Моделирование систем массвого обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Модели СМО удобны для описания отдельных подсистем современных вычислительных систем, таких как подсистема процессор - основная память, канал ввода-вывода и т. д. Вычислительная система в целом представляет собой совокупность взаимосвязанных подсистем, взаимодействие которых носит вероятностный характер. Заявка на решение некоторой задачи, поступающая в вычислительную систему, проходит последовательность этапов счета, обращения к внешним запоминающим устройствам и устройствам ввода-вывода. После выполнения некоторой последовательности таких этапов, число и продолжительность которых зависит от трудоемкости программы, заявка считается обслуженной и покидает вычислительную систему.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРИЯ СИСТЕМ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1 Основы теории массового обслуживания
1.1.1 Понятие случайного процесса
1.1.2 Марковский случайный процесс
1.1.3 Потоки событий
1.1.4 Уравнения Колмогорова для вероятностей состояний.
1.1.5 Финальные вероятности состояний
1.1.6 Задачи теории массового обслуживания
1.1.7 Классификация систем массового обслуживания
1.2 Системы массового обслуживания с ожиданием
1.2.1 Одноканальные СМО с ожиданием
1.2.2 Многоканальные СМО с ожиданием
1.3 Замкнутые системы массового обслуживания
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая СМО(Кривошлык).docx

— 170.08 Кб (Скачать файл)

Пусть рассматриваемая система  имеет  - возможных состояний . Вероятность -го состояния  - это вероятность того, что в момент времени , система будет находиться в состоянии . Очевидно, что для любого момента времени сумма всех вероятностей состояний равна единице:

.

Для нахождения всех вероятностей состояний  как функций времени составляются и решаются уравнения Колмогорова – особого вида уравнения, в которых неизвестными функциями являются вероятности состояний. Правило составления этих уравнений приведем здесь без доказательств. Но прежде, чем его приводить, объясним понятие финальной вероятности состояния.

Что будет происходить  с вероятностями состояний при ? Будут ли  стремиться к каким-либо пределам? Если эти пределы существуют и не зависят от начального состояния системы, то они называются финальными вероятностями состояний.

,

где  – конечное число состояний системы.

Финальные вероятности состояний – это уже не переменные величины (функции времени), а постоянные числа. Очевидно, что:

.

Финальная вероятность состояния  – это по–существу среднее относительное время пребывания системы в этом состоянии.

Например, система  имеет три состояния ,  и . Их финальные вероятности равны соответственно 0,2; 0,3 и 0,5. Это значит, что система в предельном стационарном состоянии в среднем 2/10 времени проводит в состоянии , 3/10 – в состоянии  и 5/10 – в состоянии .

Правило составления системы  уравнений Колмогорова: в каждом уравнении системы в левой его части стоит финальная вероятность данного состояния , умноженная на суммарную интенсивность всех потоков, ведущих из данного состояния, а в правой его части – сумма произведений интенсивностей всех потоков, входящих в -е состояние, на вероятности тех состояний, из которых эти потоки исходят.

Пользуясь этим правилом, напишем  систему уравнений для нашего примера:

.

Эту систему четырех уравнений  с четырьмя неизвестными , казалось бы, можно вполне решить. Но эти уравнения однородны (не имеют свободного члена), и, значит, определяют неизвестные только с точностью до произвольного множителя. Однако можно воспользоваться нормировочным условием:  и с его помощью решить систему. При этом одно (любое) из уравнений можно отбросить (оно вытекает как следствие из остальных).

Продолжение примера. Пусть  значения интенсивностей потоков равны: ; ; ; .

Четвертое уравнение отбрасываем, добавляя вместо него нормировочное  условие:

.

; ; ; .

Т.е. в предельном, стационарном режиме система  в среднем 40% времени будет проводить в состоянии  (оба станка исправны), 20% - в состоянии  (первый станок ремонтируется, второй работает), 27% - в состоянии  (второй станок ремонтируется, первый работает), 13% - в состоянии  (оба станка ремонтируются). Знание этих финальных вероятностей может помочь оценить среднюю эффективность работы системы и загрузку ремонтных органов.

Пусть система  в состоянии  (полностью исправна) приносит в единицу времени доход 8 условных единиц, в состоянии  – доход 3 условные единицы, в состоянии  – доход 5 условных единиц, в состоянии  – не приносит дохода. Тогда в предельном, стационарном режиме средний доход в единицу времени будет равен:  условных единиц.

Станок 1 ремонтируется долю времени, равную: . Станок 2 ремонтируется долю времени, равную: . Возникает задача оптимизации. Пусть мы можем уменьшить среднее время ремонта первого или второго станка (или обоих), но это нам обойдется в определенную сумму. Спрашивается, окупит ли увеличение дохода, связанное с ускорением ремонта, повышенные расходы на ремонт? Нужно будет решить систему четырех уравнений с четырьмя неизвестными.

 

1.1.5 Задачи теории массового обслуживания

 

Примеры систем массового  обслуживания (СМО): телефонные станции, ремонтные мастерские, билетные кассы, справочные бюро, станочные и другие технологические системы, системы  управления гибких производственных систем и т.д.

Каждая СМО состоит  из какого–то количества обслуживающих  единиц, которые называются каналами обслуживания (это станки, транспортные тележки, роботы, линии связи, кассиры, продавцы и т.д.). Всякая СМО предназначена для обслуживания какого–то потока заявок (требований), поступающих в какие-то случайные моменты времени.

Обслуживание заявки продолжается какое–то, вообще говоря, случайное  время, после чего канал освобождается  и готов к приему следующей  заявки. Случайный характер потока заявок и времени обслуживания приводит к тому, что в какие–то периоды  времени на входе СМО скапливается излишне большое количество заявок (они либо становятся в очередь, либо покидают СМО не обслуженными). В  другие же периоды СМО будет работать с недогрузкой или вообще простаивать.

Процесс работы СМО –  случайный процесс с дискретными  состояниями и непрерывным временем. Состояние СМО меняется скачком  в моменты появления каких-то событий (прихода новой заявки, окончания  обслуживания, момента, когда заявка, которой надоело ждать, покидает очередь) [3].

Предмет теории массового  обслуживания – построение математических моделей, связывающих заданные условия работы СМО (число каналов, их производительность, правила работы, характер потока заявок) с интересующими нас характеристиками – показателями эффективности СМО. Эти показатели описывают способность СМО справляться с потоком заявок. Ими могут быть: среднее число заявок, обслуживаемых СМО в единицу времени; среднее число занятых каналов; среднее число заявок в очереди; среднее время ожидания обслуживания и т.д.

Математический анализ работы СМО очень облегчается, если процесс  этой работы Марковский, т.е. потоки событий, переводящие систему из состояния  в состояние – простейшие. Иначе  математическое описание процесса очень  усложняется и его редко удается  довести до конкретных аналитических  зависимостей. На практике не Марковские процессы с приближением приводятся к Марковским. Приведенный далее  математический аппарат описывает  Марковские процессы.

 

1.1.6 Классификация систем массового обслуживания

 

Первое деление (по наличию  очередей):

  1. СМО с отказами;
  2. СМО с очередью.

В СМО с отказами заявка, поступившая в момент, когда все каналы заняты, получает отказ, покидает СМО и в дальнейшем не обслуживается.

В СМО с очередью заявка, пришедшая в момент, когда все каналы заняты, не уходит, а становится в очередь и ожидает возможности быть обслуженной.

СМО с очередями подразделяются на разные виды в зависимости от того, как организована очередь – ограничена или не ограничена. Ограничения могут касаться как длины очереди, так и времени ожидания, «дисциплины обслуживания».

Итак, например, рассматриваются  следующие СМО:

  • СМО с нетерпеливыми заявками (длина очереди и время обслуживания ограничено);
  • СМО с обслуживанием с приоритетом, т.е. некоторые заявки обслуживаются вне очереди и т.д.

Кроме этого СМО делятся  на открытые СМО и замкнутые СМО.

В открытой СМО характеристики потока заявок не зависят от того, в каком состоянии сама СМО (сколько каналов занято). В замкнутой СМО – зависят. Например, если один рабочий обслуживает группу станков, время от времени требующих наладки, то интенсивность потока «требований» со стороны станков зависит от того, сколько их уже исправно и ждет наладки.

Классификация СМО далеко не ограничивается приведенными разновидностями, но этого достаточно.

 

1.2 СИСТЕМЫ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ С ОЖИДАНИЕМ 

 

1.2.1 Одноканальная СМО с ожиданием 

 

Рассмотрим простейшую СМО  с ожиданием — одноканальную  систему , в которую поступает поток заявок с интенсивностью ; интенсивность обслуживания  (т.е. в среднем непрерывно занятый канал будет выдавать  обслуженных заявок в единицу (времени). Заявка, поступившая в момент, когда канал занят, становится в очередь и ожидает обслуживания [1].

Система с ограниченной длиной очереди. Предположим сначала, что  количество мест в очереди ограничено числом m, т.е. если заявка пришла в момент, когда в очереди уже стоят m-заявок, она покидает систему не обслуженной. В дальнейшем, устремив m к бесконечности, мы получим характеристики одноканальной  СМО без ограничений длины  очереди.

Будем нумеровать состояния  СМО по числу заявок, находящихся  в системе (как обслуживаемых, так  и ожидающих обслуживания): 

  • — канал свободен; 
  • — канал занят, очереди нет; 
  • — канал занят, одна заявка стоит в очереди; 
  • — канал занят, k-1 заявок стоят в очереди; 
  • — канал занят, т-заявок стоят в очереди.

ГСП показан на рис. 4. Все интенсивности потоков событий, переводящих в систему по стрелкам слева направо, равны , а справа налево — . Действительно, по стрелкам слева направо систему переводит поток заявок (как только придет заявка, система переходит в следующее состояние), справа же налево — поток «освобождений» занятого канала, имеющий интенсивность  (как только будет обслужена очередная заявка, канал либо освободится, либо уменьшится число заявок в очереди).

Рис. 4. Одноканальная СМО с ожиданием

Изображенная на рис. 4 схема  представляет собой схему размножения  и гибели. Напишем выражения для  предельных вероятностей состояний:

, (5)

или с использованием : 

(6)

Последняя строка в (6) содержит геометрическую прогрессию с первым членом 1 и знаменателем , откуда получаем:  

(7)

в связи с чем предельные вероятности принимают вид:

. (8)

Выражение (7) справедливо  только при  (при  она дает неопределенность вида ). Сумма геометрической прогрессии со знаменателем  равна , и в этом случае:

[6].

Определим характеристики СМО: вероятность отказа , относительную пропускную способность , абсолютную пропускную способность , среднюю длину очереди , среднее число заявок, связанных с системой , среднее время ожидания в очереди , среднее время пребывания заявки в СМО .

Вероятность отказа. Очевидно, заявка получает отказ только в случае, когда канал занят и все -мест в очереди тоже: 

. (9)

Относительная пропускная способность:  

. (10)

Абсолютная пропускная способность:

.

Средняя длина очереди. Найдем среднее число  - заявок, находящихся в очереди, как математическое ожидание дискретной случайной величины – числа заявок, находящихся в очереди:

.

С вероятностью в очереди стоит одна заявка, с вероятностью – две заявки, вообще с вероятностью в очереди стоят заявок, и т.д., откуда: 

[2]. (11)

Поскольку , сумму в (11) можно трактовать как производную по  от суммы геометрической прогрессии:

.

Подставляя данное выражение  в (11) и используя  из (8), окончательно получаем:

 (12).

Среднее число заявок, находящихся  в системе. Получим далее формулу  для среднего числа -заявок, связанных с системой (как стоящих в очереди, так и находящихся на обслуживании). Поскольку , где  — среднее число заявок, находящихся под обслуживанием, а известно, то остается определить . Поскольку канал один, число обслуживаемых заявок может равняться (с вероятностью ) или (с вероятностью ), откуда:

.

и среднее число заявок, связанных с СМО, равно:

(13).

Среднее время ожидания заявки в очереди. Обозначим его ; если заявка приходит в систему в какой-то момент времени, то с вероятностью  канал обслуживания не будет занят, и ей не придется стоять в очереди (время ожидания равно нулю). С вероятностью  она придет в систему во время обслуживания какой-то заявки, но перед ней не будет очереди, и заявка будет ждать начала своего обслуживания в течение времени  (среднее время обслуживания одной заявки). С вероятностью  в очереди перед рассматриваемой заявкой будет стоять еще одна, и время ожидания в среднем будет равно , и т.д [3].

Если же , т.е. когда вновь приходящая заявка застает канал обслуживания занятым и m-заявок в очереди (вероятность этого ), то в этом случае заявка не становится в очередь (и не обслуживается), поэтому время ожидания равно нулю. Среднее время ожидания будет равно:

,

если подставить сюда выражения  для вероятностей (8), получим:

 (14).

Здесь использованы соотношения (11), (12) (производная геометрической прогрессии), а также  из (8). Сравнивая это выражение с (12), замечаем, что иначе говоря, среднее время ожидания равно среднему числу заявок в очереди, деленному на интенсивность потока заявок. 

Информация о работе Моделирование систем массвого обслуживания