Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2015 в 11:09, курсовая работа
Актуальность всей кризисной проблематики не случайна и, как это всегда бывает в науке, не является веянием моды. Для этого существует ряд факторов, как общечеловеческих, так и специфических только для нашей страны. К общечеловеческим факторам можно отнести резкое увеличение количества во всем мире антропогенных катастроф и «горячих точек». Люди ежедневно сталкиваются (особенно благодаря мощному развитию современных СМИ) с преступлениями против личности, многообразными видами насилия и жестокости, сильнейшими катастрофами: природными катаклизмами, уносящими тысячи жизней (достаточно вспомнить наводнения, землетрясения и катастрофические изменения климата за последние 2 года практически по всему земному шару), психогенными (военные действия в мирное время, бомбежки, терроризм, криминальная ситуация и т.п.).
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. АРТТЕРАПИЯ КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОСТРЫХ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
6
Психологическая характеристика острых кризисных состояний человека
6
Арттерапии как направление в психологической коррекции
19
Выводы по первой главе
32
ГЛАВА II. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ОСТРЫХ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ
34
2.1. Диагностика острых кризисных состояний
34
2.2. Психологическая коррекция острых кризисных состояний с помощью арттерапии
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Графическое изображение
График 1
График 2
График 3
График 4
Графическое изображение результатов группы после проведённой коррекционной работы
График 1.2
График 2.2
График 3.2
График 4.2
2.2.Психологическая коррекция острых кризисных состояний с помощью арттерапии.
Арттерапия служит
методом освобождения от
Руководители групп в области терапии искусством, как правило, поощряют свободные ассоциации членов групп и их пробы без помощи других найти значение собственных работ. Некие упражнения заключаются в совместной групповой работе, к примеру создание групповых фресок и создание всеобщего группового вида. Руководители групп гуманистической ориентации подчеркивают значимость процесса творческой работы и не придают огромного значения конечному результату. Они стимулируют членов группы доверять своему собственному восприятию и изучить свои творения как без помощи других, так и с помощью других членов группы. Сначало терапия искусством применялась в больницах и психиатрических клиниках в работе с тяжело больными пациентами. В настоящее время терапия искусством употребляется для оказания психологической помощи более широкому контингенту клиентов и равномерно отдаляется от собственной психоаналитической первоосновы.
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА « МОЙ НОВЫЙ МИР».
Цель: формирование мотивации на преодоление острого кризисного состояния.
Задачи: а) изучить острое кризисное состояние на данном этапе;
б) сформировать установку на позитив;
в) формирование мотивации на
преодоление острого
г) обучение способам решения проблемных ситуаций.
Программа тренинга рассчитана на месяц. Она базируется на трех блоках, имеющих строго определенные, но взаимосвязанные друг с другом задачи.
Первый блок
направлен на оказание
На рассматриваемом этапе решаются также задачи знакомства членов группы друг с другом и создания микроклимата.
Задачей второго
блока является создание
Третий блок включает в себя группу упражнений, которые дают возможность участникам приобрести способности к анализу и решению своих проблем, частично или полностью избавиться от травмирующего опыта, освоить технологии саморазвития. Он предполагает коллективное творчество участников по проектированию направлений, программ и инструментария саморазвития.
Деление программы на блоки
носит несколько условный
Тренер может вносить изменения в содержание и последовательность упражнений в зависимости от особенностей группы, индивидуальных проблем, результативности каждого дня занятий, настроя группы и многих других факторов. Длительность занятий 1,5-2 часа в день, пять дней в неделю.
Материальное и дидактическое оснащение тренинга:
Раздаточные материалы представляют собой краткие опорные конспекты содержания тренинга. Они распечатываются на отдельных листах бумаги. Каждый лист выдается после того, как разобрана соответствующая тема и выполнено упражнение. Основное назначение раздаточных материалов заключается в том, чтобы помочь участникам вспомнить упражнение и повторить его самостоятельно дома после окончания тренинга; В раздаточные материалы входят также комплекты методик по саморегуляции (количество экземпляров по числу участников);
2. Материальное обеспечение
1) кресла - по числу участников тренинга;
Цель: представить участников рабочей группы друг другу.
Нужное время: 30 мин.
Тренер для обеспечения
эффективности работы группы
предлагает ее участникам
Правила работы группы:
1.Правило «купе» или конфиденциальности. Правило означает неразглашение информации касающейся членов Т-группы за ее пределами. Оно необходимо для обеспечения безопасности (защищенности) участников тренинга.
2.Правило активности всех членов группы. Означает, что только активная работа всех и каждого члена группы может обеспечить эффективность занятий.
3.Правило «стоп» – это предоставление членам группы права отказаться от участия в каких-то отдельных упражнениях; отказаться отвечать на тот или иной вопрос. Оно, как и первое, вводится для обеспечения психологической защиты участников тренинга.
4. Правило «здесь и сейчас». Оно означает, что действие происходит в настоящем времени и, что все возникающие вопросы и проблемы должны решаться в группе в момент их возникновения или осознания.
5. Правило проявления эмпатии
к членам группы. Оно означает
авансирование позитивного
6. Правило равенства. Правило предполагает равенство всех членов группы, не зависимо от положения в обществе, возраста, пола и т.д.; общение на ТЫ и по имени.
7. Не опаздывать. Оно является обязательным, так как опоздания отдельных участников отвлекает от работы всю группы.
Цель: Это упражнение провоцирует творчество и осознание чувств, помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом.
нужное время: 1,5 часа.
Материалы: Бумага, цветные карандаши, мел, краски либо пластилин.
Подготовка: Специальной подготовки не требуется.
Процедура:Каждый член группы
имеет в собственном
В качестве варианта испробуйте остальные материалы, к примеру краски, мел, пластелин. В любом случае доверяйте своим внутренним ощущениям и пытайтесь в собственной работе найти информацию для себя.
Релаксация.
Цель: Это упражнение превосходно для исследования межличностных взаимоотношений.
нужное время: 1,5 часа. Материалы: Бумага, цветные мелки либо карандаши. Подготовка: Специальной подготовки не требуется, но полезно, чтоб управляющий имел опыт в терапии искусством.
Процедура: Выберите напарника. Положите меж собой и партнером большой лист бумаги, возьмите каждый по нескольку цветных мелков. Пристально посмотрите друг другу в глаза и потом спонтанно начинайте рисовать, пытайтесь выразить свои чувства. Если вы желаете общаться с партнером, делайте это с помощью линий, форм и цветов.
Когда закончите рисовать, обменяйтесь
с партнером впечатлениями о том, что происходило
во время упражнения. Говорите о всех эмоциях,
которые у вас вызывает набросок напарника.
Посмотрите, не можете ли вы провести параллели меж тем, как
вы рисуете, и тем, как функционируете
в группе.
Постарайтесь узнать что-то о собственном
партнере.
Релаксация.
Занятие № 4 «Групповое рисование»
Цель: Это упражнение дает возможность участвовать всей группе. Оно помогает изучить ролевые взаимоотношения в группе и влияние членов группы на личный опыт. Нужное время: 2 часа.
Материалы: Бумага, цветные ручки либо карандаши.
Подготовка: управляющий обязан обладать опытом в терапии искусством и групповой динамике.
Процедура: Все члены группы садятся в круг в середине комнаты. Перед каждым лежит лист бумаги и цветные ручки либо карандаши. Начинайте рисовать что-нибудь принципиальное для себя. По сигналу управляющего группы передайте свой лист участнику, сидящему от вас слева, и получите начатый набросок от участника, сидящего справа. Работайте над этим рисунком, изменяйте и добавляйте к нему, что желаете. По сигналу передайте этот набросок налево и получите набросок справа. Продолжайте так до тех пор, пока к вам не вернется тот набросок, который вы начали. Осознайте чувства, возникающие у вас при виде того, что остальные изобразили на вашем листе. Изменяйте в рисунке все, что желаете. В заключение обсудите свои впечатления с группой.
Релаксация.
Занятие № 5« Мой пластилиновый мир»
Цель: Это упражнение, как и все упражнения в терапии искусством, провоцирует творчество. Оно также изучит ценностные ориентации, взаимоотношения сотрудничества и соперничества членов группы.
нужное время: 2 часа.
Материалы: пластилин.
Подготовка: управляющий обязан иметь опыт в групповой динамике.
Процедура: Каждый член группы получает
большой ком глины (Rhyne,
1973). Группы делятся на подгруппы по 5-8
человек в каждой. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией на флейте
либо клавесине для сотворения мягкой,
расслабленной атмосферы.
Вы - один из пяти либо 11 человек, создающих мир. Закройте глаза и вообразите, что глина - сырье, из которого можно делать все, что вы захотите. С закрытыми очами работайте с глиной и отдайте пальцам выразить ваши мысли и чувства. Когда вылепите скульптуру, поместите её на столе совместно с остальными вылепленными в вашей подгруппе скульптурами. Вместе с партнерами подгруппы с открытыми очами поработайте над структурированием целостного мира из соответствующих частей. Если в ходе упражнения у вас появились чувства относительно остальных членов группы, выскажите их либо выразите их в глине. В заключение поделитесь своими впечатлениями с другими подгруппами.
Информация о работе Арттерапия как метод психокоррекции острых кризисных состояний