках социально-экономического, гуманитарного и технологического профиля.
Основная цель – формирование экономического мышления учащихся и привитие навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях.
Первоначальные понятия о домашней экономике учащиеся познают в семье, школе, окружающей среде, при выполнении творческих проектов. Семья-это общество в миниатюре, она развивается по тем же экономическим законам, что и общество, а поэтому, освоив домашнюю экономику, учащиеся более сознательно будут изучать другие составляющие экономики.
Раздел «Элементы домашней экономики» является логическим продолжением первого уровня программы «Технология» - элементы домашней экономики и основы предпринимательства. Раздел "Элементы домашней экономики» основывается на знаниях, полученных учащимися в 8 классах, и включает в себя информацию, расширяющую их, а также не освященную в базовой программе.
Изучение раздела преследует следующие цели:
1) Вооружить
учащихся знаниями о домашней
экономике, сформировать
2) Воспитать
уважение к собственности,
3) Подготовить
учащихся к выполнению роли
потребителя, производителя,
Изучение раздела решает следующие задачи:
1) Познакомить
учащихся с экономической
2) Развить
целостность взглядов на семью,
3) Раскрыть взаимосвязь семьи, общества и государства.
4) Научить
осуществлять несложные
5) Подготовить
к жизни в условиях
6) Сформировать качества рачительного хозяина и покупателя.
7) Воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.
Следует иметь ввиду, что сплав знаний и умений по основам предпринимательства, а также по обработке услуг будет способствовать формированию настоящих российских предпринимателей. Поэтому одна из важных задач раздела - научить учащихся честно производить и реализовывать товары и услуги; осуществлять смелые, важные и трудные проекты; сформировать готовность добровольно брать на себя трудные дела, идти на риск, связанный с реализацией новых, дерзких идей; придумывать новые или улучшать существующие товары и услуги.
Из форм обучения рекомендуется применять рассказ, объяснение, беседу, диспут, деловые игры, самостоятельную работу учащихся. Особое внимание следует уделить ЭВМ, моделирующим различные этапы предпринимательской деятельности и производственные ситуации.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.
Учащиеся должны знать:
Цели
и значение домашней экономики; общие
правила ведения домашнего
Учащиеся должны уметь:
Анализировать семейный бюджет, определять промежуточный минимум семьи, расходы на учащегося; анализировать рекламу потребительских товаров; осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности; выдвигать деловые идеи; изучать конъюнктуру рынка, использовать возможности компьютера в деловой переписке, рекламе, финансовых расчетах, ведении документации.
При изучении теоретического материала используются:
· методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательско - творческий, репродуктивный (беседа, рассказ, лекция, семинар, применение новых знаний, самостоятельное изучение нового по книге,решение проблемных задач);
Информация о работе Экономическое воспитание на уроках технологии