Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:09, курсовая работа
Цель: изучить функции процесса общения.
Задачи: 1. Раскрыть сущность понятия общения;
2. Рассмотреть функции общения;
3. Проанализировать основные функции процесса общения.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Социально-психологические особенности процесса общения………….. 5
1.1 Сущность понятия общения и его функции………………………………. 5
1.2 Основные подходы к изучению процесса общения…………………….. 9
2 Взаимодействие в процессе общения……………………………………... 15
2.1 Процесс взаимодействия. Психологические механизмы воздействия на
других людей……………………………………………………………………… 15
2.2 Теории межличностного взаимодействия. Трансактный анализ…………22
Заключение………………………………………………………………………. 28
Глоссарий………………………………………………………………………… 30
Список использованных источников……………………………………. … 31
Приложение А Теории межличностного взаимодействия………………… 32
Приложение Б Инстанции Я и типичные способы поведения и
высказывания…………………………………………………………………… 33
Наиболее подробно интерактивная сторона общения исследовалась в рамках теории символического интеракционизма. Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Он считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения. Мы как бы «разгадываем» намерения других людей, анализируя их поступки и учитывая свой прошлый опыт в подобных ситуациях. Дж. Мид выделял два типа действий:
1) незначимый жест (представляет автоматический рефлекс типа моргания);
2) значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека).
Во втором случае человеку необходимо поставить себя на место другого человека или, говоря словами Дж. Мида, «принять роль другого». Этот процесс сложен, но мы способны его осуществлять, потому что с детства нас учат придавать значения определенным предметам, действиям и событиям. Когда мы приписываем значение чему-то, оно становится символом, т. е. понятием, действием или предметом, выражающим смысл другого понятия, действия или предмета.
Сущность символического интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них [11, С. 296]. Интерпретация стимула осушществляется в промежуток времени между воздействием стимула и ответной реакции. В это время человек связывает стимул с символом, на основе которого определяется ответная реакция. В какой-то мере все может рассматриваться как символ, но слова являются наиболее важными символами, т. к. с их помощью люди предают значения предметам, которые иначе остались бы лишенными смысла. Благодаря этому они могут общаться с другими людьми. Подобное общение обусловлено тем, что люди учатся одинаково интерпретировать значения определенных символов. Символический интеракционизм дает более реалистичное представление о взаимодействии между людьми, чем теория обмена, но он сосредоточен, в основном, на субъективных аспектах взаимодействия, уникальных для данных индивидов. Центральная идея интеракционистской концепции состоит в том, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями и механизмом этого формирования является установление контроля личности над теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих.
Э. Гоффман разработал теорию управления впечатлениями в социальном взаимодействии. Согласно этой теории люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. Эту концепцию принято назвать социальной драматургией. По мнению Э. Гоффман социальные ситуации следует рассматривать как драматические спектакли в миниатюре: люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя «декорации» и «окружающую обстановку» для создания определенного впечатления у других о себе. Э. Гофман отмечал, что «несмотря на определенную цель, которую индивид мысленно ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется, главным образом, путем его влияния на понимание ситуации другими; он действует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечатление, под воздействием которого другие станут самостоятельно делать то, что соответствует его собственным замыслам».8
Согласно психоаналитической теории, процесс взаимодействия людей воспроизводит их детский опыт. По мнению З. Фрейда, люди образуют социальные группы и остаются в них, в основном, потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам групп. Это объясняется, говорит З. Фрейд, не столько качествами лидеров, сколько тем, что они отождествляют их с могущественными личностями, которых в детстве олицетворяли их родители. В подобных ситуациях человек регрессирует (возвращается) к более ранним стадиям развития. Такой регресс происходит, в основном, в ситуациях, когда взаимодействие является неформальным или неорганизованным.
Трансактный анализ общения
Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция – это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э. Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.
Э. Берн писал: «Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Мы называем этот ответ трансакционной реакцией. Трансакция считается дополнительной, если стимул влечет ожидаемую реакцию» [7, С. 168].
Э. Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское. Эти оставляющие могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека.
Родительское (Родитель – Р), которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.
Взрослое (Взрослый – В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информацию, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличие от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.
Детское (Дитя – Д, или ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т. д.), приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т. п.), возражающее детское Я.
С позиции родителя «играются» роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого – роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т. д.; с позиции ребенка – роли молодого специалиста, артиста – любимца публики, зятя.
В личности каждого человека обнаруживается все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение (Приложение Б).
Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать.
Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, о том, что не всегда процессы общения протекают гладко, но если во взаимодействие людей, осуществляется хорошо организованная совместная деятельность, то возникший конфликт, не приведет к разрыву межличностных отношений, и не будет сопровождаться нагнетанием эмоциональной напряженности и враждебности.
Заключение
Основная цель общения между людьми - достигнуть взаимопонимания.
Но это сделать непросто. Почему с одними людьми нам легко общаться, а с другими - трудно? Отчего с кем-то мы ладим, а с кем-то все время ссоримся? Понятно, гораздо проще наладить взаимоотношения с человеком, с которым существуют так называемые точки соприкосновения. Прежде чем устранять разногласия, необходимо выяснить их причины, и только после этого налаживать отношения с собеседником. В искусстве общения очень важно уметь выслушать и понять того, с кем вы говорите. Объяснив людям свои намерения и соображения, из которых вы при этом исходите, вы сумеете предотвратить множество недоразумений, ссор и конфликтов. Честность в разговоре с собеседником часто оказывается единственным выходом из конфликтной ситуации. Правда должна высказываться не для того, чтобы унизить собеседника, а, наоборот, с целью возвысить его же в собственных глазах и прояснить вашу позицию.
Важнейшая часть процесса общения - умение слушать. Если человек внимательно слушает своего собеседника, значит он воспитан, вникает в проблему говорящего и как бы помогает ему правильно формулировать свои мысли.
Процесс общения сложен, на него влияют различные факторы: настроение, стечение обстоятельств, характер человека, его коммуникабельность или, наоборот, застенчивость. Необходимо правильно выбирать манеру поведения, тон, жесты, слова и выражения. В общении мы нередко допускаем то, что мешает взаимопониманию. Это использование обидных слов и выражений, оскорбительных прозвищ, ненужных сокращений. "Здравствуйте", "спасибо", "пожалуйста", "извините"... - эти простые слова имеют власть над нашим настроением. Очень важно, чтобы они всегда присутствовали в общении людей на работе, в общественных местах, употреблялись в семье.
Глоссарий
№ п/п |
Новые понятия |
Содержание |
1. |
Аффилиация |
Стремление человека быть в обществе других людей |
2. |
Вербальный |
Термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом |
3. |
Взаимодействие |
Процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг друга, порождающих их взаимную обусловленность и связь |
4. |
Идентификация |
Уподобление, отождествление себя с кем-либо, чем-либо |
5. |
Каузальная атрибуция |
Механизм интерпретации |
6. |
Межличностные отношения |
Субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг друга в процессе совместной деятельности и общения |
7. |
Общение |
Многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. |
8. |
Рефлексия |
Способность человека представлять то, как он воспринимается и понимается партнером по общению. |
9. |
Социальная идентичность |
Отождествление человека с определенной социальной общностью. |
10. |
Эмпатия |
Постижение эмоционального состояния, проникновение, в переживания другого человека |
Список использованных источников