Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 23:50, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена как усилением интереса к проблеме агрессии и агрессивности как свойства личности.
Вопрос о том, почему люди время от времени ведут себя агрессивно, является предметом дискуссии не одно десятилетие. Особо обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время агрессивными оказываются не только взрослые, но и их дети [27].
Введение
I. Агрессивность как свойство личности
1.1 Различные подходы в науке к понятию «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение»
1.2 Особенности формирования агрессивности как свойства личности
1.3 Особенности формирования личности в подростковом возрасте
II. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи тревожности и агрессивности личности
2.1 Исследования проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии
2.2 Классификации видов, форм и уровни тревожности
2.3 Причины тревожности как свойства личности
2.4 Взаимосвязь тревожности и агрессивности
III. Практическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и агрессивности у подростков
3.1 Организация и методы исследования
3.2 Результаты экспериментального исследования
3.3 Анализ полученных диагностических данных
Заключение
Список используемых источников
Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью раскрытия, предъявления себя другим, демонстрации возможностей.
Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
Проблемы и страхи в отношении с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Таблица 1 - Данные обследования по методике диагностики школьной тревожности Филлипса
Общая тревожность в школе |
Переживание социального стресса |
Фрустрац потр. в достиж. успеха |
Страх самовыражения |
Страх ситуац проверки зн |
Страх несоотв. Ожидан. |
Низк. Сопрот. стрессу |
Пробл. в отн. с учит. | |
Катя А |
10 |
5 |
8 |
6 |
2 |
0 |
0 |
4 |
Маша М. |
18 |
6 |
13 |
3 |
4 |
4 |
2 |
8 |
Роман Б. |
19 |
11 |
11 |
5 |
0 |
2 |
1 |
8 |
Толя Б. |
14 |
4 |
11 |
4 |
3 |
4 |
3 |
6 |
Настя В. |
15 |
8 |
7 |
3 |
5 |
0 |
4 |
7 |
Денис В. |
20 |
7 |
9 |
2 |
4 |
3 |
3 |
5 |
Дима Д. |
9 |
6 |
6 |
1 |
1 |
5 |
1 |
6 |
Оля Д. |
11 |
10 |
8 |
3 |
1 |
5 |
0 |
3 |
Макс. Д. |
13 |
9 |
12 |
5 |
2 |
3 |
5 |
5 |
Оля Ж. |
14 |
8 |
7 |
4 |
1 |
4 |
3 |
4 |
Света И. |
16 |
7 |
6 |
5 |
0 |
3 |
5 |
3 |
Мар. К. |
15 |
6 |
10 |
6 |
5 |
2 |
4 |
2 |
Сер. Л. |
18 |
5 |
9 |
2 |
4 |
1 |
5 |
6 |
Галя Л. |
17 |
10 |
11 |
0 |
1 |
3 |
3 |
2 |
Ира Л. |
14 |
11 |
8 |
0 |
0 |
2 |
3 |
0 |
Дима М. |
7 |
9 |
11 |
6 |
1 |
3 |
3 |
0 |
Саша М. |
9 |
8 |
10 |
5 |
4 |
4 |
4 |
6 |
Оля Н. |
21 |
9 |
9 |
1 |
2 |
4 |
0 |
5 |
Дина О. |
13 |
6 |
8 |
2 |
2 |
2 |
4 |
1 |
Таня О. |
5 |
4 |
5 |
1 |
3 |
2 |
0 |
0 |
Галя П. |
8 |
10 |
7 |
2 |
4 |
1 |
5 |
2 |
Вит. П. |
10 |
3 |
4 |
3 |
4 |
0 |
2 |
1 |
Вова П. |
10 |
5 |
3 |
4 |
3 |
5 |
3 |
4 |
Рома Р. |
19 |
7 |
7 |
0 |
5 |
4 |
4 |
5 |
Инна С. |
7 |
6 |
4 |
2 |
5 |
5 |
2 |
3 |
Юля С. |
14 |
10 |
13 |
3 |
0 |
5 |
2 |
6 |
Женя С. |
10 |
8 |
5 |
5 |
2 |
5 |
2 |
6 |
Жанна Т. |
12 |
3 |
4 |
6 |
1 |
0 |
3 |
6 |
Света У. |
13 |
9 |
6 |
3 |
2 |
2 |
4 |
2 |
Маша Я. |
12 |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
Роза К. |
15 |
8 |
4 |
6 |
5 |
2 |
0 |
4 |
Алена М. |
14 |
8 |
5 |
2 |
3 |
3 |
2 |
5 |
Викт. М. |
8 |
5 |
2 |
1 |
4 |
5 |
2 |
1 |
Ксения Н. |
8 |
5 |
8 |
5 |
3 |
5 |
3 |
0 |
Света Н. |
9 |
7 |
11 |
4 |
2 |
0 |
5 |
3 |
Света П. |
6 |
5 |
11 |
1 |
1 |
2 |
5 |
0 |
Вера П. |
17 |
4 |
13 |
1 |
3 |
3 |
0 |
7 |
Юра П. |
9 |
6 |
4 |
4 |
4 |
5 |
1 |
3 |
Виктор С. |
21 |
6 |
10 |
3 |
0 |
4 |
3 |
7 |
Даша Т. |
16 |
9 |
8 |
2 |
0 |
3 |
3 |
4 |
Жанна Ф. |
10 |
5 |
6 |
3 |
1 |
4 |
2 |
4 |
Света Ф. |
5 |
5 |
6 |
4 |
2 |
4 |
2 |
2 |
Ник. Ф. |
8 |
6 |
4 |
2 |
4 |
4 |
2 |
2 |
Лиза Ч. |
7 |
9 |
9 |
5 |
1 |
5 |
4 |
2 |
Ксения Я. |
7 |
3 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
1 |
Среднее значение |
12,28889 |
6,73333 |
7,5778 |
3,156 |
2,489 |
3,0667 |
2,6444 |
3,6222 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Таблица 1 - Результаты проверки данных на нормальность распределения по методикам Басса-Дарки и Спилбергера-Ханина
One-Sample Kolmogorov-Smirnov Test | ||||||||
Физическая агрессия |
Косвенная агрессия |
Раздражительность |
Вербальная агрессия |
Общий уровень агрессивности |
Ситуативная тревожность |
Личностная тревожность | ||
N |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 | |
Normal Parametersa |
Mean |
7,4444 |
6,2444 |
6,7111 |
8,4222 |
28,8667 |
46,5778 |
47,7556 |
Std. Deviation |
2,80061 |
2,00177 |
2,36088 |
2,98853 |
7,05047 |
8,05800 |
7,52920 | |
Most Extreme Differences |
Absolute |
,201 |
,158 |
,152 |
,161 |
,138 |
,121 |
,091 |
Positive |
,181 |
,088 |
,143 |
,112 |
,090 |
,079 |
,070 | |
Negative |
-,201 |
-,158 |
-,152 |
-,161 |
-,138 |
-,121 |
-,091 | |
Kolmogorov-Smirnov Z |
1,347 |
1,061 |
1,019 |
1,082 |
,928 |
,809 |
,613 | |
Asymp. Sig. (2-tailed) |
,053 |
,210 |
,250 |
,192 |
,356 |
,529 |
,847 | |
a. Test distribution is Normal. |
Таблица 2 - Результаты проверки данных на нормальность распределения по методике Филлипса.
One-Sample Kolmogorov-Smirnov Test | |||||||||
Общая тревожность в школе |
Переживание социального стресса |
Фрустрация потребности в достижении успеха |
Страх самовыражения |
Страх ситуации проверки знаний |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями | ||
N |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 | |
Normal Parametersa |
Mean |
12,2889 |
6,7333 |
7,5778 |
3,1556 |
2,4889 |
3,0667 |
2,6444 |
3,6222 |
Std. Deviation |
4,47022 |
2,31006 |
2,99613 |
1,77041 |
1,64624 |
1,64317 |
1,55440 |
2,32857 | |
Most Extreme Differences |
Absolute |
,140 |
,136 |
,101 |
,121 |
,154 |
,182 |
,146 |
,135 |
Positive |
,140 |
,136 |
,101 |
,121 |
,150 |
,120 |
,105 |
,135 | |
Negative |
-,071 |
-,108 |
-,096 |
-,118 |
-,154 |
-,182 |
-,146 |
-,113 | |
Kolmogorov-Smirnov Z |
,940 |
,910 |
,676 |
,810 |
1,033 |
1,219 |
,980 |
,904 | |
Asymp. Sig. (2-tailed) |
,340 |
,379 |
,751 |
,527 |
,236 |
,103 |
,293 |
,387 | |
a. Test distribution is Normal. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Практические рекомендации для родителей по снижению уровня тревожности и преодолению агрессивности у подростков
В качестве основы для рекомендаций родителям подростков мы предлагаем к рассмотрению тезис о том, что не может быть ничего важнее, чем дружба с собственным ребенком. Доверительное общение с родителями способно противостоять любому негативному и психотравмирующему влиянию, каким бы сильным оно не было. И лучше всего могут помочь детям те родители, которые имеют доверительный контакт с подростками.
Рекомендац
Информация о работе Агрессивность как личностное свойство и пути её профилактики