Виды, уровни и типы памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 08:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в углубленном изучении основных видов памяти.
В ходе данного исследования решаются следующие задачи:
Дать понятие и общую характеристику памяти;
Дать характеристику видов памяти.
Провести исследование кратковременной памяти.

Содержание

Введение. 2
1.Память. Виды, уровни и типы памяти. 3
1.1 память как психический процесс. 3
1.2. Виды памяти. 3
1.3 Типы и уровни памяти. 4
1.4..Виды нарушения памяти. Амнезии. 5
2.Исследование памяти. 7
2.1.Методы изучения памяти. 7
2.2 Исследование кратковременной памяти. 8
Список литературы. 10

Вложенные файлы: 1 файл

Виды, уровни и тыпы памяти.docx

— 65.80 Кб (Скачать файл)

Прогрессирующая амнезия  наблюдается при атрофических процессах, прогрессивном параличе, прочих грубо  органических поражениях. 

Ретроградная амнезия - выпадение памяти на события, которые предшествовали состоянию измененного сознания, грубо органическому повреждению головного мозга, гипоксии (например, самоповешение), развитию острого психотического синдрома.

Антероградная амнезия - утрата воспоминаний о событиях, непосредственно следующих за окончанием бессознательного состояния или другого явного расстройства психики.  Амнезия может распространяться на значительные промежутки времени, достигающие нескольких дней, месяцев, возможно, лет.

Конградная амнезия характеризуется выпадением памяти о событиях в окружающем и о собственном самочувствии на период нарушенного сознания. Амнезия может быть полной или тотальной, что характерно для сумеречного помрачения сознания, аменции, выраженной оглушенности.

При алкогольной амнезии наблюдается выпадение памяти на события, приуроченные к опьянению больных алкоголизмом. Известны случаи, когда страдающие алкоголизмом лица забывают о впечатлениях периода опьянения, будучи трезвыми, но при повторном опьянении вновь могут о них вспомнить, — феномен разрывной памяти Д. Гудвина. Феномен напоминает состояния альтернирующего сознания и тем самым наводит на мысль об истерическом его происхождении. 

Выпадение специализированных видов памяти (на лица, цвета, запахи, символы, навыки) является систематизированной (системной) амнезией. К данному виду амнезии относятся нарушения типа афазии, агнозии, апраксии. 

Моторная (экспрессивная) афазия характеризуется затруднениями в словесном выражении мыслей. Страдает произвольная письменная речь, в то время как при списывании она сохранена лучше.

Сенсорная афазия проявляется непониманием устной и письменной речи, поскольку нарушен фонематический. Нарушаются чтение, письмо. 

Амнестическая афазия проявляется забыванием нужных слов, например, названий предметов. Вместо этого пациенты показывают или описывают назначение и свойства предметов, действия, которые совершаются с ними.

Семантическая афазия характеризуется непониманием сложных фраз из-за неспособности идентифицировать грамматические формы, которые выражают отношения между понятиями. 

Агнозия - нарушение узнавания предметов. При оптической агнозии предметы не узнаются, возможно, из-за выпадения адекватных программ исследовательских действий (ощупывающих движений глаз). Зрение и цветовосприятие не страдают.

Агнозия в отношении собственного тела определяется как соматоагнозия., которая выражается в неузнавании частей своего тела. Прозопагнозией называют неузнавание лиц знакомых людей на фотографиях.

При апраксии происходит выпадение моторных навыков (действий с предметами, жестов, выразительных актов, способности подражать действиям окружающих и выполнять движения по просьбам извне). При моторной апраксии пациент забывает характер действий, требуемых для выполнения задания. При идеаторной апраксии страдает план, последовательность действий, которые нужно выполнить для достижения цели. Конструктивная апраксия проявляется в том, что пациент не может из отдельных элементов или частей воссоздать нужную целостную структуру (составить фигуру, орнамент и др.).

Мотивированная амнезия - выпадение памяти на отдельные психотравмирующие события. Пробелы возникают по механизмам вытеснения. В состоянии гипнотического сна, по преодолении сопротивления утраченные воспоминания могут быть восстановлены.  Наблюдается у лиц с истерическими чертами характера, при неврозах. Вытеснение психотравмирующих воспоминаний — явление чрезвычайно распространенное и среди здоровых индивидуумов; рассматривается как один из механизмов психологической защиты. 

Аффектогенная амнезия есть утрата воспоминаний о событиях, происшедших во время бурной эмоциональной реакции — аффекта. Выявляется по выходе из состояния патологического аффекта, обусловлена сужением сознания. Фактически является вариантом конградной амнезии. Считать ее кататимической, то есть связывать с действием механизмом вытеснения, очевидно, не следует. 

Гипомнезия, или ослабление памяти, чаще всего проявляется в виде дисмнезии — неравномерного поражения различных функций памяти, в первую очередь ретенции и репродукции. Признаком сравнительно легкого ослабления памяти является также забывание того, что о каком-либо факте больной уже сообщал ранее данному лицу. 

Гипермнезия встречается при гипоманиакальных и маниакальных состояниях, в начальных стадиях опьянения (алкогольного, гашишного и др.), в продроме экспансивной формы прогрессивного паралича, при шизофрении, в состоянии гипнотического сна. Гипермнезия может быть при депрессии — отчетливо вспоминаются самые незначительные эпизоды прошлого, созвучные пониженной самооценке и идеям самообвинения. Гипермнезия бывает парциальной, избирательной.

Парамнезии (искажения, обманы), или качественные нарушения памяти, встречаются как самостоятельно, так и в сочетании с количественными нарушениями. Сложность симптоматики парамнезии затрудняет их разграничение и классификацию. 

Среди нарушений памяти выделяют иллюзии узнавания. При таких  отклонениях функционирования памяти незнакомые лица, предметы, обстановка принимаются за другие, действительно  существующие и известные больному. Чаще всего возникают в отношении  людей. Иллюзии узнавания касаются обычно одного или ограниченного  круга лиц или предметов, реже бывают множественными,— они, нестойки и тотчас забываются. Возникают на фоне дезориентировки в месте, времени и обстановке при помрачении сознания, амнестическом синдроме (интоксикационные), сосудистые, сенильные психозы). Иллюзорные ложные узнавания с ощущением отдаленного сходства без полной идентификации объектов могут возникать при астенических состояниях. В психологическом плане появление иллюзий узнавания, вероятно, связано с нарушением механизмов апперцепции — сличения текущих впечатлений с прошлым опытом, составляющего основу узнавания объектов.

 

 

  1. Исследование памяти.

    1. Методы изучения памяти.

В современной психологии все отдельные опыты с памятью  человека сводятся, в основном, к  тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает материал, а затем, спустя некоторое количество времени, его воспроизводит, узнаёт усвоенное. В каждом из таких опытов экспериментатор  имеет дело с тремя основными  переменными:

1. деятельностью усвоения  или заучивания;

2. интервалом между усвоением  и воспроизведением;

3. деятельностью воспроизведения.

Материал может предъявляться  испытуемым зрительно или на слух. Кроме этого есть и иные способы: зрительно-слухо-моторный, зрительно-моторный, зрительно-слуховой. В своей работе мы коротко остановимся более подробно на основных методиках исследования памяти человека, которые позволяют наиболее полно и глубоко проанализировать все её стороны, виды и свойства.

Исследование  непроизвольного запоминания и  условий его продуктивности

Непроизвольное запоминание  представляет собой процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач. Непроизвольное запоминание - это продукт и условие познавательных и практических действий. Это не случайный, а закономерный процесс, детерминированный особенностями деятельности субъекта.

Для изучения особенностей непроизвольного запоминания используется ряд конкретных методик. К примеру, А.А. Смирнов при исследовании роли активности в непроизвольном запоминании  предлагал испытуемым пары фраз, на которых они должны были выводить определённые орфографические правила, а затем придумывать примеры  на эти правила. На следующий день испытуемым предлагалось воспроизвести  те фразы, которыми они оперировали  накануне. Опыты показали, что собственные  фразы запоминались гораздо продуктивнее предложенных экспериментатором.

Методика И.П. Зинченко направлена на изучение влияния направленности деятельности на продуктивность запоминания. Для этого он предложил методику классификации предметов и составления  числового ряда. При выполнении этих обеих задач предметы числа запоминались непроизвольно. Когда предметы и  числа были объектом деятельности испытуемых (классификация предметов в первом опыте и составление числового  ряда во втором), они запоминались лучше, чем, когда служили фоновыми раздражителями. Однако и в этом случае (когда  объекты выступали в качестве фонового раздражителя) запоминание  было результатом проявления со стороны  испытуемых какой-либо активности по отношению  к этим объектам, хотя она и проявлялась  лишь в форме случайных ориентировочных  реакций.

Опишем несколько наиболее известных методик исследования непроизвольного запоминания.

Методика «Классификация изображений предметов».

Экспериментальный материал - 15 карточек, на каждой из которых изображён  один предмет. 15 предметов легко  классифицируются: животные, фрукты, игрушки. Кроме изображения предмета, на каждой карточке (в правом верхнем углу) написано двузначное число.

Перед началом исследования карточки располагаются на щите в  случайном порядке и закрываются  листом бумаги. Участвующим в исследовании выдаётся инструкция следующего типа, в которой говорится о том, что будет проводится опыт на умение классифицировать предметы по общим признакам. Задача испытуемого состоит в том, чтобы расклассифицировать предметы по группам и записать их в этом порядке, ставя в начале группы её название. После окончания опыта его участникам предлагается по памяти воспроизвести в любом порядке сначала предметы, изображённые на карточках, а затем числа.

На основании анализа  данных делаются выводы об условиях продуктивности непроизвольного запоминания.

Измерение объёма кратковременной памяти

Кратковременная память представляет собой такой её вид, который характеризуется  очень кратким сохранением материала  после однократного непродолжительного восприятия и только немедленным  воспроизведением. Для измерения  объёма кратковременной памяти могут  использоваться различные методики.

«Метод Джекобса». Этот метод проводится на цифровом материале и представляет собой следующую работу. Испытуемому предъявляются последовательно семь рядов цифр, которые содержат от 4 до 10 элементов. Ряды цифр составляются случайно. Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения каждого ряда, через 2-3 секунды, испытуемые письменно воспроизводят в протоколе элементы рядов. Опыт повторяется несколько раз на различных цифровых рядах. После эксперимента испытуемый даёт отчёт о том, какими приёмами он пользовался для запоминания рядов. Анализ результатов и формулирование выводов об объёме кратковременной памяти проходит на основании полученных количественных данных, а также на основе словесного отчёта испытуемых о ходе процесса запоминания.

Ещё одна методика определения  кратковременной памяти разработана  Л.С. Мучником и В.М. Смирновым («Определение индекса кратковременной памяти»). В первой части предложенного  ими теста задания выполняются  по методу Джекобса. Во второй части опыта определяется объём оперативной памяти, для чего испытуемому предъявляют случайные однозначные числа, которые он должен попарно складывать в уме и запоминать результаты сложения. После окончания испытуемый должен воспроизвести все результаты подсчётов. По окончании двух опытов подсчитывается по специальной формуле индекс кратковременной памяти.

Методика «Измерение объёма кратковременной памяти методом  определения отсутствующего элемента». Испытуемые предварительно знакомятся с рядом стимулов, которые используются в эксперименте. Затем эти стимулы  предъявляются им в случайном  порядке. Задача испытуемого состоит  в том, чтобы определить, какой  из элементов ряда отсутствует в  предъявленной последовательности. В качестве стимулов для запоминания  могут выступать числовые ряды, слова  и др. В заключении эксперимента делаются выводы об объёме кратковременной памяти.

 Исследование  динамики процессов заучивания

Для исследования процесса запоминания используются следующие  классические методики: метод удержания  членов ряда, метод заучивания, метод  удачных ответов, метод антиципации.

Так, к примеру, при проведении метода заучивания, испытуемому предлагают заучить ряд элементов (слоги, слова, числа, фигуры и т.п.) до критерия их безошибочного воспроизведения в любом порядке. Для этого ряд объектов предъявляют несколько раз. То количество повторений предъявления ряда объектов для безошибочного повторения испытуемым является показателем запоминания. Предлагая испытуемому повторно воспроизвести график объектов через определённые промежутки времени можно построить график забывания. Таким образом, метод заучивания позволяет экспериментатору прослеживать динамику процессов запоминания и забывания материала разного объёма и содержания.

Приведём пример методики «Исследование процесса заучивания». В качестве экспериментального материала  здесь выступают не связанные  по смыслу слова. Материал представляется слуховым способом. Испытуемому предлагается ряд из 12 слов с требованием его  заучить до безошибочного воспроизведения  в любом порядке. После каждого  предъявления ряда испытуемый воспроизводит  его. Ряд повторяется спустя 5 с  после окончания воспроизведения. Удержанные элементы фиксируются в  протоколе знаком «+»; если испытуемый называет слово, которого ранее не было, то оно записывается в примечаниях  к протоколу. Опыт проводится до полного  заучивания всего ряда.

Информация о работе Виды, уровни и типы памяти