Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 10:04, курсовая работа
Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать творческую деятельность.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КРЕАТИВНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Научные подходы к развитию креативности
1.2 Психолого-педагогическая сущность понятия «профессиональное самоопределение» в контексте современных исследований
1.3 Мотивационные факторы выбора профессии
ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ КРЕАТИВНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Организация исследования. Подбор диагностического инструментария
2.2 Обработка и интерпретация полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Оглавление
Введение |
3 |
Глава 1. Теоретические подходы к изучению креативности и профессионального выбора старшеклассников |
6 |
1.1 Научные подходы к развитию креативности |
6 |
1.2 Психолого-педагогическая |
12 |
1.3 Мотивационные факторы выбора профессии |
16 |
глава 2. взаимосвязь уровня креативности и профессионального выбора старшеклассников |
22 |
2.1 Организация исследования. Подбор
диагностического |
22 |
2.2 Обработка и интерпретация полученных результатов |
27 |
Заключение |
30 |
Список использованных источников |
32 |
Приложение |
35 |
Введение
В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые.
Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать творческую деятельность.
Показателем творческого развития является креативность. Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям [3, с.98].
Разные авторы определяют креативность по-разному, но общим в понятии является то, что способность к творчеству видится в создании нового, оригинального. Критерием творчества при этом является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую деятельность - именно это чаще всего подразумевается под понятием «креативность».
В психологических исследованиях под креативностью обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению».
Различные аспекты развития творчества личности освещены в работах отечественных философов, психологов, педагогов: В.И. Андреева, Т.Г. Бра4-же, А.Л. Гайжутиса, СР. Евинзон, И.С. Коган, Е.В. Колесниковой, Ю.Н. Ку люткнна, В.А. Лисовской, А.В. Мартынюк, В.А. Моляко, В.Ф. Овчинникова, Г.Л. Пихтовникова, B.C. Розова, В.Г. Рындак, А.П. Тряпицыпой, Е.Л. Яков-левой, Н.М. Яковлевой и других.
Актуальность исследования профессионального самоопределения как процесса выбора личностью профессии обусловлена выраженным практическим запросом, который сформировался в условиях глубоких экономических преобразований, происходящих в последние годы в государстве, и связан с появлением рынка труда, переориентацией производства, исчезновением одних профессий и появлением других. Перед педагогами встала задача оказания помощи выпускникам, выбирающим специальность. Для организации такой помощи требуются научная база, знание особенностей профессионального самоопределения, факторов и условий, влияющих на него.
Проблема формирования креативности школьника рассматривается в науке в связи с изучением вопросов развития творческих способностей школьников (интеллектуальных, литературных, художественных, музыкальных), их творческой активности, одаренности, креативности личности:
• в отечественных исследованиях - Г.С. Альтшуллером, И.П. Волковым, Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, И.В. Дубровиной, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, А.Ю. Козыревой, И.С. Коном, М.В. Колосовой, Н.С. Лейтесом, А.А. Мелик-Пашаевым, З.Н. Новлянской, Б.М. Тепловым, В.Э. Чуднов-ским, Т.И. Шамовой, B.C. Шубинским и другими;
• в зарубежных исследованиях - Э. Де Боно, Ф. Барроном, Дж. Гауэном, Дж. Гетцелсом, Дж. Гилфордом, Ф. Джексоном, Д. Льюисом, Дж. Рензулли, С. Роджерсом, Р. Стернбергом, П. Торренсом, К. Тейлором, и другими.
Общеметодологическое рассмотрение профессионального самоопределения и профессиональной мотивации личности представлено в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, А.Е. Голомштока, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова и др.
Особенности профессионального самоопределения и профессиональной мотивации старшеклассников стали предметом научного анализа Е.А. Климова, О.А. Конопкина, Н.В. Самоукиной, Н.В. Пряжникова, Б.А. Федоришина и многих других исследователей.
Таким образом, цель исследования – изучение взаимосвязи креативности и профессионального выбора старшеклассников.
Объект исследования – креативность как способность к нестандартному мышлению.
Предмет исследования – взаимосвязь креативности и профессионального выбора старшеклассников.
Гипотеза исследования: уровень креативности и профессиональный выбор старшеклассников взаимосвязаны.
Задачи исследования:
Глава 1. Теоретические подходы к изучению креативности и профессионального выбора старшеклассников
1.1 Научные подходы к развитию креативности
Психолого-педагогические исследования рассматривают происхождение термина "креативность" от английского (creative - творческий, созидательный) или от латинского (creatio - созидание, сотворение) языка.
Креативность представляет собой способность человека к нестандартному, оригинальному мышлению и поведению, имеющему созидательный, конструктивный характер [2, с.58]. Креативность характеризует уровень творческой одарённости, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности, несводимую к интеллекту; креативность - это функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик.
Креативность проявляется многообразно: это оригинальность и быстрота мышления, способность находить неожиданные решения, казалось бы, в безвыходной ситуации, богатое воображение, чувство юмора, создание новых оригинальных продуктов. Продукт креативной деятельности является, во-первых, новым и адекватным по отношению к своей задаче, во-вторых, данная задача не может быть решена по заранее известному алгоритму.
Можно выделить следующие основные параметры креативности [2, с.85].:
1) оригинальность - способность
продуцировать отдалённые
2) проблемность - способность к обнаружению и постановке проблем;
3) продуктивность (или в
других источниках беглость) - способность
к генерированию большого
4) гибкость (или восприимчивость)
- чувствительность к
5) созидательность - способность улучшать объект, добавляя детали;
6) теоретичность - способность
к решению проблем путём
7) метафоричность - склонность к фантазии, объёмным ассоциациям, использованию символических и графических средств для выражения своих мыслей, идей, представлений.
К креативным качествам некоторые исследователи относят также ассертивность, вдохновлённость, изобретательность, инициативность, интуицию, нестандартность, прогностичность, раскованность мыслей и чувств, самобытность, смекалку.
Принято считать, что креативность личности связана с некоторыми факторами биологической природы (наследственность, задатки), а также с определенными характеристиками среды [20, с.46]. Причем оба эти фактора определяют не только наличие-отсутствие креативных свойств, но и "масштаб" творческих особенностей (количественную характеристику креативности). Высокая креативность и способность к её развитию не всегда присущи одному человеку.
Развитие у человека креативности в основном определяется тем, в какой среде развивался человек, насколько эта среда стимулировала творчество, под-держивала и развивала индивидуальность человека. Существуют данные, что в период между 6 и 7 годами креативность уменьшается на 50%, а к зрелому возрасту еще на 30% [25, с.55].
Развитие креативности возможно лишь в специально организованной среде. Различные методики развития креативности, действующие локально, вне единой системы, являются внешними по отношению к обучающемуся, имеют слабую мотивационную базу и приводят лишь к кратковременным эффектам в области решения определённого класса задач (проблем). Для того чтобы креативность развивалась как глубинное (личностное), а не только поведенческое (ситуативное) свойство, развитие должно происходить под влиянием условий среды при постоянной активности личности, на основе её саморазвития. Креативная образовательная среда является личностным пространством, индивидуальным для каждого обучающегося, гибко реагирующим на его запросы, стремления, потребности, опирающимся на его систему ценностей, мотивов и обладающим способностью к самоорганизации.
Системообразующим фактором проектирования креативной образовательной среды является гуманизация. Объясняется это тем, что главным выражением гуманизации является развитие личности. Считается, что изначально задатки креативности присущи каждому человеку. Но влияние среды, в которой он растёт, обучается, воспитывается, наличие множества запретов, социальных шаблонов блокируют проявление творческих способностей. Поэтому часто для того, чтобы дать позитивный толчок развитию креативности, достаточно освободить человека от психологических "зажимов", приобретённых ещё в детстве. И гуманизация образования должна сыграть в этом процессе ведущую роль.
Среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, должна обладать высокой степенью неопределенности, потенциальной многовариантностью и принципиальной незавершённостью. Неопределенность мобилизует обучающихся на активный поиск собственных ориентиров, а не на пассивное принятие готовых, многовариантность обеспечивает возможность их нахождения, незавершённость стимулирует развитие воображения, фантазии, проективных начал [29, с.158].
Креативная образовательная среда должна обладать большой степенью свободы. Свобода является специфической формой активности. Однако креативная образовательная среда должна не только предоставлять свободу для реализации и развития творческих способностей личности, но и способствовать преодолению внутренней несвободы обучающегося. Внутренняя несвобода людей проявляется, во-первых, в непонимании действующих на них внешних и внутренних сил, во-вторых, в отсутствии ориентации в жизни, в метаниях из стороны в сторону, и, в-третьих, в нерешительности, неспособности переломить неблагоприятный ход событий, выйти из ситуации, вмешаться в качестве активной действующей силы в то, что с ними происходит. Таким образом, мало дать личности свободу - нужно ещё и научить её действовать в свободной среде, иначе она при всей внешней свободе окажется несвободной внутренне.
Для того чтобы включить обучающихся в активную творческую деятельность рекомендуется использовать познавательные задачи поискового характера. Для того чтобы у каждого обучающегося его творческий потенциал достиг максимального уровня развития, необходимо, чтобы задачи, стоящие перед ним, представляли собой не случайную совокупность, а систему задач возрастающей трудности, индивидуализированную в зависимости от возможностей обучающегося. Принцип возрастающей трудности может иногда нарушаться неожиданным предъявлением оригинальных задач повышенной трудности, рассчитанных на внезапное озарение (инсайт) и поэтому особенно способствующих творческому развитию. Особенно эффективным будет инициирование самостоятельного выбора обучающимся подобных задач.