Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 10:04, курсовая работа
Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать творческую деятельность.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КРЕАТИВНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Научные подходы к развитию креативности
1.2 Психолого-педагогическая сущность понятия «профессиональное самоопределение» в контексте современных исследований
1.3 Мотивационные факторы выбора профессии
ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ КРЕАТИВНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Организация исследования. Подбор диагностического инструментария
2.2 Обработка и интерпретация полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Сфера деятельности оптанта содержащая наибольшее количество баллов – предпочтительнее для оптанта. Сфера деятельности содержащая наименьшее количество баллов – отвергаемая оптантом.
Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности.
Инструкция: Предлагаемый опросник состоит из ряда утверждений, каждое из которых имеет три различных окончания. Необходимо из трех вариантов окончания выбрать наиболее верный для вас. Обвести ваш ответ кружком.
Обработка результатов. Методика предназначена для изучения мотивов профессиональной деятельности. Среди них условно выделены четыре основные группы:
1 – мотивы собственного труда:
2 – мотивы социальной значимости труда,
3 – мотивы самоутверждения в труде,
4 – мотивы профессионального мастерства.
Вначале находится абсолютная сумма баллов по каждой из четырех групп мотивов. Для этого складывается отдельно сумма всех столбиков: 1.1, 1.2, 1.3,1.4, 1.5, 1.6; 2.1…2.6 и т. д. Однако в различных группах мотивов выделено неодинаковое количество. Для их сравнения абсолютные суммы первой и второй групп необходимо умножить на 2, а третьей и четвертой на 3. Полученные суммы имеют одинаковый «вес» баллов и могут сравниваться друг с другом.
2.2 Обработка и интерпретация полученных результатов
Результаты диагностики уровня личностной креативности старшеклассников по методике Е.Е. Туника представлены в таблице 2.1 Приложение А. Для большей наглядности представим полученные результаты виде аналитической диаграммы (рис.2.1)
Рисунок 2.1 - Уровень креативности старшеклассников
Анализируя рисунок 2.1, можно отметить, что для 40% старшеклассников характерен средний уровень креативности, для 33% - низкий, для 27% - высокий.
Табличный и графический анализ данных показывает, что уровень развития творческого мышления у испытуемых находится на среднем уровне.
Результаты диагностики профессиональных интересов и склонностей старшеклассников приведены в таблице 2.2 (Приложение Б). Отобразим проанализированные данные в виде диаграммы (рис.2.2).
Рисунок 2.2 - Профессиональные интересы старшеклассников
Анализируя рисунок 2.2, можно отметить, что для старших школьников наиболее предпочитаемой сферой профессиональных интересов является физические труд (16,3), технические интересы (16,1), материальные интересы (16,0).
Проанализируем мотивы выбора профессии старшеклассниками. Результаты диагностики приведены в таблице 2.3 и Приложении В.
Рисунок 2.3 - Мотивы профессионального выбора старшеклассников
На рис. 2.3 видно, что для старшеклассников характерно доминирование мотивов социальной значимости и мотивы собственно труда.
Для определения зависимости между уровнем креативности и профессиональным выбором выполним матстатистический анализ результатов по проведенной диагностике коэффициентом ранговой коррелции Спирмена.
Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.
Составим сводную таблицу 2.4 по результатам выполненного анализа.
Таблица 2.4 Результаты матстатанализа
Шкала |
rs |
искусство |
0,062 |
технические |
0,59 |
интересы |
0,59 |
работа с |
0,2 |
людьми |
0,159 |
умственный |
0,026 |
труд |
0,260 |
физический |
0,235 |
труд |
0,56 |
материальные интересы |
0,131 |
мотивы собственно труда |
0,571 |
мотивы социальной значимости труда |
0,0126 |
мотивы самоутверждения в труде |
0,023 |
мотивы профессионального мастерства |
0,051 |
Результаты, приведенные в таблице 2.4, свидетельствуют о том, что полученные значения rs не достигают уровня статистической значимости. Таким образом, между исследуемыми шкалами нет взаимосвязи. Гипотеза, выдвигаемая в начале исследования, не подтвердилась: между уровнем креативности и профессиональным выбором старшеклассников нет взаимосвязи.
Заключение
Таким образом, проведя исследование в рамках курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
Список использованных источников
Приложение А
Таблица 2. 1 Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник)
№ п\п |
Любозна тельность |
Воображение |
Сложность |
Склонность к риску |
Общий балл |
Уровень |
1 |
18 |
21 |
12 |
14 |
65 |
средний |
2 |
11 |
9 |
7 |
8 |
35 |
средний |
3 |
5 |
9 |
4 |
4 |
22 |
низкий |
4 |
21 |
19 |
23 |
15 |
78 |
высокий |
5 |
15 |
21 |
20 |
17 |
73 |
высокий |
6 |
12 |
18 |
11 |
8 |
49 |
средний |
7 |
19 |
8 |
10 |
6 |
43 |
средний |
8 |
10 |
7 |
5 |
8 |
30 |
низкий |
9 |
16 |
14 |
11 |
9 |
50 |
средний |
10 |
20 |
22 |
17 |
12 |
71 |
высокий |
11 |
4 |
2 |
5 |
10 |
21 |
низкий |
12 |
6 |
4 |
5 |
3 |
18 |
низкий |
13 |
17 |
19 |
19 |
22 |
77 |
высокий |
14 |
14 |
8 |
12 |
17 |
51 |
средний |
15 |
16 |
12 |
10 |
14 |
52 |
средний |
16 |
13 |
18 |
11 |
17 |
59 |
средний |
17 |
23 |
20 |
24 |
25 |
92 |
высокий |
18 |
15 |
17 |
12 |
16 |
60 |
средний |
19 |
3 |
3 |
2 |
4 |
12 |
низкий |
20 |
8 |
7 |
12 |
2 |
29 |
низкий |
21 |
16 |
18 |
8 |
12 |
54 |
средний |
22 |
3 |
6 |
11 |
5 |
25 |
низкий |
23 |
21 |
23 |
19 |
21 |
84 |
высокий |
24 |
19 |
15 |
23 |
24 |
81 |
высокий |
25 |
5 |
2 |
4 |
7 |
18 |
низкий |
26 |
4 |
2 |
5 |
10 |
21 |
низкий |
27 |
6 |
4 |
5 |
3 |
18 |
низкий |
28 |
17 |
19 |
19 |
22 |
77 |
высокий |
29 |
14 |
8 |
12 |
17 |
51 |
средний |
30 |
16 |
12 |
10 |
14 |
52 |
средний |
Приложение Б
Таблица 2.2 Результаты исследования профессиональных интересов испытуемых
№ п/п |
Сфера профессиональных интересов | |||||
искусство |
технические интересы |
работа с людьми |
умственный труд |
физический труд |
материальные интересы | |
13 |
20 |
15 |
7 |
13 |
18 | |
11 |
14 |
17 |
22 |
15 |
14 | |
3 |
17 |
16 |
20 |
17 |
17 | |
20 |
12 |
14 |
8 |
17 |
17 | |
20 |
10 |
9 |
9 |
20 |
20 | |
13 |
14 |
18 |
11 |
16 |
18 | |
8 |
22 |
14 |
27 |
9 |
13 | |
17 |
15 |
13 |
12 |
15 |
17 | |
7 |
23 |
12 |
12 |
19 |
14 | |
19 |
9 |
19 |
7 |
21 |
18 | |
17 |
14 |
14 |
16 |
12 |
17 | |
19 |
18 |
14 |
7 |
19 |
13 | |
8 |
25 |
16 |
19 |
10 |
12 | |
18 |
18 |
12 |
0 |
23 |
22 | |
14 |
11 |
15 |
17 |
14 |
19 | |
13 |
9 |
16 |
18 |
14 |
20 | |
17 |
13 |
13 |
16 |
18 |
13 | |
17 |
11 |
17 |
20 |
13 |
12 | |
17 |
17 |
16 |
6 |
19 |
18 | |
15 |
15 |
17 |
7 |
18 |
19 | |
19 |
13 |
16 |
6 |
21 |
15 | |
9 |
24 |
21 |
18 |
6 |
12 | |
10 |
19 |
15 |
18 |
19 |
9 | |
11 |
22 |
15 |
19 |
9 |
14 | |
15 |
21 |
11 |
15 |
16 |
15 | |
12 |
15 |
16 |
11 |
18 |
18 | |
17 |
15 |
13 |
12 |
16 |
17 | |
13 |
14 |
18 |
12 |
17 |
16 | |
17 |
16 |
17 |
7 |
21 |
12 | |
18 |
18 |
12 |
0 |
23 |
22 | |
Среднее |
14,2 |
16,1 |
15,0 |
12,6 |
16,3 |
16,0 |