Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 18:27, реферат
Юнг рассматривал культуру под углом зрения психологических процессов и отводил ведущее место в этих процессах бессознательному. Главный вклад Юнга в культурологи состоит в том, что он вводит в научный оборот понятие коллективного бессознательного и выявляет его основные характеристики. В своих работах Юнг обосновывает положение об изначальных культурных истоках бессознательного, первичными формами которого выступают архетипы.
Таблица 2.1 Примеры архетипов, описанных Юнгом.
Архетип |
Определение |
Символ |
Анима |
Бессознательная женская сторона
личности мужчины |
Женщина, Дева Мария, Мона Лиза |
Анимус |
Бессознательная мужская сторона
личности женщины |
Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан |
Персона |
Социальная роль человека, проистекающая
из |
Маска |
Тень |
Бессознательная противоположность
того, что индивид |
Сатана, Гитлер, Хусейн |
Самость |
Воплощение целостности и |
Мандала |
Мудрец |
Персонификация жизненной |
Пророк |
Бог |
Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир |
Солнечное око |
Количество архетипов в
Персона (от латинского слова «persona», обозначающего «маска») — это публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона — это маска, которую надевает человек в ответ на требования социальных условностей и традиций, и в ответ на внутренние архетипические потребности (Jung, 1945). Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность и она часто — хотя и не всегда — скрывает истинную природу человека. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Персона — это публичная личность, те стороны, которые человек являет миру или которые навязаны ему общественным мнением, в противоположность собственной личности, скрытой за социальным фасадом.
Если, как это часто случается, эго идентифицируется с персоной, индивид сознает в большей мере не свои реальные чувства, а ту роль, которую играет. Он отчуждается от себя, и вся личность становится плоской, двухмерной. Он становится видимостью человека, отражением общества — вместо того, чтобы быть автономным человеческим существом.
Ядро, из которого развивается персона,— архетип. Этот архетип, как и все, происходит из расового опыта; в этом случае опыт состоит в социальных взаимодействиях, в которых принятие социальной роли служило на пользу людям как социальным животным. (В некоторых аспектах персона напоминает суперэ-го по Фрейду.)
Тень - это «низший человек в нас»: наши страхи, инфантильные желания, сексуальные комплексы, агрессивные влечения. Архетип тени содержит животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции (Jung, 1948г.). Следовательно, тень воплощает животную сторону человеческой природы. Как архетип, тень ответственна за наши представления о первородном грехе; проецируясь вовне, она становится дьяволом или врагом.
Архетип тени ответствен и за появление в сознании и поведении неприятных и социально-неодобряемых мыслей, чувств, действий. Они могут либо укрываться от публичного позора за персоной, либо вытесняться в личное бессознательное. Таким образом, теневая сторона личности, обязанная своим рождением архетипу, пронизывает частные аспекты эго и значительную часть личного бессознательного.
Тень с ее энергией и страстностью животных влечений придает личности более объемное, трехмерное существование.
Обычно Тень проецируется на других,
потому что человек не хочет признавать
за собой неодобряемых им самим и культурой
качеств. Встречу с собственной Тенью трудно выдержать, однако опыт показывает,
что устранить ее невозможно. Просто подавить
ее не удается. Чтобы устранить невроз,
страдание, связанное с Тенью, ее надо
научиться принимать и сосуществовать
с ней. Обнаружение и признание собственной
Тени позволяет прекратить ее проецирование на других - приписывание им собственных
негативных качеств. Но у тени имеются
и положительные свойства. Юнг рассматривал
тень как источник жизненной силы, спонтанности
и творческого начала в жизни индивидуума.
Согласно Юнгу, функция эго состоит в том,
чтобы направлять в нужное русло энергию
тени, обуздывать пагубную сторону нашей
натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время
открыто выражать свои импульсы и наслаждаться
здоровой и творческой жизнью.
Широко признано, что человек в сущности — животное бисексуальное. На физиологическом уровне мы видим, что и у мужчин, и у женщин выделяются и мужские, и женские гормоны. На психологическом уровне у представителей обоих полов обнаруживаются как маскулинные, так и фемининные характеристики. Гомосексуальность — лишь одно из явлений, хотя и наиболее яркое, из тех, что положили начало представлениям о человеческой бисексуальности.
Фемининную сторону мужской личности и маскулинную сторону женской Юнг приписывает архетипам. Фемининный архетип в мужчине называется анима, маскулинный архетип в женщине — анимус (Jung, 1945 1954). Эти архетипы, хотя и могут быть обусловлены хромосомами и половыми железами, являются продуктами мужских расовых переживаний, связанных с женщинами, и женских, связанных с мужскими. Иными словами, мужчина, живя с женщиной на протяжении веков, стал феминизированным; женщина, живя с мужчиной, стала маскулинизированной.
Анима и Анимус - архетипы женственности и мужественности соответственно. Женщина обладает не только собственным женским началом, но и Анимусом, а мужчина - Анимой. Анима — природный женский архетип, это выражение жизни, в которой есть и благо, и зло жизни, которая дана и богине, и ведьме. Анима получает персонификацию в принципе Эроса и символически представлена галереей женских фигур от святой до проститутки. Доминирование в мужчине Анимы, представляющей собой эмоциональное начало, выражается в его женоподобном поведении, неспособности принимать самостоятельные решения. Однако, хорошо гармонично развитая, Анима в мужчине позволяет ему успешно соотноситься с глубинными слоями собственной психики.
Анимус - это мужской архетип во внутреннем мире женщины. Он персонифицируется в Логосе, это способность к рациональному мышлению, рефлексии. Идентификация с Анимусом вызывает в женщине мужеподобное поведение, делает ее активной, агрессивной и самоуверенной, заставляет стремиться к власти. В то же время, хорошо развитый, Анимус позволяет женщине действовать разумно и целенаправленно.
Эти архетипы не только являются причиной наличия у представителя каждого пола черт противоположного; они также действуют как коллективные образы на то, чтобы понять представителей другого и ответить. Мужчина чувствует природу женщины через реальность своей Анимы, женщина чувствует мужскую природу через реальность своего Анимуса. Но Анима и Анимус могут привести к непониманию и разладу, если архетипический образ продуцируется безотносительно к реальному характеру партнера. Так, если мужчина пытается идентифицировать свой образ идеальной женщины с реальной женщиной и недостаточно принимает в расчет расхождение между идеальным и реальным, он может жестоко страдать, когда поймет, что эти двое неидентичны. Между требованиями коллективного бессознательного и реальностью внешнего мира должен быть компромисс, иначе человек не сможет достаточно хорошо адаптироваться.
Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, по крайней мере до некоторой степени, «феминизировались» в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.
Самость.
В работе «Психология и алхимия» (1944) Юнг разрабатывает психологию целостности, основанную па символе мандалы. Главным понятием этой психологии целостного единства выступает самость- это архетип, представляющий стремление человека к целостности. Самость — это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность.
Это психологический образ Бога, центр тотальной, беспредельной личности, это целостность человека как индивидуальности. К Самости ведет процесс индивидуализации, т.е. интеграции коллективного бессознательного в отдельной личности. В ходе индивидуализации человек разрешает свои внутренние противоречия и проблемы.
Самость — это цель жизни, цель, к которой люди постоянно стремятся, которой редко достигают. Как и все архетипы, она мотивирует человеческое поведение и заставляет искать целостности, особенно на религиозном пути, истинные религиозные переживания почти так же близки к переживанию самости, как то, к чему когда-либо смогут прийти люди, а фигуры Христа и Будды настолько отчетливые выражения архетипа самости, насколько возможно в временном мире. Неудивительно, что самость была открыта Юнгом при исследовании религий Востока, где поиск целостности и единства с миром посредством ритуальных практик (например, йоги) развит гораздо сильнее, чем в запади религиях.
Прежде чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. Поэтому архетип самости не очевиден до достижения человеком кризиса середины жизни. В этот период человек начинает предпринимать серьезные попытки сместить центр между сознательным и бессознательным. Этот срединный регион — область самости. И, наконец, когда все структуры психики находятся между собой в относительной или полной гармонии, возникает Самость, целостный человек, самость — это как бы образ Бога в нас, идеал, к которому мы постоянно стремимся.
Однако этот путь этот долог, он практически бесконечен, поэтому символом индивидуализации является квадрат, заключенный в круг.
Самость выражается в различных символах, главный из которых — мандала или магический круг (Jung, 1955). Основным символом архетипа самости является мандала и ее многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство «Я», символически выраженные в завершенности фигур вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в человеческом опыте. Представление о самости — быть может, самое важное психологическое открытие Юнга и представляет кульминационный момент в его исследовании архетипов точкой между сознательным и бессознательным.