Архетипы и бессознательное Юнга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 18:27, реферат

Краткое описание

Юнг рассматривал культуру под углом зрения психологических процессов и отводил ведущее место в этих процессах бессознательному. Главный вклад Юнга в культурологи состоит в том, что он вводит в научный оборот понятие коллективного бессознательного и выявляет его основные характеристики. В своих работах Юнг обосновывает положение об изначальных культурных истоках бессознательного, первичными формами которого выступают архетипы.

Вложенные файлы: 1 файл

Антропология.Архетипы К.Г.Юнга.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Архетипы, по Юнгу, составляют материал сновидений, мифов, религий, искусства и в опосредованных формах являют себя в философии, социологии, политики и других видах теоретической и практической деятельности людей.

Архетип порождают определенные психические  формы, главным источником которого служат сновидения, обладающие тем преимуществом, что являются непроизвольными, спонтанными продуктами природы, не искаженными никаким сознательным намерением. Тем самым, они являются чистыми произведениями природы, которые не фальсифицируются, какой бы то ни было сознательной целью.

Другой источник – «активное  воображение», подразумевающее последовательность фантазий, порожденных намеренной концентрацией. Существование нереализованных, бессловесных фантазий увеличивают частоту и интенсивность сновидений, если же фантазии становятся осознанными, сновидения меняют свой характер, становятся более слабыми и редкими. Таким образом, сновидения часто содержат фантазии, которые хотят стать осознанными.

Источниками сновидений часто становятся подавленные инстинкты, обладающие оказывать влияние на сознание.

Источниками архетипов являются делюзии  параноиков, сновидения раннего детства (от 3 до 5-ти лет), фантазии. Такой материал лишен ценности, пока мы не сможем провести мифологические параллели. Чтобы сделать это, необходимо знать функциональное значение индивидуального символа, и выяснить, не имеет ли он то же самое функциональное значение.

Как мы уже видели, архетип может  стать ядром комплекса, притягивающим  переживания. Тогда архетип может проникать в сознание через ассоциированные переживания. Мифы, сновидения, видения, ритуалы, невротические и психотические симптомы, произведения искусства содержат значительное количество архетипического материала и представляют лучший источник наших знаний относительно архетипов. Юнг и его сотрудники проделали гигантскую работу по выявлению архетипов в религиозных представлениях, мифах и сновидениях.

 

2.3. Архетипы и творчество.

Архетипы приходят к человеку через  сны, образы, мифы, художественные произведения, они выражают себя через психические реакции и отклонения в поведении.

 Архетипы, согласно Юнгу, по  природе своей таинственны, они  не охватываются разумом, поэтому  способ их существования - сакральные символы, хранителями которых выступают религия и эзотерические учения. Юнг говорит об архетипах как о священных, однако, за вычетом моральных и рациональных аспектов. Архетипы обладают колоссальной энергией, это энергия безличного, которая может стать огромной разрушительной силой. Природность архетипов, заряженность их делает их опасными, и люди всегда относится к архетипам с трепетом, выражая их в величественных и грозных образах. Присутствие в архетипах гигантской природной силы заставляло человечество на протяжении всей его истории укреплять сознание. Догматические символы религий сложились так, что они и приоткрывают архетип, и скрывают его, защищая человека от вулканических сил бессознательного. Символы проецируют архетипы вовне, как бы ослабляя их мощь. Юнг отвергает мистику, бросающую человека в хаотическую бездну бессознательного, и высоко ценит религиозную символику, которая не придумывается рациональным умом, а спонтанно возникает, вырастает в лоне культуры.

Подчеркивая мощь и опасность архаического наследия человечества, Юнг отмечал, что психологически, люди все еще пребывают на стадии детства. У них пока необходимого опыта развития и биопсихического закрепления культуры. Юнг полагал, что основой культуры является прогресс символообразования. Юнг истолковывал развитие культуры и человека как болезненный процесс подавления инстинктивной природы людей. Трагический разрыв между природой и культурой, по Юнгу, универсальный человеческий невроз, который значительно осложняется пол мере прогресса культуры и деградации окружающей среды. Одним из существенных моментов этого процесса Юнг считал индустриальную революцию, которая еще больше отдалила человека от его бессознательного и природы.

Говоря о современности, Юнг  подчеркивает, что наше время - время  «символической нищеты». Возобладавший в Европе рационализм открыл двери «психической преисподней», ибо сакральные символы оказались разрушены. Массовый отход от религии привел к «расколдовыванию мира», материя физиков - это не «Материя — Великая Мать», образ, насыщенный эмоциями, а интеллект - не Дух - Отец Всего. В реке не живет русалка, змея не воплощает мудрость... Однако забытые сакральные символы представляли нам архетипы. Лишившись этой представленности, архетипы оказались загнаны внутрь человеческой души. Они приходят к нам в снах, но язык снов для современного человека также не очень понятен. Таким образом, внешняя интеллектуальность связана с внутренней первобытностью. Архетипы наступают на человека изнутри, и ничто не хранит нас от их могучей силы.

Потеряв собственную священную  символику, европейцы кинулись на Восток в тщетной надежде найти там новых богов. Однако, считает Юнг, этот путь порочен. Мы не можем принять культуру Востока и чужие символы - получаются только эрзацы, театральность, подражательство. Необходимо осознать «ничто», находящееся перед нами, и вернуться к традициям собственной культуры.

Впрочем, так или иначе, но у нынешних людей нет больше форм для культурных проекций бессознательного. Если процесс «расколдовывания мира» продолжится, то все божественное и демоническое вернется в человеческую душу. Но запертое внутри бессознательное делается революционным, оно неизбежно выплескивается наружу в виде войн, бунтов, революций, в виде актов насилия.

Юнг изучал древние эзотерические  знания: оккультизм, магию, астрологию, алхимию… В 1902г. он написал докторскую диссертацию «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». В отличие от большинства своих коллег, Юнг не был склонен считать оккультизм исключительно плодом больного воображения. Он утверждал, что многие поэты и пророки обладают способностью слышать чей-то другой голос, доносящийся из неведомых далей, и именно этому их таланту мы обязаны многими поэтическими и религиозными откровениями. Позже он нашел полное название этого таинственного мира, чьи голоса и образы являются нам во снах или во время творческого вдохновения – коллективное бессознательное. Будучи практикующим врачом-психиатром, он столкнулся с удивительным фактом — в бреду сумасшедших, в камлании шаманов, в поэтическом бормотании впавших в экстаз мистических поэтов проговариваются одни и те же тексты, внешне бессмысленные, но с определенным строгим порядком.

Эти же тексты встречаются в древних  мифах, в древних религиозных повествованиях, в сказках многих народов, которые никак не влияли друг на друга. И Юнг пришел к утверждению, что существует некое коллективное, родовое бессознательное, которое лежит значительно глубже личного бессознательного, открытого Фрейдом.

Ученый много путешествовал, изучал первобытные культуры и миры древних цивилизаций. Все его труды были направлены к одной цели – возвращению человеку утерянной им целостности, объединению внутреннего и внешнего мира науки, религии и мистики, мудрости Востока и Запада.

Аналитическую психологию Юнг называл  «западной йогой» или «алхимией ХХ века». Он считал, что человек – не только биологическое существо, наделенное инстинктами и рефлексами, но и несет в себе опыт культур, религий, научных традиций. Духовный опыт предков передается из поколения в поколение при помощи архетипов – универсальных образцов коллективного бессознательного, общих для всех людей. К этому выводу он пришел, изучая народный фольклор, а также работая со сновидениями представителей самых разных этносов и культур.

Юнг исследовал мифологию и художественное творчество ряда древнейших цивилизаций и выявил лежащие в их основе архетипические символы. Оказалось, что существует значительное количество таких символов, которые присущи всем архаическим культурам, причем даже таким, которые были столь разделены во времени и пространстве, что прямой контакт между ними был заведомо невозможен. Ему также удалось обнаружить в сновидениях пациентов нечто, что он посчитал следами подобных символов. Это еще более укрепило Юнга в его приверженности идее коллективного бессознательного.

 В мифах, сказках, религиях, тайных учениях и произведениях искусства спутанные, воспринимаемые как нечто странное, чуждые нам образы превращаются в символы, становящиеся все более совершенными по своей форме и все, более общими, по своему содержанию. Постепенно формируются мировые религии, которые изначально содержат тайное сокровенное значение и выражают тайну души с помощью величественных образов.

Мифы являются проявлениями психики, манифестациями, представляющими сущность души. Все мифологизируемые процессы природы (лето, зима, периоды дождей…) всего лишь аллегории, символические выражения внутренней и бессознательной драмы души, через которые отражаются в природных явлениях и становятся понятными человеческому сознанию.

Архетипы – это врожденные программы, универсальные образы поведения, символические образы, на основе которых формируются человеческое восприятие, мышление, воображение. Коллективное бессознательное в концентрированном виде зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляются у индивидов, т.е. выходит на поверхность через сновидения, а также в художественном творчестве.

Архетипические образы обнаруживают себя через определенные символы  в сновидениях («непроизвольных  спонтанных продуктах бессознательной  психики»), в фантазиях художественного и научного творчества, в иллюзиях и состояниях транса, при расстройствах психики.

В соответствии с разделением индивидуального  и коллективного бессознательного Юнг различает два типа художественного творчества: психологическое и визионерское. Психологическое творчество

основано на функционировании индивидуального  бессознательного и отражает личностный опыт художника. Юнг низко оценивает  результаты такой творческой деятельности. Визионерское же творчество – это  «дар творческого» огня, присущий избранным людям, поскольку в нем решающую роль играет коллективное бессознательное, а это значит, что в процессе этого вида творчества через художника говорит весь совокупный опыт человечества.

Архетипические образы особенно наглядно могут выступать в символической форме искусства. Архетипы несут в себе заряд мощной творческой энергии. Великий художник — это человек, умеющий извлекать эту энергию и передавать древнее очарование архетипов через современное ему искусство. Архетип — это фигура демона, человека или события, повторяющаяся на протяжении истории везде, где свободно действует творческая фантазия. Это, прежде всего, мифологическая фигура, которая является итогом огромного типического опыта бесчисленного ряда предков, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа. В каждой такой фигуре или образе кристаллизовалась частица человеческой психики и человеческой судьбы, частица страдания и наслаждения —• переживаний, несчетное число раз повторявшихся у бесконечного ряда предков.

Неудивительно, считал Юнг, если встретив типическую ситуацию или увидев произведение искусства, где ярко выражены архетипические мотивы (герой, побеждающий дракона; сын, нашедший своих родителей; несчастная девушка, которую полюбил прекрасный принц), мы внезапно ощущаем неподдельную радость, нас захватывает неодолимая и притягательная сила. В такие моменты мы — уже не индивидуальные существа, мы — род, голос всего человечества, просыпающийся в нас.

Все наиболее действенные идеалы всегда суть более или менее откровенные варианты архетипа: родина в образе матери, мудрость в образе пожилого мужчины или старца-основателя и т.д. Архетип подобен так называемой «мистической причастности» первобытного человека к почве, на которой он обитает и в которой содержатся духи его предков.

При этом архетип, проявляющий себя в сновидении, фантазии или в жизни, всегда несет в себе некоторое особое влияние или силу, благодаря которой его воздействие носит нуминозный, т.е. зачаровывающий характер. Архетип захватывает психику со своего рода изначальной силой и вынуждает ее выйти за пределы человеческого. Поэтому, рассуждал Юнг, люди всегда нуждались в демонах и никогда не могли жить без богов. Понятие «бога» — совершенно необходимая психологическая Функция, она не имеет отношения к вопросу о существовании Бога. Ответ на этот вопрос и приведение доказательств — не по силам человеческому интеллекту. И такое доказательство совершенно не нужно, идея сверхмогущественного, божественного  существа наличествует всегда, если не осознанно, то бессознательно, ибо она есть некоторый архетип. Архетипы создают мифы, религии и философии, оказывающие воздействия на целые народы и исторические эпохи, характеризующие их.

Подобно тому, как наше тело, считал Юнг, в целом ряде рудиментарных органов хранит пережитки старинных функций и состояний, так же и наша душа, по-видимому, переросшая эти архаические влечения, несет, тем не менее, в себе признаки пройденного развития и повторяет бесконечно древние мотивы в своих фантазиях и снах.

Наиболее адекватной формой проявления архетипов являются для нас сны. К снам, считал Юнг, нельзя относиться легкомысленно, чаще всего это не наши сны, это порождение коллективной души. Сны нередко предупреждают нас об опасности, только мы не понимаем их языка. Тревожные, пугающие сны говорят о том, что в человеке зародилась болезнь, он ее еще не ощущает, а коллективное бессознательное посылает в мозг сигналы тревоги. Сны также часто предупреждают человека об опасности, если он совершает сомнительные поступки и подрывает свои собственные душевные силы.

Как-то Юнгу родители рано умершей  от болезни девочки принесли альбом с изображением всяких страшных чудовищ. Они хотели узнать у него, не сошла ли она перед смертью с ума. Юнг показал им старинный альбом с изображением таких же чудовищ и сказал, что люди знали о них столетия назад. Это символические звери, являвшиеся ребенку во сне, были свидетельствами нарождающейся болезни.

Однако в массе своей люди перестали чувствовать и понимать язык архетипов, они оторваны от своих глубинных корней, утратили живительную связь с ними. Они не боятся больше окружающей природы и не доверяют своим снам, они развенчали своих богов и демонов и считают себя свободными. Однако их боги и демоны никуда не ушли, они получили новые обличья и новые имена и все так же ведут спор за души людей. Они приняли форму преступности, алкоголизма, бесчисленных неврозов и страхов, наркотиков и массовых психозов. Современный человек потерял свою душу и находится в постоянных поисках ее.

Современное религиоведение активно пользуется юнговской идеей архетипов, используя ее для объяснения системы образов, присутствующих в мифологии, искусстве, религии. Понятиями «архетип» и «архетипический образ» пользовались К. Кереньи, М. Элиаде, Дж. Кэмпбэл и другие исследователи религии и мифологии.

Целый спектр психотерапевтических учений, отличных от классического фрейдовского психоанализа, пользуется идеей бессознательного, представлением о тройственной структуре внутреннего мира человека.

Работы Юнга оказали огромное влияние на современную культуру. Например, книга Г.Гессе «Степной волк» написана под впечатлением психотерапевтических сеансов, которые автор проходил у Юнга.  Влияние идей о коллективном бессознательном и прсущих ему архетипических образах можно увидеть во многих художественных произведениях и кинофильмах.

Информация о работе Архетипы и бессознательное Юнга