Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 07:34, курсовая работа
Цель работы: исследование основ аналитической психологии, её методов для использования в практике.
Задачи:
1. Изучить имеющийся в наличии теоретический материал по данной теме.
2. Рассмотреть и проанализировать методы аналитической психологии, включив их в контекст собственной работы.
3. Получить представление об используемых методах и особенностях их применения в аналитической психологии.
Введение……………………………………………………………………3
1. Анализ и психотерапия. Аналитическая психология Карла Густава Юнга……………………………………………………………………........7
1.1 Психологические типы личности…...................................................... 12
2. Методы аналитической психологии К.Г. Юнга………………………. 17
Заключение………………………………………………………………….30
Глоссарий…………………………………………………………………...33
Список использованных источников…………………………………….. 36
Амплификация позволяет
сновидцу изменить
Заключение
Десятилетия после
смерти Юнга его фигура
Работы Юнга фрустрируют наше рационально-логическое мышление, погружают его в пучину хаоса, путаницы бесконечно сложных построений, во вселенную разбегающихся значений. Они непрерывно феминизируют наше сознание, делая его более гибким, полным, многогранным, и помогают выйти за пределы самого себя. Их сила в духе свободы, позволяющем избавиться от догм и буквалистского толкования, сохранять критическую сбалансированную позицию, из которой возможно углублять и одновременно релятивизировать все, с чем соприкасаешься. Это плаванье в ночной темноте психики, в тени Бога, без компаса и руля, полагаясь на чутье, на запах отраженных звезд и отголоски генетической памяти. Юнгианская психология - единственная психология, которая, по существу, ничего не утверждает, а только «вопрошает», поддерживая активный интерес к жизни, которая не гарантирует никаких спасительных соломинок тому, кто согласен идти по лезвию бритвы без страха и надежды. Может быть, скромность и смирение - наш посох на этом пути, а все возрастающее сомнение - единственный смутный ориентир. У этого пути нет начала и нет конца, но в каждый момент мы чувствуем, что если делаем правильный шаг, то вся вселенная радуется за нас и освобождается вместе с нами. Несмотря на обилие последователей, аналитическая психология — не секта, не научная академическая школа и не отвлеченная философия жизни. Вся жизнь Юнга, которую он называл «историей самореализации бессознательного» (не его личной самореализацией), вся его работа над собой и духовные поиски делались ради других людей, ради оказания им конкретной помощи. Нет психологии вне практики психотерапии и психологической помощи. Все наши знания, таланты и способности, все лучшее, что накоплено человечеством за его долгую историю, служат тому, чтобы реально помочь другому человеку. Наш моральный долг - уметь синтезировать все это в своей практике, непрестанно совершенствуя и творчески видоизменяя для каждого конкретного случая и в соответствии с требованиями времени.
Юнг не делал из
своих идей окаменевших догм
и не предлагал им слепо
следовать. Прежде всего, Юнг дал
нам пример мужественного
За прошедшие после
его смерти годы создано
Глоссарий
№ п/п |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
Активное воображение |
Рисование, живопись, скульптура, осознанное воображение, фантазия и другеи формы воображения – всё это попытки вовлечь бессознательное в диалог с эго через употребление символов |
2 |
Амплификация |
это расширение и углубление образа из сновидения с помощью напрвленных ассоциаций (см. ниже) и параллелей с фактами, почерпнутыми из человеческой истории духа и символов (мифологии, мистики, фольклора, искусства и так далее), благодаря чему его смысл поддается истолкованию. |
3 |
Анимус |
Основная психологическая структура в бессознательном. Дополнение к персоне, анима или анимус сосредоточивают в себе весь психологический материал, не соответствующий сознательному «я»-образу человека как мужчины или женщины. Первоначальное представление ацимы/анимуса как отдельной личности противоположного пола становится связью между сознанием и бессознательным и постепенно интегрируется в самость |
4 |
Архетипs |
Первообразы, априорньrе структурные элементы психики, действуют как структурообразующие элементы в бессознательном |
5 |
Индивидуация |
Процесс развития динамической связи между эго и самостью вместе с интеграцией различных частей психики. Целью индивидуации является объединение сознательного и бессознательного |
6 |
Интроверсия |
Выраженный аттитюд личности, которая ориентирована в первую очередь на свой внутренний мир, которой комфортнее в мире чувств и мыслей, чем во взаимодействии с окружающей средой |
7 |
Коллективное бессознательное |
Средоточие всего психологического материала, который, не являясь нашим личным опытом, проходит через культуры и эпохи. Врожденное психологическое бытие, струкктурирующее индивидуальное развитие, коллективное бессознательное содерржит наследие духовной эволюции человечества |
8 |
Персона |
Стиль, в котором мы общаемся с другими. Он включает одежду, которую мы носим, и наш индивидуальный стиль выражения |
9 |
Самость |
Архетип центрирования и психологического порядка. Он направляет функционирование целостной психики по пути интеграции. Самость осуществляет баланс и гармонизирует в психике различные противоположные элементы |
10 |
Тень |
Архетип, служащий средоточием материала, подавленного сознанием. Он может включать материал, противоречащий социальным стандартам, так же как и желания, тенденции, воспоминания и опыт, отвергаемый человеком. Тень - это кладезь творческой и инстинктивной энергии, спонтанности и жизненности |
11 |
Экстраверсия |
Выраженный аттитюд личности, ориентированной, в первую очередь, вовне, которой проще с миром других людей и объектов |
12 |
Эго |
Центр сознания |
Список использованных источников
1. Архетип и символ. – М.: Ренессанс. Юнг К. Г. 1996.
2. Боснакр Н.. Мир сновидений. - М.: ЭСИ.
3. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. Воронеж. 1994 г.
4. Дикман Х. О методологии интерпретации сновидений. Хрестоматия по глубинной психологии. - М.: Добросвет. 1997 г.
5. Карл Густав Юнг. Психологические типы. «Университетская книга» АСТ. - М., 1996 г.
6. Карл Густав Юнг, Психологическая теория типов. С-П. Ювента, 1995 г.
7.
Материалы сайта http://www.maap.ru/About_
8. Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен. Личность. Теории. Упражнения. Эксперименты. Психологическая энциклопедия. 2олма-пресс». М., - 2002.
9. Самуэльс Э. Юнг и постъюнгианцы. - М,: ЧеРо. 1997.
10. Самуэльс Э., Шортер.Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. - М.: ЭСИ. 1994.
11. Словарь по психологии; Ж. Лапланж, Ж. -Б. Попталис - М.: Высшая школа, 1996.
12. Структура
психики и процесс
13. Хайдеггер М, Время и бытие. М.: Республика, 1993 г
14. Хендерсон Д.Психологический анализ культурных установок. — М.: Добросвет, 1997 г.
15. Хиллман Д. Исцеляющий вымысел. - СПб. 1997 г. Холл Д. А. Юнгианское толкование сновидений. — СПб.: БСК. Юнг К. Г. 1996.
16. Философский словарь; Под редакцией И.Т. Фролова, - М.,1995.
Приложение А
Психологические типы К.Г. Юнга
Экстравертный тип. Известно,
что каждый человек
Интровертный тип. Интровертный тип отличается от экстравертного тем, что он ориентируется преимущественно не на объект и не на объективно данном как экстравертный, а на субъективных факторах. У интровертного типа между восприятием объекта и его собственным действием выдвигается его собственное субъективное мнение, которое мешает действию принять характер, соответствующий объективно данному. Интровертное сознание видит внешние условия и тем не менее выбирает в качестве решающей субъективную детерминанту. Этот тип руководствуется, стало быть, тем фактором восприятия и познания, который представляет собою субъективную предрасположенность, воспринимающую чувственное раздражение.
Приложение Б
Примеры проанализированных cновидений
Из К.Г. Юнг "Человек и символ"
Мужчина, занимающий руководящее
положение, обращается ко мне
за консультацией. Он страдает
от страхов, неуверенности, головокружения
(иногда до тошноты), стеснения
дыхания - состояние, очень напоминающее
горную болезнь. Пациент сделал
чрезвычайно успешную карьеру. Он
начал свою жизнь как
Не нужна никакая
акробатика, чтобы увидеть в этом
сне указание на скромную
Второй сон: "Я очень спешу, потому что хочу уехать. Собираю еще свой багаж, ничего не нахожу. Время поджимает, поезд скоро уйдет. Наконец мне удается собрать свои пожитки, я выбегаю на улицу, обнаруживаю, что забыл папку с важными документами, запыхавшись, бегу назад, нахожу ее наконец, несусь к вокзалу, но почти не продвигаюсь вперед. Наконец, последним усилием, выбегаю на перрон, чтобы увидеть, как поезд выезжает из вокзала. Он длинный, идет по странной S-образной кривой, и я думаю: если машинист не будет внимателен и даст полный ход, выйдя на прямой участок, то задние вагоны поезда еще будут на развороте и при ускорении сойдут с рельсов. И точно, машинист дает полный ход, я пытаюсь кричать, задние вагоны, ужасно качаются и действительно сходят с рельсов. Страшная катастрофа. Я просыпаюсь в ужасе".
Здесь также нетрудно
понять картину сновидения. Сначала
оно рисует напрасную
Пациент, очевидно, на
нынешнем отрезке жизни достиг
своего потолка, низкое происхождение
и труды долгого подъема
По некоторым причинам
я не мог продолжать лечение
пациента, да и моя точка зрения
ему не понравилась. Поэтому намеченная
в этом сновидении судьба
То, что на основе анамнеза можно было только предполагать, - горная болезнь, символизирующая невозможность подняться выше ў подтверждается сновидениями как факт.
Здесь мы наталкиваемся
на важный в использовании
анализа сновидений факт: сон
рисует внутреннюю ситуацию, реальность
которой сознание вообще не
признает или признает
Мой маленький пример из сновидения дал больше, чем мы ожидали. Сон дал нам не только этиологию невроза, но и прогноз, более того: мы даже непосредственно узнали, где должна начинаться терапия. Мы должны помешать пациенту дать полный ход. Ведь он сам себе говорит это во сне
Информация о работе Аналитическая психология Карла Густава Юнга