Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 18:27, реферат
Юнг рассматривал культуру под углом зрения психологических процессов и отводил ведущее место в этих процессах бессознательному. Главный вклад Юнга в культурологи состоит в том, что он вводит в научный оборот понятие коллективного бессознательного и выявляет его основные характеристики. В своих работах Юнг обосновывает положение об изначальных культурных истоках бессознательного, первичными формами которого выступают архетипы.
В статье Юнга «Понятие коллективного бессознательного» он кратко определи содержание и психологическое значение коллективного бессознательного. Характеризуя его как такую психическую систему, которая «имеет коллективную универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов»5 Юнг выделяет следующие его особенности:
Хотя теория Юнга обычно определяется как психоаналитическая — в связи с тем, что особое внимание в ней уделяется бессознательным процессам, — в некоторых существенных отношениях она отлична от теории личности Фрейда. Вероятно, самая яркая отличительная черта юнгианского подхода к человеку заключается в том, что в нем сочетаются телеология и каузальность. Поведение человека определяется не только индивидуальной и расовой историей (каузальность), но также целями, стремлениями (телеология). И прошлое, как актуальность, и будущее, как потенциальность, управляют поведением в настоящем. Взгляд Юнга проспективен в том смысле, что устремлен на будущее человеческого развития, и ретроспективен в том смысле, что принимает в расчет прошлое. Перефразируя Юнга, «человек живет и целями, и причинами».
Понятие коллективного пли трансперсонального бессознательного — одна из наиболее
оригинальных и спорных примет теории
личности Юнга. Это — наиболее сильная
и влиятельная психическая система.
Коллективное бессознательное неразрывно связано с личностным бессознательным и вместе с ним и другими системами образует единую психическую структуру личности.
Итак, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным [Jung, 1936/1969]. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума»6. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.
2.1. Понятие «архетипа» и его сущность.
Выражение» архетип» встречается
уже у Филона Александрийского и
Иринея по отношению к образу Божьему
в человеке.
В психике человека коллективное бессознательное, по Юнгу, существует в виде символических форм или идей, носящих схематический характер. Эти формы не имеют внутреннего содержания, а являются формальными элементами, способными воплотиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень.
Архетип сам по себе не входит в сознание, он не дан в чувственном опыте. Сам по себе он пуст, бессодержателен, но обладает потенциальной возможностью приобретать конкретную форму. В сознание входят «архетипические образы», уже подвергнутые сознательной переработке. Архетипы направляют действия человека в определенное русло, в чем-то схожее с тем, как они вели себя в подобных ситуациях наши животные предки. Архетип проявляется в виде огромного количества коллективных образов и символов, которые представляют собой своеобразно закодированные, формализованные образцы и программы поведения человека. Архетипы гипотетичны, представляют собой своего рода модель, позволяющую объяснить наличный опыт.
Архетипы настолько близки к инстинктам, что можно предположить, что они являются бессознательными образами самих инстинктов или «образцами инстинктивного» поведения. Являясь регуляторам психической жизни, архетипы выступают как априорные формы психической деятельности людей и возникают спонтанно. Юнг отмечал, что архетипов столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Бесконечное их отца и повторение отчеканило этот опыт на нашей психической конституции – в формах без содержания, представляющих только возможность определенного типа восприятия и типа действия.
По мнению Юнга, активизация архетипов происходит, когда возникает ситуация, соответствующая данному архетипу. Тогда, подобно инстинктивному влечению, архетип вопреки всякому разуму и воле прокладывает себе путь. При этом, конкретная форма архетипа реализуется символическим путем, через архетипический образ в психике индивида.
Структурные компоненты коллективного бессознательного называются по-разному: архетипы, доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие паттерны (Jung, 1943). Архетип — это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Эта мыслительная форма создает образы пли видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации. Например, архетип матери продуцированную концепцию генетической матери, и это частично определяет то, как он будет воспринимать собственную мать. На детское восприятие матери также влияет то, что она собой являет, и младенческие переживания ребенка. Таким образом, опыт ребенка — единый продукт внутренней предрасположенности воспринимать мир определенным образом и действительной природы самого мира, и его переживания во многом сходны с теми, что испытывает индивид любой эпохи и любой части света. Скажем, суть матерей осталась во многом той же ид протяжении расовой истории, так что наследуемый ребенком архетип матери подобен реальной матери, с которой он взаимодействует.
Как рождается архетип? Это — постоянный «осадок» переживания, стабильно повторяющегося на протяжении многий поколений, Например, бесчисленные поколения наблюдали странствие солнца с одной стороны небосклона па другую. Повторение этого переживания в конце концов зафиксировалось в коллективном бессознательном как образ солнечного божества, могущества светозарного небесного тела, которое люди боготворили и которому поклонялись. Определенные представления о верховном божестве основаны на солнечном архетипе.
Аналогично, люди на протяжении своей жизни подвергались воздействию многочисленных сил природы — землетрясений, ливней, наводнений, ураганов, молний, лесных пожаров и т. д. Из этих переживаний возник архетип энергии, предрасположенность ощущать энергию, попадать под ее власть, желание создавать и контролировать энергию. Детское восхищение хлопушками, юношеское увлечение автогонками, навязчивый интерес взрослых к атомной энергии сходятся в архетипе энергии. Этот архетип управляет людьми, подвигая к открытию новых видов энергии. Наш атомный век выражает господство архетипа энергии. Таким образом, архетипы функционируют как напряженные атомные энергетические центры, стремящиеся в каждом поколении продуцировать повторение одних и тех же переживаний. Архетипы могут быть рассмотрены как «автопортреты инстинктов», это прототипы конкретных образов. Так, восприятие настоящих матери укоренено в архетипических праформах «Великой Матери» и «Великого Отца».
Архетипы не обязательно изолированы друг от друга в коллективном бессознательном. Они взаимопроникают и смешиваются. Так, могут сочетаться архетип героя и архетип мудрого старца, порождая образ «короля-философа», человека, вызывающего восхищение и уважение как героический вождь и мудрый пророк. Иногда — так, по-видимому, произошло в случае с Гитлером, — возникает смешение архетипов демона и героя, так что некто становится сатанинским лидером.
2.2. Виды архетипов и их источники .
Архетипы. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей») [Jung, 1968]. Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия. мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие; врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.
В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть (табл. 2.1.). Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. Архетип сам непосредственно никогда не может достичь сознания, но только опосредовано, с помощью символов. Так, Бога нельзя видеть, Бог — это страх Божеский, человеческая психика не выдержит встречи с ним. Это архетип, он всегда дан только через символы, таким символом Бога является для христиан Иисус Христос, для мусульман — Мохаммед и т.д.
.В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительнее сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Напримep, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности «Я». Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.