Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 14:22, курсовая работа
Цель исследования: реализация экономического воспитания на уроках технологии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в образовательной области "Технология" в 8 классе.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты экономического воспитания у школьников…………… . ……………………………………………………………5
1.1. Сущность, понятия «экономическое воспитание»…….............................5
1.2. Экономическое воспитание учащихся во внеклассной и внешкольной работе…………………………………………………………………………………11
1.3. Учет возрастных особенностей подростков.. …………………………….13
1.4. Выводы по первой главе ………………………………..............................17
Глава II. Экономическое развитие школьников 8 класса на уроках
технологии………………………………………………………………………19
2.1. Роль и место раздела «Элементы домашней экономики» в технологической подготовке учащихся в 8 классе……………………………….19
2.2. Разработка учебно-тематического плана раздела «Элементы домашней экономики», 8 класс……………………………………………………………22
2.3 Разработка плана-конспекта урока раздела «Элементы домашней экономики», 8 класс……………………………………………………………26
Список использованной литературы………………………….……...............35
Экономическое воспитание - многосторонний сложный процесс.
В тесной связи с трудовым обучением должно обеспечиваться и экономическое воспитание учащихся.
Это значит, что учащиеся должны включаться в активную экономическую деятельность.
Экономическое воспитание – это организованная педагогическая деятельность специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся [2.с.43]. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономики, о развитии производительных отношениях, о действующем хозяйственном механизме.
Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирования нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности : общественной активности, предприимчивости, инициативности, хозяйского бережного, честного отношения к общественному достоянию, ответственности, обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию.
Единство экономической подготовки и экономической деятельности представляет собой экономическую культуру.
Экономическое воспитание в школе осуществляется на уроках по всем основным предметам. Общественный цикл обеспечивает усвоение детьми основных понятий экономики.
Школьники узнают об экономическом бизнесе как совокупности производственных отношений, о производительных силах и их размещении, о различных экономических системах, основанных на тех или иных формах собственности и способах распределения материальных благ, вносят свой вклад в предметы естественного цикла.
На уроках математики ребята решают задачи экономического содержания.
Уроки физики, биологии, химии демонстрируют учащимся использование в производстве достижений науки и техники, обеспечивающих рост производительности труда.
Прямо связанно с задачами интенсификации производства изучение школьниками информатики и вычислительной техники, обеспечение компьютерной грамотности.
Особую роль в экономическом воспитании школьников принадлежит учителям географии. Практически это единственные специалисты в школе, получившие подготовку не только в области политической экономики, но и конкретной экономики.
Благодаря этому они должны своеобразными консультантами по осуществлению экономической подготовки учащихся во всем учебно-воспитательном процессе, координировать эту работу в школе.
То есть активное включение учащихся в экономическую деятельность:
- в
определенной мере это
Но главное – практическое включение учащихся в экономическую жизнь в процессе общественно полезной деятельности.
В деятельности классного руководителя экономическое воспитание осуществляется в результате прямого участия детей в общественно полезной работе и сохранении общественных богатств. Ребята оберегают имущество школы.
Особое значение в экономическом воспитании школьников приобретает специальное изучение ими общих вопросов экономического развития страны.
Общеобразовательная школа за
последние годы значительно
Важнейшей ее задачей является наряду с практической деятельностью широкое ознакомление учащихся с конкретными проблемами экономики.
В условиях
совершенствования рынка труда
идет интенсивный процесс
В современных условиях дальнейшее развитие всех черт работника нового типа приобретает особую актуальность и значимость в связи с переводом экономики на путь интенсивного развития НТП (научно-технического процесса).
Это относится также и к
затратам живого труда и
Экономическое воспитание— систематическое, целенаправленное воздействие с целью формирования у членов общества знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам [20.с.52]. Экономическое воспитание направлено на развитие у членов нашего общества умения трудиться творчески, рационально, экономно, достигать высоких конечных результатов с наименьшими затратами. Специфические задачи экономического воспитания — развитие интереса к систематическому пополнению и усвоению экономических знаний, навыков,
умений; формирование и укрепление экономического сознания и мышления; формирование стимулов и мотивов эффективной экономической деятельности, стремления по-хозяйски относиться к общественной собственности, умножать народное достояние; рост творческой активности.
Экономические качества личности проявляются в процессе конкретной экономической деятельности. Они могут быть позитивными (бережливость, экономность, хозяйственность, организованность и др.) и негативными (расточительность, бесхозяйственность, неорганизованность, пренебрежительное отношение к общим интересам и др.). Формируя в процессе экономического воспитания положительные качества личности, общественные организации призваны целенаправленно влиять на преодоление и полное изжитие отрицательных качеств и их проявлений в жизни. Экономические качества работника неразрывно связаны с качеством его работы на благо общества.
Таким образом, под экономическим воспитанием учащихся в данной работе мы будем понимать организованную педагогическую деятельность специально продуманную систему работы, направленную на формирование экономического сознания учащихся, знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам.
1.2. Экономическое воспитание учащихся во внеклассной и внешкольной работе
Что такое воспитание учащихся во внеклассной и внешкольной работе?
Сюда относится работа кружков экономических знаний:
- организация бесед, диспутов, собраний;
- лекции
о необходимости различного
- проведения викторин, семинаров;
- выставок;
- конкурс
за бережное отношение к
В системе экономического воспитания школьников большое значение имеют производственные экскурсии, встречи с руководителями образцовых предприятий и хозяйств, переводчиками производства, с представителями арендных бригад, семейного порядка.
Содержание
этих форм экономического воспитания
тщательно планируется с целью
последовательного
Развитию способностей к труду помогает участие школьников в различных формах школьного самоуправления.
Участие в управлении расширяет кругозор школьникам, помогает им осмыслить сущность и цели воспитания.
Чтобы каждый ученик чувствовал себя хозяином школы, активно участвовал в управлении делами своего коллектива.
Привлечение учащихся к управленческой деятельности, так же как и создание в каждой школе атмосферы бережного отношения к общественному добру; учебному времени, непримиримости к бесхозяйственности.
Повышение эффективности экономического воспитания во внеурочное время в большей степени зависит от согласованных действий школы, семьи, общественности.
Очевиден тот факт, что если воспитание в школе не подкрепляется участием родителей в данном процессе, то эффективность формирования тех или иных качеств резко снижается.
Немаловажное является также экономическое воспитание в семье и призваны решать следующие задачи:
1. Формировать у детей разумные потребности.
2. Умение соизмерять их с возможностями удовлетворения.
3. Понимание
необходимости труда для
Но пока возможности экономического воспитания детей в семье используются недостаточно.
Недостаточное внимание экономическому воспитанию приводит к экономической безграмотности учащихся, их негативности к выбору профессий в соответствии с собственными интересами, способностями и потребностями народного хозяйства.
Отсутствие современной базы для экономически эффективного производительного труда старших школьников воспитывает у них безалаберность, антиэкономические взгляды, пренебрежение трудовой дисциплины. Все это переносится ребенком из школы во взрослую трудовую жизнь.
Чтобы устранить этот недостаток, необходимо расширить и углубить пропаганду экономических знаний среди родителей, обучать их формам и методам экономического воспитания.
1.3. Учет возрастных особенностей подростков
Подростковый возраст - это возраст от 10 –11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 6-8 классов.
Подростковый возраст называют
переходным возрастом, потому
что в течение этого периода
происходит своеобразный
В подростковом возрасте
Существенные изменения
Учение для подростка является
главным видом деятельности. И
от того, как учится подросток,
во многом зависит его
Развитие мышления. В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям личности.
Основная особенность
Значение конкретно - образных
компонентов мышления
Информация о работе Экономическое воспитание на уроках технологии