Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2015 в 11:09, курсовая работа
Актуальность всей кризисной проблематики не случайна и, как это всегда бывает в науке, не является веянием моды. Для этого существует ряд факторов, как общечеловеческих, так и специфических только для нашей страны. К общечеловеческим факторам можно отнести резкое увеличение количества во всем мире антропогенных катастроф и «горячих точек». Люди ежедневно сталкиваются (особенно благодаря мощному развитию современных СМИ) с преступлениями против личности, многообразными видами насилия и жестокости, сильнейшими катастрофами: природными катаклизмами, уносящими тысячи жизней (достаточно вспомнить наводнения, землетрясения и катастрофические изменения климата за последние 2 года практически по всему земному шару), психогенными (военные действия в мирное время, бомбежки, терроризм, криминальная ситуация и т.п.).
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. АРТТЕРАПИЯ КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОСТРЫХ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
6
Психологическая характеристика острых кризисных состояний человека
6
Арттерапии как направление в психологической коррекции
19
Выводы по первой главе
32
ГЛАВА II. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ОСТРЫХ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ
34
2.1. Диагностика острых кризисных состояний
34
2.2. Психологическая коррекция острых кризисных состояний с помощью арттерапии
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Этапы вхождения в особое состояние сознания:
Главное в особом состоянии сознания – это внимание, направленное внутрь. Для того, чтобы войти в особое состояние сознания, нужно:
1.Сосредоточить внимание на чем-то внешнем (слышу звуки, которые меня окружают…).
2.Перенести внимание на
3.Перенести внимание внутрь (чувствую
свое дыхание… позволяю
Этапы медитации покоя
1.Текст (произношу про себя текст медитации).
2.Размышление (обдумываю текст медитации, позволяю приходить в голову мысли о покое).
3.Ощущение (создаю образ покоя,
позволяю телу ощутить
4.Ситуация (создаю образ тревожащей ситуации, вхожу в него в состоянии покоя).
5.Ощущение (вновь позволяю телу ощутить состояние покоя).
6.Размышление (позволяю приходить в голову тем мыслям, которые приходят).
7.Текст (повторяю про себя текст медитации).
8.Заканчиваю медитацию.
Упражнение № 1 «Звездный экран»
Это упражнение позволяет снять напряжение, остановить хаотичный поток тревожных мыслей.
Закройте глаза,
расслабьтесь. Представьте, что ваш
мозг это космос или экран,
а мысли – разноцветные
Это занятие позволит абстрагироваться от реальных событий. Вы «опредмечиваете» мысли и удаляете их из сознания. Это снижает степень вашей тревожности, успокаивает, расслабляет.
Рефлексия.
На упражнение отводится 5 – 6 минут.
Упражнение № 2 « Путешествие на дно океана»
Это упражнение
способствует гармонизации
Рефлексия.
На упражнение отводится 5 – 6 минут.
Упражнение № 3 «Безопасное падение»
Известно, что
сильные негативные
Лягте на спину (на мягкий коврик или на матрац). Закройте глаза. Расслабьтесь. Представьте себе, что вы стоите на краю пропасти спиной к ней. Теперь вообразите, что вы падаете спиной вниз. Вы уверенны в том, что не разобьетесь и даже не ушибетесь. Ваше приземление будет мягким.
Перед землей
скорость вашего полета
Расслабьтесь
и задержите это ощущение
Рефлексия упражнения.
Участникам предлагается выбрать воспоминание, вызывающее неприятные переживания. О нем не надо никому говорить. Обсуждаться будет лишь то, как изменяется чувство, связанное с этим событием. Затем участникам предлагается войти в транс и представить себя сидящими в зале кинотеатра, на экране которого демонстрируется известный им эпизод (событие, воспоминание о котором вызывает неприятные переживания). После того, как просмотр эпизода завершается, участники самостоятельно выходят из транса.
Группа обсуждает, как и насколько изменились неприятные переживания, связанные с данным эпизодом.
Алгоритм выполнения
1.Вхожу в особое состояние сознания.
2.Представляю себя сидящим в кинозале.
3.Просматриваю на экране «фильм» о неприятном эпизоде, действующим лицом которого являюсь я сам.
Второй
вариант упражнения
Алгоритм выполнения второго варианта упражнения:
1.Вхожу в особое состояние сознания.
2.Представляю себя сидящим в кинозале.
3.Представляю себя стоящим в будке киномеханика.
4.Наблюдаю за собой, сидящим в зале, просматривающим «фильм» о неприятном эпизоде, действующим лицом которого являюсь я сам.
Рефлексия упражнения.
Как и в предыдущем упражнении, участникам предлагается выбрать эпизод из своей жизни, воспоминания о котором вызывают неприятные переживания. Если в результате использования техники «Кинозал» неприятные переживания изменились недостаточно, можно оставить тот эпизод; если участник удовлетворен результатами предшествующего упражнения, лучше взять другой эпизод.
Участникам, находящимся
в трансе, предлагается представить
себе данный эпизод как
Алгоритм выполнения упражнения:
1.Вхожу в особое состояние сознания.
2.Представляю себе фотографии,
на которых изображен
3.Мысленно вкладываю фотографии в альбом.
4.Помещаю альбом на дальнюю полку.
5.Представляю себе, как фотографии выцветают.
Рефлексия.
Упражнение № 6 «Замена слайда»
Хорошо известное
упражнение, в котором участникам,
находящимся в состоянии
Алгоритм выполнения упражнения:
1.Вхожу в особое состояние сознания.
2.Представляю себе неприятный эпизод.
3.Заменяю неприятный эпизод на приятный.
Рефлексия.
Упражнение № 7 «Приятное воспоминание»
Цель упражнения
– обучить участников тренинга
получать доступ к имеющимся
у них внутренним
Алгоритм выполнения упражнения:
1.Вхожу в особое состояние сознания.
2.Мысленно воспроизвожу
3.Позволяю прийти чувству
4.Возвращаюсь в обычное
Рефлексия.
Упражнение используется
для подготовки к важным
Алгоритм выполнения упражнения:
1.Вхожу в особое состояние сознания.
2.Представляю себе важное
3.Изменяю его в нужную
Рефлексия.
Участники тренинга
обучаются общаться с
Алгоритм выполнения упражнения:
1.Вхожу в особое состояние сознания.
2.Определяю сигналы «да» и «нет».
3.Задаю вопросы
Рефлексия.
Примечание: Возможна версия данного упражнения, которая получила название «Мудрый старец».
Каждый
участник делится с группой
своими впечатлениями, рассказывает
о своих вопросах и ответах.
Группа ведет обсуждение
Рефлексия упражнения.
Цель
упражнения – осуществление
Алгоритм выполнения упражнения:
1.Вхожу в особое состояние сознания.
2.Мысленно представляю себе экран, вертикально разделенный на две части. В одной части представляю себе то, что хочу в себе изменить, в другой – желательный образ.
3. Нежелательный образ удаляю, желательный – приближаю к себе.
Рефлексия.
Упражнение № 11 «Внутренний ребенок».
Цель упражнения
– оказание самопомощи и
Алгоритм выполнения упражнения:
1.Вхожу в особое состояние сознания.
2.Мысленно перемещаюсь назад
во времени и встречаюсь с
самим собой в детском
3.Оказываю себе помощь и
Рефлексия.
Упражнение № 12 «Тотем»
Упражнение (разработано Жаном Беккио) предназначено для работы с личной историей человека. В трансе участники создают символы для отображения ключевых событий и переживаний своей жизни: успеха, радости, сожаления, замысла, надежды, опасения – и наносят их на условную фигуру – «тотем».
Рефлексия.
Упражнение № 13 «Дорога жизни»
Упражнение предполагает групповую работу в командах по 3-5 человек.
Материалы: мука, клей ПВА, растительное масло, вода, краски (гуашь), одноразовые стаканчики (по 5 на группу), плоские палочки, грубый картон (размер 400 на 400), соль мелкозернистая.
Группа делится на
команды и занимается
Далее каждая команда должна продумать сюжет картины на одну из тем: «Дорога жизни», «Мой мир», «Счастье» и др. Каждая команда вправе предложить свою собственную тему. Команды обсуждают, что будет нарисовано на картине.
Основным этапом
арттерапии является коллективн
Примечание: Карандашных набросков выполнять на картоне нельзя. Команды рисуют по коллективному образу, который создался в сознании каждого на основе группового обсуждения.
Завершив выполнение своих картин, команды представляют их на всеобщее обозрение и комментируют свои рисунки.Рефлексия.
Упражнение № 14 «Соберем в дорогу чемоданчик»
Члены группы изготавливают бумажные чемоданчики друг для друга, украшая их рисунками. Потом каждый для каждого пишет пожелания или стихи, которые были подготовлены во время выполнения домашнего задания, или которые родились непосредственно на занятии. Все это складывается в бумажные чемоданчики. Они подписываются.
Информация о работе Арттерапия как метод психокоррекции острых кризисных состояний