Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 08:37, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в углубленном изучении основных видов памяти.
В ходе данного исследования решаются следующие задачи:
Дать понятие и общую характеристику памяти;
Дать характеристику видов памяти.
Провести исследование кратковременной памяти.
Введение. 2
1.Память. Виды, уровни и типы памяти. 3
1.1 память как психический процесс. 3
1.2. Виды памяти. 3
1.3 Типы и уровни памяти. 4
1.4..Виды нарушения памяти. Амнезии. 5
2.Исследование памяти. 7
2.1.Методы изучения памяти. 7
2.2 Исследование кратковременной памяти. 8
Список литературы. 10
Содержание.
Введение. 2
1. Память. Виды, уровни и типы памяти. 4
1.1 память как психический процесс. 4
1.2. Виды памяти. 7
1.3 Типы и уровни памяти. 12
1.4..Виды нарушения памяти. Амнезии. 16
2. Исследование памяти. 22
2.1. Методы изучения памяти. 22
2.2 Исследование кратковременной памяти. 28
Список литературы. 30
Память - одна из психических
функций и видов умственной деятельности,
предназначенная сохранять, накапливать
и воспроизводить информацию. Способность
длительно хранить информацию о
событиях внешнего мира и реакциях
организма и многократно
Память представляет собой совокупность процессов, которые пронизывают каждый миг нашей жизни. Память - это не только пассивное сохранение полученной когда-то информации. Человек пользуется памятью каждый раз, когда что-то делает, произносит слово, слышит звук. И неудивительно, что явление памяти интересует ученых, начиная с древности и до наших дней. Еще в античные времена великие философы Аристотель и Платон обращали свое внимание к проблеме памяти.
Позднее память изучали такие
религиозные мыслители, как Фома
Аквинский и Блаженный
Человек постоянно пользуется памятью, которая связывает его прошлое с настоящим и будущим - это основа психической деятельности. Большое значение памяти в сохранении его индивидуально-личностных и деловых качеств. Человек, который полностью лишен способности запечатлять, сохранять, узнавать и воспроизводить прошлый опыт своей жизни, фактически перестает быть личностью. Память - это особый процесс, играющий роль своеобразного «интегратора» по отношению ко всем остальным психическим познавательным процессам. По словам известного польского афориста В. Гжегорчика, «единственной мерой времени является память... Если бы не память, жизнь была бы невозможна; если бы не забывание, жизнь была бы невыносимой».
Малейшее ухудшение памяти
вызывает у любого человека личные
переживания. Именно с памятью он
связывает свое общее психическое
и физическое состояние, свою работоспособность,
способность выполнять
Больший вклад в изучение вопросов памяти человека внесли многие ученые прошлого и современности: Г. Эббингауз, А. Бине, Т. Рибо, К. Бюлер, З. Фрейд, Л.С. Выготский, П. Жане, А.А. Смирнов П.И. Зинченко, и т.д.
Объект исследования данной курсовой работы: память.
Предметом исследования являются виды памяти.
Цель курсовой работы состоит в углубленном изучении основных видов памяти.
В ходе данного исследования решаются следующие задачи:
Дать понятие и общую характеристику памяти;
Дать характеристику видов памяти.
Провести исследование кратковременной памяти.
Память - психический процесс накопления, хранения и использования информации, воспринятой человеком в различные периоды жизни.
Изучением механизмов памяти занимались многие известные психологи. В 80-х годах прошлого века немецкий психолог Г.Эббингауз предложил прием, с помощью которого, по его мнению, можно было изучить закономерности памяти, независимо от деятельности мышления (заучивание бессмысленных слогов). Классические исследования Г.Эббингауза сопровождались работами немецкого психиатра Э.Крепелина, использовавшего сходные приемы при изучении нарушений процессов запоминания у психически больных, а также немецкого психолога Г.Э.Мюллера, чье фундаментальное исследование посвящено основным законам закрепления и воспроизведения следов памяти у человека.
В конце XIX и в начале XX вв. появились исследования известного американского психолога Торндайка, который изучал формирование навыков у животных в процессе выхода из лабиринта.
В начале XX в. исследования процессов памяти были продолжены И.П.Павловым, которым были описаны условия, при которых возникают и удерживаются новые условнорефлекторные связи. Учение о высшей нервной деятельности стало в дальнейшем основой представлений о физиологических механизмах памяти.
Высшие формы памяти у детей впервые изучил выдающийся отечественный психолог Л.С.Выготский, который показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению.
Исследования А.А. Смирнова и П.И. Зинченко раскрыли новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала.
В последнее время появились исследования, которые показали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов памяти связаны с глубокими биохимическими изменениями, в частности, с модификацией РНК. Было установлено, что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем.
Исследования в области психофизиологии памяти определили области мозга, необходимые для сохранения следов, а также неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания и забывания.
Наибольшее распространение
в психологии получили ассоциативные
теории памяти, которые предусматривают,
что предметы и явления действительности
запечатлеваются и
В XVIII-XIX вв. учение об ассоциации лежало в основе так называемой ассоциативной психологии, распространившей принцип ассоциации на все психические явления. Научное обоснование принципа ассоциаций и раскрытие их закономерностей было дано И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. И.П. Павлов рассматривал ассоциации как временные связи, возникающие в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей.
По современным представлениям память есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности, проявляющаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении индивидом его опыта. Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
В сложном процессе памяти П. Линдсей и Д. Норман выделяют 3 совершенно различных типа или системы.
1) "Непосредственный отпечаток" сенсорной информации, воспринимаемой органами чувств в виде полной картины окружающего мира, существующей непродолжительное время. Непосредственные отпечатки сенсорной памяти невозможно повторять, они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.
2) Кратковременная память
сохраняет информацию в виде
непосредственной
3) Долговременная память
- наиболее важная и наиболее
сложная систем памяти. В отличие
от первых двух систем, ее емкость
практически неограниченна.
Существует несколько
основных подходов в классификации
памяти. В настоящее время в
качестве наиболее общего основания
для выделения различных видов
памяти принято рассматривать
1) по продолжительности
закрепления и сохранения
2) по характеру психической
активности, преобладающей в деятельности,
память делят на двигательную,
эмоциональную, образную и
3) по характеру участия воли — на непроизвольную и произвольную;
4)по использованию
В зависимости от продолжительности хранения материала:
Мгновенная, или иконическая,
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты каких-либо элементов. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.
Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека – единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
По характеру психической активности:
Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Двигательная памятьявляется основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Почти всю свою сознательную жизнь мы осваиваем те или иные движения: учимся ходить, писать, кататься на коньках, что-то мастерить, забивать гвозди, шить и многому другому. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз заново учиться осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, «золотые руки».
Эмоциональная память – это память на чувства. Наше отношение ко всему происходящему выражается эмоционально, через гамму разнообразных чувств. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворить наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеется в жизни и деятельности каждого человека. Сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Мы способны заново пережить наше прошлое, вспомнить не только события, которые происходили с нами много лет назад, но и чувства, эмоции, с ними связанные: страх, радость, жалость, ненависть, грусть, веселье и т.д.