Агрессивность как личностное свойство и пути её профилактики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 23:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена как усилением интереса к проблеме агрессии и агрессивности как свойства личности.
Вопрос о том, почему люди время от времени ведут себя агрессивно, является предметом дискуссии не одно десятилетие. Особо обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время агрессивными оказываются не только взрослые, но и их дети [27].

Содержание

Введение
I. Агрессивность как свойство личности
1.1 Различные подходы в науке к понятию «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение»
1.2 Особенности формирования агрессивности как свойства личности
1.3 Особенности формирования личности в подростковом возрасте
II. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи тревожности и агрессивности личности
2.1 Исследования проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии
2.2 Классификации видов, форм и уровни тревожности
2.3 Причины тревожности как свойства личности
2.4 Взаимосвязь тревожности и агрессивности
III. Практическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и агрессивности у подростков
3.1 Организация и методы исследования
3.2 Результаты экспериментального исследования
3.3 Анализ полученных диагностических данных
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Агрессивность как личностное свойство и пути её профилактики.doc

— 744.00 Кб (Скачать файл)

Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью раскрытия, предъявления себя другим, демонстрации возможностей.

Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Проблемы и страхи в отношении с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

Таблица 1 - Данные обследования по методике диагностики школьной тревожности Филлипса

 

Общая тревожность в школе

Переживание социального стресса

Фрустрац потр. в достиж. успеха

Страх самовыражения

Страх ситуац проверки зн

Страх несоотв. Ожидан.

Низк. Сопрот. стрессу

Пробл. в отн. с учит.

Катя А

10

5

8

6

2

0

0

4

Маша М.

18

6

13

3

4

4

2

8

Роман Б.

19

11

11

5

0

2

1

8

Толя Б.

14

4

11

4

3

4

3

6

Настя В.

15

8

7

3

5

0

4

7

Денис В.

20

7

9

2

4

3

3

5

Дима Д.

9

6

6

1

1

5

1

6

Оля Д.

11

10

8

3

1

5

0

3

Макс. Д.

13

9

12

5

2

3

5

5

Оля Ж.

14

8

7

4

1

4

3

4

Света И.

16

7

6

5

0

3

5

3

Мар. К.

15

6

10

6

5

2

4

2

Сер. Л.

18

5

9

2

4

1

5

6

Галя Л.

17

10

11

0

1

3

3

2

Ира Л.

14

11

8

0

0

2

3

0

Дима М.

7

9

11

6

1

3

3

0

Саша М.

9

8

10

5

4

4

4

6

Оля Н.

21

9

9

1

2

4

0

5

Дина О.

13

6

8

2

2

2

4

1

Таня О.

5

4

5

1

3

2

0

0

Галя П.

8

10

7

2

4

1

5

2

Вит. П.

10

3

4

3

4

0

2

1

Вова П.

10

5

3

4

3

5

3

4

Рома Р.

19

7

7

0

5

4

4

5

Инна С.

7

6

4

2

5

5

2

3

Юля С.

14

10

13

3

0

5

2

6

Женя С.

10

8

5

5

2

5

2

6

Жанна Т.

12

3

4

6

1

0

3

6

Света У.

13

9

6

3

2

2

4

2

Маша Я.

12

2

3

3

3

1

1

2

Роза К.

15

8

4

6

5

2

0

4

Алена М.

14

8

5

2

3

3

2

5

Викт. М.

8

5

2

1

4

5

2

1

Ксения Н.

8

5

8

5

3

5

3

0

Света Н.

9

7

11

4

2

0

5

3

Света П.

6

5

11

1

1

2

5

0

Вера П.

17

4

13

1

3

3

0

7

Юра П.

9

6

4

4

4

5

1

3

Виктор С.

21

6

10

3

0

4

3

7

Даша Т.

16

9

8

2

0

3

3

4

Жанна Ф.

10

5

6

3

1

4

2

4

Света Ф.

5

5

6

4

2

4

2

2

Ник. Ф.

8

6

4

2

4

4

2

2

Лиза Ч.

7

9

9

5

1

5

4

2

Ксения Я.

7

3

5

4

5

5

4

1

Среднее значение

12,28889

6,73333

7,5778

3,156

2,489

3,0667

2,6444

3,6222


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

 

Таблица 1 - Результаты проверки данных на нормальность распределения по методикам Басса-Дарки и Спилбергера-Ханина

One-Sample Kolmogorov-Smirnov Test

   

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражительность

Вербальная агрессия

Общий уровень агрессивности

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

N

45

45

45

45

45

45

45

Normal Parametersa

Mean

7,4444

6,2444

6,7111

8,4222

28,8667

46,5778

47,7556

Std. Deviation

2,80061

2,00177

2,36088

2,98853

7,05047

8,05800

7,52920

Most Extreme Differences

Absolute

,201

,158

,152

,161

,138

,121

,091

Positive

,181

,088

,143

,112

,090

,079

,070

Negative

-,201

-,158

-,152

-,161

-,138

-,121

-,091

Kolmogorov-Smirnov Z

1,347

1,061

1,019

1,082

,928

,809

,613

Asymp. Sig. (2-tailed)

,053

,210

,250

,192

,356

,529

,847

a. Test distribution is Normal.

             

 

Таблица 2 - Результаты проверки данных на нормальность распределения по методике Филлипса.

One-Sample Kolmogorov-Smirnov Test

   

Общая тревожность в школе

Переживание социального стресса

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх самовыражения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

N

45

45

45

45

45

45

45

45

Normal Parametersa

Mean

12,2889

6,7333

7,5778

3,1556

2,4889

3,0667

2,6444

3,6222

Std. Deviation

4,47022

2,31006

2,99613

1,77041

1,64624

1,64317

1,55440

2,32857

Most Extreme Differences

Absolute

,140

,136

,101

,121

,154

,182

,146

,135

Positive

,140

,136

,101

,121

,150

,120

,105

,135

Negative

-,071

-,108

-,096

-,118

-,154

-,182

-,146

-,113

Kolmogorov-Smirnov Z

,940

,910

,676

,810

1,033

1,219

,980

,904

Asymp. Sig. (2-tailed)

,340

,379

,751

,527

,236

,103

,293

,387

a. Test distribution is Normal.

               

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

 

Практические рекомендации для родителей по снижению уровня тревожности и преодолению агрессивности у подростков

В качестве основы для рекомендаций родителям подростков мы предлагаем к рассмотрению тезис о том, что не может быть ничего важнее, чем дружба с собственным ребенком. Доверительное общение с родителями способно противостоять любому негативному и психотравмирующему влиянию, каким бы сильным оно не было. И лучше всего могут помочь детям те родители, которые имеют доверительный контакт с подростками.

Рекомендац


Информация о работе Агрессивность как личностное свойство и пути её профилактики