Виды, уровни и типы памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 08:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в углубленном изучении основных видов памяти.
В ходе данного исследования решаются следующие задачи:
Дать понятие и общую характеристику памяти;
Дать характеристику видов памяти.
Провести исследование кратковременной памяти.

Содержание

Введение. 2
1.Память. Виды, уровни и типы памяти. 3
1.1 память как психический процесс. 3
1.2. Виды памяти. 3
1.3 Типы и уровни памяти. 4
1.4..Виды нарушения памяти. Амнезии. 5
2.Исследование памяти. 7
2.1.Методы изучения памяти. 7
2.2 Исследование кратковременной памяти. 8
Список литературы. 10

Вложенные файлы: 1 файл

Виды, уровни и тыпы памяти.docx

— 65.80 Кб (Скачать файл)

Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Благодаря образной памяти человек запоминает различные образы: предметов, людей, животных, явлений природы, например грозы. Мы знаем, что такое горькое, сладкое, горячее, холодное, твердое и т.д. Эти образы формировались у нас на основе предшествующего опыта в процессе различных ощущений (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, тактильных). Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все особенности представлений и, прежде всего, их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Поэтому образы памяти нередко расходятся со своим оригиналом, причем со временем эти различия могут увеличиваться.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием. Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст “своими словами”. Словесно-логическая память – специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти.

По характеру участия  воли в процессах запоминания  и воспроизведения материала:

Непроизвольная и произвольная. В первом случае имеется в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Также существует ещё одно деление памяти: на непосредственную и опосредствованную. Непосредственная память – память, когда не используются специальные средства для запоминания, а опосредствованная – когда используются эти средства.

1.3 Типы и уровни памяти.

Индивидуальная особенность  памяти человека называется типом памяти. Различают, например, образный и словесно-логический типы памяти. Люди с образной памятью, вспоминая содержание прочитанной  книги, мысленно видят перед своим  умственным взором действующих лиц, картины природы, отдельные сцены  и т.п. Лица со словесно-логическим типом прежде всего воспроизводят основные мысли книги, вспоминают наиболее интересные формулировки, выражения и пр. Подобный же перевес в сторону образности или отвлеченности имеет место у представителей обеих групп и при запоминании.

Людей с образным типом  памяти чаще всего можно найти  среди деятелей искусства - в среде  художников, актеров, музыкантов, писателей. Смысловая память обычно свойственна  ученым.

Физиологической основой  различия между образной и словесно-лот-ческой памятью являются особенности соотношений  психофизиологических процессов в  головном мозгу: преобладание при запоминании  деятельности первой сигнальной системы (по И.П. Павлову) даст в результате образный тип памяти, второй - словесно-логический. Учитывая, что основная масса людей характеризуется гармоническим сочетанием обеих сигнальных систем, следует отнести их память к среднему типу как наиболее распространенному, который и учитывается при преподавании в средних и высших учебных заведениях.

Своеобразной формой образной памяти можно считать память эмоциональную, т.е. весьма развитое запоминание и в равной же степени воспроизведение разнообразных чувств, с которыми человеку приходилось иметь дело в прошлом.

Среди других типов памяти можно отметить зрительную, слуховую (в частности - музыкальную), двигательную (например, у балерин, танцовщиков) и  пр. Встречаются иногда случаи весьма развитой памяти на числа, имена, многочисленные формы профессиональной памяти. Подсчитано, например, что отлично развитая зрительная и слуховая память наблюдается примерно у 1- 3% людей. Это позволяет им, используя свои индивидуальные мнемические способности, заниматься определенного вида деятельностью, в процессе которой природные данные еще более развиваются и совершенствуются, достигая иногда высшей степени.

Из биографии И.И. Левитана известно, что он летом часто посещал  своих товарищей, живших в одной  из волжских деревень. Работал в  эти периоды художник мало, часто  вообще не брал с собой палитру. Зато через несколько месяцев, уже  зимой, Левитан был способен у  себя дома в мастерской написать картину, которая являлась точной копией виденного  им летом пейзажа.

В значительной степени выраженная слуховая память была с самых ранних лет присуща В. А. Мощфту. Будучи четырнадцатилетним мальчиком, он единственный раз прослушал в Сикстинской капелле большое и сложное произведение Miseicie d'AUegri и, придя домой, с точностью записал его в своей нотной тетради (копии партшур этого произведения были запрещены папой). Композитор А.К. Глазунов, прослушав в фортепианном исполнении увертюру к опере "Князь Игорь", записал ее на память. Отличной слуховой памятью обладал писатель С.Т. Аксаков. Достаточно было в его присутствии прочитать 2-3 страницы незнакомых до сих пор стихов, как он мог их тут хв повторить.

Перечисленные типы памяти в той или иной комбинации и  степени выраженности есть у каждого человека. Индивидуальные особенности памяти также могут проявиться в сочетании быстрого запоминания с медленным забыванием, медленного запоминания с медленным забыванием, быстрого запоминания с быстрым забыванием. Одни лучше запоминаются исторические события, другие - физические формулы и т.д.

Развитие мнемические способностей обусловлено появлением операционных и регулирующих механизмов. В этом процессе можно выделить четыре основных уровня: запоминание с опорой на функциональные механизмы; появление операционных механизмов; развитие операционных механизмов и появление регулирующих; сформирована система функциональных, операционных и регулирующих механизмов.

Первый уровень — уровень до деятельностной памяти.  Запоминание совершается с опорой на функциональные механизмы, так как операционные механизмы еще не появились. Феноменологически запоминание на этом уровне близко к запечатлению и механическому запоминанию. Сказанное означает, что информация повторяется, циркулирует, но не обрабатывается, не трансформируется.

Второй уровень характеризуется  появлением в структуре памяти операционных механизмов, которые функционируют преимущественно на перцептивном уровне. Ими могут быть: группировка, распределение по объему, по времени, в пространстве, перекодирование, выделение опорного пункта по внешним признакам, а также ассоциации. С появлением операционных механизмов в структуре памяти процесс запоминания принципиально меняется. Субъект начинает ориентироваться в запоминаемом материале, причем ориентироваться целенаправленно, осмысленно. Возникают предпосылки регулирующих механизмов, так как с развитием ориентировочных действий появляется база для подлинной регуляции.

Трети й уровень развития мнемические способностей — это уровень, на котором появляются все основания рассматривать процесс запоминания как деятельность. Сформированы все компоненты функциональной системы мнемические способностей. Развивается структура операционных механизмов. В связи с этим появляются основания для возникновения и развития регулирующих механизмов. Операционные механизмы способны функционировать на всех уровнях: восприятия, представления, памяти, мышления и воображения. На третьем уровне субъекту подвластны все способы обработки запоминаемого. Сущность этого уровня заключается в появлении внутренней регуляции благодаря формирующейся системе функциональных и операционных механизмов.

Четвертый уровень развития мнемические способностей характеризуется сформированной функциональной системой мнемические способностей. Операционные механизмы представляют развитые системы действий. Субъект умеет обрабатывать материал на любом уровне анализа запоминаемого, причем при доминирующей мыслительной обработке. На этом уровне наиболее заметна интегрирующая роль мышления, затем, на высшем уровне, рост эффективности системы функциональных и операционных механизмов объясняется двунаправленной интеграцией нижележащих уровней. На предыдущих уровнях субъект в гораздо большей степени зависит от объекта, от запоминаемого материала. На первом уровне субъект не оперирует образом запоминаемого, он оперирует с объектом. На втором уровне появляется возможность оперировать образом, но эти действия направлены на то, чтобы запомнить материал без изменения. На третьем уровне субъект способен структурировать, группировать, достраивать запоминаемое, т.е. манипулировать содержанием материала в целях запоминания. В данном случае запоминание осуществляется на том уровне, который более развит, мышление может не иметь доминирующего значения. На высшем уровне развития мнемические способностей субъект использует все имеющиеся у него способы обработки запоминаемого под регулирующим воздействием мышления. Высший уровень характеризуется появлением регулирующего механизма мнемические способностей, выражающегося в том, что контролирующие, программирующие действия уже не представлены так отчетливо, как на предыдущем уровне. Контроль процесса запоминания представляет собой неразрывное единство с процессом запоминания. Развитие системы функциональных и операционных механизмов находится в прямой зависимости от степени интегрированности познавательных способностей. Эффективность регулирующих механизмов мнемические способностей является функцией этой системы. Итак, сущность высшего уровня развития мнемические способностей — сформированная функциональная система мнемические способностей

1.4..Виды  нарушения памяти. Амнезии.

Количественные нарушения  памяти включают амнезию, гипермнезию и гипомнезию идр.

Амнезия - выпадение памяти на разные сведения, навыки либо на тот или иной промежуток времени. При фиксационной амнезии наблюдается утрата способности запоминать и воспроизводить новые сведения. Резко ослаблена или отсутствует память на текущие, недавние события при сохранении ее на приобретенные в прошлом знания. Ориентировка в обстановке, времени, окружающих лицах, в ситуации нарушена — амнестическая дезориентировка. Фиксационная амнезия является важнейшим признаком корсаковского синдрома, наблюдающегося при корсаковском психозе, черепно-мозговых травмах, атеросклеротических, других органических психозах, интоксикациях (например, окись углерода), атрофических процессах (старческое слабоумие, болезнь Альцгеймера). При фиксационной амнезии нарушение касается механизмов кратковременной, а возможно и непосредственной памяти. 

Вследствие прогрессирующей  амнезии (постепенно нарастающего и  далеко идущего опустошения памяти) происходит утрата запасов памяти в  определенной последовательности, подчиняющейся  закону Рибо-Джексона от частного — к более общему, от позднее приобретенного, менее прочно закрепленного и менее автоматизированного—к тому, что было приобретено раньше, прочнее закреплено, более организовано и автоматизировано; от менее эмоционально насыщенного — к более эмоционально значимому. Дольше всего сохраняются следы двигательной и эмоциональной памяти — двигательные навыки (привычные действия, походка, жесты), характер аффективных реакций на определенные ситуации. Различают несколько этапов развития прогрессирующей амнезии. На первом этапе наблюдается резкое снижение памяти на текущие события — фиксационная амнезия. Память на прошлое может быть удовлетворительной или даже несколько повышенной (иногда оживление памяти на прошлые события достигает степени гипермнезии). На втором этапе амнезии присоединяются пробелы памяти на события, предшествовавшие началу заболевания, а затем все более отдаленные — ретроградная амнезия. На третьем этапе сохраняются разрозненные и очень скудные воспоминания, относящиеся, в основном, к детским годам жизни. Нарушены все виды ориентировки. Воспоминания далекого прошлого могут переживаться как происходящее в данный момент — экмнезия. Экмнезии, которые впервые выделил Питр (1882) представляют собой яркие воспоминания прошлых событий, имевших место перед теми, которые подверглись амнезии. При прогрессирующей амнезии страдают все виды памяти (кратковременная, промежуточная, долговременная). 

Информация о работе Виды, уровни и типы памяти