Межличностные отношения в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить межличностные отношения в группе менеджеров по продажам. Задачи: 1. Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме межличностных отношений в группе. 2. Провести экспериментальное исследование межличностные отношения в группе менеджеров по продажам с помощью комплекса психодиагностических средств, обработать и проанализировать полученные результаты. 3. Разработать практические рекомендации по оптимизации межличностных отношений в исследуемой группе на основе результатов исследования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме межличностных отношений в группе 5
1.1. Понятия группы и межличностных отношений в психологии 5
1.2. Структура межличностных отношений и их виды 8
1.3. Роль межличностных отношений в группе в профессиональной деятельности менеджеров по продажам 11
Выводы по Главе 1 13
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений в группе менеджеров 14
2.1. Организация исследования 14
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 17
2.2.1. Результаты социометрического измерения 17
2.2.2. Результаты Опросника Т. Лири 18
2.2.3. Результаты оценки психологической атмосферы коллектива 22
Выводы по Главе 2 23
Заключение 24
Литература 26

Вложенные файлы: 1 файл

Межличностные отношения в группе.zip.doc

— 531.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

Введение

 

Взаимодействие человека как личности с окружающим миром  осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются межличностные отношения, понимаемые как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения.

Проблема межличностных отношений в группе вызывает огромный интерес со стороны отечественных и зарубежных исследователей, что подтверждается большим числом публикаций (Б.Д. Парыгин, Н.Н. Обозов, Е.М. Дубовская, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Г.А. Моченов, К. Левин, Я.Л. Морено, Л. Фестингер, Ф. Фидлер и др.). Признанным является тот факт, что межличностные отношения опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией деятельности совместной и определяют социально-психологический климат в коллективе. Вместе с тем, несмотря на значительное число проведенных исследований, анализ доступных источников свидетельствует о недостаточной разработанности целого ряда общих и частных вопросов, затрагивающих проблему специфики межличностных отношений в отдельных профессиональных коллективах. В частности, недостаточно изучено влияние, которое эти отношения оказывают на успешность профессиональной деятельности работников торговли, особенно в сравнительно «молодой» сфере активных продаж. Между тем, происходящие в последние годы социально-экономические преобразования в нашей стране и за рубежом указывают на необходимость прояснения этих вопросов и адаптации уже существующего знания к изменившимся условиям. Это определяет актуальность настоящего исследования.

Объект исследования – межличностные отношения.

Предмет – межличностные отношения в группе менеджеров по продажам.

Цель – изучить межличностные отношения в группе менеджеров по продажам.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме межличностных отношений в группе.

2. Провести экспериментальное исследование межличностные отношения в группе менеджеров по продажам с помощью комплекса психодиагностических средств, обработать и проанализировать полученные результаты.

3. Разработать практические рекомендации по оптимизации межличностных отношений в исследуемой группе на основе результатов исследования.

Методы  исследования: наблюдение; опрос; сравнительный анализ; тестирование с помощью психологических методик социометрического измерения Дж. Морено, диагностики межличностных отношений Т. Лири, диагностики психологической атмосферы в коллективе Ф. Фидлера.

Основное  содержание настоящей работы отражено в двух главах.

В первой главе  представлен анализ отечественных и зарубежных литературных источников по проблеме межличностных отношений в группе, рассматриваются ключевые понятия: «социальная группа», «малая группа», «коллектив», «межличностные отношения». Рассматриваются многоуровневая структура межличностных отношений, различные их виды и основные феномены. Обсуждается влияние характера межличностных отношений в группе на успешность ведущей деятельности ее членов, в частности, представлен анализ специфики профессиональной деятельности менеджера по продажам и ее зависимость от характера межличностных отношений в группе.

Вторая глава отражает результаты собственного эмпирического исследования по изучению межличностных отношений в группе менеджеров по продажам.

Полученные  данные могут быть использованы для  модификации системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Разработанные на основе полученных результатов практические рекомендации могут быть использованы при разработке групповых и индивидуальных психологических методов оптимизации межличностных отношений в данном профессиональном коллективе для повышения качества обслуживания населения и профилактики стрессовых расстройств и эмоционального выгорания у менеджеров по продажам.

Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме межличностных отношений в группе

1.1. Понятия группы  и межличностных отношений в психологии

 

Люди имеют сильнейшую потребность в присоединенности: входить с другими людьми в  продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты. Пожизненная зависимость людей друг от друга, будучи обусловлена биологически-социальными причинами, способствует выживанию человека: наши предки были связаны круговой порукой, обеспечивавшей групповое выживание (и на охоте, и при возведении жилищ десять рук лучше одной); социальная связанность детей и воспитывающих их взрослых обоюдно повышает их жизнеспособность.

В психологии различные общности людей обозначают понятием социальной группы. При этом относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных целями и задачами, обозначают понятием «малая группа» [11, С. 85]. Г.М. Андреева [1] под малой группой понимает группу, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Наряду с понятием малой группы часто употребляют понятие «коллектив», которым обозначают малую группу, достигшую высокого (высшего) уровня социально-психологической зрелости, имея в виду степень развития её социальных и психологических характеристик. Это официально организованная группа, объединение людей, занятых каким-либо общественно-полезным трудом [8, С. 69]; это высшая форма социальной организации, основанная на идейной общности и отношениях товарищеского сотрудничества и взаимопомощи его членов [11, С. 15]

Групповая деятельность складывается из взаимодействия индивидов при совместном решении определенных задач (экономических, производственных и т.д.), важнейшим условием которого являются межличностные отношения. Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющегося в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [7]. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и пр. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией деятельности совместной и лежит в основе формирования климата социально-психологического в коллективе [18, с. 378].

Межличностные отношения – это обязательное условие нормального функционирования общности людей. При сравнении характера межличностных отношений в разных объединениях людей бросается в глаза наличие сходства и различия. Сходство выступает в том, что межличностные отношения оказываются необходимым условием их бытия, фактором, от которого зависит успешное решение стоящих перед ним задач, их движение вперед. Вместе с тем, каждая общность характеризуется преобладающим в ней видом деятельности. Так, для трудового коллектива ею будет профессиональная деятельность, для учебной группы – овладение знаниями, умениями и навыками, для спортивной команды – выступление, рассчитанное на достижение запланированного результата в соревнованиях, для семьи – воспитание детей, обеспечение бытовых условий жизни, организация досуга и др. Поэтому в каждом типе общностей четко просматривается преобладающий вид межличностных отношений, обеспечивающий главную для нее деятельность.

В психологической литературе высказывается множество точек зрения по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей.

Г.Т. Хоментаускас и В.Б. Быстрицкас [13, с. 179] отмечают, что понимание и оценка межличностных отношений в разных подходах опирается на различные психические детерминанты личности.

С точки зрения В.Н. Мясищева, основное, что определяет личность, – это «...ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями...» [10, с. 206].

Г.М. Андреева [1] отмечает, что важнейшей специфической чертой межличностных отношений является их эмоциональная основа. Это означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Как отмечает В.Г. Ромек [17], несмотря на то, что содержанием межличностных отношений являются чувства, для формирования межличностных отношений этого недостаточно. Межличностные отношения существуют только тогда, когда личные позиции и чувства взаимно интересуют партнеров, когда помимо желания говорить о своих чувствах, есть еще желание выслушать партнера, интерес к его собственным мнениям и чувствам.

Н.Н. Обозов отмечает, что межличностные отношения – это всегда «субъект-субъектные» связи [12, с. 7]. Они характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью.

Развитие межличностных отношений может быть обусловлено такими особенностями общающихся, как пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и пр. [19].

В многочисленных работах, посвященных исследованию групп  и коллективов, групповой динамики и т.д., показано влияние организации совместной деятельности и уровня развития группы на становление межличностных отношений, на становление сплоченности, ценностно-ориентационного единства членов коллектива [7].

С позиций концепции деятельностного опосредствования межличностных отношений А.В. Петровского [16], межличностные отношения в любой достаточно развитой группе опосредствованы содержанием и ценностями деятельности, при этом, осуществляя свою цель в конкретном предмете деятельности, группа совершенствует свою структуру и преобразует систему межличностных отношений. Характер и направленность этих изменений зависят, в конечном счете, от конкретного содержания деятельности и ее ценностей, которые черпаются из более широкой социальной общности.

1.2. Структура межличностных отношений и их виды

 

Межличностные отношения  включают три элемента:

  1. Когнитивный (гностический, информационный) элемент предполагает познание, понимание и осознание информации, задействованной в межличностных отношениях.
  2. Аффективный аспект выражается в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) до индифферентных (нейтральных) и дизъюнктивных (негативных, разделяющих).
  3. Поведенческий (практический, регулятивный) компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях.

Н.Н. Обозов [12, стр. 26] считает, что межличностные отношения – это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. Поэтому в качестве главного критерия он рассматривает меру, глубину вовлечения личности в отношения. Исходя из таких критериев, как глубина отношения, избирательность в выборе партнеров, функции отношений, автор предлагает следующую классификацию межличностных взаимоотношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные и деструктивные отношения. Выделяя в структуре личности несколько уровней характеристик (общевидовые, социокультурные, психологические, индивидные), он отмечает, что «...разные виды межличностных взаимоотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности...» [12, с. 117].

В.Б. Ольшанский [14, стр.196] различает инструментальные, функциональные, экспрессивные и эмоциональные межличностные отношения.

По характеру взаимодействия межличностные отношения в производственных группах Я.Л. Коломинский [6, стр. 26] подразделяет на деловые и личностные. На основе этих отношений малая группа 20-30 человек стихийно разделяется на несколько неформальных микрогрупп по 3-7 человек.

Т.Е. Конникова [19], наряду с деловым и личностным компонентом межличностных отношений, выделяет также подсистему гуманистических отношений. При этом личностные отношения понимаются здесь как складывающиеся в группе стихийно, а гуманистические отражают результат взаимодействия первых двух компонентов системы.

Таким образом, наряду с формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений (например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др.). Признаком хорошей организации производственных групп является преобладание официальной структуры над неофициальной. В свою очередь, важно знать, на каких ценностных ориентирах строятся неформальные отношения в группе.

А.В. Петровский [15, стр. 52] предлагает концепцию деятельностного опосредствования межличностных отношений, в которой данные отношения моделируются в форме трехслойной сферы: эмоциональные отношения, основанные на симпатиях и антипатиях членов коллектива; ценности и нормы, принятые членами группы как второй слой; и глубинные образования малой группы, характеризующиеся совместной деятельностью и общими целями. Рассмотрим с этих позиций такие феномены межличностных отношений как конформизм и групповая сплоченность.

Феномен конформности, рассматриваемый классическими социально-психологическими концепциями групповой динамики (К. Картрайт, М. Зандер, К. Левин и др.) как один из основных феноменов межличностных отношений, выражает тип взаимодействия между личностью и группой: группа «давит» на личность, а она либо послушно подчиняется мнению группы, превращается в соглашателя, конформиста, либо противостоит мнению группы, и тогда ее характеризуют как нон-конформиста. Теория А.В. Петровского снимает мнимую дихотомию «конформизм – нон-комформизм», постулируя, что за этими явлениями стоит феномен коллективистского самоопределения, который заключается в том, что отношение личности к воздействиям со стороны группы опосредовано ценностями и идеалами, выработанными в ходе совместной деятельности коллектива.

Информация о работе Межличностные отношения в группе