Арттерапия как метод психокоррекции острых кризисных состояний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2015 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность всей кризисной проблематики не случайна и, как это всегда бывает в науке, не является веянием моды. Для этого существует ряд факторов, как общечеловеческих, так и специфических только для нашей страны. К общечеловеческим факторам можно отнести резкое увеличение количества во всем мире антропогенных катастроф и «горячих точек». Люди ежедневно сталкиваются (особенно благодаря мощному развитию современных СМИ) с преступлениями против личности, многообразными видами насилия и жестокости, сильнейшими катастрофами: природными катаклизмами, уносящими тысячи жизней (достаточно вспомнить наводнения, землетрясения и катастрофические изменения климата за последние 2 года практически по всему земному шару), психогенными (военные действия в мирное время, бомбежки, терроризм, криминальная ситуация и т.п.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. АРТТЕРАПИЯ КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОСТРЫХ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
6
Психологическая характеристика острых кризисных состояний человека
6
Арттерапии как направление в психологической коррекции
19
Выводы по первой главе
32
ГЛАВА II. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ОСТРЫХ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ
34
2.1. Диагностика острых кризисных состояний
34
2.2. Психологическая коррекция острых кризисных состояний с помощью арттерапии

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Арттерапия.doc

— 518.50 Кб (Скачать файл)

Этапы вхождения в особое состояние сознания:

     Главное в  особом состоянии сознания –  это внимание, направленное внутрь. Для того, чтобы войти в особое  состояние сознания, нужно:

1.Сосредоточить внимание на  чем-то внешнем (слышу звуки, которые  меня окружают…).

2.Перенести внимание на границу  тела и окружающей среды (чувствую контакт со стулом…чувствую, как одежда прилегает к телу…).

3.Перенести внимание внутрь (чувствую  свое дыхание… позволяю возникнуть  образу или создаю его…).

           Этапы медитации покоя

1.Текст (произношу про себя текст  медитации).

2.Размышление (обдумываю текст  медитации, позволяю приходить в  голову мысли о покое).

3.Ощущение (создаю образ покоя, позволяю телу ощутить состояние  покоя).

4.Ситуация (создаю образ тревожащей  ситуации, вхожу в него в состоянии  покоя).

5.Ощущение (вновь позволяю телу ощутить состояние покоя).

6.Размышление (позволяю приходить  в голову тем мыслям, которые  приходят).

7.Текст (повторяю про себя текст  медитации).

8.Заканчиваю медитацию.


 

                              Упражнение № 1 «Звездный экран»

        Это упражнение позволяет снять напряжение, остановить хаотичный поток тревожных мыслей.

        Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что ваш  мозг это космос или экран, а мысли – разноцветные светящиеся  шарики, стремящиеся пролететь через  него. Ваша задача заключается в том, чтобы каждую возникшую мысль представить в виде цветного шарика, летящего к вам, а потом мысленно оттолкнуть визуальный образ в пространство. Так необходимо поступать с каждой зафиксированной мыслью.

       Это занятие  позволит абстрагироваться от реальных событий.  Вы «опредмечиваете» мысли и удаляете их из сознания. Это снижает степень вашей тревожности, успокаивает, расслабляет.

         Рефлексия.

         На упражнение  отводится 5 – 6 минут.

 

                Упражнение № 2 « Путешествие на дно океана»

       Это упражнение  способствует гармонизации вашего  внутреннего мира. Представьте подводный  мир океана как в знаменитых  телепередачах путешествий Кусто. Вообразите, что вы  океан, среда, водное пространство. Сквозь вас  проплывают стаи цветных рыб, растут причудливые кораллы, волны перегоняют с места на место мелкие камешки. Вы – среда океана, которая создает гармонию всему загадочному, красивому и могучему подводному миру. Счастливого вам путешествия в мир сказочных фантазий.

       Рефлексия.

      На упражнение  отводится 5 – 6 минут.

 

                       Упражнение № 3 «Безопасное падение»

        Известно, что  сильные негативные психологические  стрессы сопровождаются образованием  мышечных зажимов в организме  человека, которые доставляют ему немало страданий. Освободиться от них позволяет следующее упражнение.

       Лягте на спину (на мягкий коврик или на  матрац). Закройте глаза. Расслабьтесь. Представьте себе, что вы стоите  на краю пропасти спиной к  ней. Теперь вообразите, что вы падаете спиной вниз. Вы уверенны в том, что не разобьетесь и даже не ушибетесь. Ваше приземление будет мягким.

       Перед землей  скорость вашего полета замедляется, и вы мягко падаете на пружинящую  почву. Почувствуйте, как вы вдавливаете  ее под собой. Ощутите всеми клеточками своей спины, головы, шеи, рук и ног приятное  небольшое погружение и приятное, пружинящее выталкивающее противодействие этой почвы.

       Расслабьтесь  и задержите это ощущение покоя  на 2- 3 минуты.

       Рефлексия упражнения.

  •       Упражнение  № 4 «Кинозал».


  •        Участникам предлагается  выбрать воспоминание, вызывающее  неприятные переживания. О нем  не надо никому говорить. Обсуждаться  будет лишь то, как изменяется  чувство, связанное с этим событием. Затем участникам предлагается войти в транс и представить себя сидящими в зале кинотеатра, на экране которого демонстрируется известный им эпизод (событие, воспоминание о котором вызывает неприятные переживания). После того, как просмотр эпизода завершается, участники самостоятельно выходят из транса.      

           Группа обсуждает, как и насколько изменились  неприятные переживания, связанные  с данным эпизодом.

       Алгоритм выполнения упражнения:

    1.Вхожу в особое состояние  сознания.

    2.Представляю себя сидящим в  кинозале.

    3.Просматриваю на экране «фильм» о неприятном эпизоде, действующим лицом которого являюсь я сам.

     

             Второй  вариант упражнения заключается  в том, что, представив себя сидящим  в кинозале, человек мысленно  переносится в будку киномеханика, откуда наблюдает за собой, сидящим в зале и смотрящим на экран, где разворачивается фильм.

        Алгоритм выполнения  второго варианта упражнения:

    1.Вхожу в особое состояние  сознания.

    2.Представляю себя сидящим в  кинозале.

    3.Представляю себя стоящим в  будке киномеханика.

        4.Наблюдаю за собой, сидящим в зале, просматривающим «фильм» о неприятном эпизоде, действующим лицом которого являюсь я сам.

             Рефлексия  упражнения.

      • Упражнение № 5  «Фотоальбом»

           Как и в предыдущем  упражнении, участникам предлагается  выбрать эпизод из своей жизни, воспоминания о котором вызывают неприятные переживания. Если в результате использования техники «Кинозал» неприятные переживания изменились недостаточно, можно оставить тот эпизод; если участник удовлетворен результатами предшествующего упражнения, лучше взять другой эпизод.

            Участникам, находящимся  в трансе, предлагается представить  себе данный эпизод как последовательность  фотографий. Эти фотографии мысленно  вкладываются в альбом, альбом  помещается на дальнюю полку, и участники представляют себе, как фотографии выцветают до такой степени, что изображение полностью исчезает.

            Алгоритм выполнения  упражнения:

    1.Вхожу в особое состояние  сознания.

    2.Представляю себе фотографии, на которых изображен неприятный  эпизод.

    3.Мысленно вкладываю фотографии в альбом.

    4.Помещаю альбом на  дальнюю полку.

    5.Представляю себе, как  фотографии выцветают.

           Рефлексия.

     

    Упражнение № 6 «Замена слайда»

            Хорошо известное  упражнение, в котором участникам, находящимся в состоянии транса. Предлагаем создать мысленный образ неприятного эпизода и мгновенно сменить его на приятный эпизод.

           Алгоритм выполнения  упражнения:    

    1.Вхожу в особое состояние  сознания.

    2.Представляю себе неприятный  эпизод.

    3.Заменяю неприятный эпизод  на приятный.

            Рефлексия.

     

    Упражнение № 7 «Приятное воспоминание»

            Цель упражнения  – обучить участников тренинга  получать доступ к имеющимся  у них внутренним психологическим  ресурсам. Им предлагается в трансе  мысленно воспроизвести реальный  эпизод из своей жизни, в котором они чувствовали себя легко, уверенно и спокойно. Упражнение считается выполненным, когда возникает чувство уверенности. Участники возвращаются в обычное состояние, сохраняя это чувство уверенности.

           Алгоритм выполнения  упражнения:

    1.Вхожу в особое состояние  сознания.

    2.Мысленно воспроизвожу эпизод, в котором я чувствовал себя  легко, уверенно, спокойно.

    3.Позволяю прийти чувству уверенности.

    4.Возвращаюсь в обычное состояние, сохраняя чувство уверенности.

         Рефлексия.

    • ПОДГОТОВКА К ВАЖНЫМ СОБЫТИЯМ

    • Упражнение № 8  «Мысленный экран»

           Упражнение используется  для подготовки к важным событиям  и представляет собой мысленное  «проигрывание» в его благоприятном  варианте. Участникам предлагается  в трансе создать мысленный  образ предстоящего события и мысленно изменить его в желательную сторону.

               Алгоритм  выполнения упражнения:

    1.Вхожу в особое состояние  сознания.

    2.Представляю себе важное событие  на мысленном экране.

    3.Изменяю его в нужную сторону.

    Рефлексия.

      •       Упражнение № 9 «Идеомоторный сигналинг»

          Участники тренинга  обучаются общаться с собственным  бессознательным, задавая ему вопросы  и получая ответы «да» и  «нет». В качестве ответов  выступают  непроизвольные движения пальцев  или рук (идеомоторный сигналинг).

           Алгоритм выполнения упражнения:

    1.Вхожу в особое состояние  сознания.

    2.Определяю сигналы «да» и  «нет».

    3.Задаю вопросы бессознательному.

           Рефлексия.

    Примечание: Возможна версия данного упражнения, которая получила название «Мудрый старец».


      • Упражнение № 9. Версия «Мудрый старец»

      •       Закройте глаза. Войдите в состояние измененного сознания. Представьте могучий дуб, а под ним сидящего мудрого старца. Задайте ему вопрос (или вопросы) на которые хотели бы получить ответ. Войдите в образ старца. С позиций его мудрого жизненного опыта ответьте на свой вопрос.

          Каждый  участник делится с группой  своими впечатлениями, рассказывает  о своих вопросах и ответах. Группа ведет обсуждение каждого  вопроса и ответа.

          Рефлексия  упражнения.

     

  •  

  •  

      • САМОИЗМЕНЕНИЕ

    • Упражнение № 10 «Разделенный экран»

              Цель  упражнения – осуществление изменений  в самом себе. В трансе участники  представляют себе вертикально  разделенный надвое экран, в одной  части которого они создают  мысленный образ реального, а  в другой – желаемого состояния. «Реальный» образ мысленно удаляется в бесконечность, «желаемый» – приближается и сливается с человеком, выполняющим упражнение.

    Алгоритм выполнения упражнения:

           1.Вхожу в особое  состояние сознания.

           2.Мысленно представляю  себе экран, вертикально разделенный на две части. В одной части представляю себе то, что хочу в себе изменить, в другой – желательный образ.

            3. Нежелательный  образ удаляю, желательный – приближаю  к себе.

             Рефлексия.

     

    Упражнение № 11 «Внутренний ребенок».

             Цель упражнения  – оказание самопомощи и самоподдержки. Участники в трансе перемещаются  во времени назад, встречаются  с самим собой в детском  возрасте, и «взрослый» оказывает  помощь и поддержку «ребенку».

           Алгоритм выполнения  упражнения:

    1.Вхожу в особое состояние  сознания.

    2.Мысленно перемещаюсь назад  во времени и встречаюсь с  самим собой в детском возрасте.

    3.Оказываю себе помощь и поддержку.   

           Рефлексия.

     

  •  

  •  

    Упражнение № 12 «Тотем»

           Упражнение  (разработано  Жаном Беккио) предназначено для работы с личной историей человека. В трансе участники создают символы для отображения ключевых событий и переживаний своей жизни: успеха, радости, сожаления, замысла, надежды, опасения – и наносят их на условную фигуру – «тотем».

    Рефлексия.

     

    Упражнение № 13 «Дорога жизни»

         Упражнение предполагает  групповую работу в командах  по 3-5 человек.

    Материалы: мука, клей ПВА, растительное масло, вода, краски (гуашь), одноразовые стаканчики (по 5 на группу), плоские палочки, грубый картон (размер 400  на 400), соль мелкозернистая.

         Группа делится на  команды и занимается приготовлением  красок (это первый этап работы). Сначала замешивается тесто из  воды и муки (как на оладьи, чуть погуще). Затем в тесто  добавляют 1 столовую ложку ПВА, 1 – 1,5 столовых ложки соли, 1 чайную ложку растительного масла. Полученную массу раскладывают в пять стаканчиков (поровну). В стаканчики добавляют гуашь. Таким способом можно получить любые цвета и оттенки (краски получаются очень красивыми).

           Далее каждая команда должна продумать сюжет картины на одну из тем: «Дорога жизни», «Мой мир», «Счастье» и др. Каждая команда вправе предложить свою собственную тему. Команды обсуждают, что будет нарисовано на картине.

           Основным этапом  арттерапии является коллективное выполнение рисука. Все рисуют одновременно палочками или пальцами.

    Примечание: Карандашных набросков выполнять на картоне нельзя. Команды рисуют по коллективному образу, который создался в сознании каждого на основе группового обсуждения. 


    Завершив выполнение своих картин, команды представляют их на всеобщее обозрение и комментируют свои рисунки.Рефлексия.

        Упражнение № 14   «Соберем  в дорогу чемоданчик»

           Члены группы изготавливают бумажные чемоданчики друг для друга, украшая их рисунками. Потом каждый для каждого пишет пожелания или стихи, которые были подготовлены во время выполнения домашнего задания, или которые родились непосредственно на занятии. Все это складывается в бумажные чемоданчики. Они подписываются.

    Информация о работе Арттерапия как метод психокоррекции острых кризисных состояний