Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 10:04, курсовая работа
Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать творческую деятельность.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КРЕАТИВНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Научные подходы к развитию креативности
1.2 Психолого-педагогическая сущность понятия «профессиональное самоопределение» в контексте современных исследований
1.3 Мотивационные факторы выбора профессии
ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ КРЕАТИВНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Организация исследования. Подбор диагностического инструментария
2.2 Обработка и интерпретация полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Развитию креативности обучающихся способствуют [5 с.65]:
- всяческое поощрение стремления обучающегося быть самим собой, его умения слушать своё "Я" и действовать в соответствии с его "советами"; уважение к личности обучающегося, её уникальности, индивидуальности;
- использование мотивов творческой деятельности, осознание обучающимися её значимости; опора на ценностность творчества; поддержка мотивации стремления к успеху и нейтрализация мотивации избегания неудач;
- создание атмосферы творчества; корректное ведение дискуссий; запрет на критику; равноправие в творческом коллективе;
- опора на положительные эмоции (удивления, радости, симпатии, переживания успеха);
- стимулирование склонности обучающихся к оправданному риску, неординарных, оригинальных поступков и направлений поиска; инициирование интуитивных действий, проверяемых логикой;
- обеспечение обучающегося правом выбора смысла, целей, форм и методов своего образования;
- опора на инициативу, самостоятельность, поощрение стремления обучающегося к самосовершенствованию, самооценке, самореализации, сознательному активному самосозиданию;
- развитие критического мышления; негативное отношение к конформизму, соглашательству, ориентации на мнение большинства (большинство не всегда право);
- сопоставление пограничных понятий и формулировок; использование инверсии, противоречий в учебном материале, подталкивающих обучающихся к поисковой деятельности;
- развитие оргдеятельностных способностей обучающихся, таких как самоопределение, самоорганизация, целеполагание, нормотворчество, целеустремлённость, рефлексия и др.;
- развитие воображения; стимулирование склонности к фантазированию, высокому полёту мысли;
- поиск нестандартных приемов решения конкретных задач и аргументов для доказательства своей точки зрения;
- создание ситуаций, содержащих внутреннюю коллизию и требующих от обучающихся принятия самостоятельных творческих решений, самотрансценденции;
- моделирование экстремальных условий деятельности, требующих поиска новых, нетривиальных решений в условиях дефицита времени и ограниченного набора средств;
- использование задач открытого типа, когда отсутствует единственное правильное решение (которое остается только найти или угадать); тренировка в продуцировании как можно большего числа возможных решений (гипотез), пусть даже фантастических, далёких от реальности;
- использование методов, обеспечивающих постоянную активность обучающегося, например, применение проблемного метода обучения, стимулирующего установку на самостоятельное открытие нового знания;
- показ эволюции научного знания по тому или иному вопросу (разделу);
Одним из наиболее значимых факторов, обеспечивающих развитие креативности обучающихся, является рефлексия. Для обеспечения развития творческих способностей личности в состав рефлексии рекомендуется включать следующие приёмы [5, с.67]:
- остановки, припоминания хода деятельности, возникавших затруднений;
- вычленение единиц, способов деятельности, создание структуры деятельности, выявление внутренних противоречий и путей достижения наилучших результатов;
- анализа результатов деятельности, сопоставление полученных результатов с поставленными целями;
- взгляд на собственную образовательную деятельность и её результаты со стороны (представление себя другим, внешним субъектом);
- сравнение полученных "Я-реального" и "Я-другого" с "Я-идеальным";
- корректура образовательных целей и хода дальнейшей деятельности.
1.2 Психолого-педагогическая сущность понятия «профессиональное самоопределение» в контексте современных исследований
Определение сущности профессионального самоопределения является до сих пор нерешенной задачей и поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в творческом поиске не только педагогов и психологов, но и философов, методологов, писателей, представителей различных направлений науки и искусства.
В отечественной педагогике и психологии в области теории профессионального самоопределения накоплен огромный опыт. Он представлен, уже ставшими классикой исследованиями в области профессиональной ориентации и профконсультирования Е.А. Климов, Л.А. Йовайми, В.В. Назимова, Е.Н. Чистякова и др. Особенностью этих исследований является все более усиливающиеся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.
Проблема профессионального выбора рассматривалась
и как проецирование в будущее определенной
социальной позиции личности. По мнению
М.Р. Гинзбурга, самоопределение личности
включает в себя выбор будущей профессии,
но не сводится к нему. Видение себя как
будущего профессионала является показателем
связи с обществом и фактически означает
проецирование в будущее определенной
социальной позиции, поэтому определенность
выбора профессии является важным параметром,
характеризующим смысловое будущее. В
исследованиях Е.А. Климова отмечается,
что обдумывание жизненного и, в частности,
профессионального, трудового пути «…это
есть непременное и некоторое уменьшение
неопределенности представлений о будущем.
Но уменьшение неопределенности не следует
понимать как воздвижение некоторых барьеров,
препятствующих дальнейшему развитию.
Оставляя в стороне некоторые возможности
выбора, человек в то же время обретает
новые, недоступные ранее возможности
профессионального развития» [9, с.89]. Следовательно,«
Интересными представляются также работы зарубежных исследователей в области профессионального самоопределения. Американские исследователи (Р. Доре, А. Портигал, М. Смит) показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и усиливает удовлетворенность жизнью [8, с.107].
П.Г. Щедровицкий видит смысл самоопределения в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении переосмыслить собственную сущность. В. Франки определяет полноценность человеческой жизни через его способность «выходить за пределы самого себя», а главное – находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни. Рассуждая о самоопределении и самореализации, И.С. Кон связывает их с выполненным делом и взаимоотношениями с окружающими людьми [11, с.102].
Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации [21, с.106]. Исходя из этого, главная задача профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
Специфические задачи профессионального самоопределения [20, с.35]:
Традиционно процесс профессионального становления человека рассматривается как ряд последовательно сменяющих друг друга стадий. Эти стадии так или иначе связаны с возрастными этапами развития человека. Укажем эти стадии [17, с.49]:
Многообразие подходов к рассмотрению категории «профессиональное самоопределение» позволяет констатировать, с одной стороны, динамичный интерес исследователей к проблеме, с другой — выявлять единство взглядов, заключающееся в изучении данного феномена с позиции личностного подхода.Самоопределение нельзя сводить к самосознанию человека, т. к. можно осознавать себя, но не подняться до уровня соотнесения того, что я могу и что от меня требуется. Потребность в самоопределении, его уровень зависят от среды, системы отношений, в которой находится человек (в какой мере она стимулирует подобные размышления), и от зрелости личности, готовности, мотивации человека. Все это позволяет сделать вывод о неразрывной связи профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни.Анализ психолого-педагогической литературы, проведенный в контексте указанной проблемы, позволил определить трактовку понятия «профессиональное самоопределение». Профессиональное самоопределение понимается как готовность личности к осознанному построению своего развития, рассмотрению себя развивающимся во времени и способность самостоятельно находить личностно значимые смыслы в профессиональной деятельности.
1.3 Мотивационные факторы выбора профессии
Одним из важнейших моментов формирования образа себя и целеполагания в юношеском возрасте становится выбор дальнейшей профессии.
Достаточно необходимой в этой связи выступает задача рассмотрения тех факторов, которые способны повлиять на данный выбор. По Е.А.Климову выделено 8 факторов выбора профессиональной ориентации:
- позиция старших членов семьи;
- позиция товарищей, подруг;
- позиция учителей, школьных педагогов;
- личные профессиональные планы;
- способности;
- уровень
притязаний на общественное
- информированность;
- склонности [10, с.14].
В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие:
- интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности);
- способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности);
-темперамент; характер.
Эти факторы часто относятся к субъективным. Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности. Часто проблему способностей связывают с одаренностью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь незначительное число профессий.
М. В. Буланова-Топоркова классифицирует факторы, определяющие выбор профессии вподростковом и юношеском возрасте следующим образом:
- влияние родителей;
- влияние друзей и учителей;
- полоролевые стереотипы;
- уровень умственных способностей;
- структура интересов человека [16, с.92].
Родители разными способами оказывают свое воздействие: прямое наследование профессии родителей, продолжение семейного бизнеса; родители оказывают влияние, обучая своей профессии. Родители влияют на интересы и занятия детей с самого раннего возраста, поощряя или осуждая их интересы и увлечения, воздействуя своей семейной атмосферой. Они воздействуют своим примером, направляют или ограничивают выбор своих детей, настаивая на продолжении или прекращении обучения, на определенной школе или вузе, определенной специализации (внутренние мотивы родителей могут быть при этом различны: неосознанное желание родителей осуществить свои профессиональные мечты через детей; неверие в возможности ребенка; материальные соображения; желание, чтобы ребенок достиг более высокого социального статуса и пр.). На выбор детей оказывает влияние также то, как родители оценивают тот или иной вид деятельности, определенные профессии. Когда уровень образования матери или профессиональный статус отца достаточно высоки, это способствует согласию детей с их мнением по поводу выбора профессии [16, с.94].