Арттерапия как метод психокоррекции острых кризисных состояний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2015 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность всей кризисной проблематики не случайна и, как это всегда бывает в науке, не является веянием моды. Для этого существует ряд факторов, как общечеловеческих, так и специфических только для нашей страны. К общечеловеческим факторам можно отнести резкое увеличение количества во всем мире антропогенных катастроф и «горячих точек». Люди ежедневно сталкиваются (особенно благодаря мощному развитию современных СМИ) с преступлениями против личности, многообразными видами насилия и жестокости, сильнейшими катастрофами: природными катаклизмами, уносящими тысячи жизней (достаточно вспомнить наводнения, землетрясения и катастрофические изменения климата за последние 2 года практически по всему земному шару), психогенными (военные действия в мирное время, бомбежки, терроризм, криминальная ситуация и т.п.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. АРТТЕРАПИЯ КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОСТРЫХ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
6
Психологическая характеристика острых кризисных состояний человека
6
Арттерапии как направление в психологической коррекции
19
Выводы по первой главе
32
ГЛАВА II. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ОСТРЫХ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ
34
2.1. Диагностика острых кризисных состояний
34
2.2. Психологическая коррекция острых кризисных состояний с помощью арттерапии

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Арттерапия.doc

— 518.50 Кб (Скачать файл)

Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим «приведенным» баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из подростков: самочувствие – 5,4; активность – 5,0; настроение – 5,1.

Данная методика позволит нам определить общее психологическое состояние подростков.

Тест «Самооценка психических состояний» Айзенка.

Методика состоит из 40 утверждений, которые описывают различные психические состояния. Если это состояние часто наблюдается, то испытуемому предлагается поставить 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл и если совсем не подходит - 0 баллов, таким образом максимальное количество баллов может равняться 80, а минимальное 0.

Назначение теста:

Методика предназначена для диагностики таких психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

Ригидность рассматривается как неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями, что наиболее ярко должно проявляться у людей, находящихся в кризисном состоянии, так как имеющийся опыт реагирования и преодоления возникшего препятствия, на пути удовлетворения той или иной потребности не способствует его преодолению. Она представляет собой затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Фрустрация рассматривается как негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность  деятельности при этом существенно снижается.

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

Особенно острой проблема тревожности является для детей подросткового возраста. В силу ряда возрастных особенностей этот возраст часто называют «возрастом тревог». Среди возможных причин возникновения тревожности могут выступать: физиологические особенности (особенности нервной системы – повышенная чувствительность или сензитивность), индивидуальные особенности, взаимоотношения со сверстниками и с родителями, проблемы в школе.

Агрессивность – свойство личности, выражающееся в предпочтении использования насильственных методов для достижения своих целей. В острых кризисных состояниях агрессивность может выступать как компенсаторная реакция, направленная на достижение цели любой ценой.

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В Зунга (адаптирована Т. И. Балашовой).

Опросник разработан для диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.

Тест адаптирован в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева Т.И.Балашовой.

Шкала депрессии Зунга состоит из 20 суждений, на каждое из которых возможны 4 варианта ответов, в зависимости от степени выраженности того или иного состояния у обследуемого. Полная процедура тестирования с обработкой занимает 20-30 минут. Испытуемый отмечает ответы на бланке.

Депрессия, депрессианое состояние – состояние, согласно профессиональной терминологии, характеризующееся мрачным настроением, подавленностью или печалью, что может быть (однако не всегда) выражением плохого здоровья. В медицинском контексте термин относится к болезненному психическому состоянию, при котором доминирует пониженное настроение  и которое часто сопровождается рядом ассоциативных симптомов, в частности тревогой, ажитацией, ощущением собственной неполноценности, суицидальными мыслями, гипобулией, психомоторной ретардацией, различными соматическими симптомами, физиологической дисфункцией (например, бессонница) и жалобами. Депрессия как симптом или синдром является основной или значимой особенностью в целом ряде категорий заболеваний.

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн [5, с. 374]

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Проведение исследования

Инструкция. «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий». Они обозначают:

    • здоровье;
    • ум, способности;
    • характер;
    • авторитет у сверстников;
    • умение многое делать своими руками, умелые руки;
    • внешность;
    • уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдавался бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечены заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Методика проводилась фронтально — с целой группой. При этой работе проверялось, как каждый ученик заполнил первую шкалу, на  предмет правильности применения испытуемыми предложенных значков в ответах на вопросы. После этого испытуемые работали самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Обработка и интерпретация результатов.

Обработка проводилась по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражался в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получали количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

По каждой из шести шкал определялись:

  • уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
  • высоту самооценки — от «о» до знака «—»;
  • значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний, ниже самооценки, он выражался отрицательным числом.

Расчет средней величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам показал:

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов оценивался как нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствовал о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и оценивалось, как определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывало на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Обработка и интерпретация результатов велась методом статистического обсчета полученных цифровых значений шкал самооценки.

Были выделены интересующие нас факторы: притязания и самооценки. Полученные баллы, по обеим группам  суммированы, усреднены и  сведены в таблицу. Проведено сравнение тестируемых личных качеств испытуемых между двумя группами. Построен график различия в среднегрупповых значениях.

В результатате констатирующего эксперимента были выбраны 10 человек, которые находятся в остром кризисном состоянии.

Результаты беседы:

  1. Мария 39 лет – безработная, мать-одиночка, воспитывает двоих детей. Специальность – токарь, имеет невыплаченный кредит. После сокращения на заводе осталась без средств к существованию, дети учатся в университете.
  2. Сергей 37 лет – безработный, воспитывает 2-их детей. После сокращения также остался без работы. Профессия – инженер.
  3. Олег 29 лет – безработный, живет с матерью, имеет 2 невыплаченных кредита, токарь.
  4. Ольга 34 года – безработная, по профессии инженер. Муж-алкоголик, воспитывает 2-их детей. За кредиты конфисковали квартиру. Профессия – инженер.
  5. Вячеслав 36 лет – безработный, по профессии инженер. Женат. До увольнения брал кредит в банке на квартиру, но теперь квартиру за неуплату взносов банк отобрал.
  6. Борис 58 лет – безработный, женат, не доработал до пенсии один год. Имеет невыплаченный кредит.
  7. Константин 46 лет – безработный, воспитывает 3-их детей, жена инвалид. Работал по профессии фрезеровщик. Имеет непогашенный кредит на квартиру.
  8. Алексей 23 года – безработный, молодой отец годовалого ребенка, супруга не работает. Имеет непогашенный кредит на квартиру. По профессии инженер.
  9. Светлана 43 года – безработная, мать-одиночка, воспитывает дочь-инвалида. Имеет непогашенный кредит. По профессии инженер.
  10. Оксана 39 лет – безработная, в 2009 году развелась с мужем-алкоголиком. Имеет непогашенный кредит. По профессии инженер.

В контрольную группу вошли:

    1. Мария 39 лет
    2. Сергей 37 лет
    3. Олег 29 лет
    4. Ольга 34 года
    5. Вячеслав 36 лет

В экспериментальную группу вошли:

    1. Борис 58 лет
    2. Константин 46 лет
    3. Алексей 23 года
    4. Светлана 43 года
    5. Оксана 39 лет

По методике САН в ходе констатирующего эксперимента были получены следующие результаты Таблица 2.1.

Таблица 2.1.

Результаты контрольной и экспериментальной групп по методике САН

ФИО

Самочувствие

Активность

Настроение

Контрольная группа

Мария 39 лет

2,4

1,8

1,7

Сергей 37 лет

2,8

2,0

2,0

Олег 29 лет

1,7

0,9

2,3

Ольга 34 года

2,6

2,1

2,2

Вячеслав 36 лет

2,1

2,2

1,5

 

Σ

11,6

9

9,7

Экспериментальная группа

Борис 58 лет

2,0

2,2

2,1

Константин 46 лет

2,9

2,5

2,3

Алексей 23 года

2,8

2,0

1,9

Светлана 43 года

2,0

2,37

1,9

Оксана 39 лет

2,0

1,9

2,0

 

Σ

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Арттерапия как метод психокоррекции острых кризисных состояний