Аналитическая психология Карла Густава Юнга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 07:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследование основ аналитической психологии, её методов для использования в практике.
Задачи:
1. Изучить имеющийся в наличии теоретический материал по данной теме.
2. Рассмотреть и проанализировать методы аналитической психологии, включив их в контекст собственной работы.
3. Получить представление об используемых методах и особенностях их применения в аналитической психологии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Анализ и психотерапия. Аналитическая психология Карла Густава Юнга……………………………………………………………………........7
1.1 Психологические типы личности…...................................................... 12
2. Методы аналитической психологии К.Г. Юнга………………………. 17
Заключение………………………………………………………………….30
Глоссарий…………………………………………………………………...33
Список использованных источников…………………………………….. 36

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 81.85 Кб (Скачать файл)

 

 

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ 

 

Факультет психологии

 

КУРСОВОЙ РАБОТА

по учебной дисциплине

«Основы психоанализа»

на тему:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

КАРЛА ГУСТАВА ЮНГА

 

Выполнила:

студентка 3 курса

дневного отделения

Полякова К. С. ,

 

Научный руководитель:

кпн,доцент ,

декан факультета психологии

Козлов С. А.

 

Тверь

2014 

Содержание

 Введение……………………………………………………………………3

1. Анализ и психотерапия. Аналитическая психология Карла Густава Юнга……………………………………………………………………........7

1.1 Психологические типы  личности…...................................................... 12

2. Методы аналитической психологии К.Г. Юнга………………………. 17

 Заключение………………………………………………………………….30

 Глоссарий…………………………………………………………………...33

 Список использованных  источников…………………………………….. 36

 Приложение А………………………………………………………………37

 Приложение Б……………………………………………………………….38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Карл Густав Юнг (26 июля 1875, Кесвиль - 6 июня 1961, Кюснахт) - швейцарский психолог, основоположник одного из направлений глубинной психологии - аналитической психологии. Один из самых значительных, самых сложных и самых спорных теоретиков психологии. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществление индивидуации личности. Также получила известность концепция психологических типов Юнга: экстравертированных и интровертированных. Юнг умер в 1961 году, но вот уже без малого столетие, а особенно последние шестьдесят лет - его идеи вызывают растущий интерес в мире, а последователи его метода - «психологи-юнгианцы» - продолжают развивать его методологию применительно к анализу явлений человеческой психики.

 Юнгианская психология фокусируется на установлении и формировании связей между процессами сознания и бессознательного. Диалог между сознательными и бессознательными аспектами психики обогащает личность, и Юнг верил, что без этого диалога процессы бессознательного могут ослабить личность и подвергнуть её опасности.

 Юнгианский анализ человеческой природы включает исследования религий Востока и Запада, алхимии, парапсихологии и мифологии. Первоначально влияние Юнга на философов, фольклористов и писателей было заметнее, чем влияние на психологов или психиатров. Однако сегодня возрастание интереса ко всему, что относится к человеческому сознанию и человеческим возможностям, обусловило и возрождение интереса к идеям Юнга.

Степень разработанности проблемы. Проведенный в ходе подготовки работы обзор литературных источников таких авторов как Боснакр Н., Гринсон Р., Дикман Х., Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен позволяют сделать вывод о том, что многие классические труды, написанные всемирно известными психоаналитиками, отнюдь не легкое чтение. Психоаналитическая терминология, испытавшая перевод с немецкого на английский, а потом на русский, часто невероятно искажается, особенно в руках несведущего в тонкостях психоанализа переводчика. Устоявшейся традиции русских вариантов психоаналитической терминологии пока нет. Но, несмотря на это, автор приходит к выводу, что вопросы аналитической психологии Юнга довольно полно и объемно раскрыты в большом количестве литературных источников отечественных и зарубежных авторов.

Объект: основы теоретических концепций ведущих направлений аналитической психологии

Предмет: аналитическая психология Карла Густава Юнга.

Цель работы: исследование основ аналитической психологии, её методов для использования в практике.

Задачи:

1. Изучить имеющийся в  наличии теоретический материал  по данной теме.

2. Рассмотреть и проанализировать  методы аналитической психологии, включив их в контекст собственной  работы.

3. Получить представление  об используемых методах и  особенностях их применения в  аналитической психологии.

Гипотеза: если развитие личности – это результат достижения определенных усилий, а не чего-то дарованного просто так, то предполагается, что оно (развитие) имеет определённое направление, обусловленное теми социальными условиями, в которых человек живет и действует. Таким образом, процесс изменения и развития личности продолжается в течение всей жизни человека.

  Методы исследования:

- теоретическое изучение  научной литературы;

          - анализ проводился в ходе  всей работы;

          - синтез использовался при формировании  выводов в структурных блоках  работы и в заключении.

          - классификация, обобщение, наблюдение.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования:

1. В клинике для диагностики  и лечения психической патологии  различного спектра и тяжести  нарушений.

2. В рамках семейной  психотерапии.

3. При работе с личностными  травмами, кризисными состояниями, жизненными трудностями.

4. При психотерапевтической  работе с детьми и подростками, а также в педагогике и социальной  реабилитации.

5. Самопознание - еще одна  область практического применения  аналитической психологии. Здесь  ключевым является опора на  понятие самости и индивидуации. Достижение индивидуации означает возможность восстановить контакт с самим собой, со своими глубинами, с индивидуальным и коллективным бессознательным, обретая тем самым большую целостность.

6. Методы аналитической  психологии могут быть использованы  также для анализа мифологии, сравнительного религоведения и этологии - создавая тем самым особую сферу - аналитическую культурологию.

 Представленная курсовая  работа включает в себя: введение, основную часть (2 главы с подглавами), заключение, глоссарий, список использованных источников и ряд приложений.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Анализ и психотерапия. Аналитическая психология Карла  Густава Юнга

 Карл Густав Юнг  был одним из основателей психоанализа, учеником и близким другом  Фрейда. Теоретические разногласия  и обстоятельства личного характера  привели к тому, что Юнг создал  свою собственную школу, названную  им аналитической психологией. В  подходе Юнга остается признание  главной идеи Фрейда, что современный  человек подавляет свои инстинктивные  влечения, часто не осознает своих  жизненно важных потребностей  и мотивы своих поступков. Если  помочь ему лучше разобраться  в ситуации, исследуя проявления  его бессознательной жизни - фантазии, сновидения, оговорки и т.п. - то  он научится лучше справляться  со своими психологическими проблемами  и его симптомы ослабнут. Такова  в самых общих чертах идея  аналитической терапии. Юнга всегда  больше интересовали непосредственные  переживания людей - их чувства, мечты, духовные поиски, значимые события  жизни. Он разрабатывал психологию  близкую к самой стихии человеческих  эмоций. Поэтому он стремился  описывать различные психологические  явления такими, каковы они есть. Поскольку эмоциональная жизнь в природе универсальна - все живые существа испытывают страх, возбуждение, удовольствие и т.п. - то это позволило ему предположить коллективные основания человеческих переживаний. В человеке сочетаются индивидуальное и коллективное. На него в той же мере повлияли, к примеру, традиции, язык и культура общества, которому он принадлежит, не говоря уже о генетических факторах. Этого нельзя отрицать и нельзя упрощать картину психической жизни, выделяя в ней только пару логических линий. Логическая стройность важна для научных дискуссий, но для лечения людей нужно иметь гибкость и широту видения возникающих ситуаций. Кроме того, целительную силу психоанализа Юнг видел не в точности объяснений аналитика, а в уникальности нового опыта, получаемого клиентом на сессиях, опыта самопознания и трансформации своей личности.

 Обращаясь к универсальным  общечеловеческим тенденциям, можно  выделить в любой проблеме  темы, хорошо известные из мифологии, литературы и религии. Юнг называл  такие темы архетипами. Если функционирование  всей психической энергии данного  человека обусловлено этой темой, то можно говорить о наличии  психологического комплекса. Этот  термин также предложил Юнг. Но  мало просто назвать комплекс, чтобы разобраться в своей  ситуации, человеку очень полезно  обсудить с другим свои переживания и найти описывающие их образы, символы и метафоры. В них не содержится конкретных рецептов или советов. Но символический язык обладает достаточной смысловой емкостью, чтобы отразить все нюансы, не исказив картины реальной ситуации. Именно через образы передаются и выражаются эмоциональные состояния во всей их глубине. Поэтому чтобы изменить свою эмоциональную ситуацию, необходимо сначала хотя бы видеть ее такой, какова она есть во всей своей многогранности и противоречивости.

 Мы не можем жить, не придумав себе некой версии  реальности, придающей смысл и  структуру нашим переживаниям. Хотя  нам кажется, что наша картина  мира рационально обоснована, в  действительности за ней стоят  древние и хорошо знакомые  из истории и мифологии человеческие  фантазии. Юнг называл эту бессознательную  тенденцию к упорядочиванию своего  космоса стремлением к реализации  Самости. Слова Самость, Истинное  Я, Высшее Я, сокровенная сущность, Бог, природа Будды и т.п. создают  сходные образы источника, конечной  цели или полюса, управляющего  всеми процессами. Это всегда  нечто большее, значительное, заряженное  смыслом. И большинство людей  согласятся, что открытие этой  новой перспективы в жизни  совершенно необходимо для душевной  гармонии. Обрести себя, найти смысл  жизни, достичь самореализации - сознательно  или бессознательно - такова задача любых человеческих поисков, что бы каждый под этими понятиями не подразумевал. Человек приближается к этой цели сложным спиральным путем проб и ошибок. Нельзя сказать, что он обязательно, в конце концов, убеждается в каких-то определенных истинах или принимает религиозную веру, дающие ему духовную силу. Скорее, что-то кристаллизуется в нем само собой по мере накопления жизненного опыта, познания мира и самого себя. В любом случае мы говорим о таком человеке как о сильной личности, как об имеющем более широкое сознание и раскрывшем свой творческий потенциал. Юнг верил, что для движения к этому состоянию абсолютно необходимо развитие символического отношения, и что анализ по существу является одной из практик, развивающих такое отношение.

 Юнгианские аналитики особенно отличаются тем, что рассматривают любого человека, какой бы трудный период он не переживал в настоящее время, как потенциально здорового, талантливого и способного к позитивным изменениям.  Атмосфера юнгианского анализа свободная и аналитики исходят из того, что верно лишь то, что верно для самого клиента. Они будут стараться обсудить проблему со всех возможных точек зрения, в мягкой манере делая предположения, а не утверждения, предоставляя клиенту право выбирать самому то, что важно для него на данный момент. Видя в анализе больше чем просто клиническую процедуру - способ интенсификации личностного и духовного развития - юнгианцы поддерживают любые творческие начинания у клиентов, которые могут проявиться в любви к рисованию, лепке из глины, в сочинении рассказов, ведении дневника и т.п. Не случайно, пройдя юнгианский анализ, многие клиенты находят себя в искусстве. Типичным примером является судьба Германа Гессе - лауреата Нобелевской премии в литературе. Не только его книги, но и произведения Густава Майнрика, Борхеса и многих других знаменитых писателей были созданы под сильным влиянием идей Юнга.

 Особенность современного  читателя такова, что ему нравятся  не только художественные произведения, но и увлекательно написанные  книги по психологии, посвященные  тайнам человеческой души. Многие  юнгианские книги сейчас доступны на русском языке. Но может быть для знакомства с идеями Юнга даже лучше читать, например, фантастические романы Хогарта, Толкиена или Стивена Кинга или же интереснейшие книги по мифологии Джозефа Кемпбелла и Мирча Илиаде, бывших близкими друзьями Юнга.

 С Россией была связана  судьба очень известной в ранний  период психоанализа фигуры - Сабины  Шпильрайн - психолога из Ростова-на-Дону, ученицы Фрейда и Юнга одновременно. В 20-е годы в России был большой интерес к психоанализу, и были переведены некоторые работы Юнга. Однако, затем последовал долгий период гонений на фрейдизм, затронувший также и аналитическую психологию. Только типология, разработанная Юнгом, была принята безоговорочно, войдя во многие отечественные психодиагностические исследования. Лишь с наступлением так называемой «перестройки», когда все потянулись к нормальным мировым ценностям и стандартам, интерес к Юнгу стал возрастать как снежный ком. Не последнюю роль в популяризации Юнга видимо сыграли переводы академика Аверинцева, которые он сопровождал великолепными, поистине не уступающими Юнгу по эрудиции комментариями. Так, благодаря энтузиастам философам и психологам, многие из которых пытались, прежде всего, заполнить свой собственный духовный вакуум, мы получили переводы самых важных работ Юнга и его ближайших учеников.

 Становление аналитической  психологии в России было бы  невозможно без поддержки зарубежных  юнгианских психологов. Особую роль здесь сыграли специальные программы развития аналитической психологии в странах посткоммунистического пространства, сделавшие возможными регулярные приезды юнгианских аналитиков в Москву и Санкт-Петербург, семинары, лекции и непосредственное общение с российской аудиторией. С самого начала это были не миссионерские или пропагандистские поездки, а сугубо профессиональные контакты, продуктивный обмен опытом. Следует отметить помощь юнгианцев русского происхождения (из семей эмигрантов) Владимира Одайника из США и Натальи Баратовой, живущей в Цюрихе. В настоящее время психоанализ и аналитическая психология получили официальное признание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Психологические  типы личности

 Четвертую часть своей  жизни Юнг посвятил созданию  книги «Психологические типы». За  этим трудом стоит колоссальный  бесценный опыт наблюдений и  обобщений одного из самых  ярких мыслителей 20 века. Среди большого  корпуса идей Юнга, каждая из  которых требует глубокого осмысления  и незаурядных интеллектуальных  усилий, его типология представляет  собой наиболее полный и законченный  труд, но его стройность и убедительность  остается по-прежнему лабиринтом, в котором можно легко заблудиться, несмотря на то, что перед нами  методологически выверенная научная  концепция.

Информация о работе Аналитическая психология Карла Густава Юнга