Взаимосвязь креативности и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 10:04, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать творческую деятельность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КРЕАТИВНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Научные подходы к развитию креативности
1.2 Психолого-педагогическая сущность понятия «профессиональное самоопределение» в контексте современных исследований
1.3 Мотивационные факторы выбора профессии
ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ КРЕАТИВНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Организация исследования. Подбор диагностического инструментария
2.2 Обработка и интерпретация полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

2258 .docx

— 106.30 Кб (Скачать файл)

Сфера деятельности оптанта содержащая наибольшее количество баллов – предпочтительнее для оптанта. Сфера деятельности содержащая наименьшее количество баллов – отвергаемая оптантом.

Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности.

Инструкция: Предлагаемый опросник состоит из ряда утверждений, каждое из которых имеет три различных окончания. Необходимо из трех вариантов окончания выбрать наиболее верный для вас. Обвести ваш ответ кружком.

Обработка результатов. Методика предназначена для изучения мотивов профессиональной деятельности. Среди них условно выделены четыре основные группы:

1 – мотивы  собственного труда:

2 – мотивы  социальной значимости труда,

3 – мотивы  самоутверждения в труде,

4 – мотивы  профессионального мастерства.

Вначале находится абсолютная сумма баллов по каждой из четырех групп мотивов. Для этого складывается отдельно сумма всех столбиков: 1.1, 1.2, 1.3,1.4, 1.5, 1.6; 2.1…2.6 и т. д. Однако в различных группах мотивов выделено неодинаковое количество. Для их сравнения абсолютные суммы первой и второй групп необходимо умножить на 2, а третьей и четвертой на 3. Полученные суммы имеют одинаковый «вес» баллов и могут сравниваться друг с другом.

 

 

 

 

 

 

2.2 Обработка и интерпретация  полученных результатов

 

Результаты диагностики уровня личностной креативности старшеклассников по методике Е.Е. Туника представлены в таблице 2.1 Приложение А. Для большей наглядности представим полученные результаты виде аналитической диаграммы (рис.2.1)

 

Рисунок 2.1  - Уровень креативности старшеклассников

 

Анализируя рисунок 2.1, можно отметить, что для 40% старшеклассников характерен средний уровень креативности, для 33% - низкий, для 27% - высокий.

Табличный и графический анализ данных показывает, что уровень развития творческого мышления у испытуемых находится на среднем уровне.

Результаты диагностики профессиональных интересов и склонностей старшеклассников приведены в таблице 2.2 (Приложение Б). Отобразим проанализированные данные в виде диаграммы (рис.2.2).

 

Рисунок 2.2 -  Профессиональные интересы старшеклассников

 

Анализируя рисунок 2.2, можно отметить, что для старших школьников наиболее предпочитаемой сферой профессиональных интересов является физические труд (16,3), технические интересы (16,1), материальные интересы (16,0).

Проанализируем мотивы выбора профессии старшеклассниками. Результаты диагностики приведены в таблице 2.3 и Приложении В.

Рисунок 2.3 -  Мотивы профессионального выбора старшеклассников

 

На рис. 2.3 видно, что для старшеклассников характерно доминирование мотивов социальной значимости и мотивы собственно труда.

Для определения зависимости между уровнем креативности и профессиональным выбором выполним матстатистический анализ результатов по проведенной  диагностике коэффициентом ранговой коррелции Спирмена.

Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.

Составим сводную таблицу 2.4 по результатам выполненного анализа.

Таблица 2.4 Результаты матстатанализа

Шкала

rs

  искусство

0,062

технические

0,59

интересы

0,59

работа с

0,2

людьми

0,159

умственный

0,026

труд

0,260

физический

0,235

труд

0,56

материальные интересы

0,131

мотивы собственно труда

0,571

мотивы социальной значимости труда

0,0126

мотивы самоутверждения в труде

0,023

мотивы профессионального мастерства

0,051


 

Результаты, приведенные в таблице 2.4, свидетельствуют о том, что полученные значения  rs не достигают уровня статистической значимости. Таким образом, между исследуемыми шкалами нет взаимосвязи. Гипотеза, выдвигаемая в начале исследования, не подтвердилась: между уровнем креативности и профессиональным выбором старшеклассников нет взаимосвязи.

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, проведя исследование в рамках курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

  1. Креативность (от англ. creativity) - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении креативности - выявление личностных качеств, с которыми она связана.
  2. В настоящее время существует три подхода к пониманию креативности: первый – креативность понимается как результат мотивации извне. Второй подход - эвристический: подразумевает переход к поиску, созданию новых средств постановки цели (мотивация изнутри). Третий подход – собственно креативный, он включает не только поиск эвристик, но и постановку собственной цели, выход за пределы проблемной ситуации - надситуативность.
  3. В исследованиях личности творческого человека, креативность рассматривается во взаимосвязи с определенными личностными особенностями, например с интеллектом, чувством юмора и т.д., но не отождествляется с ними.
  4. Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации
  5. Каждая профессия предъявляет к человеку ряд требований, заключающихся в психологических характеристиках личности, общей активности, специальных умениях и навыках.
  6. Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации
  7. Профессиональная мотивация – это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией.
  8. В ходе проведенного исследования гипотеза не подтвердилась: между уровнем креативности и профессиональным выбором старшеклассников нет взаимосвязи.

 

 

 

Список использованных источников

 

 

 

  1. Айзенк, Г.Ю. Интеллект: новый взгляд /Г.Ю. Айзенк// Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 111-131.
  2. Барышева, Т.А. Креативность. Диагностика и развитие /Т.А.Барышева. - СПб.: Питер, 2002. – 452с.
  3. Борисова, Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности / Е.М.Борисова. - М.: ЭКСМО, 2001. – 384с.
  4. Вишнякова, Н.Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования /Н.Ф.Вишнякова. - Минск.: Народная асвета, 2006. – 351с.
  5. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи /Е.И.Головаха. – М.: Лист, 1998. - 144с.
  6. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей /В.Н.Дружинин. – СПб.: Питер Ком, 2009. – 426с.
  7. Дьяченко, О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка /О.М. Дьяченко// Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С.138-142.
  8. Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников /Л.А.Йоваша. - М.: Просвещени, 1983.- 128 с.
  9. Захаров, Н.Н.  Профессиональная  ориентация  школьников /Н.Н.Захаров. - М.:ВЛАДОС, 2009. -305с.
  10. Зеер, Э.Ф. Профориентология. Теория и практика /Э.Ф.Зеер. - М.: Гардарики, 2004. – 520с.
  11. Захаров,  Н.Н.  Профессиональная  ориентация  школьников /Н.Н.Захаров.  - М.: Лист,  2009. – 520с.
  12. Климов, Е.А. Как выбирать профессию /Е.А.Климов. – М.: ВЛАДОС, 12004. – 328с.
  13. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения /Е.А.Климов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 205с.
  14. Корчагина, Н.В. Проблема соотношения академического и социального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии /Н.В. Корчагина //Прикладная психология и психоанализ, - 2006, - №4, - с. 3-6.
  15. Максимов,  В.Г.  Профессиональная  ориентация  школьников /В.Г.Максимов. — Чебоксары,  2008. – 301с.
  16. Маркова, А.К. Психология профессионализма /А.К.Маркова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 310с.
  17. Мартина, Н.С. Формирование готовности к профессиональному самоопределению/ Н.С.Мартина// Директор школы.-2006г.-№3. С.65-71.
  18. Павлютенков,  Е.М.  Формирование  мотивов  выбора  профессии. /Е.М.Павлютенков — Киев,  2000. – 302с.
  19. Поваренков, Ю.П. Профессиональное становление личности /Ю.П.Поваренков//диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.07. – Ярославль, 1999.
  20. Пряжников, Н.С. Направления и методы профориентации /Н.С.Пряжников// Директор школы.-2006г.-№2. С.79-84.
  21. Пряжников, Н.С. Профориентация /Н.С.Пряжников, Л.Е.Пряжникова. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 430с.
  22. Психология профессий  / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический Проект, 2005. – 462с.
  23. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. М.: Гардарики, 1998. - 184 с.
  24. Саруханов,  Э.Р.  Проблемы  управления  профессиональной  ориентацией /Э.Р.Саруханов. — М.: ВЛАДОС, 2001. – 306с.
  25. Степанова, Т.Г. Теоретические аспекты проблем социального интеллекта /Т.Г. Степанова// Весці БДПУ. Сер. 1. Педагогіка. Псіхалогія. Філасофія., - 2007, -х №3 (53), - с.53-55.
  26. Стернберг, Р.Д. Триархическая теория интеллекта /Р.Д. Стернберг // Иностранная психология. 1996. № 6. С. 54-61
  27. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека/ В.Д.Шадриков. - М.; Издательская корпорация «Логос», 2006. – 520с.
  28. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по  профессиональной  ориентации /А.П.Чернявская. - М.: Гардарики,  2001. – 284с.
  29. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы, исследования /М.А.Холодная. – Томск: Изд-во Томск. ун-та. Москва: Изд-во "Барс". 2007. – 425с.
  30. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности /Е.Л.Яковлева. - М.: Флинта, 2007. – 364с

 

 

Приложение А

 

Таблица 2. 1 Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник)

 

№ п\п

Любозна тельность

Воображение

Сложность

Склонность к риску

Общий балл

Уровень

1

18

21

12

14

65

средний

2

11

9

7

8

35

средний

3

5

9

4

4

22

низкий

4

21

19

23

15

78

высокий

5

15

21

20

17

73

высокий

6

12

18

11

8

49

средний

7

19

8

10

6

43

средний

8

10

7

5

8

30

низкий

9

16

14

11

9

50

средний

10

20

22

17

12

71

высокий

11

4

2

5

10

21

низкий

12

6

4

5

3

18

низкий

13

17

19

19

22

77

высокий

14

14

8

12

17

51

средний

15

16

12

10

14

52

средний

16

13

18

11

17

59

средний

17

23

20

24

25

92

высокий

18

15

17

12

16

60

средний

19

3

3

2

4

12

низкий

20

8

7

12

2

29

низкий

21

16

18

8

12

54

средний

22

3

6

11

5

25

низкий

23

21

23

19

21

84

высокий

24

19

15

23

24

81

высокий

25

5

2

4

7

18

низкий

26

4

2

5

10

21

низкий

27

6

4

5

3

18

низкий

28

17

19

19

22

77

высокий

29

14

8

12

17

51

средний

30

16

12

10

14

52

средний


 

 

Приложение Б

 

Таблица 2.2 Результаты исследования профессиональных интересов испытуемых

№ п/п

Сфера профессиональных интересов

искусство

технические

интересы

работа с

людьми

умственный

труд

физический

труд

материальные

интересы

13

20

15

7

13

18

11

14

17

22

15

14

3

17

16

20

17

17

20

12

14

8

17

17

20

10

9

9

20

20

13

14

18

11

16

18

8

22

14

27

9

13

17

15

13

12

15

17

7

23

12

12

19

14

19

9

19

7

21

18

17

14

14

16

12

17

19

18

14

7

19

13

8

25

16

19

10

12

18

18

12

0

23

22

14

11

15

17

14

19

13

9

16

18

14

20

17

13

13

16

18

13

17

11

17

20

13

12

17

17

16

6

19

18

15

15

17

7

18

19

19

13

16

6

21

15

9

24

21

18

6

12

10

19

15

18

19

9

11

22

15

19

9

14

15

21

11

15

16

15

12

15

16

11

18

18

17

15

13

12

16

17

13

14

18

12

17

16

17

16

17

7

21

12

18

18

12

0

23

22

Среднее

14,2

16,1

15,0

12,6

16,3

16,0

Информация о работе Взаимосвязь креативности и подростков