Экономическое воспитание на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: реализация экономического воспитания на уроках технологии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в образовательной области "Технология" в 8 классе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты экономического воспитания у школьников…………… . ……………………………………………………………5
1.1. Сущность, понятия «экономическое воспитание»…….............................5
1.2. Экономическое воспитание учащихся во внеклассной и внешкольной работе…………………………………………………………………………………11
1.3. Учет возрастных особенностей подростков.. …………………………….13
1.4. Выводы по первой главе ………………………………..............................17

Глава II. Экономическое развитие школьников 8 класса на уроках
технологии………………………………………………………………………19
2.1. Роль и место раздела «Элементы домашней экономики» в технологической подготовке учащихся в 8 классе……………………………….19
2.2. Разработка учебно-тематического плана раздела «Элементы домашней экономики», 8 класс……………………………………………………………22
2.3 Разработка плана-конспекта урока раздела «Элементы домашней экономики», 8 класс……………………………………………………………26
Список использованной литературы………………………….……...............35

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

          Экономическое воспитание - многосторонний  сложный процесс.

 В тесной связи с трудовым обучением должно обеспечиваться и экономическое воспитание учащихся.

 Это значит, что учащиеся должны включаться в активную экономическую деятельность.

 Экономическое воспитание – это организованная педагогическая деятельность специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся [2.с.43]. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономики, о развитии производительных отношениях, о действующем хозяйственном механизме.

 Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирования нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности : общественной активности, предприимчивости, инициативности, хозяйского бережного, честного отношения к общественному достоянию, ответственности, обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию.

 Единство  экономической подготовки и экономической  деятельности представляет собой экономическую  культуру.

    Экономическое воспитание в школе осуществляется на уроках по всем основным предметам. Общественный цикл обеспечивает усвоение детьми основных понятий экономики.

    Школьники узнают об экономическом бизнесе  как совокупности производственных отношений, о производительных силах и их размещении, о различных экономических системах, основанных на тех или иных формах собственности и способах распределения материальных благ, вносят свой вклад в предметы естественного цикла.

 На  уроках математики ребята решают задачи экономического содержания.

 Уроки физики, биологии, химии демонстрируют  учащимся использование в производстве достижений науки и техники, обеспечивающих рост производительности труда.

 Прямо связанно с задачами интенсификации производства изучение школьниками  информатики и вычислительной техники, обеспечение компьютерной грамотности.

 Особую  роль в экономическом воспитании школьников принадлежит учителям географии. Практически это единственные специалисты  в школе, получившие подготовку не только в области политической экономики, но и конкретной экономики.

 Благодаря этому они должны своеобразными  консультантами по осуществлению экономической  подготовки учащихся во всем учебно-воспитательном процессе, координировать эту работу в школе.

 То  есть активное включение учащихся в  экономическую деятельность:

 - в  определенной мере это осуществляется  в процессе обучения (выполнения  упражнений, решения практических  задач).

 Но  главное – практическое включение  учащихся в экономическую жизнь  в процессе общественно полезной деятельности.

 В деятельности классного руководителя экономическое воспитание осуществляется в результате прямого участия детей в общественно полезной работе и сохранении общественных богатств. Ребята оберегают имущество школы.

 Особое  значение в экономическом воспитании школьников приобретает специальное изучение ими общих вопросов экономического развития страны.

            Общеобразовательная школа за  последние годы значительно окрепла  как школа единая, трудовая и  политическая.

 Важнейшей ее задачей является наряду с практической деятельностью широкое ознакомление учащихся с конкретными проблемами экономики.

 В условиях совершенствования рынка труда  идет интенсивный процесс формирования труженика нового типа, которому присущи (наряду с высоким общеобразовательным  уровнем, широкими политехническими знаниями и профессиональным мастерством) сознательное, творческое отношение к труду, забота об общих результатах производства, активное участие в управлении общественным производством.

 В современных  условиях дальнейшее развитие всех черт работника нового типа приобретает особую актуальность и значимость в связи с переводом экономики на путь интенсивного развития НТП (научно-технического процесса).

   Это относится также и к  затратам живого труда и повышения  эффективного использования рабочего времени.

 Экономическое воспитание—   систематическое, целенаправленное воздействие с целью формирования у членов общества знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам [20.с.52]. Экономическое воспитание направлено на развитие у членов нашего общества умения трудиться творчески, рационально, экономно, достигать высоких конечных результатов с наименьшими затратами. Специфические задачи экономического воспитания — развитие интереса к систематическому пополнению и усвоению экономических знаний, навыков,

 умений; формирование и укрепление экономического сознания и мышления; формирование стимулов и мотивов эффективной  экономической деятельности, стремления по-хозяйски относиться к общественной собственности, умножать народное достояние; рост творческой активности.

 Экономические качества личности проявляются в  процессе конкретной экономической  деятельности. Они могут быть позитивными (бережливость, экономность, хозяйственность, организованность и др.) и негативными (расточительность, бесхозяйственность, неорганизованность, пренебрежительное отношение к общим интересам и др.). Формируя в процессе экономического воспитания положительные качества личности, общественные организации призваны целенаправленно влиять на преодоление и полное изжитие отрицательных качеств и их проявлений в жизни. Экономические качества работника неразрывно связаны с качеством его работы на благо общества.

 Таким образом, под экономическим воспитанием учащихся в данной работе мы будем понимать организованную педагогическую деятельность специально продуманную систему работы, направленную на формирование экономического сознания учащихся, знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам.

 

 1.2. Экономическое воспитание  учащихся во внеклассной  и внешкольной  работе

 

          Что такое воспитание учащихся во внеклассной и внешкольной работе?

 Сюда  относится работа кружков экономических  знаний:

 - организация  бесед, диспутов, собраний;

 - лекции  о необходимости различного отношения  к материальным ценностям; 

 - проведения  викторин, семинаров;

 - выставок;

 - конкурс  за бережное отношение к книгам, учебникам.

 В системе  экономического воспитания школьников большое значение имеют производственные экскурсии, встречи с руководителями образцовых предприятий и хозяйств, переводчиками производства, с представителями арендных бригад, семейного порядка.

 Содержание  этих форм экономического воспитания тщательно планируется с целью  последовательного систематического ознакомления школьников с актуальными экономическими проблемами, образцовым ведением дела

 Развитию  способностей к труду помогает участие  школьников в различных формах школьного  самоуправления.

 Участие в управлении расширяет кругозор школьникам, помогает им осмыслить сущность и цели воспитания.

 Чтобы каждый ученик чувствовал себя хозяином школы, активно участвовал в управлении делами своего коллектива.

 Привлечение учащихся к управленческой деятельности, так же как и создание в каждой школе атмосферы бережного отношения к общественному добру; учебному времени, непримиримости к бесхозяйственности.

 Повышение эффективности экономического воспитания во внеурочное время в большей  степени зависит от согласованных  действий школы, семьи, общественности.

 Очевиден  тот факт, что если воспитание в  школе не подкрепляется участием родителей в данном процессе, то эффективность формирования тех  или иных качеств резко снижается.

 Немаловажное  является также экономическое воспитание в семье и призваны решать следующие задачи:

 1. Формировать  у детей разумные потребности.

 2. Умение  соизмерять их с возможностями  удовлетворения.

 3. Понимание  необходимости труда для наиболее  полного удовлетворения потребностей.

 Но  пока возможности экономического воспитания детей в семье используются недостаточно.

 Недостаточное внимание экономическому воспитанию приводит к экономической безграмотности учащихся, их негативности к выбору профессий в соответствии с собственными интересами, способностями и потребностями  народного хозяйства.

 Отсутствие современной базы для экономически эффективного производительного труда старших школьников воспитывает у них безалаберность, антиэкономические взгляды, пренебрежение трудовой дисциплины. Все это переносится ребенком из школы во взрослую трудовую жизнь.

 Чтобы устранить этот недостаток, необходимо расширить и углубить пропаганду экономических знаний среди родителей, обучать их формам и методам экономического воспитания.

 

 1.3. Учет возрастных  особенностей подростков

 

   Подростковый возраст - это возраст от 10 –11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 6-8 классов.

   Подростковый возраст называют  переходным возрастом, потому  что в течение этого периода  происходит своеобразный переход  (от детского к взрослому состоянию,  от незрелости к зрелости). В этом смысле подросток - полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Переход к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие – и все виды его деятельности[53, с. 167].

   В подростковом возрасте серьезно  изменяются условия жизни и  деятельности школьника, что приводит  к перестройке психики, ломке  старых сложившихся форм взаимоотношений  с людьми.

   Существенные изменения происходят  в эмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость в поведении. Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Если они чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны взорваться, хотя потом могут сожалеть об этом. Эмоциональные переживания подростков приобретают большую устойчивость. Нередко чувства подростка бывают противоречивы. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых чувств.

   Учение для подростка является  главным видом деятельности. И  от того, как учится подросток,  во многом зависит его психическое  развитие, становление его как гражданина.

   Развитие мышления. В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям личности.

   Основная особенность мыслительной деятельности подростка – нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях). Поэтому при однообразии, односторонности или ограниченности наглядного опыта тормозится вычисление абстрактных существенных признаков объекта.

   Значение конкретно - образных  компонентов мышления сказывается  и в то, что в ряде случаев  воздействие непосредственных чувственных  впечатлений оказывается сильнее воздействия слов (текста учебника, объяснения учителя). В результате происходит неправомерное сужение или расширение того ил иного понятия, когда в его состав привносится яркие, но несущественные признаки. Случайно запечатлевшиеся иллюстрации в учебнике, наглядном пособии, кадры учебного кинофильма.

Информация о работе Экономическое воспитание на уроках технологии