Взаимодействие в процессе общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить функции процесса общения.
Задачи: 1. Раскрыть сущность понятия общения;
2. Рассмотреть функции общения;
3. Проанализировать основные функции процесса общения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

1 Социально-психологические особенности процесса общения………….. 5
1.1 Сущность понятия общения и его функции………………………………. 5
1.2 Основные подходы к изучению процесса общения…………………….. 9
2 Взаимодействие в процессе общения……………………………………... 15
2.1 Процесс взаимодействия. Психологические механизмы воздействия на
других людей……………………………………………………………………… 15
2.2 Теории межличностного взаимодействия. Трансактный анализ…………22
Заключение………………………………………………………………………. 28
Глоссарий………………………………………………………………………… 30
Список использованных источников……………………………………. … 31
Приложение А Теории межличностного взаимодействия………………… 32
Приложение Б Инстанции Я и типичные способы поведения и
высказывания…………………………………………………………………… 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по социальной психологии.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

          Первое  направление  занимается  теорией  и  практикой  обращения  или  изменения  сообщений  в  различными  изображениями,  знаки,  сигналы,  символы,  языки или коды  и их  последующей декодировкой.  Наиболее  известная модель  была  разработана К. Шенноном  и В. Вивером.

          Первоначальная  модель  состояла  из  5  элементов:  источник  информации,  передатчик  информации  (шифратор),  канал  для  передачи  сигналов,  приемник  информации  (дешифратор),  получатель  информации  (место  получения  информации).  Считалось,  что  все  элементы  организованы  в  линейном  порядке.  Дальнейшие  исследования  позволили  улучшить  первоначальную  схему.  Были  введены  разграничения  между  «сообщением»  как  таковым  и  «источником»  и  введены  важные  дополнительные  понятия:  «обратная  связь»  (отклик  получателя  информации,  дающий  возможность  источнику  кодифицировать  и  корректировать  последующую  передачу  информации);  «шум»  (искажения  и  помехи  в  сообщении  при  его  прохождении  по  каналу);  избыточность» или «дублирование»  (излишние  повторения  в кодировании информации  для того,  чтобы сообщение могло быть  корректно декодировано);  «фильтры» (преобразователи сообщения,  когда оно достигает шифратора или покидает  дешифратор).

           Данная  теоретическая  модель  обладала  рядом  положительных  качеств – простотой  и  наглядностью,  возможностью  быстрой  квантификации,  универсальностью.  Но  эти  же  обстоятельства  привели  к  игнорированию,  недооценке  исследователями потенциальной полезности  или даже  возможности существования других  подходов  в изучении  проблемы  общения. 

           Второе  направление  исследований  возникло  в  60-х  годах.  Основным  предметом  этого  направления  явился  анализ  социально  организованных  условий  для  циркулирования   информации  между  членами  конкретной  социальной  группы  или  в  межличностных  взаимодействиях,  включая  диадические.  Основные  исследования  в  этой  области  были  выполнены  И. Гофманом.

           В  своих  исследованиях  Гофман  разработал  и  использовал  для  анализа  общения  модель  коммуникационного  обмена,  состоящую  из  4  элементов:

- коммуникационные условия   или  условия  общения,  устанавливаемые    индивидами  в  конкретных  ситуациях  социального  взаимодействия  (например,  прямое,  непосредственное – непрямое,  опосредованное,  симметричное – асимметричное  передавание  сообщений);

- коммуникационное  поведение или стратегии общения,  которые используют  участники  общения  во  взаимоотношениях  друг  с другом;

- коммуникационные  ограничения,  включающие  экономические,  технические,  интеллектуальные  и  эмоциональные   факторы,  ограничивающие  выбор   участниками  той  или   иной  стратегии;

- основы  или  критерии  интерпретации,  определяющие  и  направляющие  способы  восприятия  и  оценки  людьми  своего  поведения  по  отношению  друг  к  другу.

          Именно  разработка  и  использование  этой  модели  в  анализе  межличностного  общения  помогла  наиболее  полно  сблизить  и  навести  мосты  между  информационными  и  интеракционисткими  подходами к  изучению  общения.

          Интеракционисткие  подходы.  Были  развиты главным образом в 60-е – 70-е годы.4  В отличие от  информационного подхода,  рассматривающего  общение  как  трансакции  по  передаче  информации  (отдельные  коммуникационные  акты),  в  рамках  интеракционизма  общение  рассматривается  как  ситуация  совместного  присутствия,  которая  взаимно  устанавливается  и  поддерживается  людьми  при  помощи  различных  форм  поведения  и  внешних  атрибутов  (внешности,  предметов,  обстановки  и  т. п.).  И  это  поведенческое  управление  ситуацией  совместного  присутствия,  ее  поддержание  происходит  относительно  независимо  от  намерения участвующих индивидов.  Хотя  они обладают  действительным  контролем за  выходом или выходом из  ситуации  в соответствии  со  своими  намерениями,  до  тех пор,  пока  участники воспринимают  присутствие и     поведение друг  друга  в  ситуации,  они  не  могут  избежать  постоянной  координации  поведения  по отношению  друг  к  другу.  Таким  образом,  главный  исследовательский  интерес  больше  направлен на  организацию поведения.             

           Теоретические  основания  этого  подхода:

- ориентация  на  многоаспектность  анализа  человеческого  поведения   во  множестве  жизненных   условий  и  обстоятельств  (в  различных  социальных  контекстах);

- поведение  является  не  столько  функцией  внутренних  побуждений  индивида,  его  мотивационных  или  личностных  факторов,  а  больше – функцией  самой  ситуации  взаимодействия  и  социальных  взаимоотношений  (позиция  ситуационного  подхода  в  социальной  психологии);

- положения  общей   теории  систем,  вводящей  в  исследовательский  инструментарий  и  контекстуальный  аппарат  такие  фундаментальные  понятия  как  «система»,  динамическое  равновесие»,  «саморегуляция»  и  «программа».

     В  рамках  данного  подхода  был   разработан  ряд  теоретических   моделей,  пытающихся  ответить  на  главный  вопрос:  Какими  способами/путями  структурируются  и  управляются  ситуации  социального  присутствия  при  помощи  средств  поведения?

     Условно   можно  выделить  пять  наиболее  важных  моделей.

     Лингвистическая  модель,  предложенная  в  начале  60-х  годов  (Р. Бедвистел)  для  невербального  общения.  Одно  из  основных  положений  модели – несмотря на  многообразие  взаимодействий,  все  они  образуются  и  комбинируются  из  одного  и  того  же  ограниченного  репертуара  или  набора,  состоящего  из  50-60  элементарных  движений  и  поз  тела  человека.  Делается  предположение,  что  следующие  друг  за  другом  поведенческие  акты,  сформированные  из  элементарных  единиц,  организуются  таким  образом,  каким  организуется  последовательность  звуков  как  элементарных  единиц  языка  в  словах,  предложениях  и  фразах. 

          Модель  социального  навыка  (М. Аргайл,  А. Кендон).  Эта  модель  опирается  на  положение  о  том,  что  межличностные  трансакции  (коммуникационные  акты),  подобно  другим  видам  социальных  умений  и  навыков  (например,  вождение  автомобиля,  танцы,  игра  в  карты  и  т. п.);  иерархично  организуются  и  формируются  посредством  серии  простых,  целенаправленных,  но  часто пробных и допускающих двоякое толкование  шагов, т. е высказывается идея  научения  общению в самом общении.

          Равновесная  модель  (М. Аргайл,  Дж. Дин).  Модель  опирается  на  положение  о  том,  что  взаимодействующие  участники  всегда  стремятся  поддержать  определенный  общий  баланс  различных  форм  своего  поведения  в  связи  с  присутствием  и  активностью  других  лиц  в  ситуации.  Любое  изменение  в  использовании  поведения  типа  Х  обычно  всегда  компенсируется  соответствующими  изменениями  в  использовании  поведения  типа  Y  и наоборот  (например,  диалог – монолог,  сочетание  вопросов  и  ответов).

         Программная  модель  социального  взаимодействия  (А. Шефлен). В  этой  модели  постулируется,  что  общая  структура  межличностной  встречи  или  ситуации  взаимодействия  (и  синхронная,  и  диахронная)  порождается  благодаря   

действию,  по  крайней  мере,  трех  видов  программ:

- первый  вид  программы   имеет  дело  с  простой  координацией  движений;

- второй – контролирует  изменение  видов  активности  индивидов  в  ситуации,  когда  возникают  помехи  или   неопределенности;

- третья  программа   модифицирует  сами  процедуры   изменений,  т. е. управляет   комплексной  задачей  метаобщения.

          Эти  программы  усваиваются  индивидами  по  мере  научения  функционированию  в  качестве  полноценных  членов  конкретной  группы,  сообщества  и  культуры;  а  также  позволяют  организованность  разнородный  поведенческий  материал  в  осмысленные  и  подходящие  взаимообмены.  Именно  содержательный  контекст  конкретной  ситуации,  конкретная  задача  и  конкретная  социальная  организация  «запускают»  действие  конкретной  программы.

          Системная  модель  (А. Кендон)  рассматривает  взаимодействие  как  конфигурацию  систем  поведения,  каждая  из  которых  управляет  отдельным  аспектом  межличностной  трансакции [5, С. 43]. До  настоящего  времени идентифицированы  и проанализированы  две такие системы;  первая – это система поведения,  управляющая обменом речевых высказываний;  вторая – это система поведения,  управляющая главным образом использованием  пространства  и  территории  взаимодействия.

          Реляционный  подход  начал  постепенно  развиваться  с  середины  50-х  годов  (Р. Бедвистел).  Основное  положение   этого  подхода  состоит  в  том,  что  социальный  контекст  и  человеческая  среда  не  образуют  условия  и  обстоятельства,  в  которых  преобразуется  информация  и  происходит  межличностное  взаимодействие,  а  являются  самим  общением  как  таковым  и  понимаются  как  системы  взаимоотношений.  Другими  словами, термины  «общение»,  «коммуникация» - это  обозначение  общей  системы  взаимоотношений,  которые  люди  развивают  друг  с  другом,  С  общиной  и  средой  обитания,  в  которой  они  живут.  Любое  изменение  какой-либо  части  этой  системы,  вызывающее  изменение  других  частей,  называется  «информацией».

          Согласно  этому  подходу,  нельзя  сказать,  что  люди,  животные  или  другие  организмы  вступают  в  общение  (информационный  подход)  или  участвуют  в  нем  (интеракциональный  подход), поскольку они уже являются  неотъемлемой  частью  этого процесса  независимо  от  того,  хотят они или нет,  частью  как локальной,  так   и глобальной  экосистемы  взаимоотношений.  Они  включаются  в  эту  систему  с  момента  рождения  и  не  покидают  до  момента  смерти.

         Из  всего  выше  сказанного  можно  сказать,  что  взаимоотношения  не  существуют  как  отдельные  реальные  сущности  в  каком-либо  смысле;  скорее  их  природа  выводится из потока  взаимообменов между индивидами,  являющимися  частью  их  взаимоотношений. Другими  словами,  взаимоотношения – это «нечто», что существует между и вне индивидов; т. е. взаимоотношения существуют на над индивидуальном  или «трансактном» уровне.

          2 Взаимодействие в процессе  общения  

 

          2.1 Процесс  взаимодействия

 

          Процесс  взаимодействия  или  интерактивная  сторона  общения – это  процесс  непосредственного  или  опосредованного  воздействия  субъектов  общения  друг  на  друга,  а  также  организация их  совместной   деятельности  [5, С. 51].

          Если  коммуникативный  процесс  рождается  на  основе  некоторой  совместной  деятельности,  то  обмен  знаниями  и  идеями  по  поводу  этой  деятельности  неизбежно  предполагает,  что  достигнутое  взаимопонимание  реализуется  в  новых  совместных  попытках  развить  далее  деятельность,  организовать  ее.  Участие  одновременно  многих  людей  в  этой  деятельности  означает,  что  каждый  должен  внести  свой  особый  вклад  в  нее,  что  и  позволяет  интерпретировать  взаимодействие  как  организацию  совместной  деятельности.  В  ходе  ее  для  участников  чрезвычайно  важно  не  только  обменяться  информацией,  но  и  организовать  «обмен  действиями»,  спланировать  общую  деятельность.5

          В  структуре  взаимодействия  можно  выделить  два  компонента:  эксплицитный 

(внешний)  и  имплицитный  (внутренний).  Первый – составляет  этикет,  т. е.  установленный,  регламентированный  порядок  действий  в  конкретной   ситуации.  Ритуальный  характер  взаимодействия  позволяет экономить силы,  не  изобретал раз средства  для налаживания оптимальных отношений.  Каждая  ситуация  диктует свой  стиль поведения и действий:  в каждой  из  них человек по-разному «подает»  себя,  а если  эта  самоподача  не  адекватна,  взаимодействие  затруднено.  Если  стиль  сформирован  на  основе  действий  в  какой-то  конкретной  ситуации,  а  потом  механически  перенесен  на  другую  ситуацию,  то,  естественно,  успех  не  может  быть  гарантирован.  Второй – относится  к  психологической  стороне  взаимодействия.  Дело  в том,  что,  вступая  во  взаимодействие,  мы  удовлетворяем  целый  ряд  потребностей,  связанных  с  поддержанием  психического  равновесия.  Есть  потребности,  которые мы  можем удовлетворить только  вместе  и посредством других  людей.  Чаще  всего эти потребности кажутся нам настолько естественными,  что не  осознаются,  принимаются как нечто составляющее  фон,  задний  план  сцены.  Тем не  менее,  они  существуют  и требует расхода психической энергии. 

          В  качестве  примера  можно  привести следующие потребности,  находящие удовлетворение  в процессе  общения:

- потребность  в   определении  принадлежности  и  статуса – когда  люди  собираются  вместе,  они  различными  способами  обозначают  свой  статус  и  принадлежность  к  той  или  иной  группе.  Они  располагаются  определенным  образом  относительно  друг  друга,  выражают  общность  интересов  и  позиций  взглядами,  жестами, определяют  свою  близость  или отдаленность  от  других;

- потребность  в   поддержании  хороших  отношений  – людям  свойственно  испытывать  потребность  в  хороших   отношениях  друг  с  другом.  Постоянная  агрессивность  или   неприязнь  отрицательно  сказываются  на  психическом  состоянии.  Поэтому  взаимодействие – это  серия  ритуальных  действий,  служащих  сигналами  наших  добрых  намерений  по  отношению  к  другим  людям. 

           С  точки  зрения  взаимодействия,  можно  выделить  три  позиции  коммуникатора  во  время  коммуникативного  процесса:

- открытая – коммуникатор  открыто  объявляет  себя  сторонником  излагаемой  точки   зрения,  оценивает  различные   факты  в  подтверждение;

Информация о работе Взаимодействие в процессе общения